Изображение хеттского бога в виде воина, охраняющего вход во дворец.



Рельеф, украшавший ворота в Богазкеойе

 

 

Хеттская литература, как и вся хеттская культура, выросла под сильным ассиро‑вавилонским влиянием. Многочисленные произведения вавилонской религиозной литературы были переведены на хеттский язык. Вавилоно‑аккадский язык в течение долгого времени был господствующим государственным и литературным языком в Хеттском государстве. Одргако с течением времени в хеттской литературе появляются и местные своеобразные отличительные черты. Так, например, для хеттской литературы очень характерно появление нового для древневосточного мира представления о литературном авторстве. Некоторые произведения хеттской литературы снабжены именами их авторов, как миф о борьбе богов жреца Келла; или трактат о коневодстве митаннийца Киккули.

Большой интерес представляет и хеттское искусство, в частности архитектура. Появление циклопической крупнокаменной кладки, система оборонительных сооружений, планировка дворцов, применение колонн со своеобразными базами, богато украшенными скульптурами, роднят хеттскую архитектуру с архитектурным творчеством эгейского и микенского мира.

Таким образом, при изучении хеттской истории и хеттской культуры может быть поставлена крупная историческая проблема о взаимоотношениях между хеттскими племенами Малой Азии, хурритами Сирии и северной Месопотамии и, наконец, Эгейскими племенами, жившими на островах Эгейского моря и в материковой Греции. Хетты, населявшие Малую Азию, были посредниками между странами Передней Азии и Восточной Европы. Дальнейшее изучение хеттской истории и хеттской культуры должно установить очень важный процесс культурного взаимодействия между древнейшими народами Азии и Европы.

 

 

 

Постамент со скульптурным изображением двух сфинксов.

Зендширли

 

 

Глава XII. Сирия и Финикия

 

Природные условия

 

 

 

Изображения на финикийском блюде.

Найдено на острове Кипр

 

 

Географическое положение Сирии и Финикии очень своеобразно. Сирия лежит на стыке трёх материков. Своей континентальной частью она теснейщим образом связана с Передней Азией; восточные области Сирии граничат с сирийско‑месопотамской степью, северная – с Малой Азией, а её южная часть вместе с Палестиной соприкасается с Аравийским полуостровом. Побережье Сирии, называвшееся Финикией, было в древности тесно связано торговыми путями с островами восточного Средиземноморья, с Кипром, Критом и архипелагом Эгейского моря. Юго‑западная оконечность Сирии близко соприкасается с Египтом. Географическое положение Сирии и Финикии, находившихся на стыке древнейших морских и караванных торговых путей, способствовало тому, что в этих странах уже в древности развилась торговля, носившая в значительной степени транзитный характер.

 

 

 

Карта № 5. Сирия и Финикия

 

 

Географическая раздробленность Сирии, обособленность её отдельных частей, как, например, финикийского побережья или долины реки Оронта, защищенной с запада и с востока горными хребтами Ливана и Антиливана, отсутствие больших рек, которые могли бы содействовать историческому и культурному объединению всей страны, не создали благоприятных условий для образования здесь единого и могущественного государства. И действительно, Сирия и Финикия в течение почти всей своей истории были раздроблены на ряд постоянно враждовавших между собой маленьких государств. Политической раздробленности Сирии и Финикии способствовало и то обстоятельство, что уже с глубокой древности Сирию и Финикию со всех сторон окружали древние культурные, могущественные государства, всегда стремившиеся к завоеванию этих богатых областей и к захвату их цветущих торговых городов. На юго‑запад от Сирии находился Египет, на восток от Сирии – Вавилония и Ассирия, на северо‑восток – государство Митанни, на север – Хеттское государство, наконец, на запад от Финикии на Средиземном море простиралась критская морская держава. Окружённые сильными соседями, Сирия и Финикия не могли им сопротивляться, и поэтому уже издревле они постоянно подпадали под власть и под культурное влияние то одного, то другого из этих крупных соседних государств. Сирия и Финикия были постоянным объектом напряжённой борьбы между могущественными государствами древневосточного мира. На полях Сирии развёртывались наиболее крупные сражения, сирийские крепости непрерывно подвергались осадам и штурмам. Вся Сирия была грандиозным плацдармом, где непрерывно развёртывались военные силы крупнейших древневосточных государств, которых манили к себе естественные богатства Сирии, районы высокоразвитого сельского хозяйства, древние и цветущие торговые города, центры скрещения многочисленных торговых путей.

