ГЛАВА 1 ИСТОКИ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА



Министерство образования Республики Беларусь

Институт парламентаризма и предпринимательства

 

Кафедра политологии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

"ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ"

ТЕМА: ФУНДАМЕНТАЛИЗМ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА

                                          

                                                            Выполнил студент 4 - го курса

                                                    социально-экономического факультета

  специальности "политология"

  группы  11110 № 1385/11110

Григорович Андрей Сергеевич

 

                                                   Мобильный телефон:                                       

                                                    8-029-250-74-73                      

 

                                                                                           

                                                    Научный руководитель:

                                                    Горелик А.В., кандидат политических 

                                                    наук, профессор

                                                  

 

 

  

 

 Дата поступления и регистрации на кафедре: _________________

 

 

2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………3

Глава 1 Истоки и характерные черты современного фундаментализма…………….6

Глава 2 Фундаментальный потенциал фундаментализма…………………………..11

Глава 3 Религиозный фундаментализм………………………………………………15

Глава 4 Государственный и этнический фундаментализм………………………….20

Заключение…………………………………………………………………………….24

Список использованных источников………………………………………………...26

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Внастоящее время особую актуальность приобретает изучение масштабных социально-политических явлений, с которыми тесно связана жизнь современного общества. Одним из них является фундаментализм. Как отмечают специалисты, «...сегодня мы живем в фундаменталистском мире, поскольку этот феномен все больше заявляет о себе в различных областях социальной действительности».

В самом широком смысле фундаментализм означает приверженность определенным принципам, идеям и ценностям, которые рассматриваются как основополагающие (фундаментальные), и принимаются за абсолютную истину, независимо от их содержания. Эти принципы берутся на вооружение отдельными социальными группами или организациями (называемых фундаменталистскими), которые последовательно и самоотверженно претворяют их во все сферы социального бытия, в том числе, и в политику.

Термин фундаментализм, который изначально был связан с протестантским движением начала XX века, выступившим за придание христианской вере ее изначальной чистоты, применяется не только к другим религиозным течениям. Он вошел в активный речевой оборот и широко используется для характеристики различных видов человеческой активности (в сфере экономики, политики, межэтнических и тендерных отношений и т.п.).

После известных всему миру событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, а также серии других террористических актов, связанных средствами массовой информации с фундаменталистами-смертниками, понятие фундаментализм получило негативную ценностную окраску. Его стали применять в уничижительном смысле (подразумевая под фундаментализмом фанатизм, жестокость, насилие и деспотизм) и неправомерно отождествлять с экстремизмом, политическим радикализмом, даже с терроризмом. Появилось значительное число противоречивых подходов к анализу фундаментализма, его

неоднозначных трактовок - слишком узких и очень широких, чисто позитивных и откровенно негативных. Под фундаментализмом даже стали понимать особый вид культурного творчества, интерпретации социальных явлений, процесса производства знания, который отличается догматизмом, нетерпимостью, неспособностью к диалогу и самокритике.

Фундаментализм - это современный, сложный и многогранный феномен, имеющий культурно-исторические корни и выполняющий в обществе различные функции. К сожалению, он еще очень мало изучен в отечественной политической науке, что существенно затрудняет его адекватное и объективное понимание.

В конце XX века внимание широкой научной общественности все больше стали привлекать актуальные и сложные социально-политические феномены, исследованием которых стали заниматься специалисты самого различного профиля. Это политический радикализм, политический экстремизм, терроризм и т.п., которым уже посвящено значительное количество работ. Однако фундаментализм в число этих социально-политических феноменов вошел сравнительно недавно.

Только в начале нового столетия появились первые публикации российских авторов, которые непосредственно обратились к поиску подходов к исследованию феномена фундаментализма, стали затрагивать вопросы о его гноселогических корнях и причинах появления.

При этом большинство отечественных исследователей представляют себе фундаментализм как состояние верующего человека, понимая под этим его приверженность основам, фундаменту религиозной веры. Например, авторы сборника статей «Фундаментализм» определяют фундаментализм как «идеологию религиозных и религиозно-политических движений, и течений, которые активно выступают за возвращение к истокам или богословской основе вероучения, за возврат вере ее изначальной чистоты» .

Объект исследования - фундаментализм как современный социально-политический феномен. Предмет исследования - истоки, социальная природа, характерные черты и идеологическая сущность фундаментализма.

