Раздел II. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МЕЖДУРЕчЬЯ



Становление производящего хозяйства

(ВВЕДЕНИЕ)

(© Перзашкевич О. В.)

10 тысяч лет назад — зарождение земледелия и животноводства.

9 тысяч лет назад — человек начинает обрабатывать медь.

8-7 тысяч лет назад — появление ремесел.

7 тысяч лет назад — распространение производящего хозяйства по всей Западной Азии, проникновение его в Европу и Африку.

 

1. Зарождение земледелия . Поля диких ячменя и пшеницы были желанной находкой человека каменного века. Со временем люди сами научились высевать и собирать и ячмень и пшеницу. Постепенно собиратели становились земледельцами. Древнейшие известные нам земледельцы появились в Малой Азии около 10 тысяч лет назад.

Самые первые земледельцы сеяли семена с помощью палок-копалок. Такими палками делали лунки и клали туда зерна. Позже землю стали копать лопатами или мотыгами. Мотыга — палка с прикрепленным к ней наконечником из твердого материала. Первые мотыги имели наконечники из кости или рога. Жали урожай серпами с вкладышами из кусочков кремния или вулканического стекла.

Люди заметили, что зерно имело твердую оболочку и хорошо сохранялось. Но эта оболочка не переваривается человеческим желудком. Ее надо обязательно разрушить. Для этого человек использовал каменные зернотерки и ступки.

Около 7 тысяч лет назад земледелие распространилось по всей Западной Азии. Для жителей этих земель оно стало основным хозяйственным занятием. Это занятие давало значительно больше пищи, чем охота и собирательство.

Земледельцам надо было больше переходить с места на место в поисках пищи. Образ жизни стал оседлым. Оседлый образ жизни — это жизнь человека на одном постоянном месте.

Таким образом, земледелие зародилось в Малой Азии около 10 тысяч лет назад и постепенно стало главным хозяйственным занятием людей. Орудиями труда земледельца были палка-копалка, мотыга, лопата, серп, зернотерка и ступка. Появился оседлый образ жизни.

2. Возникновение животноводства. Охота и после оледенения оставалась важным хозяйственным занятием. Особенно там, где земледелие было не известно. Человек заметил, некоторые животные могут очень помочь на охоте. Но не все они поддавались приручению. Первым домашним животным охотника стала собака. Заметили люди, что и другие животные могут жить в неволе. Но тогда их, как и собаку, надо кормить. Постепенно человек приручил свинью, козу, овцу и корову. Но все эти животные оставались полудикими. Человек еще не мог поставить их в стойло и прокормить. Животные паслись сами и только время от времени приходили к человеку за пропитанием. Только там, где было развито земледелие, люди могли полностью одомашнить животных. Их можно было прокормить и в стойле.

Животноводство давало людям очень ценную пищу. Молоко и мясо теперь не надо было добывать на охоте. Шкуры можно было использовать для одежды.

Ученые считают, что животноводство возникло одновременно с земледелием. Земледелие и животноводство давали человеку пищу и одежду. Эти пища и одежда были уже не добычей или находкой. Это были результаты труда самого человека. Поэтому земледелие и животноводство называются производящим хозяйством.

Таким образом, животноводство зародилось одновременно с земледелием. Постепенно оно также стало главным хозяйственным занятием людей. Земледелие и животноводство вместе называются производящим хозяйством.

3. Появление ремесла. Производящее хозяйство давало не только пищу. Со временем, древние земледельцы сделали и еще одно открытие. Если животных стричь, а стебли некоторых растений собирать, то можно обеспечить себя хорошей пряжей. Из стеблей и шерсти можно прясть прочные нити. Так появилось ткачество. Ткачество — плетение из нитей частого сетчатого полотнища. У человека появилась удобная и теплая одежда, ради которой не надо было убивать животных. Ее ткали из шерстяной, льняной или конопляной нити. Шерсть, лён и конопля стали первыми материалами, из которых человек научился прясть нити. Однако льняную и конопляную нить не обязательно было ткать. Люди сплетали их и получали прочные веревки.