В некоторых частях Сирии и Финикии естественные условия способствовали высокому развитию земледельческого хозяйства. В хорошо орошаемой приморской полосе Финикии, в особенности в районах Марата, Берита, Сидона, Тира и Акко, имелись все необходимые почвенные и климатические условия для высокого развития земледелия и садоводства. Здесь до настоящего времени существуют фруктовые сады и разводят самые различные плодовые деревья. Около Триполиса в огромном количестве выращивают маслины. На западных склонах Ливана сажают маслины и виноград. Там, где нет возможности выращивать эти ценные растения, сеют пшеницу, ячмень, рожь. Большим плодородием отличаются также и внутренние части средней и южной Сирии, в особенности благодатная долина реки Оронта.

 

Раскопки

 

Благоприятные естественные условия некоторых областей Сирии и Финикии спосооствовали возникновению в глубокой древности трудовой деятельности человека. Об этом красноречиво говорят результаты археологических раскопок. Орудия ранне‑неолитического периода были найдены в Финикии, у мыса Собачьей реки, близ её истоков около Молочного и Медового родника, а также близ Хараджеба и Джайты у подножья горы Санин.

 

Большинство этих кремнёвых орудий относится к типу скребков, ножей, шил, резцов и наконечников копий, причём последние отличаются особенно тщательной обработкой. Типичными орудиями для этого ранненеолитического периода являются пилы, трёхугольные наконечники стрел и многочисленные топоры трёхугольной формы. Найдены и полуполированиые орудия, в частности топоры, резцы и кинжалы, что свидетельствует о возникновении и развитии техники полировки камня.

Важные центры неолитической культуры находились и в северной Сирии, в районе, прилегающем к нижнему течению Евфрата и к горным хребтам Амана и Тавра. Здесь в местности Сакче‑Гёзи было найдено очень древнее поселение, которое своими нижними, наиболее древними слоями восходит к неолитической эпохе. В первом слое были обнаружены грубые орудия из кремня, обсидиана, слоновой и простой кости, а также глиняные сосуды, украшенные вдавленным геометрическим орнаментом. В третьем слое, частично относящемся к эпохе халколита, была найдена расписная керамика. Интересные памятники были обнаружены в Тель‑Тайнате, в северной Сирии, между Антиохией и Алеппо, где американским археологам удалось обнаружить 14 археологических слоёв, дающих возможность проследить последовательный процесс развития культуры от каменного века до византийского времени.

 

Крупные раскопки были произведены на территории древне‑финикийского города Библа, расположенного около современного Джебейля, название которого сохранило в искажённой форме его древнее название (Гебал). Этот город существовал с очень древних времён. В архаических погребениях Библа были найдены кремнёвые ножи и скребки, а также архаическая керамика, сделанная без помощи гончарного круга. Уже в IV тысячелетии до н. э. Библ выдвигается как важный торговый центр, тесно связанный с далёким Египтом, на что указывают результаты раскопок Монтэ. Под плитами пола храма в Библе было найдено множество предметов, среди которых выделяется цилиндрическая печать с гиероглифиче‑ской надписью архаического типа. Тут же были найдены многочисленные предметы египетского происхождения, относящиеся к архаической эпохе и ко времени Древнего Царства. Наконец, в развалинах Библа было найдено множество египетских предметов времени Среднего Царства, некоторые из которых покрыты египетскими надписями. Надписи свидетельствуют о том, что в эту эпоху город Библ находился не только под экономическим и культурным влиянием Египта, но даже был подчинён Египту; в нём правил египетский чиновник, носивший египетские должностные титулы и египетское имя.

