Специфика массового поведения в политике 9 страница



 ñâîåé êîíöåïöèè ãîñóäàðñòâà Ì.Ëþòåð ïðåäóñìîòðåë, ÷òî â ñôåðå åñòåñòâåííîãî ïðàâà, â ãðàíèöàõ ìèðñêèõ îòíîøåíèé ñâåòñêîé âëàñòè ñëåäóåò ðóêîâîäñòâîâàòüñÿ ïðàêòè÷åñêîé öåëåñîîáðàçíîñòüþ, ðåàëüíûìè èíòåðåñàìè, îïðåäåëÿåìûìè ÷åëîâå÷åñêèì ðàçóìîì.

 Òîìàñ Ìþíöåð (ок.1490-1525), обратил реформационное движение в открытую бескомпромиссную борьбу против всяких эксплуататорских порядков, социального неравенства, власти князей, засилья церкви. Власть следует передать простому народу, ибо лишь ему чужды эгоистические цели и он движим общими интересами, стремится к «общей пользе».

Ò.Ìþíöåð áûë ðåàëèñòè÷åñêè ìûñëèâøèì ðåâîëþöèîííûì âîæäåì è íå ïðåäðåøàë â äåòàëÿõ ôîðìû ãîñóäàðñòâåííîãî óñòðîéñòâà, ïðèíöèïû óïðàâëåíèÿ è ò.ï. â îáùåñòâå, ãäå ïðîñòîé òðóäÿùèéñÿ íàðîä è âïðÿìü îêàæåòñÿ èñòî÷íèêîì è ñóáúåêòîì ïîëèòè÷åñêîé âëàñòè. Êàê ÷åëîâåê àêòèâíîãî ðåâîëþöèîííîãî äåéñòâèÿ, Ò.Ìþíöåð ñòðåìèëñÿ ê ïðàêòè÷åñêîìó âîïëîùåíèþ îáùåñòâåííîãî ñòðîÿ, â êîòîðîì íå áóäåò ñóùåñòâîâàòü íè êëàññîâûõ ðàçëè÷èé, íè ÷àñòíîé ñîáñòâåííîñòè, íè îáîñîáëåííîé, ïðîòèâîñòîÿùåé ÷ëåíàì îáùåñòâà è ÷óæäîé èì ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè.

Ê ÷èñëó âèäíåéøèõ èäåîëîãîâ è âëèÿòåëüíûõ äåÿòåëåé Ðåôîðìàöèè ïðèíàäëåæàë Æàí Êàëüâèí (1509-1564). Сердцевина кальвинского учения - догмат о божественном предопределении, откуда проистекал прежде всего долг целиком посвящать себя своей профессии, быть максимально бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждения и расточительность.

Ñàì Æ.Êàëüâèí, îäíàêî, â âîïðîñàõ î ãîñóäàðñòâå áûë î÷åíü îñìîòðèòåëåí. Îñóæäàÿ ôåîäàëüíî-ìîíàðõè÷åñêèå êðóãè çà òâîðèìûå èìè íàñèëèÿ, ïðîèçâîë, áåççàêîíèÿ è ïðåäðåêàÿ çà ýòî ïðàâèòåëÿì êàðó áîæüþ, îðóäèåì êîòîðîé ìîãóò ñòàòü èõ ñîáñòâåííûå ïîääàííûå, îí â то же время всякую власть объявлял божественной. Право сопротивляться тирании Ж.Кальвин признавал только за подчиненными государю органами власти, церковью, представительными учреждениями.

Êàëüâèíèñòñêàÿ èäåîëîãèÿ ñûãðàëà â èñòîðèè çàìå÷åííóþ ðîëü. Îíà ñóùåñòâåííî ñîäåéñòâîâàëà ñîâåðøåíèþ ïåðâîé áóðæóàçíîé ðåâîëþöèè â Çàïàäíîé Åâðîïå - ðåâîëþöèè â Íèäåðëàíäàõ è óòâåðæäåíèþ â ýòîé ñòðàíå ðåñïóáëèêè. Íà åå îñíîâå âîçíèêëè ðåñïóáëèêàíñêèå ïàðòèè â Àíãëèè.

Íîâîå âðåìÿ.

 Проблема соотношения личности, общества и государства становится основным пунктом размышлений представителей политической мысли Нового времени.