Цель исследования заключалась в проведении систематизированного теоретико-методологического анализа фундаментализма как масштабного и значимого социально-политического феномена, а также содержания основных фундаменталистских доктрин и особенностей их применения в современном мире.

Цель исследования конкретизировалась в следующих задачах:

- выделить и проанализировать основные подходы зарубежных и
отечественных исследователей к определению понятия фундаментализм;

выявить характерные черты фундаменталистского мышления и показать его социальную природу;

рассмотреть индивидуальные и социальные причины, способствующие проникновению фундаментализма массовое сознание;

- раскрыть особенности основных фундаменталистских доктрин и
показать их идеологическую сущность;

обозначить фундаменталистские принципы, содержащиеся в программах различных социально-политических движений;

- определить факторы, способствующие активному внедрению
фундаментализма в социальную и политическую жизнь современного
общества.

 

 

ГЛАВА 1 ИСТОКИ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА

Термин «фундаментализм» происходит от латинского слова , означающего «базис» или «основание». В 1895 г. на библейской конференции в городе Ниагаре (США) группа протестантских пасторов выдвинула пять основных (фундаментальных) принципов; 1) Непогрешимость Священного Писания; 2) Божественное происхождение Христа и его непорочное зачатие; 3) Гибель Христа на кресте за грешников; 4) Физическое воскресение Христа; 5) Будущее возвращение Христа во плоти. Затем (1910 - 1915 гг.) была опубликована серия религиозных памфлетов под общим названием «Основы. Свидетельства Истины»", после чего термин фундаментализм получил широкое распространение. С 1920 г., вслед за баптистом КЛоузом, фундаменталистом стали называть того верующего, который был готов к генеральным сражениям во имя защиты «фундаментальных положений». В параграфе детально рассматриваются возможности применения протестантского (по своему происхождению) понятия фундаментализм к исламу, иудаизму, буддизму и индуизму, а также к католицизму и православию [2, c.71].

В настоящее время термин «фундаментализм» стал применяться в более широких - социальном и политическом контекстах. При этом сложилось несколько подходов к его интерпретации.

В рамках первого подхода фундаментализм предстает как позитивный социокультурный феномен, который является реакцией на процессы модернизации и глобализации, подрывающие устои традиционного общества. В русле второго подхода фундаментализм рассматривается, в основном, в негативном контексте. Согласно третьему, ценностно-нейтральному подходу фундаментализм - это стиль мышления, посредством которого определенные принципы принимаются за важнейшие элементы истины, и имеют неизменный и неопровержимый автЬритет, независимо от их содержания. В самом широком смысле фундаментализм означает приверженность идеям и ценностям, которые являются основополагающими (или фундаментальными).

Во-первых, фундаменталисты полагают, что существующий общественный порядок должен быть основан на их принципах, которые обычно заимствуются из содержания священных для них текстов. Этими текстами могут служить Библия, и Коран, работы А.Смита и Д.Рикардо, К.Маркса и Ф.Энгельса, и далее «Майн Камф» А.Гитлера.

Во-вторых, фундаменталисты всегда являются очень последовательными и настойчивыми в защите этих принципов. Так, Э.Гидденс определяет фундаменталиста как «человека, который в принципе отказывается вступать в диалог, кто считает свой образ жизни совершенным и достойным, а чужой - сравнительно низшим и недостойным» [5, c.81].

В-третьих, характерной особенностью фундаментализма является антимодернизм, который очень часто проявляется в недооценке или даже отрицании неизбежности и необходимости свершившихся социально-экономических и политических изменений.

Учёные выделяют ряд идеологий нерелигиозного фундаментализма, например государственно-политический, экономический, националистический, гендерный, феминистский, экологический фундаментализм и т. п. Фундаменталистским часто называют любой подход, абсолютизирующий те или иные взгляды как истину в конечной инстанции.

Фундаменталисты опираются на набор политических установок, убеждений и ценностей, которые руководят их поведением. Фундаментализм как стиль политического мышления выполняет следующие функции идеологии: 1) предлагает собственное видение существующего социально-политического порядка; 2) конструирует образ желаемого будущего, свое представление о «правильном» обществе; 3) выдвигает модель, согласно которой должны произойти необходимые политические изменения. Как политическая идеология фундаментализм проявляется в лозунгах, политической риторике, манифестациях и правительственной политике.

