Первоистоки Скандинавских стран.



В Скандинавии традиции сравнительного права были заложены скальдами, которые в сагах рассказывали об обычаях и нравах других народов. Вершиной творчества скальдов стал "Круг земной", составленный в XIII в. исландским поэтом Снорри Стурлусоном.

Свое повествование он начал с незапамятно далеких времен, когда северными народами правил Один. Он ввел первые законы и учил им, как и другим искусствам, рунами и песнями <1>.

--------------------------------

<1> См.: Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1980. С. 14.

 

После Одина законы провозглашали скальды-законоговорители, а с утверждением королевской власти - ярлы и конунги. О некоторых из них Снорри Стурлусон рассказывал подробно. Так, описывая норвежского конунга Хальвдана Черного, скальд отмечал, что он был умным, правдивым и справедливым правителем, который "вводил законы, соблюдал их сам и заставлял других соблюдать их" <1>. Мудрыми законодателями были Хакон Добрый, установивший законы в Северной Норвегии, и Святой Олав, принявший христианство и пытавшийся искоренить обычаи варварских времен. Интересен рассказ Снорри Стурлусона, который раскрывает образ Олава как мудрого законодателя: он "много расспрашивал знающих людей об обычаях в разных странах и особенно часто спрашивал он о христианской вере и о том, как она соблюдается на Оркнейских, Шетлендских и Фарерских островах. Из рассказов он узнал, что там далеко не все хорошо. Он часто вел такие беседы или говорил о законах и порядках в стране" <2>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 41.

<2> Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 197.

 

"Круг земной" описывал законы и обычаи не только скандинавских государств - Норвегии, Швеции, Дании, но и других стран, в том числе Руси, в которой, по свидетельству скальдов, царил "нерушимый мир" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 101. Речь идет о времени княжения Святого Владимира. О правопорядке Швеции см. с. 216, о правопорядке Дании см. с. 280.

 

§ 2. В поиске целей и методов сравнительного правоведения

 

Новый этап в истории сравнительного правоведения наступил на рубеже XIV - XV вв., когда эпоха Возрождения пробудила дремавшие в народах Европы силы, а Великие географические открытия раскрыли перед ними необъятный мир. Среди работ философов, историков, юристов все чаще появляются очерки, посвященные сравнительному анализу законов. Постепенно формулируются цели, методы и приемы такого анализа, намечается тенденция к обособлению и выделению сравнительного правоведения из состава тех наук, в недрах которых оно было рождено.

Ибн Халдун (1332 - 1406 гг.).

В Новое время историю сравнительного правоведения необходимо продолжить рассказом о замечательном арабском мыслителе и судье Ибн Халдуне. Его родители были выходцами из Андалусии, они бежали во время реконкисты из Испании в Тунис.

Ибн Халдун был на службе у многих арабских эмиров - Туниса, Феса, Кордовы, Тлемсена. С 1382 г. он жил в Каире, занимая должность профессора, а затем верховного судьи (кади).

Основное сочинение Ибн Халдуна - "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле". В этой книге, состоявшей из четырех частей, он описал историю, географию, экономику, законы и обычаи не только исламского мира, но и западных и восточных христиан, народов Индостана и Африки. А первой частью большого труда стала "Мукаддима" ("Введение в историю"), в которой он представил свое видение истории развития цивилизаций и эволюции государства и права.

Поставленные перед ним задачи Ибн Халдун определил так: "Ученый в этой области (историографии. - В.Л.) должен знать принципы политики, природу вещей и различия между народами, место и время существования форм общественной жизни, характерные особенности, обычаи, секты, школы и все остальное. Далее, он должен обладать всеобъемлющим знанием о современном положении дел в этих вопросах. Он должен сравнивать схожие черты и различия между настоящим и прошлым. Он должен знать причины схожих черт в одних случаях и различия в других. Он должен быть осведомлен о различающихся корнях и началах династий и религиозных групп, а также о причинах и обстоятельствах, вызвавших их к жизни, и, кроме того, об истории и обстоятельствах жизни тех людей, которые их поддерживали. Его цель - полное знание о причинах каждого явления и познание истоков каждого явления" <1>.

--------------------------------

<1> Ibn Haldun. The Mugaddimah. An Introduction to History. Princeton. 2005. P. 24.