Наконец, в северной Сирии в 50 км к югу от устья реки Орон‑та, около Рас‑Шамра на берегу моря были найдены развалины крупного города, лежавшего на важном торговом пути, соединявшем Кипр с западной излучиной Евфрата. Этот город представлял собой важный торговый порт и крепость, окружённую толстыми стенами. В этом городе находились храм, дворец и библиотека. На глубине 7–9 м были найдены три археологических слоя и остатки построек из необожжённого кирпича. Большой интерес представляют также и погребения, обнаруженные на некрополе, расположенном на скале над древним портом. Развалины этого города, а также множество предметов и надписей, которые были здесь найдены, позволяют говорить о существовании здесь довольно значительного рабовладельческого государства, историю которого можно проследить с конца III идо середины II тысячелетия до н. э. Это государство, очевидно, называвшееся Угарит, было тесно связано с Египтом, с районом Эгейского моря и с хеттскими племенами Малой Азии, являясь центром скрещения важнейших торговых путей. В главный город государства Угарит, расположенный на северносирийском побережье, из Кипра привозили медь, а также различные товары из Малой Азии, Сирии, Месопотамии, из Египта и с островов Эгейского моря. На это указывают многочисленные предметы эгейского, хеттского и египетского происхождения, найденные в развалинах древнего торгового города около Рас‑Шамра. Особенный интерес представляют найденные здесь памятники клинообразной письменности, несколько отличающейся от обычной ассиро‑вавилонской клинописи.

 

Письменные источники

 

На территории Финикии и Сирии обнаружено сравнительно мало надписей, что, возможно, объясняется тем, что во время непрерывных войн древние книгохранилища и архивы безжалостно уничтожались. Среди найденных надписей большой интерес представляют надписи, написанные при помощи особой алфавитной клинописи и найденные в развалинах города близ Рас‑Шамра. Это по большей части мифологические тексты, которые проливают яркий свет на религию племён северной Сирии середины II тысячелетия до н. э. Для изучения политической истории Сирии и Финикии этой эпохи особенное значение имеют дипломатические письма из Амарнского архива, а также хеттские документы. Собственно финикийских надписей до настоящего времени было найдено сравнительно немного. Важнейшие из них были обнаружены при раскопках Сидона и относятся к персидской эпохе. Большое значение для изучения истории Сирии и Финикии имеют также вавилонские и ассирийские надписи, в частности административная переписка ассирийских царей VIII–VII вв. до и. э.

Незначительное количество подлинных документальных исторических источников заставляет историков обращаться к свидетельствам античных авторов, которые сохранили много ценных сведений относительно древней Сирии и Финикии. Некоторые сведения о финикийцах сохранились в поэмах Гомера. У Иосифа Флавия сохранились ссылки на древние анналы финикийского города Тира. Интересные сведения относительно политической истории и культуры Финикии можно найти у Геродота. Наконец, интереснейшие сведения относительно религии и мифологии древнейших финикийцев сохранились у раннехристианского писателя Евсевия, который использовал ценный труд финикийца Санхониатона, дошедший до него в греческом переводе Филона Библского.

 

Население

 

Население Финикии и Сирии было чрезвычаино смешанным. Изучение лингвистических данных позволяет установить наличие крайне сложного этнического конгломерата. Самый древний племенной слой составляли хурриты, воспоминание о которых сохранилось в библии и название которых сохранилось в египетском названии Сирии – Хару. Хурриты в древности населяли обширную территорию, которая тянулась от северной Месопотамии до южной Палестины. На значительное хурритское население в Палестине и Сирии указывают различные документы: клинообразные надписи с хурритскими собственными именами, инвентарь в Катне, содержащий хурритские собственные имена и термины, наконец, амарнские письма, в которых встречаются многочисленные хурритские имена, как, например, Абд‑Хиба. Хурритов мы находим и в северной Сирии, где они жили вместе с западными семитами, которых иногда называют хананеями. Так, например, на наличие хурритов и хананеев в стране Угарит указывают документы, найденные в Рас‑Шамра.

