Интерактивная функция общения 10 страница



Эмоциональная устойчивость (толерантность) – это важное индивидуальное свойство, определяющее возможность противостоять стрессовым и фрустрационным факторам.Эмоции как реакции на непосредственно действующие обстоятельства присущи не только человеку, но и животным, в поведении которых мы четко видим проявление их эмоциональных состояний.

Высшие чувства – это социально опосредованные эмоциональные переживания, присущие только человеку. Высшие чувства формируются в онтогенезе как результат воспитания и всегда связаны с качественной оценкой субъектом принятых в обществе норм морали и права, видов и результатов деятельности людей. Одним из видов высших чувств являются моральные чувства.

Моральные чувства – это специфическая форма переживания и выражения человеком своего отношения к принятым в данном обществе нормам морали (нравственности). Мораль – особая форма общественного сознания, отражающая систему выработанных обществом этических правил поведения и общения, понятий добра и зла, справедливости и несправедливости. Моральные чувства имеют социально-историческую природу, их содержание изменяетсяс изменением социально-экономических формаций общества. Поэтому то, что вызывало чувство любви и уважения в одних исторических условиях, в других – вызывает ненависть и пренебрежение. В эпоху рабства и феодализма вполне нормальным и нравственным было владение людьми, продажа их как неодушевленных предметов. В эпоху формирования социалистических доктрин нравственными признавались только общественные формы труда; в условиях же рыночных отношений превалирует этика индивидуальной деятельности, право частной собственности.

Моральные чувства – сложная система эмоциональных процессов, к которой можно отнести такие переживания, как любовь и дружба, патриотизм, коллективизм, чувства совести, долга, стыда, чести, достоинства, справедливости и т.п. Моральные чувства, как и другие эмоциональные процессы, полярны, т.е. каждое чувство проявляется в двух контрастных качествах: любовь – ненависть, уважение – неуважение, стыд – бесстыдство и т.п. Сущность нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать положительную оценку нравственных норм поведения и уважения к нормам права, к закону, стоящему на страже интересов общества и его граждан, охраняя их жизнь, здоровье, достоинство, имущество, труд.

Нравственные чувства – важнейший компонент мотивации целенаправленной деятельности субъекта и поэтому являются необходимым условием формирования его правосознания. Комплекс негативных моральных качеств (ненависть к людям, агрессивность, жестокость, месть, эгоизм, жадность и стяжательство) выступают мотивационной основой преступного поведения.

Интеллектуальные чувства – это переживания, возникающие в процессе интеллектуальной (познавательной) деятельности. В процессе такой деятельности при условии ее правильной организации формируется такое чувство, как любознательность, побуждающее к активному и глубокому усвоению знаний, к самостоятельности в организации своей познавательной деятельности. Полярным проявлением этого чувства есть любопытство, проявляющееся в случайном и поверхностном ознакомлении с событиями (например, это чувство руководит толпой, созерцающей уличное происшествие).

Интеллектуальные чувства проявляются как радость от самого процесса познания и удовлетворенность от успешного решения сложных познавательных и профессиональных задач, возникающих в деятельности юриста. К этой категории чувств относятся также чувство юмора, которое возникает при понимании несоответствия формы и содержания явлений (например, уровня притязаний человека и его истинных способностей), а также чувство трагизма, при отражении соотношений между справедливостью и несправедливостью, благородством и коварством. Наблюдая несправедливую участь положительного персонажа, читатель или зритель переживает состояние катарсиса, которое греки понимали как способность к сопереживанию, стремлению к воспитанию в себе возвышенных и очищению от низменных чувств.

Важнейшую роль играет также чувство удивления, которое возникает при столкновении с проблемными ситуациями, с необходимостью понять и оценить новые явления. Аристотель считал, что познавательная активность человека, развитие его мышления начались с удивления, побуждающего человека ставить перед собою вопросы, проблемы и решать их. Люди, лишенные чувства удивления, интеллектуально пассивны и не способны увидеть что-либо новое в наблюдаемых фактах. Интеллектуальные чувства – важнейший показатель уровня интеллектуального развития субъекта и необходимый компонент правового поведения.