Заметили люди и особые свойства глины. Она может затвердевать на огне, не пропускать воду и долго хранить тепло. Из глины стали лепить горшки и обжигать их. В такой горшок можно было налить воду или молоко, насыпать зерна и даже приготовить пищу, которая долго не остывала. Так появилось гончарство. Гончарствоизготовление посуды из глины.

Было и еще одно полезное свойство глины. Из нее делали кирпичи. Из кирпичей можно было строить дома и очаги. Там, где не было камня и дерева, глиняный кирпич стал главным строительным материалом.

Таким образом, ремесло – это изготовление различных изделий вручную. Первыми ремеслами стали ткачество и гончарство. Человек научился обеспечивать себя одеждой, посудой и строительными материалами.

4. Становление металлургии. Человек сталкивался с металлами с очень глубокой древности. Но долгое время он не знал об этом, потому что считал метеориты, руду и самородки камнями. Первым металлом, который человек стал различать, было метеоритное железо. Украшения и амулеты из него делали еще около 12 тысяч лет назад. Конечно, метеориты человек не обрабатывал и не плавил. Но от других камней метеориты отличались тем, что падали с неба и долго были горячими. Поэтому в древности люди часто называли метеориты “небесными камнями” и считали небо очень твердым и очень горячим.

Первым металлом, который человек стал обрабатывать и плавить, стала медь. Медь встречается в природе и в самородках и в составе руды. Расплавить ее можно в обычном костре. Люди заметили это и постепенно стали использовать для изготовления орудий топоров, наконечников мотыг, копий и стрел. Медный топор был легче каменного и его можно было быстро заточить и переплавить заново. Медный наконечник мотыги был прочнее и долговечнее костяного и рогового. Копье или стрела с медным наконечником были легче каменных и удобнее в использовании.

Кроме меди, в обычном костре можно было выплавить олово и свинец. Но руды этих металлов встречаются в природе значительно реже меди. Поэтому человек в древности знал о них, но использовал гораздо реже меди. К тому же олово более хрупкое, чем медь, а свинец очень тяжелый.

Из драгоценных металлов ранее других человек узнал о золоте и серебре, которые встречались в самородках.

Таким образом, открытие металлов и возникновение металлургии стало важнейшим событием в истории человечества. Оно означало конец каменного века и наступление века металлов.

5. Образование племен. Жизнь человека стала более долгой. Новая растительная и животная пища была и более здоровой. Гораздо больше детей стало доживать до взрослого возраста. Зависимость человека от капризов природы постепенно стала уменьшаться. Увеличивалась и продолжительность жизни человека. Некоторые люди стали доживать до глубокой старости. Сложность определения родственных связей между старшими и младшими родичами возросла. И род постепенно стал делиться на несколько новых родов. Главой нового рода становился старейший родич. Его называют “старейшина”. Старейшинами могли быть и мужчины, и женщины. Это зависело от принятых в роде обычаев.

Разделившиеся родичи знали о своем дальнем родстве, но уже не умели определять точную степень этого родства. Так появилось племя. Племя — объединение родов, имеющих общее происхождение. Представители разных родов в составе племени называются “соплеменниками”. Соплеменники часто вели общее хозяйство. Они жили со соседству, обрабатывали общие земли, пасли общий скот. Такая община называется соседской.

Если же надо было решать вопросы отношений между родами одного племени, то собирался совет старейшин. Совет старейшин — это собрание всех старейшин племени. Самые же важные вопросы решало народное собрание. Народное собрание — это общее собрание всех взрослых соплеменников. Во время войны или стихийного бедствия во главе становились вожди. Их избирали на народном собрании.