 

Завоевание Сирии Египтом

 

В конце III ив начале II тысячелетия до н. э в Сирии и Финикии было несколько маленьких государств, центрами которых были крупные торговые города. Среди этих городов выделялись главный город Угарит и Библ, расположенные на морском берегу. Судя по тому, что в надписях из Рас‑Шамра упоминаются географические названия, в частности городов Средней Сирии, Финикии и даже Палестины, можно предполагать, что Угарит был тесно связан как в экономическом, так и в культурно‑политическом отношении с этими странами. Больше того, Угарит вёл оживлённую торговлю с островами Эгейского моря, Критом, Кипром и Родосом, а также с Египтом. В надписях из Рас‑Шамра упоминаются Каптор (Крит) и Хет‑ка‑Пта (Мемфис). Раскопки в Рас‑Шамра обнаружили кипрские и родосские сосуды, различные памятники микенского производства и даже египетские статуи, статуэтки и скарабеи с египетскими надписями времени Среднего Царства.

Не менее широкую торговлю, в особенности с Египтом, вёл Библ, один из древнейших городов Финикии. В конце III тысячелетия до н. э. Библ испытывал не только экономическое, но и политическое влияние Египта. Известно, что в нём правили князья, носившие хотя и сирийские имена, но чисто египетские титулы и писавшие свои надписи египетскими гиероглифами.

Сирия, раздираемая внутренней борьбой, часто становилась добычей иноземных захватчиков. Цари больших древневосточных государств, как, например, фараон Египта Аменхотеп III, с презрением относились к маленьким и политически слабым провинциальным странам – Сирии и северной Месопотамии. Так, Аменхотеп III пишет в одном письме вавилонскому царю о его дочери: «ведь это же не дочь одной из этих бедных стран, которую называют Ханигальбат, Гага и Угарит?»

В середине II тысячелетия до н. э. Сирия и Финикия подпадают под власть Египта. Воинственные фараоны XVIII династии завоёвывают Сирию вплоть до Евфрата. Они подчиняют себе сирийские города, накладывают на них тяжёлую дань, эксплоатируя естественные богатства этих стран. Египетское завоевание, господство в Сирии и в Финикии, а затем и ослабление влияния Египта в этих странах нам хорошо известны по многочисленным египетским надписям времени XVIII династии, в частности по дипломатическому архиву из эль‑Амарна, в котором сохранилось множество дипломатических документов, характеризующих международные отношения этого времени. Сирия находилась под экономическим и политическим контролем Египта, но всё же сохраняла некоторую самостоятельность. Египтяне во многих городах Сирии оставляли туземных князей, а для укрепления своего влияния в Сирии воспитывали их наследников в Египте в духе преданности Египту и египетскому фараону, готовя себе, таким образом, в будущем верных слуг.

Правители сирийских городов признавали господство египетских фараонов. Так, один из сирийских князей Намиаваза пишет фараону: «Воистину я, мои воины и мои колесницы, так же, как и мои братья… мы находимся в распоряжении войск царя, моего владыки, чтобы пойти всюду, куда он прикажет». Сирийские князья были обязаны не только оказывать военную помощь египетскому фараону, но и платить ему ежегодную дань. Это видно из письма Иития, правителя Аскалона: «Воистину, я поставил все продукты, напитки, стада овец, мёд, масло, которые потребовал от меня царь, мой владыка. Воистину, я уплатил дань, которую царь, мой владыка, наложил на меня». Кроме того, сирийские князья обязаны были сопровождать и охранять египетские торговые караваны. Один из сирийских князей пишет египетскому фараону: «Царь, мой владыка, сообщил мне через посредство Хаи, что я должен сопровождать караваны до Ханигальбата. И действительно, они были эскортированы и достигли цели… Пусть царь, мой владыка, продолжает посылать караваны. Я их буду отправлять кратчайшим путём». Сирийские и финикийские князья должны были информировать египетское правительство обо всём, что происходило в Сирии. Так, фараон приказывает князю Тира сообщать ему обо всём, что он услышит в Ханаане. Египетское управление в Сирии осуществлялось при помощи целого штата чиновников, которые получали дань от сирийских князей, управляли царскими складами, совершали периодические объезды по стране и разбирали тяжбы между князьями. Опорными пунктами египетског.0 господства в Сирии были крепости, в которых находились египетские гарнизоны, а также египетские храмы, которые были центрами распространения культурного влияния Египта в Сирии.