Эстетические чувства – это эмоциональные переживания, связанные с отражением эстетической стороны воспринимаемых явлений, т.е. отражением прекрасного. Чувство прекрасного переживается нами при восприятии прозведений искусства, окружающей природы, а также поступков людей. Чувство прекрасного связано с воспитанием в человеке эстетических вкусов, норм оценки. Способность оценить красоту вызывает состояния удовольствия, восхищения. Восприятие явлений, не отвечающих эстетическим нормам, вызывает оценку их как безобразных и соответственно – состояние отвращения. Преступление воспринимается нами не только как антиобщественный и ужасающий поступок, но и как безобразиое, неэстетическое действие.

Этика, эстетика и интеллектуальность тесно переплетаются в структуре высших чувств человека, опосредуя друг друга и в комплексе составляют основу для социальной оценки сущности человеческой личности. Область преступного поведения, как правило, охватывает людей либо с низким уровнем сформированности высших чувств, либо с их отсутствием (эмоциональной тупостью, опустошенностью), либо с их извращенной направленностью.

4.1.4. Коммуникативная сфера личности

Одним из характерных свойств человека, как общественного существа, является потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Общение – ведущее условие социализации личности, так как в онтогенезе именно в процессе общения происходит усвоение человеком общественного опыта, норм нравственности и формирование законопослушного поведения. Общение – это установление и развитие контактов между людьми, порождаемые их потребностью в совместной деятельности. Оно включает в себя следующие аспекты:

– обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между коллективами;

– выработку совместной стратегии деятельности;

– восприятие и понимание людьми друг друга в процессе совместной деятельности.

Поскольку процесс общения психологически очень сложный и многоплановый, в нем принято выделять несколько основных функций: информативную, интерактивную и перцептивную.

Информационно-коммуникативная функция общения

Эта функция общения проявляется прежде всего в обмене информацией. Таким образом люди передают друг другу различные сведения, приказы, делятся своими идеями, планами. В отличие от технических систем, в системах «человек-человек» информация не только передается, но и претерпевает количественные и качественные преобразования, принимается и интерпретируется разными людьми по-разному в соответствии с их мотивацией, опытом, уровнем интеллектуального и правового развития и другими свойствами их психики. При этом:

– происходит оценка получаемой информации, так как она всегда приобретает определенную личностную значимость и смысл;

– в процессе общения партнеры стремятся повлиять друг на друга, т.е. обмен информацией всегда предполагает воздействие на поведение партнера. Эффективность коммуникации зачастую определяется именно тем, насколько удалось такое воздействие, а это означает возможность изменения самого типа отношений между участниками коммуникаций;

– успешность информационно-коммуникативного общения обеспечивается наличием «тезауруса», обозначающего общую систему значений, принимаемых всеми участниками общения. Однако, даже зная значение слов, люди могут понимать их по-разному в силу своих возрастных, профессиональных, политических, нравственных свойств. Поэтому субъекты общения должны обладать не только идентичными лексическими системами, но и одинаковым пониманием ситуаций общения. Несоблюдение этих условий зачастую приводит к межличностным конфликтам, конфликтным отношениям личности и группы, личности и общества;

– в условиях общения могут возникать специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный или личностный характер. Такие барьеры могут быть следствием отсутствия общего языка и общего понимания ситуации, а также социальных, политических, религиозных и других различий, которые могут порождать совершенно различную интерпретацию одних и тех же событий, различное мировоззрение, миропонимание. Такие барьеры порождены в основном социальными причинами и их проявление особенно четко выступает при включенности общения в более широкий контекст общественных отношений. Однако процесс коммуникации может осуществляться и при этих барьерах. Даже военные противники (или, например, сотрудники правоохранительных органов и группа террористов) могут вступать в переговоры, однако вся ситуация коммуникации при этом значительно осложняется.

Коммуникативные барьеры могут иметь и иной, чисто психологический характер. Они могут возникать либо в силу индивидуальных особенностей партнеров (например, чрезмерной застенчивости, скрытности, некоммуникабельности и т.п.), либо из-за сложившихся между партнерами неприязненных отношений. В этом случае особенно наглядно выступает связь, существующая между общением и личностным отношением.

По своему характеру информация, исходящая от коммуникатора (руководителя, лидера) может быть двух типов: побудительной и констатирующей.

