Карта № 4. Малая Азия, Сирия и Финикия



 

 

Укрепившись в северной Сирии и упрочив своё влияние в северо‑западной Месопотамии, хеттские цари пытаются протянуть свои щупальцы вплоть до далёкого Вавилона. Пользуясь слабостью Кадашмана‑Таргу, касситского царя Вавилона, хеттский царь Хаттушиль III стремится подчинить своему политическому влиянию Вавилонское царство, которое в те времена носит название Кардуниаш. Вмешиваясь во внутренние дела Вавилона, хеттский царь открыто поддерживает в Вавилоне своих политических сторонников и даже пытается натравить Вавилон на Ассирию – исконного врага Хеттского государства, убеждая вавилонского царя в том, что хетты в три или даже в четыре раза сильнее ассирийцев. Нажим Хаттушиля III на Вавилон становится настолько сильным, что один из вавилонских сановников пишет Хаттушилю: «Ты пишешь нам, не как брат, и командуешь нами, как своими рабами». Расцвет политического могущества большого Хеттского государства теснейшим образом связан со значительным развитием хеттской торговли. Хетты ведут торговлю с различными странами Передней Азии и даже с далёким Египтом. Хетты поставляют в Египет различные товары: серебро, лазурит, дерево, железо и рабов. В свою очередь они получают из Египта роскошные изделия египетского ювелирного производства, ценные предметы, одежды и сосуды с маслом. Торговля Хеттского государства с Египтом достигает довольно значительных размеров. Весьма возможно, что хетты оказались опасными конкурентами в этом отношении даже для Кипрского царя, который издавна вёл торговлю с Египтом. По крайней мере в одном из своих писем царь Кипра (Алаши) убеждает фараона не вступать ни в какие сношения с хеттским царём. Всё это указывает на значительное развитие хеттской торговли и на расцвет хеттской экономики.

В XIV–XIII в. до н. э. хетты, продвигаясь всё далее на юг, сталкиваются с Египетским государством, которое при фараонах XIX династии переживает период нового расцвета своей военной мощи. Между хеттами и египтянами начинается упорная борьба за господство в Сирии. Хеттский царь Муватал переносит свою столицу из города Хаттушаш в город Датташ, находившийся в южной части страны к югу от реки Галиса, ближе к театру военных действий, происходивших на территории Сирии. После смерти Муватала в хеттской стране происходят крупные смуты. Египтяне, пользуясь этими смутами, одерживают ряд значительных побед и снова укрепляются в южной части Сирии. Согласно мирному договору, заключённому между хеттским царём Хаттушилем III и египетским фараоном Рамзесом II в 1296 г. до н. э., Сирия была разделена между двумя крупнейшими государствами того времени: Хеттским и Египетским.

 

 

 

Статуя хеттского царя.

Музей в Стамбуле

 

 

В результате этого мирного договора укрепились торговые связи между Египтом и переднеазиатскими странами. Как говорится в одной надписи этого времени, «когда люди шли по своим делам в Джахи, то они могли без страха, в радости своего сердца достигать страны хеттов благодаря великим победам царя Рамзеса». Вскоре после этого начинается упадок Хеттского государства и хеттской культуры. Хетты сталкиваются с новой грозной силой, выросшей именно в эту эпоху – с могущественным Ассирийским царством. Ассирийские цари, начиная с XII в. до н. э., совершая свои военные походы в Малую Азию, неоднократно громили Хеттское царство. Последняя часть Хеттского государства, княжество Кархемыш, было окончательно разгромлено ассирийским царём Саргоном II в VIII в. до н. э. Ослаблению и окончательному падению Хеттского царства способствовали также и нашествия «морских народов».

 

Хеттская культура

 

В настоящее время ещё трудно дать систематический очерк хеттской культуры, но проблемы, которые ставятся перед исследователем при изучении хеттской культуры, представляют крупный научный интерес. Несмотря на то, что Хеттское государство в некоторые периоды своего существования достигало большого военного могущества и значительного внешнеполитического влияния, оно по сравнению с другими древневосточными государствами было довольно рыхлым и непрочным государственным объединением, что объясняется отсутствием достаточно прочных внутренних межплеменных экономических связей. Рабовладельческое государство хеттов образовалось на основе непрочного объединения племён, во главе которого стоял вождь наиболее сильного хеттского племени. В течение долгого времени Хеттское царство сохраняло многие пережитки этой древней организации союза племён. Однако развитие рабовладения всё больше и больше требовало укрепления государственной власти. Власть племенного вождя, объединившего в себе функции военачальника и первосвященника, постепенно приобретает характер восточной деспотии. Особа царя облекается ореолом святости. При жизни царь в качестве первосвященника совершал религиозные церемонии. После его смерти в честь царя совершался заупокойный культ и он сравнивался с божеством. Царей изображали с посохом солнечного бога. На рельефах в Язылы‑кая (святилище в скалах около Богазкеойя) изображён бог грозы Тешу б, обнимающий царя как своего сына. Придворный этикет обязывал называть хеттского царя «моё солнце». Аналогичные титулы встречаются в дипломатических письмах сирийских князей в XIV в. до н. э. Так, в Хеттском государстве постепенно формируется культ обоготворённого царя, что является типичной чертой восточной деспотии.

 

 

 

Процессия хеттских богов.

Рельеф на скале в Язылы‑кая около Вогазкеойя

 

 

Некоторые черты примитивности, сохранившиеся вплоть до позднего времени, характерны и для хеттской религии. Несомненным пережитком древних форм матриархата является преобладающий в хеттской религии культ великой богини – матери природы, олицетворяющей силы плодородия. В хеттском искусстве эта богиня обычно изображалась в виде женщины, одетой в длинные одежды с цилиндрическим головным убором, с которого ниспадает большое покрывало. Наряду с этой богиней в хеттских странах почитался бог Тешуб, бог горных вершин, олицетворявший грозные силы природы, грозу, гром и молнию и в то же время земное плодородие, порождаемое небесным ливнем. В эпоху образования Хеттского государства Тешуб превратился в бога – покровителя царя, государства и царской власти. Его стали изображать мощным воином, опоясанным мечом и держащим в левой руке пучок молний, а в правой руке боевой топор, что символизировало мощную силу бога грозы и войны. Одновременно в хеттской религии мы найдём образ и третьего великого бога, бога умирающей и воскресающей природы Телепииа, которого обычно изображали в образе безбородого юноши, облачённого в короткую одежду с кинжалом на боку и с двусторонней секирой в руках. Хеттские боги чаще всего изображались стоящими на спинах диких зверей или идущими по вершинам гор, что прекрасно характеризует своеобразные формы религии, возникшей у народа гор и охотников. Наряду с культами верховных государственных богов у хеттов в течение долгого времени сохранялись многочисленные культы различных местных божеств, что является отголоском древнего родового строя. Так, в хеттских государственных договорах упоминаются наряду с верховными богами «1000 богов хеттской страны». Другим пережитком первобытной эпохи в хеттской религии является сохранившая значение в течение долгого времени магия. У хеттов были очень широко распространены различные гадания, в частности гадания по внутренностям жертв и по полёту птиц.

 

 

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!