В XIV в. до н. э. Египет уже не располагает достаточными силами для того, чтобы удержать своё господствующее положение в Сирии. На смену египтянам приходят хетты, которые колонизуют северную Сирию и подчиняют её своему влиянию. Хеттское влияние в Сирии становится всё более и более сильным, что подтверждается археологическими и лингвистическими данными и прямыми свидетельствами документов. Государство Угарит, раньше находившееся под властью Египта, ныне находится под сильным влиянием хеттского царя. В самом Угарите борются две партии: египетская и хеттская. Мисту, правитель Угарита, пишет египетскому фараону, что ему угрожает нашествие хеттов. Угарит, так же как Тир и ряд других больших городов Финикии и Сирии, готов отпасть от Египта и перейти на сторону хеттов. О продвижении хеттов в красноречивых словах пишет фараону Риб‑Адди, правитель Библа, сообщая ему о том, что хетты захватили значительную часть Сирии и угрожают самому Библу. Объединившиеся аморитские племена во главе с Азиру, в союзе с хеттами пытаются вытеснить египтян из Сирии. В XIV в. до н. э. египтяне вынуждены сдать свои позиции в Передней Азии. Но вскоре в Сирии появляются новые завоеватели. Это те морские народы, которые, широкой волной хлынув на восток, заняли Малую Азию и Сирию. Типично эгейские вещи, кипрская керамика, терракоты, изображения богини природы, обнаруженные в развалинах Рас‑Шамра, свидетельствуют о довольно сильном проникновении эгейских племён, эгейского торгового и культурного влияния в Сирию в XIII–XII вв. до н. э. Весьма возможно, что государство Угарит было в значительной степени колонизовано и, может быть, даже завоёвано этими пришлыми эгейскими племенами. На это указывает множество эгейских, кипрских и микенских погребений, раскопанных в Рас‑Шамра, и даже богатая микенская гробница царского типа, которая возвышается на самом акрополе, среди развалин храмов и библиотеки.

 

Социально‑экономические отношения

 

Очень многие области Финикии и Сирии не представляли больших удобств для организации здесь интенсивных форм земледельческого хозяйства. Поэтому в течение долгого времени племена, жившие на этой территории, особенно в обширных степях, отделяющих Сирию от Месопотамии, принуждены были вести кочевой, скотоводческий образ жизни. Одним из древнейших домашних животных в этих странах была свинья, затем был приручён бык, получивший впоследствии большое хозяйственное значение в качестве рабочего скота. Только в некоторых долинах, как, например, в долине реки Оронта, и на финикийском побережье, естественные условия способствовали развитию земледелия. Здесь была хорошая плодородная почва и в достаточном количестве вода. Пшеница, ячмень и просо акклиматизированы в этих местностях уже в эпоху глубокой неолитической древности. Наряду с зерновыми злаками появляются древнейшие культуры технических растений. Уже в III тысячелетии до н. э. сажали лён и умели изготовлять ткани, отпечатки которых сохранились на черепках. Земледельческая техника этого времени была очень примитивной. Большое значение имела мотыга, которая лишь постепенно уступала своё место примитивному плугу. В него обычно впрягали ослов, быков, а иногда и людей, очевидно рабов. Молотили зерно при помощи скота и особых приспособлений, что уже свидетельствует о некоторых успехах в области развития земледельческих орудий. На относительный прогресс в области земледельческой техники указывает и постепенная замена древних зернотёрок мельничными жерновами. Недаром Финикия была одной из наиболее развитых в экономическом отношении стран Востока.