Îáùåé êîíöåïòóàëüíîé îñíîâîé äëÿ âûðàáîòêè òîãî èëè èíîãî âàðèàíòà ðåøåíèÿ ïðîáëåìû ñòàëè òåîðåòè÷åñêèå êîíñòðóêöèè «ïðèðîäíûõ ïðàâ» ÷åëîâåêà è «îáùåñòâåííîãî äîãîâîðà». Ñîãëàñíî èì ÷åëîâå÷åñêàÿ ëè÷íîñòü îò ðîæäåíèÿ âñåãäà âëàäåëà è âëàäååò ñóììîé íåîòäåëèìûõ "ïðèðîäíûõ ïðàâ" Äëÿ ñîçäàíèÿ îïðåäåëåííûõ ãàðàíòèé èõ ñîáëþäåíèÿ [è ýôôåêòèâíîé ðåàëèçàöèè) ÷åëîâå÷åñêîå ñîîáùåñòâî îáû÷íî çàêëþ÷àåò ñâîáîäíîå ñîãëàøåíèå («îáùåñòâåííûé äîãîâîð») î ñîçäàíèè ãîñóäàðñòâà.

 «Природные прàâà» ÷åëîâeêà ñòàíîâèëèñü íå òîëüêî çàñëîíîì îò êàêîãî áû òî íè áûëî (êîðîëåâñêîãî, êëàññîâîãî, ðåëèãèîçíîãî) ñâîåâîëèÿ è ïðèíóæäåíèÿ, íî è ïðåâðàùàëèñü â îñíîâû äëÿ ïåðåñòðîéêè âñåé ñèñòåìû ðàçäåëåíèÿ âëàñòè. À èäåÿ «îáùåñòâåííîãî äîãîâîðà» ïðåäóñìàòðèâàëà îáùóþ ñõåìó óñòðîéñòâà ïðàâèëüíûõ (âçàèìîçàâèñèìûõ) îòíîøåíèé ìåæäó âëàñòâóþùèìè è ïîäâëàñòíûìè, óñòàíàâëèâàëà ãðàíèöû èõ âìåøàòåëüñòâà â äåëà äðóã äðóãà.

 òî æå âðåìÿ îáùàÿ êîíöåïòóàëüíàÿ ñõåìà (ñ «ïðèðîäíûìè ïðàâàìè» è «îáùåñòâåííûì äîãîâîðîì») â ðàçëè÷íûõ íàïðàâëåíèÿõ ìûñëè Íîâîãî âðåìåíè ïîëó÷èëà ðàçëè÷íóþ èíòåðïðåòàöèþ.  çàâèñèìîñòè îò òîãî, âåðõîâåíñòâî ïðàâ êàêîãî èç ýëåìåíòîâ ïðèçíàâàëîñü ãîñïîäñòâóþùèì (ëè÷íîñòè, îáùåñòâà, ãîñóäàðñòâà), ìîæíî ãîâîðèòü î âîçíèêíîâåíèè òðåõ íàïðàâëåíèé ïîëèòè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ ñîîòâåòñòâåííî: ëèáåðàëüíîé, ðàäèêàëüíî-äåìîêðàòè÷åñêîé и àâòîðèòàðíî-ãîñóäàðñòâåííîé òåîðèé ïîëèòè÷åñêîé ìûñëè Íîâîãî âðåìåíè.

Îñíîâîïîëîæíèêîì àâòîðèòàðíîãî íàïðàâëåíèÿ ÿâëÿåòñÿ Òîìàñ Ãîááñ (1588-1679). Свои политические взгляды он изложил в трактате «О гражданине» (1642) и книге «Лавиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).

Ïî ìíåíèþ Ãîááñà, åñòåñòâåííîìó ÷åëîâå÷åñêîìó ñîñòîÿíèþ ïðèñóùà æåñòîêàÿ «âîéíà âñåõ ïðîòèâ âñåõ».  èíòåðåñàõ îáùåãî áëàãîñîñòîÿíèÿ è ñîöèàëüíîãî ìèðà ëþäÿì íåîáõîäèìî îòêàçàòüñÿ îò ñâîèõ ïîëèòè÷åñêèõ ïðàâ è ïåðåíåñòè èõ íà ãîñóäàðñòâî, êîòîðîå, âûðàæàÿ îáùóþ âîëþ âñåõ, ñìîæåò çàñòàâèòü êàæäîãî íå íàðóøàòü «ñòàòóñ êâî», ïðèäåðæèâàòüñÿ ïðèíÿòîãî ðåøåíèÿ. Âåðõîâíûì ïðàâèòåëåì íå îáÿçàòåëüíî äîëæåí áûòü îäèí ÷åëîâåê, ìîæåò áûòü è íåñêîëüêî ÷åëîâåê - ãëàâíîå, ÷òîáû âëàñòü áûëà àáñîëþòíîé, åäèíîé è íåðàçäåëüíîé.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!