Старейшины и вожди пользовались особым почетом и уважением. Им отдавали самую лучшую одежду, лучших животных, лучшие земли. Они распоряжались запасами пищи. Они имели должны были судить соплеменников и управлять племенем. Все эти особенные права обычно называют словом “ власть ”. Вожди и старейшины составляли знать. Часто знать пользовалась своей властью в своих личных или семейных интересах. Со временем знать стала передавать свое имущество, а затем и должности, по наследству. Так возникло неравенство.

Со временем, некоторые племена стали столь многочисленны, что разделились. Но они по-прежнему знали о своем родстве. Так появились племенные союзы. Люди, которые входили в племенной союз, назывались “свои”. Те, кто не входил в союз, назывались “чужие”. Когда несколько племенных союзов сталкивались, начиналась война. Во время такой войны каждый человек должен был защищать “своих” и бороться против “чужих”.

Таким образом, производящее хозяйство привело к росту населения на земле. Образовались племена, а затем и племенные союзы. Появились соседские общины. Возникло неравенство. Родовые отношения подходили к концу.

 

Раздел I. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ.

 

В северо-восточной части Африки, по обоим берегам реки Нил с древних времен существовало государство Египет. Люди пришли сюда в V тыс. до н. э., когда научились изготавливать медные орудия труда. Но ни тогда, ни тысячелетия спустя, им не удалось освоить земли песчано-каменистых пустынь, находящиеся от Нила далее, чем в 20 км, а кое-где и всего в 2 км. Пригодной для жизни людей являлась только сама долина великой реки.

Именно с Нилом связаны и все представления египтян об окружающем мире, и само их физическое существование. То, что Нил всегда разливался в одно и то же время раз в год, каждый раз приносил с собой плодородие и тек, не меняя русла, строго с Юга на Север, вселяло в египтян веру в вечность и незыблемость природного окружения и существующих общественных отношений.

1. Хозяйственная жизнь. Хозяйственный год, который, как и наш современный, состоял из 365 дней, делившихся на 12 месяцев, начинался в июле с разлива Нила и делился на три сезона: разлив, сев и уборка урожая, мертвый сезон.

Основным хозяйственным занятием древних египтян было орошаемое земледелие на заливаемых во время разлива Нила землях. От нильских наносов земля становилась черной и давала богатые урожаи, являвшиеся основой экономического и военного могущества страны. Но, несмотря на наносы, земледелие требовало от египтян значительных усилий. Для поддержания ирригационной системы в должном порядке и равномерного распределения воды, которая поднималась во время разлива реки до 14 м., заливаемое поле разделяли дамбами на правильные квадраты. В дамбах имелись стоки для воды. Иногда для искусственного поддержания уровня воды сооружали плотины и отводные каналы. В результате Древний Египет был очень похож на страну, искусственно созданную по правилам геометрии.

Но даже такая система инженерных сооружений не могла гарантировать древним египтянам благополучного года и освободить от зависимости от природы. Если вода во время разлива не поднималась выше 7 м., в стране наступал голод. Если уровень воды был максимальным, то многие сооружения приходилось отстраивать заново.

Немалых усилий требовали и другие необходимые работы: осушение болот Дельты Нила и строительство других объектов государственного значения (царские пирамиды и гробницы, сухопутные дороги, храмы, Лабиринт).

Земледельческие, инженерные и многие другие работы производились свободными крестьянами. Зависимые крестьяне были только в хозяйствах храмов и некоторых крупных вельмож. Рабов в Древнем Египте было сравнительно мало, по происхождению они были иноземцами-военнопленными из Передней Азии и Африки. Их использовали на строительстве и в вельможных хозяйствах.

Существовали в Древнем Египте также и ремесленные мастерские, имевшие зачастую узкую специализацию и принадлежавшие государству, вельможам или храму. В них трудились ювелиры, плотники, гончары, камнерезы, литейщики, портные, медники и сапожники.

Древний Египет вел обширную торговлю со странами Междуречья, Восточного Средиземноморья и Африки.