 

Всемирную историю Ибн Халдун рассматривал в общем контексте развития цивилизаций, которые он различал в зависимости от форм общественной жизни <1>. Основными типами цивилизаций были цивилизации пустынь (в частности, бедуинская) и оседлые цивилизации. И каждому из них были присущи свои формы организации общественного хозяйства и государственного устройства, свои формы правления и законы, поскольку все они "стремились к сохранению цивилизации" <2>. Цивилизации, по мнению Ибн Халдуна, развивались в географических поясах с умеренным климатом. За их пределами - в знойных пустынях Африки и холодных пустынях Севера - цивилизации не было. Там обитали народы, которые не знали ни религии, ни законов и чей образ жизни был подобен жизни зверей <3>.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 35.

<2> Ibid. P. 40.

<3> Ibid. P. 59.

 

Основные различия между народами определялись тем, как они обеспечивали свое существование <1>. В цивилизации пустынь не было излишеств в одежде, питании, жилищах и в организации общественной жизни. Там действовали только "необходимые обычаи и законы" <2>. Такими были цивилизации не только бедуинов, но и многих других народов - берберов, турков, туркменов, славян, не подвергавших себя "городскому игу" <3>. Эти народы были свободными - свободными от многих ограничений и обязательств. И, что важно, они были свободны от роскоши, порождавшей многие пороки, присущие оседлым народам. Они, продолжал Ибн Халдун, были "ближе к первоначальному естественному состоянию и более далеки от дурных привычек оседлых народов, которые впечатаны в их души по причине множества уродливых и достойных порицания обычаев" <4>.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 91.

<2> Ibid. P. 92.

<3> Ibn Haldun. The Mugaddimah. P. 92, 93.

<4> Ibid. P. 94.

 

Благодаря плодам цивилизации "оседлые народы привыкают к ленивой и спокойной жизни. Они утопают в благополучии и роскоши. И доверяют защиту своей собственности и своих жизней правителю, который управляет ими, и стражникам, которым поручено их охранять... Они становятся похожи на женщин и детей, зависимых от хозяина дома. В конечном счете это сказывается на их нравах, вытесняя из них природные задатки" <1>.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 94, 95.

 

Оседлые цивилизации, убеждал Ибн Халдун, обречены на уничтожение, поскольку в них все подвергается разложению, даже религия. А как только религия утрачивает свое значение, приходится вводить "ограничивающие" законы, которые приносят много дурного, так как они уничтожают в людях доблесть <1>.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 96.

 

Одной из основных причин падения оседлых цивилизаций была утрата чувство единства <1>.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 101.

 

Чувство единства, по мнению Ибн Халдуна, - это одна из главных отличительных черт народов цивилизаций пустынь. Некоторое время оно сохранялось и после завоевания ими оседлых цивилизаций. "Где бы мы ни наблюдали народ, обладающий чувством единства и завоевавший контроль над многими землями и народами, мы обнаруживаем в нем страстное желание добра и добрых нравов, таких как щедрость, прощение ошибок, терпимость к слабым, гостеприимство к гостям, забота о бедных, терпение в сложных обстоятельствах, преданное исполнение обязательств, отказ от денег во имя сохранения свободы, уважение к религиозному закону и ученым, которые сведущи в нем" <1>.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 112.

 

Но народы пустыни, завоевав оседлые народы, меняют свой образ жизни. Они наслаждаются роскошью, размеренной и спокойной жизнью. Как следствие, чувство единства разрушается. К четвертому поколению оно, как правило, исчезает. А вместе с ним исчезают и те династии, которые когда-то пришли к власти, опираясь на мощное чувство единства своего народа <1>.

--------------------------------

<1> Ibn Haldun. The Mugaddimah. P. 115, 137.

 

Процесс падения династий мог быть ускорен либо замедлен. Как свидетельствовала история, его ускоряли многие факторы, в частности: объединение в одном государстве разных племен и народов, порочность правителей, несовершенство систем правления и законов, неудачные войны, ошибки в организации и ведении общественного хозяйства.

Особое внимание Ибн Халдун обращал на тот факт, что в современных ему исламских государствах многие религиозные законы не соблюдались, а светские законы не соответствовали законам религии и требованиям разума. "Все продиктованное силой, чувством превосходства либо несдерживаемым гневом, является тиранией и несправедливостью и должны порицаться с точки зрения требований как религиозного права, так и политической мудрости" <1>.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 154, 155.