Побудительная информация (сообщение) выражается в просьбах, приказах, советах и стимулирует определенные действия. Стимуляция, в свою очередь, может быть различной: активацией – побуждением к действию в заданном направлении; интердикцией – запрещением определенных действий; дестабилизацией – сообщением, вызывающим рассогласование или нарушение некоторых форм поведения и деятельности.

Констатирующая информация – это сообщение, имеющее место в образовательных, правоохранительных, управленческих системах: (доклад, лекция, инструкция). Характер сообщения может быть различным по степени объективности, эмоциональности, наглядности. Вариант сообщения обычно выбирает коммуникатор, от которого исходит информация.

Средства коммуникации

Передача информации (деловой, управленческой, личной) осуществляется посредством системы знаков. В межличностном общении, в соответствии с видом используемых знаков, имеет место вербальная и невербальная коммуникации.

Вербальная коммуникация – это использование людьми звуковой и письменной речи, с помощью которой возможна наиболее полная передача семантической информации – смысла сообщений. Однако взаимопонимание партнеров достигается только при условии, что они примерно одинаково оценивают ситуацию общения и пользуются одним вербальным кодом (словарем). В процессе диалога один человек – коммуникатор – строит сообщение (доклад), кодируя семантическую информацию посредством речевых знаков, а человек (группа), получающий сообщение, декодирует его, извлекая определенный смысл. Речь является ведущим, специально человеческим средством общения, которое позволяет каждому человеку в процессе онтогенеза усваивать социальный опыт, выработанные обществом нормы правового поведения, развивать свой интеллект, осуществлять самовыражение своих жизненных установок, мировоззрения, организовывать контакт с другими людьми, проникать в их субъективный мир.

В неформальных, в частности в асоциальных группах, их участники формируют свой язык – жаргон, понятный только в пределах их сообщества. В речевом сообщении ведущую роль играет семантика, но существенны также выразительные средства речи: интонация, громкость, темп, логические ударения и др., выражающие дополнительную информацию об отношении субъекта к своему сообщению, собеседнику, объекту разговора. Речь является важнейшим профессионально-значимым качеством личности специалиста в области правоохранительной деятельности. Состав речи, ее грамотность, четкость, выразительность, терминологический профессионализм – важные показатели общей и профессиональной культуры сотрудника правоохранительных органов.

Невербальная коммуникация – это обмен информацией посредством движений, выражающих эмоциональные состояния (мимика и пантомимика), жесты (поклон, приветствие и др.), использования предметов, имеющих сигнальное значение: знаки дорожного движения, форменная одежда, знаки отличия, награды и т.п. Средства невербальной коммуникации значительно расширяют возможности общения, часто очень выразительны и лаконичны. И формальные, и неформальные (в частности, асоциальные группы) стремятся найти символику, понятную только для посвященных: покрой одежды, татуировка, прическа и др.

В процессе усвоения социально опосредованных форм общения каждый индивид овладевает определенной системой вербальной и невербальной коммуникации.

Интерактивная функция общения

Интерактивная функция общения связана с организацией взаимодействия людей (интеракцией). Эта функция общения имеет свою специфику. В условиях групповой деятельности ее участникам важно не только обмениваться информацией, но и организовать взаимодействие, в которое каждый вносит свой особый вклад. При этом могут складываться различные типы взаимодействия.

Один из них – кооперация, т.е. обозначение организации совместной деятельности на основе взаимопомощи людей, их сотрудничество. Внутри кооперации может возникать соревнование как такой вид взаимодействия, который не носит антагонистического характера и даже включает элементы взаимопомощи.

К другому типу взаимодействия относится конкуренция, которая в той или иной мере осложняет совместную деятельность. Однако конкуренцию нельзя рассматривать только как негативное явление, так как в определенных условиях (например, при рыночной конкуренции) такое взаимодействие может оказывать стимулирующий эффект. В условиях конкуренции повышается вероятность возникновения конфликтных ситуаций.

Кооперация и конкуренция – это разные типы взаимодействия людей в социальных организациях, но их содержание в каждом конкретном случае задается более широкой системой деятельности, в которую они включены. Поэтому их нельзя определять вне социального контекста деятельности и вне групповых взаимоотношений участников этой деятельности.