С середины II тыс. до н. э. значительные доходы стали давать успешные захватнические войны.

2. Государственное устройство. До III тыс. до н. э. в Египте существовало несколько небольших самостоятельных государств, во главе которых стояли цари. Около 3000 г. до н. э. один из них по имени Мина подчинил себе всех других и объединил в единое государство. Его столицей стал специально построенный для этого город Мемфис. Главным богом Мемфиса был Птах, храм которого египтяне называли Хет Ка Птах. От этого названия и произошло греческое название страны - Египет. Мемфисский дворец царя египтяне называли пер-о, от чего произошло название древнеегипетского царя - фараон.

Со времен Мины государство поставило под свой контроль все материальные и трудовые ресурсы страны. Оно организовывало и контролировало сооружение единой ирригационной системы, по частям возводившейся в отдельных местностях страны тысячами работников. Этими работниками управляли государственные чиновники, которые планировали отдельные участки системы, информировали центральную власть о положении дел. Под таким же строгим контролем находились и все остальные государственные работы.

Главой государства был фараон. Официально он был и царем и богом одновременно. Отцом каждого фараона считался бог Амон-Ра, а матерью - земная женщина. После смерти фараона хоронили как человека, но как бог он воссоединялся с остальными небожителями. Фараон обладал неограниченной властью.

Власть фараона осуществляла вертикаль чиновников различных рангов, которые, в большинстве случаев, занимали эти должности по наследству. Но некоторые из них происходили из низов, попав на должность благодаря своим способностям. Кроме уже названных обязанностей, чиновники должны были ездить за границу за сырьем, организовывать экспедиции в отдаленные районы страны за камнем, золотом и медью, выполнять дипломатические обязанности за рубежом. Этой многочисленной армией чиновников руководил не сам фараон - он считался слишком великим, чтобы общаться со смертными -, а его "визирь", как правило, царский родственник.

Особое привилегированное место в древнеегипетском государстве занимали писцы. Они вели государственную документацию, а иногда имели и чиновничьи обязанности.

Важное место в жизни общества занимали жрецы и знатные египтяне - вельможи, которые, как правило, привлекались к важным государственным делам.

Формально верховным собственником всех земель был фараон. Однако он сам пользовался только их частью. Значительные земли находились в распоряжении храмов, вельмож, чиновников и военачальников.

 Со свободных крестьян за пользование землей взимались значительные натуральные поборы. Кроме того, они обязаны были работать на государственных объектах в мертвый сезон.

3. Военно-политические успехи и неудачи. После объединения страны фараоном Миной следующими значительными военно-политическими успехами египтян были подчинение своему влиянию, а затем и включение в состав страны богатого металлами Синайского полуострова, и продвижение к нильским порогам на Юге. После этого Египет до конца III тыс. до н. э. остается самой могущественной державой региона. В это время возводятся великие пирамиды, сооружается самое грандиозное строение Древнего мира - Лабиринт. Он был разрушен еще в древности, но, по словам Геродота, превышал размерами пирамиды и все когда-либо построенные сооружения древних греков вместе взятые.

С развитием бронзовой металлургии Египет временно теряет первые позиции в военном деле, и его северная часть оказывается завоеванной кочевниками из Азии гиксосами. Кроме бронзового вооружения гиксосы имели еще одно значительное военное преимущество - колесницы, запряженные лошадьми, которых египтяне никогда раньше не видели. Только к 1600 г. до н. э. оставшийся незанятым Южный Египет, столицей которого был город Фивы, сумел собрать армию, оказавшуюся способной изгнать гиксосов из страны с помощью африканских племен. С этого момента начинается новое восхождение Древнего Египта к региональному, а затем и мировому господству.

