Специфика массового поведения в политике 6 страница



Ãðå÷åñêèé èñòîðèê ýïîõè ýëëèíèçìà Ïîëèáèé (210-128 гг. до н.э.) в трактате «Общая история в сорока книгах» констатирует факт внутренней неустойчивости всех известных политических форм (царства, аристократии, демократии), их склонности к вырождению в свои негативные противоположности (тиранию, олèãàðõèþ, îõëîêðàòèþ - âëàñòü òîëïû). Ïîÿñíÿÿ, ÷òî êàæäàÿ èç íèõ âîïëîùàåò ëèøü îäíî íåîáõîäèìîå íà÷àëî, Ïîëèáèé äåëàåò âûâîä î íåîáõîäèìîñòè èõ îáúåäèíåíèÿ â îäíîé «ñìåøàííîé» ôîðìå òàêèì îáðàçîì, ÷òîáû «íè îäíà èç íèõ íå ðàçâèâàëàñü ñëèøêîì è èç-çà ýòîãî íå ïðåâðàùàëàñü â ðîäñòâåííóþ åé ïðîòèâîïîëîæíóþ ôîðìó».

Îñìûñëèâàÿ ôåíîìåí âåëè÷èÿ Ðèìñêîãî ãîñóäàðñòâà, Ïîëèáèé âèäèò ïåðâîïðè÷èíó åãî óñïåõîâ â î÷åíü ìàñòåðñêîì îäíîâðåìåííîì ñî÷åòàíèè ïîçèòèâíûõ ýëåìåíòîâ òðåõ âîçìîæíûõ ôîðì ïðàâëåíèÿ, êîòîðûå âçàèìíî ñäåðæèâàþò è óðàâíîâåøèâàþò îäíà äðóãóþ: êîíñóëüñêîé âëàñòè (öàðñêîãî íà÷àëà), âëàñòè ñåíàòà (àðèñòîêðàòè÷åñêîãî íà÷àëà) è âëàñòè íàðîäíîãî ñîáðàíèÿ (äåìîêðàòè÷åñêîãî íà÷àëà). Ïðè ýòîì íè îäíîìó èç òðåõ ýëåìåíòîâ ðèìñêîé âëàñòè íå îòäàåòñÿ ÿâíîãî ïðåäïî÷òåíèÿ, îíè âçàèìíî äîïîëíÿþò è âçàèìîîãðàíè÷èâàþò äðóã äðóãà.

Äðåâíåãðå÷åñêàÿ ïîëèòè÷åñêàÿ ìûñëü íàøëà ñâîå ïðîäîëæåíèå ó äðåâíèõ ðèìëÿí.

Ìàðê Òóëëèé Öèöåðîí (106-43 гг. до н.э.) - знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве знà÷èòåëüíîå âíèìàíèå óäåëåíî ïðîáëåìàì ãîñóäàðñòâà è ïðàâà. Ñïåöèàëüíî ýòè âîïðîñû îñâåùåíû â åãî ðàáîòàõ «Î ãîñóäàðñòâå» è «Î çàêîíàõ».

Ãîñóäàðñòâî (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа. При этом он подчеркивает, что «народ - не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегречåñêèõ êîíöåïöèé, íî îäíîâðåìåííî òàêæå è êàê ñîãëàñîâàííîå ïðàâîâîå îáùåíèå ýòèõ ÷ëåíîâ, êàê îïðåäåëåííîå ïðàâîâîå îáðàçîâàíèå, «îáùèé ïðàâîïîðÿäîê».

Âîçíèêíîâåíèå ãîñóäàðñòâà íå ïî ìíåíèþ è ïðîèçâîëó ëþäåé, à ñîãëàñíî âñåîáùèì òðåáîâàíèÿì ïðèðîäû, â òîì ÷èñëå è ñîãëàñíî âåëåíèÿì ÷åëîâå÷åñêîé ïðèðîäû, â òðàêòîâêå Öèöåðîíà îçíà÷àåò, ÷òî ïî ñâîåé ïðèðîäå è ñóùíîñòè îíî (ãîñóäàðñòâî) íîñèò áîæåñòâåííûé õàðàêòåð è îñíîâàíî íà âñåîáùåì ðàçóìå è ñïðàâåäëèâîñòè.

Çàïàäíîåâðîïåéñêàÿ ïîëèòè÷åñêàÿ ìûñëü â Ñðåäíèå âåêà.