 

Вместе с тем он отмечал, что религиозное право "не осуждает королевскую власть и не запрещает ее осуществление. Оно просто осуждает то зло, которое от нее исходит, например тиранию, несправедливость, стремление к удовольствиям" <1>.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 157.

 

Религиозное право не осуждало и бушевавшие в простых подданных чувства, но стремилось к тому, чтобы эти чувства "служили допустимым целям во благо общественных интересов для того, чтобы человек стал деятельным слугой Бога, добровольно исполняющим божественные повеления" <1>.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 161.

 

Наиболее подробно Ибн Халдун описывал существовавшие системы правления, проводя сравнения между разными исламскими государствами и некоторыми христианскими странами и отмечая присущие им достоинства и недостатки, которые во многом определяли судьбы современных ему и давно исчезнувших династий и цивилизаций <1>.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 158 - 221.

 

Столь же внимательно он изучал системы управления и ведения общественного хозяйства, анализируя наиболее распространенные ошибки и просчеты, нарушавшие устойчивость цивилизаций. Так, он призывал правительства ограничить свое участие в ведении хозяйственных дел, так как оно препятствовало развитию частных хозяйств и торговых отношений <1>. Столь же пагубными были нападки на собственность людей, поскольку они устраняли стимулы к ее приобретению и приумножению <2>.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 237.

<2> Ibn Haldun. The Mugaddimah. P. 238.

 

Продолжая, Ибн Халдун писал: "Величайшей несправедливостью, ведущей в наибольшей степени к разрушению цивилизации, было необоснованное возложение повинностей и привлечение подданных к принудительным работам... Но еще большей несправедливостью, которая еще быстрее вела к разрушению цивилизации, было изъятие собственности у народа по цене как можно более низкой и перепродажа народу товаров по наиболее высокой цене посредством принудительных актов купли-продажи" <1>.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 241.

 

Обобщая формы и методы государственного управления, Ибн Халдун выделил две модели: утопического и рационального правления. В свою очередь, рациональное правление разделялось на две разновидности. Первая была сконцентрирована на общем интересе и рассматривала интересы правителя только в контексте организации управления государством. Таким было правление древних персов и первых арабских халифов. Вторая разновидность рациональной политики "сконцентрирована на интересах правителя и на том, как он может поддерживать свое правление посредством силовых методов власти. Общий интерес в этом случае имеет второстепенное значение. Такую политику проводят все правители, как мусульмане, так и неверующие. Однако мусульманские правители осуществляют эту политику согласно требованиям мусульманской религии, конечно, в той мере, в которой они способны на это. Поэтому нормы политического правления предстают здесь как смесь религиозных законов и этических правил, а также норм, которые являются естественными в общественной организации" <1>.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 257.

 

Впрочем, главными, убеждал Ибн Халдун, должны оставаться нормы религиозного права, поскольку оно регулирует поступки всех верующих мусульман "как обязательные, запрещенные, рекомендуемые, не одобряемые либо допустимые" <1>.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 344, 345.

 

Н. Макиавелли (1469 - 1527 гг.).

Бурные события, сотрясавшие Флоренцию в последней декаде XV в. и вынудившие Макиавелли отправиться в изгнание, во многом определили его стремление к познанию истинной природы человека, подлинных основ общественного устройства, действительных форм правления. Он постоянно об этом думал: и в те годы, когда был на службе республиканского правительства Флоренции (1489 - 1512 гг.), и в годы опалы, наступившей после возвращения к власти Медичи (1512 - 1527 гг.).

Плодом этих изысканий стали такие труды, как "Государь" (1513), "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" (1513 - 1516), "О военном искусстве" (1519 - 1520), "Рассуждение о способах упорядочения дел во Флоренции после смерти герцога Лоренцо" (1520), "Описание событий в городе Лукке" (1520), "Жизнь Каструччо Кастракани" (1520), "История Флоренции" (1520 - 1525).

В этих книгах Макиавелли широко использовал приемы сравнительного правоведения, оценивая и сопоставляя правопорядок государств, существовавших не только в его время, но и в далеком прошлом.