Однако не выработан целостный и в то же время специфический набор установок относительно сущности взаимоотношений личности и общества, гражданского общества и государства и т.п., позиций по отношению к отдельным социальным институтам, которые отличают такие политические идеологии как либерализм и консерватизм. В то же время, доктрины фундаменталистов всегда также содержат политические программы для реформирования общества в соответствии с «их принципами», и именно поэтому фундаментализм следует рассматривать как идеологию.

Принципы фундаменталистского мышления наиболее органично вписываются в те идеологические доктрины, которые стремятся разделить мир на «своих» и «чужих», обосновать возможность его преобразования радикальными и, в том числе, нелегитимными средствами.

Если сделать акцент на его наиболее позитивной стороне, фундаментализм -это желание сохранить традиционные ценности; защита устоявшихся и проверенных временем систем убеждений в период, когда новые системы коллективных представлений способны «сокрушить все вокруг». Фундаментализм создает общую для членов какой-либо, религиозной (социально-политической, этнической и т.п. группы) психологическую основу, позволяющую единообразно воспринимать и оценивать окружающую реальность, понимать друг друга и действовать в соответствии с определенными установленными нормами и принципами [1, c.79].

В параграфе выделяются и анализируются группы теорий, в которых выявлены индивидуальные и социальные причины, способствующие формированию фундаменталистской ментально.

К первой группе теорий относятся те, которые объясняют приверженность фундаментализму специфическими качествами личности. Так, по мнению известного американского философа Э.Хоффера, такие черты характера человека как фанатизм, ненависть, склонность к подражанию или самопожертвованию, подозрительность во многом способствуют восприятию и усвоению людьми «истинно верных».

В рамках второй группы теорий утверждается, что люди, воспринявшие ту или иную совокупность фундаменталистских принципов, сделали это сознательно, руководствуясь определенной социальной, экономической или политической выгодой. Например, исследователь К.Вилкокс считает, что на первое место следует ставить коллективные представления, а не психологию личности. То, во что люди .верят, гораздо важнее того, почему они верят.

Фундаментализм - это современный феномен, который предлагает простые решения актуальных дилемм, поддерживает нравственные устои многих людей во времена стремительных социальных изменений, высокой социальной и географической мобильности и других, вызывающих напряжение факторов. Воздействие и характер современных фундаменталистских движений обусловлены социальными, экономическими и политическими особенностями того общества, в котором они возникают. Наиболее явно факторы, способствующие формированию фундаменталистской ментальности, проявляются в условиях системного кризиса общества. Общий-рост недовольства населения застоем, падением жизненного уровня, ощущение им потери перспективы или уверенности в завтрашнем дне создают предпосылки для роста социальной напряженности. В таком контексте мобилизация слабых, бедных и угнетенных на защиту каких-либо привлекательных для них идей или принципов, становятся все более легким делом [6, c.144].

В настоящее время фундаменталистские движения возникают во многих частях мира и проявляются себя в рамках различных сфер активности. Вряд ли можно утверждать, что они идентичны. Одни фундаменталисты являются пассивными, стараются вести замкнутый образ жизни (секта амишей в США, некоторые хасидские общины, «Богобоязненная община» в Израиле). Другие фундаменталистские движения очень настойчивы в претворении собственных принципов и имеют широкие политические цели, во имя достижения которых часто вступают в конфликт с окружающим миром.

 

 

ГЛАВА 2 КОНФЛИКТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФУНДАМЕНТАЛИЗМА

 

Фундаменталистский стиль политического мышления, который характеризует нетерпимость в отношении «чужих» исторически сопутствовал утверждению главных мировых религий - иудаизма, христианства и ислама. Каждая из этих религий считала себя единственной «истинной» религией, что давало основание исповедующим ее жестоко относиться ко всем «иноверцам». Именно поэтому религиозные войны столь часто встречались в истории человечества.

Фундаменталистов можно считать последовательными приверженцами различных версий манихсйской доктрины, которая утверждает, что всегда существовали два противоположных несотворенных и равных принципа: света и тьмы, добра и зла, Бога и материи. При этом тьма, зло и материя воплотились в Дьяволе22. В европейском варианте эта доктрина содержит тезисы о дуализме добра и зла, о существовании во Вселенной двух высших духовных начал, не равноценных одно другому. Одни из них Бог, а другой - Дьявол23. По восточной версии манихейства, основу мироздания составляет непримиримая борьба двух начал -Света и Мрака24. Манихейский дуализм добра и зла присутствует в логике доктрины джихада, в русле которой мир также разделен на два враждующих лагеря: ислама (дар аль ислам) и войны (дар уль-харб). Эта доктрина подразумевает, в конечном счете, полное торжество ислама — все враги будут обращены в ислам [7, c.120].