Òðè êðóïíûõ èñòîðè÷åñêèõ ýòàïà âêëþ÷àåò â ñåáÿ ýòîò ïåðèîä. Ïåðâûé -ðàííåôåîäàëüíûé (êîíåö V - середина XI в.); феодализм только консолидируеòñÿ è óïðî÷èâàåòñÿ êàê íîâàÿ îáùåñòâåííî-ýêîíîìè÷åñêàÿ ôîðìàöèÿ; â ðàìêàõ äàííîãî ýòàïà ãîñóäàðñòâåííîñòü ñíà÷àëà îðãàíèçóåòñÿ â áîëüøèå, íî âåñüìà ñëàáî èíòåãðèðîâàííûå â åäèíîå öåëîå ìîíàðõèè, à ïîòîì ðàñïàäàåòñÿ íà êîíãëîìåðàòû ðàçäðîáëåííûõ ïîëèòè÷åñêèõ îáðàçîâàíèé. Âòîðîé ýòàï - ïîðà ïîëíîãî ðàçâèòèÿ ôåîäàëüíîãî ñòðîÿ, ôàçà åãî ðàñöâåòà (ñåðåäèíà XI -конец XV в.); для этого периода типичны централизованные сословно-представительные мîíàðõèè. Òðåòèé - ïîçäíåå ñðåäíåâåêîâüå (êîíåö XV - начало XVII в.); полоса закàòà, óïàäêà ôåîäàëèçìà è çàðîæäåíèÿ êàïèòàëèñòè÷åñêèõ îáùåñòâåííûõ îòíîøåíèé; ãîñóäàðñòâåííîñòü íà ýòîì, ïîñëåäíåì ýòàïå ôåîäàëüíîé ôîðìàöèè ñòðîèòñÿ ïî ïðåèìóùåñòâó êàê àáñîëþòíàÿ ìîíàðõèÿ. Ïîýòàïíûé õàðàêòåð ðàçâèòèÿ ôåîäàëüíîãî îáùåñòâà âî ìíîãîì ïðåäîïðåäåëÿë îñîáåííîñòè è äèíàìèêó ñðåäíåâåêîâîé åâðîïåéñêîé ïîëèòèêî-þðèäè÷åñêîé ìûñëè. Ñâîåîáðàçèå åé ïðèäàâàë òàêæå ôàêò èñêëþ÷èòåëüíî ñèëüíîãî âëèÿíèÿ õðèñòèàíñêîé ðåëèãèè è ðèìñêî-êàòîëè÷åñêîé öåðêâè.  ðóêàõ ñâÿùåííîñëóæèòåëåé ïîëèòèêà, êàê è âñå îñòàëüíûå íàóêè, îñòàâàëàñü ïðèêëàäíîé îòðàñëüþ áîãîñëîâèÿ, óòâåðæäàëîñü, ÷òî ìîãóùåñòâî ãîñóäàðåé ïðîèñõîäèò îò öåðêâè, à îíà ïîëó÷èëà ñâîé àâòîðèòåò íåïîñðåäñòâåííî îò Õðèñòà. Îòñþäà ïðîèñòåêàåò áåçóñëîâíàÿ îáÿçàííîñòü õðèñòèàíñêèõ ãîñóäàðåé ïîä÷èíÿòüñÿ ãëàâå õðèñòèàíñêîé öåðêâè.

Òîí â ðåøåíèè ïðîáëåìû ïðèíàäëåæíîñòè âëàñòè áûë çàäàí Àâðåëèåì Àâãóñòèíîì (353-430), êîòîðûé óòâåðæäàåò ïðèíöèïèàëüíûé ïðèìàò öåðêâè íàä ãîñóäàðñòâîì, ïîâèíîâåíèÿ ïîñëåäíåãî íàä ïåðâûì. Àâãóñòèí ñ÷èòàåò íåïðèåìëåìûì îïðåäåëåíèå, äàííîå ðèìñêîìó (àíòè÷íîìó) óñòðîéñòâó Öèöåðîíîì êàê «îáùåãî äåëà» íàðîäà, òî åñòü ãîñóäàðñòâà. Ôîðìóëó Öèöåðîíà «res publika est res populi» Августин склонен распространять прежде всего на церковь и лишь опосредованно - на государство.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!