Египет стал покупать олово и лошадей, которых не было в стране, ремесленники научились выплавлять бронзу и делать колесницы. Около 1500 г. до н. э. фараон Тутмос III начал успешные военные походы в Переднюю Азию. Им были завоеваны страны Восточного Средиземноморья, но наибольшим успехом явилось подчинения сильного царства Митанни в Северном Междуречье на берегу Евфрата. Интересно, что особое удивление и даже недоумение у египтян вызывали не богатые захваченные города и обилие лесов, а то, что реки, например Евфрат и Иордан, текут в противоположном от Нила направлении. Для египтян это было настолько неестественно, что они считали, что эти реки "неправильные" и все вокруг должно быть вверх ногами.

В покоренных странах назначались наместники, которые с местного населения собирали дань золотом, древесиной, тканями, лошадьми и рабами. 

При двух последующих фараонах Египет не воевал, а вел грандиозное строительство и проводил реформы внутри страны. В это время Египет теряет контроль над Восточным Средиземноморьем, который переходит к могущественному Хеттскому царству, у которого уже в это время стало появляться железное оружие.

Борьбу с хеттами наиболее решительно вел фараон Рамзес II, который правил около 65 лет. На рубеже XIV – XIII вв. до н. э. войска Рамзеса II в Северной Сирии у города Кадеш встретились с главными силами хеттов. Считается, что битва закончилась вничью. После Кадеша стороны заключили первый известный в истории договор о "мире и дружбе на вечные времена". С него начинается история мировой дипломатии.

После наступления Железного Века Египет быстро теряет свое влияние и перестает быть самостоятельным государством, попав в VII в. до н. э. в зависимость от Ассирии, а затем, в 525 г. до н. э., -- от Персии. В 332 г. до н. э. Египет был окончательно завоеван Александром Македонским.

4. Особенности религиозной жизни. Древние египтяне поклонялись многим богам. Почитали бога-покровителя ремесел, бога Солнца, бога плодородия, богиню-мать, бога пустынь и бурь, богиню Неба. Каждый древнеегипетский город имел свое божество-покровителя, которому в этом городе строили храм. Единого для всех египтян пантеона не было никогда.

Боги представлялись египтянам или в виде обычных людей, или в виде людей с головами животных, или в виде животных, или даже как не имеющие никакого образа. Но как бы не изображали богов, их всегда считали всемогущими, способными управлять и природой и человеком. О том, как выглядел тот или иной бог, известно из сохранившихся изображений, о его внутренней сущности - из дошедших до нас текстов.

Местное понимание богов и отношение к ним неизменно удивляли иноземных путешественников: древние египтяне поклонялись диким и домашним животным, различным птицам, рыбам и насекомым. Причем некоторые из них почитались только в отдельных местностях, а некоторые - почти повсеместно. Так, нельзя было обижать кошку - за это следовала смертная казнь, следовало почитать крокодила, на которого была запрещена охота. Многие держали ручных крокодилов и ухаживали за ними. Если крокодил умирал, его хоронили с большими почестями. Среди насекомых наибольшим уважением пользовался жук-скарабей.

Древние египтяне верили в загробную жизнь. Они считали, что после смерти человек попадает в Царство Мертвых, и совершив по нему определенное путешествие, оказывается в большом зале, где осуществляется суд бога плодородия Осириса. На этом суде Осирис и его помощники определяют, праведно или неправедно прожил человек земную жизнь, и, исходя из результатов, определяют, что будет с ним дальше. Эта идея загробного воздаяния является самой древней в мире.

Раз человек после смерти продолжал жить, то считалось, что его тело следует сохранять, а потому делали из него мумию. Мумия изготавливалась особым способом, секрет которого полностью не раскрыт, но известно, что все человеческие внутренности сохранялись отдельно от высушенного особым способом тела. Египтяне верили, что изготовлением мумий руководил бог с головой шакала, который считался покровителем врачей. Следует отметить, что древнеегипетские врачи считались самыми лучшими в Древнем мире.