Занимая очень плодородную, но крайне узкую и незначительную прибрежную полосу земли, финикийцы уже в древности принуждены были обратить внимание на более интенсивное использование каждого клочка земли, пригодного для земледельческого хозяйства. Население не ограничивалось обработкой земли на побережье и в долинах рек и создало террасную систему земледелия, использовав для этой цели горные склоны Ливана. Эта особая система землеустройства и оросительного земледелия была распространена в древности в Малой Азии, Ассирии и в стране инков (Перу в Южной Америке) и до сего времени сохранилась на Филиппинских островах. Она заключается в том, что горные склоны искусственно превращаются в ряды расположенных друг над другом террас и орошаются правильно распределёнными водами горных потоков. Обычно эти горные террасы использовались для разбивки фруктовых садов и виноградников. Так, наряду с зерновым хозяйством в Финикии и в Сирии появились и более интенсивные виды земледельческого хозяйства, в частности виноградарство и виноделие. Финикийское вино славилось во всём древнем мире. Память о нём сохранилась вплоть до римской эпохи. Римские агрономы, говоря о виноградарстве, цитируют карфагенянина Магона, который использовал опыт крупных виноградарских и винодельческих хозяйств финикийских колоний Северной Африки.

Интенсивные формы земледельческого хозяйства давали возможность местному населению в некоторых случаях вывозить продукты сельского хозяйства, как, например, оливковое масло и вино, в соседние страны. В египетских надписях в следующих словах описываются богатства земледельческой страны Джахи, расположенной в долине реки Оронта: «Сады полны плодов. Вино в давильнях течёт, как потоки воды. Хлеба на террасах в таком изобилии, что его больше, чем песка».

 

 

 

Финикийский корабль.

Рельеф на саркофаге из Сидона

 

 

Уже в глубокой древности в Сирии и в Финикии появляются различные ремёсла. В горах Ливана имелась хорошая железная руда. Добыча и обработка её не представляют больших технических трудностей. Особенно высокого расцвета достигло в Финикии ткацкое дело. Финикийцы славились своим уменьем окрашивать ткани. Широкой известностью пользовались яркокрасная и тёмнофиолетовая пурпурная краски, изготовлявшиеся финикийцами из местных приморских моллюсков, раковины которых найдены в огромном количестве на финикийском побережье. В частности красный пурпур – аргаман, название которого встречается также и в еврейском и в ассирийском языках, являлся одной из статей финикийского экспорта. Изготовление шерстяных тканей, окрашенных в пурпур, упоминается уже в надписях из Рас‑Шамра, относящихся к XIV в. до н. э. Высокого расцвета достигло в Финикии изготовление стекла, однако эта техника была финикийцами заимствована у египтян и отчасти у ассирийцев. Обилие прекрасного строевого и мачтового леса, главным образом в горах Ливана, способствовало значительному развитию деревообделочного производства и кораблестроения. Финикийцы считались в древности лучшими кораблестроителями. Ещё в эпоху Древнего Царства египтяне называли один из типов корабля «библским кораблём». Весьма возможно, что самое племенное название «финикийцы» произошло от египетского слова «фенеху», означающего «кораблестроитель». Даже греческий историк Геродот, живший в V веке до н. э., пишет, что среди кораблей всего персидского флота «наилучшим ходом отличались корабли, поставленные финикиянами». Древнейшим типом финикийского корабля был тяжёлый, но весьма приспособленный для мореплавания корабль, шедший главным образом под парусами и предназначенный для перевозок значительных грузов.

