Естественно-правовая аксиология



Согласно естественноправовой аксиологии, естественное право воплощает в себе объективные свойства и ценности "настоящего" права и поэтому критикует позитивное право и законодателя, государства в целом. При этом естественное право понимается как уже по своей природе нравственное (религиозное, моральное и т.д.) явление и исходно наделяется соответствующей абсолютной ценностью. В понятие естественного права, таким образом, наряду с объективными свойствами права (принципом равенства людей, их свободы и т.д.), включаются и различные моральные (религиозные, нравственные) характеристики,естественное право предстает как симбиоз различных социальных норм, как некий нравственно- комплекс, с позиций которого выносится то или иное (как правило, отрицательное) ценностное суждение о позитивном праве и позитивном законодателе (государственной власти). К несомненным заслугам представителей естественноправового подхода следует отнести постановку и разработку проблем ценности права, идей свободы и равенства всех людей, естественноправовой справедливости, прирожденных и неотчуждаемых прав человека, правового ограничения власти, правового государства и т.д.

Правовая материя: особенности, элементы, методологические подходы

правовая материя выступают, в трех проявлениях, в трех формах: во-первых, в форме правосознания, идеи, представления о праве; во-вторых, в форме правовых норм; в-третьих, в форме общественных отношений, порождающих правовые нормы и, в свою очередь, испытывающих воздействие этих норм. Правосознание - часть общественной идеологии, та ее часть, которая связана с правом. Правовые нормы - часть социальных регуляторов, возможно, наиболее важная часть. Наконец, правовые отношения - это одновременно источник правовых норм и результат их действия. Элементом правовой материи его духовное, идейное, нравственное начало, проще говоря, правовые идеи, представления людей о праве. Правовые нормы и правовые отношения лишь отражают и воплощают эти идеи, иногда воплощают истинно, а иногда ложно.

Либерально-юридическая аксиология

Ценность права, согласно либертарно-юридической аксиологии, состоит в том, что право является всеобщей, необходимой и общеобязательной формой выражения таких фундаментальных человеческих ценностей, как равенство, свобода и справедливость. Речь идет именно (и только) о правовых ценностях, а не о моральных, нравственных, религиозных и иных неправовых ценностях. Причем правовые ценности - носят по определению всеобщий и общезначимый (и в этом смысле абсолютный, а не относительный) характер. Право выступает как строго определенная форма именно правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т.д.) форм долженствования и ценностных форм.

Понятие правопонимания

Все зависит от того, как подходить к самому понятию права. Узкий подход отождествляет право с одной из форм его проявления, то есть с нормами, правоотношениями или правосознанием. Разговоры о широком подходе к праву (правопонимании) начались в 70-х годах 20 столетия, когда исследователи, да и не только они стали обнаруживать, что право перестает укладываться в узкие рамки правовых норм, право они видели и за рамками норм - в реализации в правоотношениях. Во многом это был связано с набиравшим обороты застоем в стране. Именно в период дестабилизации общественных отношений обнаруживается бурное развитие идей широко правопонимания. Теории эти актуальны пока держится обстановка напряженности и живы революционные настроения (грубо говоря). Как только эхо "революций" начинает затухать, все возвращается на свое место. И те же самые люди, которые некогда были апологетами широкого подхода, сейчас уже, в принципе, не видят ничего плохого и в узком подходе к праву, право, по их мнению, теперь способно в полной мере быть регулятором общественных отношений. Это наиболее изученная ситуация. .Также можно задаться вопросом, что считать узким подходом. Наиболее правильным, на мой взгляд, должен быть такой ответ: узкий подход - все, кроме широкого. В соответствии с ним узким подходом мы должны считать пнимание права как системы юридических норм, или правоотношений (социологический подход), или как системы правосознания (психологический подход). И, наконец, узким подходом охватываются парные комбинации нормы-правоотношения, нормы-правосознание, правоотношения-правосознание.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 653; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!