Обращение к истории не было случайным, поскольку "во всех государствах и у всех народов всегда бытовали и бытуют одни и те же желания и одни и те же настроения" <1>. Более того, Макиавелли полагал, "что мир всегда был устроен одинаково и всегда в нем было столько же хорошего, сколько и плохого", хотя эта картина и менялась в зависимости от многих обстоятельств <2>.

--------------------------------

<1> Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 94.

<2> Там же. С. 137, 138.

 

Он раскрывал тайны истории, политики и права, чтобы передать их другим. "Ведь долг каждого честного человека - учить других тому доброму, которое из-за тяжелых времен и коварства судьбы ему не удалось осуществить в жизни, с надеждой на то, что они будут более способными к этому" <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Рутенбург. Жизнь и творчество Макьявелли. С. 359, 360.

 

Была еще одна причина. Познав историю, можно было не только понять настоящее, но и заглянуть в будущее. "Желающий предвидеть будущее, - писал Макиавелли, - должен обратиться к прошлому, потому что все события в мире во всякое время могут быть сопоставлены с подобными же им в старину. Происходит это от того, что действуют в них люди, и прежде и ныне обуреваемые одними и теми же страстями, и это с необходимостью приводит к одинаковым результатам" <1>.

--------------------------------

<1> Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 289.

 

Описывая современные ему города-государства Италии - Флоренцию, Милан, Венецию, Сиену, Геную и другие, он отмечал, что одной из самых больших бед стало правление порочных властителей, "которые занимались больше грабежом, нежели исправлением своих подданных, и не столько объединяли их, сколько сеяли семена раздора" <1>.

--------------------------------

<1> Макиавелли Н. Государь. М., 2002. С. 377.

 

Такие же семена раздора сеяла и церковь, оставляя страну "разобщенной" <1>, "раздробленной и бессильной" <2>.

--------------------------------

<1> Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 45.

<2> Макьявелли Н. История Флоренции. М., 1987. С. 22.

 

Второй бедой была порочность самого народа. В нем, по мнению Макиавелли, объединилось все, "что может быть испорчено и что может заразить порчей других": молодежь бездельничала, старики развратничали, мужчины и женщины в любом возрасте предавались дурным привычкам. Даже самые лучшие законы были бессильны воспрепятствовать этому, потому что их губило дурное применение. Такое общество порождало во всех гражданах "жадность... и стремление не к подлинной славе, а к недостойным почестям - источнику всякой ненависти, вражды, раздоров" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 106.

 

Порокам своей эпохи Макиавелли противопоставил добродетели Древнего Рима. Он рассказывал о мужестве, честности, справедливости его народа: "Римский народ... пока республики не коснулось разложение, никогда не был ни смиренным рабом, ни чванливым господином, а, напротив, он с достоинством нес свое звание, подчиняясь собственным постановлениям и должностным лицам" <1>.

--------------------------------

<1> Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 130.

 

По мнению Макиавелли, для преодоления пороков общества требовался "великий переворот, на который могли решиться немногие" <1>. Но преодолеть распад общества иным образом было нельзя.

--------------------------------

<1> Там же. С. 57.

 

Здесь средства права были бессильны. "Не существует законов и предписаний, способных остановить всеобщее разложение. Ведь чтобы сохранить добрые нравы, необходимы законы, а для соблюдения законов нужны добрые нравы" <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

Подтверждая это суждение, он вновь обращался к опыту древнего мира: "По мере распространения испорченности среди граждан издавались разные законы, ограничивающие действия граждан, как, например, закон о прелюбодеяниях, закон против роскоши, против властолюбия и так далее. Но так как государственные устои, уже непригодные при всеобщем разложении, оставались незыблемыми, новые законы не могли поддержать добронравие в людях" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 58.

 

Более того, в извращенном обществе даже самые лучшие законы становились орудием зла. В пример он приводил Древний Рим, где каждый мог предложить народу принятие закона, и каждый мог высказываться как в пользу, так и против него. Такой обычай служил общему благу до тех пор, пока народ был добродетельным. Но как только "нравы испортились, дурным стал и обычай" <1>.

--------------------------------

<1> Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 9.