Перцептивная функция общения

Процесс общения обязательно включает в себя формирование субъектом общения образа другого человека – партнера. При этом происходит не только восприятие внешних физических особенностей, но и отражение его психологических черт и состояний. В отличие от общей психологии, в социальной психологии существует понятие «социальной перцепции» (Дж.Брунер), которое обозначает восприятие социальных объектов, других людей, социальных групп, больших социальных общностей. При этом одним из важнейших критериев восприятия людьми друг друга является оценка с позиций общепринятой морали и норм правопослушного поведения.

Восприятие людьми друг друга в социально-психологическом плане обладает рядом специфических черт. Прежде всего здесь происходит не только восприятие образа, но также понимание, познание другого человека. Поэтому перцептивная функция общения не сводится только к восприятию, но всегда включает в себя ряд других когнитивных процессов: мыслительные операции, память, эмоции. Стремясь познать другого человека, субъект общения стремится составить представление о его мыслях, намерениях, способностях, переживаниях, а также о тех отношениях, которые связывают их как партнеров. В этот сложный процесс включаются также свойства личности субъекта общения: его прошлый опыт, установки, мотивация, в связи с чем формирующийся образ проходит определенную селекцию (А.А.Бодалев).

Взаимопонимание людей в процессе общения осуществляется за счет особых психологических механизмов. Процесс общения включает в себя, как минимум, взаимодействие двух активных субъектов, каждый из которых является личностью и каждый уподобляет себя другому. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только мотивы и установки другого человека, но и то, как этот другой понимает мои мотивы и установки. Поэтому осознание себя через другого человека включает два процесса: идентификацию и рефлексию.

Идентификация (уподобление) – один из механизмов взаимопонимания. Люди пользуются этим приемом, когда предположения о внутреннем состоянии партнера по общению строятся на попытке поставить себя на его место. Идентификация может сочетаться с эмпатией – способностью к сопереживанию, эмоциональной реакцией на проблемы другого человека.

Рефлексия в социально-психологическом плане есть механизм осознания индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это сложный процесс взаимовосприятия и построения стратегий поведения, исходя из понимания того, как каждый из партнеров воспринимается другим. Максимальный успех общения возможен при оптимальном совпадении линии взаимной коммуникации в системах «индивид-индивид» или «индивид-группа». Например, если следователь имеет неадекватное представление о себе, о подследственных и о том, как они его воспринимают, то его взаимопонимание и взаимодействие с ними будет исключено.

Для организации продуктивного взаимопонимания и общения важно учитывать ряд специфических эффектов межличностного восприятия. При взаимодействии двух участников общения каждый из них оценивает другого и строит определенную систему интерпретации его поведения и его причин.

Успех интерпретации поведения другого человека строится на основе знания причин этого поведения. Но в обыденной жизни люди мало знают о действительных причинах поведения другого человека. В этих условиях при дефиците информации они могут приписывать друг другу как причины поведения, так и его образцы. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то ранее известным опытом субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичных ситуациях на основе механизма идентификации. В этой связи возникает система способов такого приписывания – каузальной атрибуции. Особенности этого явления состоят в том, что характер приписываемых человеку свойств определяется особенностями субъекта восприятия: одни люди более склонны в процессе межличностного восприятия фиксировать внешние физические черты, и тогда сфера приписывания более ограничена, другие склонны отражать внутренние психологические свойства партнера, и в этом случае расширяется простор для приписывания. Влияет также предшествующая оценка индивида или группы на восприятие их действий. Так, у «хороших групп» и «хороших людей» все их действия оцениваются как положительные, и наоборот, что свидетельствует о субъективизации процесса атрибуции. Существует также явление контрастных представлений, когда «плохому» человеку приписываются только отрицательные черты, а сам субъект восприятия оценивает себя по контрасту только с положительной стороны. Этот феномен проявляется, в частности в различном понимании причин успеха или неуспеха с позиций участника событий и внешнего наблюдателя. Так, участник события винит в неуспехе преимущественно объективные обстоятельства (среду), а человек в роли наблюдателя винит в этом самого исполнителя.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 1667; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!