ГЛАВА 4 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ



Государственный фундаментализм активно проявляет себя в тоталитарных государственных системах, которым свойственны неограниченные полномочия властей, всегда старающихся устранить не только реальных, но и потенциальных врагов режима. Одним из примеров тоталитарного государства служит фашистская Германия, другим - Корейская Народно-Демократическая Республика.

Доктрина государственного фундаментализма также . лежит в основе деятельности правительств и политических организаций ряда стран, стремящихся к установлению теократических форм правления. В параграфе приводится несколько примеров формирования политических единиц такого типа. Так, режим Талибана в Афганистане претворял на уровне государственной политики упрощенную идеологию, железную дисциплину и строжайшие моральные принципы, установленные его лидером. На пути становления исламского фундаменталистского государства находится Пакистан, хотя в настоящее время его трудно определить как чисто теократическое государство, если учесть связи с Западом. Однако в современном Пакистане оказывается значительная поддержка исламистским организациям, а «Объединенный фронт действия» (союз фундаменталистских групп) представляет собой существенную силу в национальном парламенте и является бескомпромиссным в достижении своих политических целей. [8, c.81].

Очевидные элементы теократии отличают государство Израиль. В последнее время в этой стране усилили влияние ортодоксальные круги, которые заявили о своем праве на определение образа жизни еврейского народа не только в ограниченных пределах религиозной общины, но и в масштабе всей национальной общности. Одним из . показателей усиления фундаменталистских тенденций в нынешнем Израиле служит деятельность организаций, которые в Израиле принято считать правыми, -«Блока истинно верующих» и «Движения за великий Израиль», а также хасидской секты Хабад. Эти политические силы выработали особую форму националистической идеологии, в рамках которой подняли на небывалую высоту библейскую догму о «богоизбранности» еврейского народа, к которой все чаще прибегают для доказательства совершенно особого положения евреев в современной мировой политике. [13, c.44].

Признаки теократии встречаются не только на Востоке, но и на Западе. Например, в США религия и политика взаимодействуют так, что эта страна кажется почти теократической. Там процветает фундаменталистское движение «Новое христианское право», которое повернулось к политике самым решительным образом. Хотя пока еще рано говорить о его контроле над Республиканской партией, «новые христианские правые» - уже влиятельная группировка в ее рядах.

Одним из видов фундаментализма, который оставляет заметный след на государственной арене, является этнический (националистический) фундаментализм. Его подъем в Западной Европе тесно, связан со страхом перед мигрантами, а также желанием сохранить чистоту европейской культуры перед «чужеземным .вторжением». Известные политические лидеры Франции (Ж.МЛе Пен) и Голландии (Д.Фортуян) активно претворяли фундаменталистские принципы, направленные против .мигрантов, в государственную политику. В Германии, Австрии, Италии и Великобритании также есть фундаменталистские националистические движения, решительно противостоящие всему остальному миру. 'Гак, программа Британской национальной партии основана, на расистском фундаментализме, поскольку последовательно проводит идеи сохранения северно-европейской нации и необходимости освобождения британцев от господства евреев. Организации, приверженные духу националистического фундаментализма, которые выступают за

решительный отказ от культурного плюрализма, появились в Австралии и даже в США. В реализацию националистических принципов в настоящее время включаются все большие массы, ведомые политическими движениями и партиями, претендующими на монопольное выражение собственного национального интереса и мало заботящиеся об интересах других народов.

В третьем параграфе второй главы «Рыночный фундаментализм» критически рассматриваются фундаменталистские концепции, оправдывающие всемогущество «невидимой руки рынка» [9, c.42].

Доктриной рыночного фундаментализма превозносится модель рыночной экономики, «свободной от какой-либо регуляции». В ее основе лежит догматизированный постулат о «невидимой руке рынка», заимствованный из работ классиков политической экономики А.Смита и Д.Рикардо, а также из трудов правых неолибералов (Ф.Хайека и М.Фридмена). Он интерпретируется так, что эта невидимая рука представляет собой саморегулирующийся механизм, действующий таким образом, что все экономические субъекты от этого только выигрывают.

Отрицательный опыт внедрения принципов рыночного фундаментализма есть и у ведущих стран Западной Европы. В результате жесткой монетарной политики, проводимой консервативными правительствами в 80-90-е гг. XX века, многие западные государства столкнулись с масштабной безработицей, разрушением

государственных предприятий, существенным увеличением числа тех, кто живет за чертой бедности. Однако это, по мнению рыночных фундаменталистов, совсем небольшая плата за предполагаемые выгоды от нерегулируемой рыночной экономики, которая изменит жизнь к лучшему в далекой перспективе. Постсоветская Россия также не смогла преуспеть, активно претворяя в жизнь (под напором МВФ) принципы рыночного фундаментализма. Правительство РФ, под бременем растущего внешнего долга, а также в надежде на новые заимствования у международных финансовых организаций, в известной степени, было вынуждено руководствоваться неадекватными отечественным условиям посылками, выступившими своеобразной фундаменталистской стратегией экономических и социально-политических преобразований. Это привело к известным негативным социальным и политическим последствиям [11, c.100].

Политика, проводимая МВФ и Всемирным банком, вызывает справедливую критику. Даже Дж.Сорос уже не является активным сторонником рыночного фундаментализма и утверждает, что эта доктрина «привела глобальную капиталистическую систему к нездоровому и неустойчивому состоянию».

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Фундаментализм в современном мире является одним из значимых социально-политических феноменов. Можно привести высказывание одного из историков американского фундаментализма - Г.Масдена, который следующим образом охарактеризовал масштабы этого явления только в Америке: «.швырните яйцо из окна спального вагона, и в какой бы точке США Вы сегодня не находились, обязательно попадете в фундаменталиста»

Как показало проведенное исследование, в широком смысле, фундаментализм означает приверженность определенным принципам, которые для какой-либо социальной группы или организации являются фундаментальными, истинными и неопровержимыми. Хотя обычно с ним связывают религию, фундаментализм можно увидеть и в различных политических, экономических и социальных доктринах. Даже либеральный скептицизм, как считают, может включать элементы фундаментализма, поскольку утверждает, что все теории обязательно должны быть подвергнуты сомнению (за исключением своей собственной) [12, c.71].

Фундаментализм бывает государственным, националистическим, рыночным, феминистским, экологическим и т.п. При этом отдельные разновидности фундаментализма имеют мало или вообще ничего общего, за исключением того, что их сторонники всегда демонстрируют серьезное рвение, порожденное уверенностью в своей правоте. Хотя этот термин часто используется уничижительно, чтобы подразумевать непоколебимость (жесткость), догматизм и авторитарность, фундаментализм может также означать самоотверженность и преданность принципу.

В настоящее время фундаментализм, как нейтральный не только по своей богословской, но и чисто научной сущности, термин фундаментализм используется в своих интересах как передовыми, так консервативными и даже реакционными силами.

 


 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!