 

Торговля

 

Торговля Финикии и Сирии достигла высокого развития,[23] что объясняется сравнительно высокой продуктивностью сельского хозяйства, успехами ремесла и благоприятными географическими условиями. Финикийские города находились в центре скрещения важнейших торговых путей, соединявших страны Передней Азии с бассейном Эгейского моря, с Африкой и Аравией. Эта торговля шла по сухопутным дорогам и по морским путям. Караваны торговцев двигались из Малой Азии, из Месопотамии, из Аравии, от Красного моря и из Египта, достигая городов финикийского побережья. Наряду с обычным вьючным транспортом существовал и колёсный, на что указывают посвятительные модели двухколёсных колесниц. Уже древние надписи, найденные в Рас‑Шамра и восходящие к III тысячелетию до н. э., ярко характеризуют торговую деятельность жителей государства Угарит. Можно предполагать, что эта сухопутно‑караванная торговля охватывала обширные территории от северного побережья Сирии до залива Акаба на берегах Красного моря, включая тем самым весь Ханаан.

Но особенно высокого расцвета достигла в Финикии морская торговля. Уже в IV тысячелетии до н. э. в эпоху Древнего Царства египтяне вывозят из Финикии много товаров, среди которых следует отметить оливковое масло и дерево. Предметами финикийского вывоза были наряду с этим вино, кедровое масло, скот, зерно, косметические и медицинские средства. Совершенно исключительное значение в финикийской торговле и во всей финикийской экономике занимал лес. Горные цепи Ливана и Антиливана, расположенные в непосредственной близости от торговых финикийских городов, а также прилегающие к Финикии горные области Малой Азии, Закавказья, Северной и Средней Сирии и Палестины были покрыты в древности крупными лесными массивами. Значительные лесные богатства этих районов, изобиловавших кедрами, киликийокой и приморской сосной, а также другими ценными породами леса, давали возможность финикийским торговцам в большом количестве вывозить лес, в особенности строевой и мачтовый в Египет, а также в Месопотамию. Прекрасно характеризует потребность египтян в дереве один рельеф времени Сети I, на котором изображено, как ливанские князья рубят кедры для египетского царя. Дерево финикийцы вывозили и в другие страны. Так, Хирам I, царь Тира, посылал кедры царю Израильско‑Иудейского царства Соломону для постройки иерусалимского храма. В VIII в. до н. э. финикийцы поставляли лес в Ассирию царю Саргону II для постройки его дворца. Иногда Финикия уплачивала ассирийским царям дань кедрами. На одном барельефе изображён флот, гружённый финикийским лесом.

Особенное значение имела торговля финикийских городов с Египтом. Центром этой торговли был древний финикийский город Библ, название которого встречается уже в египетских надписях времени Древнего Царства. Раскопки в Библе обнаружили множество египетских предметов различных времён, восходящих к архаической эпохе, что указывает на древность и прочность торговых связей Библа с Египтом. В период Среднего Царства торговля Египта с Финикией была весьма оживлённой, В «Рассказе Синухета» говорится о том, что в Сирии можно было слышать египетскую речь и что египетские послы посещали эту страну. А в «Поучении Ипувера», которое также относится ко времени Среднего Царства, говорится о доставке из Сирии особого сорта дерева, необходимого для изготовления саркофагов и древесной смолы для мумификации. Особенно высокого расцвета достигла эта торговля финикийских городов, главным образом, Библа с Египтом, в середине и во второй половине II тысячелетия до н. э., когда Сирия и Финикия были завоёваны египетскими фараонами и вошли в состав обширного Египетского государства. Яркое представление о развитии этой торговли дают дипломатические письма, сохранившиеся в Амарнском архиве. В одном из этих писем прямо указывается на то, что Библ имеет для Египта такое же значение, как Мемфис. В эту эпоху египтяне вывозят из Финикии самые разнообразные товары. В амарнских письмах говорится об отправке в Египет зерна, скота, дерева («больших брёвен»), рабов и рабынь. Через финикийские и сирийские города в Египет транзитным способом посылаются различные товары из Хеттского государства, из Митанни, Вавилона и Ассирии. Из Ара да и Берита, торговых городов Финикии, в Египет постоянно посылают корабли, гружённые товарами. Сирийские и финикийские князья в своих письмах сообщают об отправке в Египет торговых караванов.

 

 

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!