Еще одной особенностью древнеегипетской религии было почитание фараона как бога. При жизни никому из смертных нельзя было к нему приближаться и смотреть на него, тем более говорить с ним. Верили, что нарушивший эти запреты умрет на месте. Статуи фараонов всегда делались гигантских размеров, их жилища представляли собой огромные дворцы, сооружались также особые усыпальницы, где фараон должен был пребывать после смерти. Именно такими усыпальницами и являются знаменитые египетские пирамиды и гробницы, размеры которых превышали любое современное им сооружение за пределами Египта. Для охраны спокойствия усопших фараонов возле пирамид, а позднее и других царских объектов, сооружались гигантские статуи львов с человеческими лицами, которых древние греки называли "сфинксы".

Исполнением религиозных ритуалов и обрядов ведали в Древнем Египте жрецы. Их, как и писцов, готовили в специальных учебных заведениях и относились к ним с особым почтением. Кроме чисто религиозных вопросов египетские жрецы имели обширные по тем временам знания по астрономии, математике, химии. Кроме писцов только они умели читать и писать.

 Древние египтяне создали великую цивилизацию, которая оставила значительный след в культурных достижениях не только всех сталкивавшихся с ними народов, но и многих из тех, кто вышел на арену истории уже после исчезновения Древнего Египта.

 

Раздел II. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МЕЖДУРЕчЬЯ

 

Страну, расположенную в древности по среднему и нижнему течениям рек Евфрат и Тигр, что на востоке Передней Азии, называли Междуречьем, по-гречески - Месопотамией. Еще одним принятым ее названием является Двуречье. Ныне здесь находится государство Ирак и протекает река Шатт-эль-Араб, образовавшаяся в результате слияния Тигра с Евфратом. Междуречье - плоская равнина, его центральная и южная части в древнейшее время были заболочены и непригодны для жизни людей. Только в VII тыс. до н. э. здесь появляются первые поселения оседлых земледельцев, которым было известно животноводство и земледелие, в V тыс. до н. э. -- первые следы ремесленной деятельности и металлургии. В отличие от Египта, Междуречье было открыто со всех сторон, что благоприятствовало частым этническим переменам в стране. Принято считать, что к IV тыс. до н. э. в Двуречье приходит новое население - шумеры, этническое происхождение которых неизвестно.

1. Шумер и Аккад . Основой хозяйства шумеров, которые освоили болотистую, но очень плодородную долину южного Двуречья, стало ирригационное земледелие. Была создана упорядоченная обводнительная система, которая позволила противостоять как заболачиванию местности, так и мощным разливам, нередко приводившим к сильным и разрушительным наводнениям, ставшим историческим основанием известного библейского мифа о всемирном потопе.

В хозяйстве жителей древнего Двуречья широко использовались запасы высококачественных глин и камыш. Важную роль играла также металлургия. В IV тыс. до н. э. шумеры освоили медь, а в III тыс. до н. э. - бронзу. Использование металлов, однако, ограничивалось изготовлением оружия (кинжалов, мечей, копий, шлемов).

В конце IV тыс. до н. э. возникают первые города-государства. Города были большими поселениями, первоначально насчитывавшими по нескольку тысяч жителей, а с течением времени и по нескольку десятков тысяч человек; они возникали как резиденции властей. Здесь собирались народные собрания, совершались жертвоприношения богам, заседали советы знати.

Главным сооружением города являлся храм, сооруженный в честь одного из шумерских богов. Храм был центром не только культа, но и хозяйственной и политической жизни. В ведении храмового хозяйства находились пахотные земли, склады для хранения сельско-хозяйственных продуктов, ремесленные мастерские и помещения для чиновников-писцов. При храме были также рабы, которые не имели особого хозяйственного значения.

Важную роль в жизни города играл правитель, которого в Шумере называли "большой человек". Для него сооружался дворец, ему воздавались особые почести и отводилась особая роль в некоторых ритуалах. Правитель являлся также верховным военачальником.