Различные версии манихейской доктрины, даже в несколько более примитивном виде, вполне могут быть применены к диагностике воззрений современных фундаменталистов, цель которых - обнаружить и победить зло, под которым. понимаются все возможные противники, и установить собственный социальный и политический порядок. Важнейшим следствием является радикальность фундаменталистов, их готовность участвовать в неконституционных политических действиях, использование ими насильственных средств. Так, в числе политических лидеров, которые погибли от рук воинствующих фундаменталистов, -А.Садат (1981 г.), И.Ганди (1984 г.), И.Рабин (1985 г.) [16, c.71].

В целом, какие бы конечные политические цели не преследовали фундаменталисты, они всегда хотят победить конкурентов в борьбе за властные ресурсы, а, захватив власть - всеми средствами ее удержать. При этом радикальная фундаменталистская организация, пришедшая к власти, пользуется любым идеологическим тезисом для сохранения этой власти и создания такого общества, где за ней бы оставалась ведущая роль. Одним из последствий такого идеологического диктата становится террор. Примером тому являются репрессии, осуществляемые в сталинскую эпоху и фактически ставшие разновидностью террора. В настоящее время ряд современных фундаменталистских организаций также для достижения своих политических целей используют террористические акты [15, c. 99].

Хотя цели современных террористов обычно носят конкретный политический характер, их действия все чаще обосновываются религиозной аргументацией. При этом побудительным мотивом является защита фундаменталистских принципов, доведенная до фанатизма, толкающего людей на самопожертвование. Исламисты взяли на себя ответственность за большую часть террористических актов на Ближнем Востоке, в России, в Южной и Юго-Восточной Азии, в Соединенных Штатах и в Западноевропейских государствах. В Индии последователи сикхской религии провели террористическую кампанию, чтобы отделить независимое государство Халистан от Пенджаба. В! Шри-Ланке сепаратистская организация «Тигры освобождения Тамил илама» ведет длительную борьбу за создание независимого тамильского государства, используя нелегальные методы борьбы. В Уганде Освободительная Армия Бога, вдохновленная «духом христианства», совершила целый ряд злодеяний с целью захватить контроль над частью страны и «проложить путь ко Второму пришествию Христа» [14, c.99].

После Иранской революции и выхода Советских войск из Афганистана в мусульманском мире проявило себя много движений «джихада» или священной войны против «неверных», готовых к применению террористического насилия для того, чтобы достигнуть своих политических целей (пример - Талибан). Эти цели варьируются от относительно узких - установление исламской теократической республики вместо светского режима (например, в Алжире) - до необычно честолюбивых - восстановления могущественного арабского халифата. Это, в частности, предполагает ведение борьбы до тех пор, пока «верховный правитель» Не сможет править мусульманами в масштабе всего мира.

По размаху террористической деятельности, наличию тайных агентов в разных странах и, соответственно, средств, никакая фундаменталистская террористическая организация не может серьезно конкурировать с Аль-Каидой, В параграфе дается краткий анализ особенностей деятельности этой организации, тех политических целей и принципов, которыми она руководствуется. Другая фундаменталистская террористическая организация - Хезболлах - стала влиятельной политической силой в контексте ливанской политики. В настоящее время ее представители входят в состав парламента Ливана, а общее число активных членов составляет примерно 14 тысяч человек26. Во многом благодаря широко известной террористической деятельности этих организаций, религиозные группы, провозгласившие преданность исламу, в первую очередь стали ассоциироваться с террористическими атаками.

Наряду с религиозным терроризмом, не менее распространенным является этнический терроризм, идейной основой которого является националистический фундаментализм, который нередко имеет и религиозную подпитку. Этнический терроризм осуществляется сегодня такими широко известными этнорелигиозными организациями как ИРА и ЭТА, а также менее известными группировками -«Фронтом национального освобождения Корсики» и «Фронтом освобождения Бретани» [10, c.100].

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 505; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!