 

По мнению Макиавелли, государство в своем развитии проходит те же стадии, что и любой живой организм. Оно растет, стареет и умирает, чтобы воскреснуть вновь. Этот процесс он описывал так: "Переживая беспрерывные превращения, все государства обычно из состояния упорядоченности переходят к беспорядку, а затем от беспорядка к новому порядку". Такой круговорот, был неизбежным. Его не мог остановить даже полный распад государства, поскольку оно, находясь в состоянии полного упадка, не может пасть еще ниже и по необходимости должно идти на подъем <1>.

--------------------------------

<1> Макьявелли Н. История Флоренции. С. 181.

 

С такой же закономерностью чередовались формы правления. Виды правительств, - утверждал Макиавелли, - "легко сменяют друг друга: принципат может быстро стать тиранией, правление оптиматов - сосредоточить власть в руках меньшинства, народное правление без труда переходит в произвол" <1>.

--------------------------------

<1> Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 15.

 

Остановить такой круговорот сложно. Редко, отмечал Макиавелли, появлялись законодатели, которые могли объяснить народу, "в чем состоит зло и в чем заключается истинное благо" <1> и создать законы, которые могли удовлетворить интересы как народа, так и знати и, наряду с этим, лишить их возможности совершать зло.

--------------------------------

<1> Там же. С. 119.

 

Все события в политике и праве он оценивал в преломленном свете одной идеи - спасения Италии. Ради нее он был готов на все. "Когда на весы положено спасение родины, - писал Макиавелли, - его не перевесят никакие соображения справедливости или несправедливости, милосердия или жестокости, похвального или позорного. Наоборот, предпочтение во всем надо отдать тому образу действий, который спасет ее жизнь и свободу" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 344.

 

И он обращался к правителям Италии, наставляя их в искусстве управления, следуя "настоящей, а не воображаемой правде вещей" <1>.

--------------------------------

<1> Макиавелли Н. Государь. С. 403.

 

Многие его наставления, обобщившие опыт правителей, были страшными:

"Государь... бывает часто вынужден во имя спасения государства действовать против веры, против милосердия, против человечности, против религии" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 411.

 

"Можно вести борьбу двумя способами: опираясь на закон или с помощью насилия. Первый способ применяется людьми, а второй - дикими животными, но, поскольку первого часто бывает недостаточно, требуется прибегать ко второму. Поэтому государь должен уметь подражать и зверю, и человеку" <1>.

--------------------------------

<1> Макиавелли Н. Государь. С. 409.

 

Вместе с тем Макиавелли подчеркивал необходимость осторожности и умеренности в правлении: "Следует действовать умеренно, сохраняя благоразумие и человечность, чтобы излишняя доверчивость не обратилась в неосторожность, а чрезмерная подозрительность не сделала правление невыносимым" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 407.

 

Главное - не вызывать ненависти народа. "Лучшая крепость - отмечал Макиавелли, - это не быть ненавистным народу; ибо если народ тебя ненавидит, крепости не спасут" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 424.

 

Продолжая наставления, Макиавелли доказывал, что государь должен проявлять заботу о своих подданных, показывая себя покровителем доблести на всех поприщах и поощряя лиц, отличившихся в искусстве. Кроме того, он должен был внушать гражданам, что они могут спокойно заниматься своими делами: "торговлей, земледелием и прочими предприятиями, дабы сельский житель мог украшать свое имение, не опасаясь, что оно будет отнято, а купец перевозить товары, не страшась налогов. Желающих поступать так и всех, кто собирается приумножить владения и богатства государства, правитель должен вознаграждать" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 427.

 

Следующий совет правителям - опираться на право. Гораздо легче подчинить людей законам, чем навязывать им свои прихоти <1>. Более того, власть начинает уходить у них из рук, как только они усваивают "привычку нарушать законы, а также древние нравы и обычаи, которыми люди руководствовались на протяжении долгого времени" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 245.

<2> Там же.

 

Вместе с тем правители должны были постоянно заботиться об исполнении законов и применять при необходимости силу. "Нужно быть готовым силой заставить верить тех, кто потерял веру", - писал Макиавелли. "Моисей, Кир, Тезей и Ромул недолго могли бы поддерживать соблюдение своих законов, если бы были безоружными" <1>.

--------------------------------

<1> Макиавелли Н. Государь. С. 373.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 483; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!