Города вели между собой непрерывные войны за расширение своей территории. Каждая успешная война приносила жителям города улучшение жизни, а правителям - укрепление власти и военного могущества.

Наиболее влиятельными городами Шумера были Урук, известный в Библии под именем Эрех, Ур, Лагаш, Ниппур и Киш. Среди правителей самым известным является правитель Урука, главный герой древнейшего "Эпоса о Гильгамеше".

Шумеры создали высокоразвитую городскую цивилизацию. Шумерский период в истории древнего Двуречья охватывает около полутора тысяч лет и заканчивается в конце III тыс. до н. э.

С древнейших времен соседями шумеров были семиты-аккадцы. Около середины III тыс. до н. э. они расселяются в центральной и северной части южного Двуречья. После того, как в XXIV в. до н. э. в городе Аккаде, что в центре Междуречья, воцарился Саргон I, политическая обстановка в регионе резко меняется. Саргон I порвал связь с общинными и прочими древними традициями, реформировал армию, основу которой вместо прежней тяжелой пехоты составили мобильные отряды лучников. Саргон I быстро завоевал Шумер, превратил города-государства в подчиненные ему административные единицы. Его армия успешно воевала в Восточном Средиземноморье и Малой Азии, откуда аккадские купцы доставляли металлы. Могущество Аккада сохранялось в правление сыновей и внуков Саргона. Но затем серьезное поражение потомкам Саргона I нанесли цари Элама, а в XXIII в. до н. э. страна была завоевана пришедшими с северо-востока кочевыми племенами гутиев.

После того, как в XXI в. до н. э. гутии были изгнаны из южного Двуречья, господство шумеров здесь было восстановлено. На первое место среди городов вышел Ур, где у власти утвердилась новая династия. При ней сложилось сильно бюрократизированное деспотическое государство с жестким контролем центральной власти. Статус земледельца и ремесленника был низведен до рабского состояния. Они были объединены в отряды по специальностям и существовали за счет скромных продовольственных выдач из государственных складов. Их труд контролировали надсмотрщики. На таком положении находилось до 1 млн. работников. Всему произведенному велся строгий учет, например письменно учитывалась пара голубей, выданных на кухню. Была создана система годовой отчетности по местностям, городам, общинам. Очень строгой была полицейская служба. Но в XX в. до н. э. нашествие западно-семитских кочевников амореев положило конец господству Ура. В городах Двуречья к власти пришли аморейские правители.

2. Старовавилонское царство . С момента основания в XIX в. до н. э. Вавилон, несмотря на выгоднейшее географическое положение в самом центре Междуречья, долгое время оставался незначительной политической единицей. В это время наступило ослабление и традиционных политических центров. Но к XVIII в. до н. э., в регионе начался экономический подъем, стали процветать крупные государственные, храмовые и вельможные хозяйства.

В такой обстановке на политическую арену выходит вавилонский царь Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Этот царь, успешно завоевав Двуречье сначала дипломатическими, а потом и военными действиями, намного превзошел прежних властителей Древнего Востока. Кроме политических и военных успехов, он является одним из основоположников мирового гражданского законодательства "Законов Хаммурапи".

Однако, из-за неразвитости товарного хозяйства, об экономической целостности государства при Хаммурапи говорить нельзя. Центральная власть, несмотря на строгие бюрократические меры, не могла обеспечить внешнюю и внутреннюю стабильность. Хотя царство Хаммурапи при его потомках существовало около 200 лет, его могущество было подорвано сначала поражениями от хеттов, а затем очередным нашествием кочевников-касситов с севера. Касситы около середины ХV в. до н. э. захватили Вавилонию, их вожди утвердили свои права на землю. Пришли в упадок ирригационные сооружения, Вавилония стала зависеть от Египта и других сильных держав.

Касситская династия правила в Вавилоне более 400 лет. В середине XI в. до н. э. с запада в страну стали вторгаться семитские кочевые племена арамеев. К VIII в. до н. э. они прочно утвердились на западе и севере Вавилонии, а на юге -- родственные им халдеи. Государство ослабло. Этим воспользовалась Ассирия.

3. Ассирийская держава . В конце II тыс. до н. э. ремесленники Междуречья изобрели печи, в которых воздух нагнетался мехами и достигались высокие температуры, что создало возможность выплавки железа. С началом Железного Века в VIII – VII вв. до н. э. усилилась Ассирия, расположенная в северном Двуречье. Основным населением этого государства были семитские племена ассирийцев. Религиозной столицей Ассирии был город Ашшур, а политической -- Ниневия.

Ассирийцы создали очень сильную армию, вооруженную железным оружием, с тремя родами войск: пехотой, конницей и колесницами. Благодаря этому Ассирия в VIII – VII вв. до н. э. завоевала южное Двуречье, Восточное Средиземноморье, побеждала Египет. Наибольшего могущества Ассирия достигла в VIII в. до н. э. при царе Саргоне II и сохраняла его еще во второй половине VII в. до н. э. при правлении Ашшурбанапала .

Ассирийцы были самыми жестокими и беспощадными завоевателями в Передней Азии. Они придумали сверхжестокие наказания для покоренных народов, что подробно расписано на рельефах на стенах ассирийских царских дворцов. Кроме непосредственных физических расправ с покоренными народами ассирийцы широко применяли депортацию - целые народы принудительно переселялись со своей родины в другие завоеванные ассирийцами страны.

В конце VII вв. до н. э. соседние страны объединились против Ассирии. Главную роль в сокрушении Ассирии сыграло возвысившееся созданное халдеями Нововавилонское царство. В 612 г. до н. э. была взята и сожжена Ниневия. Через несколько лет были разбиты остатки ассирийской армии.

4. Нововавилонское царство . Халдеи, семитский народ, населявший побережье Персидского залива, никогда не были полностью покорены ассирийцами. Около 630 г. до н. э. царем халдеев стал Набопалассар. Около 626 г. до н. э. он стал царем Вавилонии. Набопалассар начал восстанавливать ветшающую сеть каналов в городах, особенно в самом Вавилоне. Около 605 г. до н. э. на смену Набопалассару пришел его сын Навуходоносор. Именно он вытеснил египтян из Восточного Средиземноморья, разгромил Финикию и уничтожил Иудейское царство, а жителей его столицы - Иерусалима - угнал в плен в Вавилон. В результате Нововавилонское царство на полвека стало самым могущественным государством в Передней Азии.

Эта держава имело хорошо отлаженную административную систему. Хотя Навуходоносор должен был собирать чрезвычайно высокие налоги и дань, чтобы поддержать армию и вести грандиозное строительство, Вавилония была самой богатой страной в Передней Азии, а Вавилон -- самым большим городом Древнего мира. Существовавшие системы каналов были сохранены, а также построено много новых каналов, что привело к повышению плодородия земель. Процветала внутренняя и внешняя торговля.

Около 556 г. до н. э., вследствие неудачного правления потомков Навуходонсора, к власти в Нововавилонском царстве пришел арамейский царь Набонид. При нем могущество Вавилонии стало ослабевать, как вследствие усиления восточных соседей -- Мидии и Персии, так и противодействия вавилонских жрецов, которые были недовольны введением арамейских культов в качестве государственных в самом Вавилоне. Поэтому, несмотря на все усилия Набонида, Нововавлонскому царству пришел конец. В 538 до н. э. в Вавилон почти без боя вошли войска Персидского царя Кира, которого в городе поддерживали жрецы и купцы. Самого Набонида в это время в городе не было, а его сын Валтасар, как сообщает Библия, в это время пировал в царском дворце и не предпринял никаких оборонительных действий.

 

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 462; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!