Обратная сторона Дерева Жизни



 

Ведь тени бывают лишь только

Пока освещает свет

И силы своей нисколько

И власти своей у них нет

(Отрывок из стихотворения автора)

 

 

Теперь, после ознакомления со структурой Дерева Жизни, можно переходить к изучению его обратной стороны.

Итак, Дерево Жизни имеет две стороны – светлую и тёмную. Светлую сторону каббалисты называют «Ситра ха-Кедуша», а тёмную сторону называют «Ситра Ахра».

Светлую сторону Дерева Жизни мы уже рассмотрели достаточно подробно. Мы знаем, что она состоит из отдельных элементов - Сефир (во множественном числе – Сефирот), которые связаны друг с другом каналами. Каждую Сефиру в отдельности мы тоже уже рассмотрели.

Тёмная сторона Дерева Жизни (Ситра Ахра) тоже состоит из отдельных элементов, соединённых между собою каналами. Эти элементы по – отдельности называют «Клифа», а во множественном числе - «Клифот» (иногда «Клипот» и даже «Келиппот»). В переводе это означает «кора», «скорлупа», или «кожа».

Структура обратной стороны Дерева Жизни повторяет структуру его светлой стороны. Только вместо Сефир на нём в том же порядке распложены Клифы. Обратная сторона Дерева Жизни изображена на рисунке 4.

Внутренняя структура и роль каждой Клифы противоположна внутренней структуре и роли соответствующей Сефиры. Мы рассмотрим их по отдельности в главе с названием «Клифот». А здесь сосредоточим внимание на происхождении этой тёмной стороны Дерева Жизни.

 

Как обычно, в каббале присутствует несколько мнений на этот счёт. И, как обычно, никто не знает какое из мнений верное. Вот некоторые их них:

 

Первое мнение о происхождении Ситра Ахра.

Одно из самых популярных у каббалистов объяснений существования Ситра Ахра следующее.

Нам известно, что весь Сефирот светлой стороны Дерева Жизни существует в равновесии. Там нет «плохих» Сефир и «хороших». Каждая Сефира выполняет свою функцию, жизненно важную для существования Дерева Жизни. Однако, каббалисты считают по-другому.

Как я писал выше, левый столб Дерева Жизни, возглавляемый Сефирой Бина, у них женский и, стало быть, плохой. А правый столб, возглавляемый Сефирой Хокма, соответственно, мужской, и поэтому хороший.

Так вот, когда эманации[10] «плохого» (женского) левого столба вдруг ни с того ни с сего (как это бывает у женщин) вырываются из гармоничного единства Дерева Жизни, то они через специальную бездну попадают на его обратную сторону. Как видите, и тут «баба виновата».

Ну как здесь не процитировать слова Ивана Семёновича Баркова: «Быть может, с бабой не везло, коль говоришь, что в них всё зло?»

Однако, на обратной стороне эти «бестолковые женские эманации» вдруг бестолковыми быть перестают, и организуют сами по себе самостоятельную продуманную структуру. Такую же, как и Светлая сторона Дерева Жизни, только наоборот.

Вот так, якобы, образовалась Тёмная сторона Дерева Жизни.

 

Ситра Ахра не является энергетически автономным образованием, для её существования необходим внешний источник энергии.

Иногда Ситра Ахра преподносится как «тень Дерева Жизни». Тут толкование следующее: Для того, чтобы существовала тень, необходим источник световой энергии и препятствие на пути света, которое эту тень отбрасывает. Так вот, источником является вся светлая сторона Дерева Жизни, а препятствием, отбрасывающим тень, - «женская дурь» его левого столба.

Не знаю, как вам, уважаемый читатель, а мне почему – то не верится, что всё это так.

 

 

Второе мнение о происхождении Ситра Ахра.

К счастью, не всем авторам авторитетных каббалистических трактатов не везло с женщинами. Скорее всего, именно этот замечательный факт послужил причиной того, что в этих трактатах начала проскальзывать мысль, что не только женщины виноваты в существовании обратной стороны Дерева Жизни, но и мужчины тоже.

В этой интерпретации основой существования Ситра Ахра является не вышедшие из-под контроля женские энергии левой стороны Дерева Жизни, которые не захотели подчиняться его правой «мужской» стороне и сбежали в Бездну (вспомните историю с Адамом и Лилит), а греховная природа Человечества в целом.

«Благодаря» этой греховной природе, люди совершают поступки, которые направлены против гармонии Дерева Жизни. Негативные изменения, которые эти поступки создают в структуре светлой стороны Дерева жизни, отторгаются им, и затем через упомянутую ранее бездну попадают в «помойку» - на его обратную сторону.

Таким образом, сила, побуждающая человека вносить дисгармонию в окружающий Мир, есть причина, обеспечивающая существование Ситра Ахра. А соответствующие поступки людей, вносящие дисгармонию, являются фактором, поддерживающим существование Ситра Ахра.

Каждой Клифой (элементом структуры Ситра Ахра) управляет определенный Демон. Они (Демоны), разумеется, заинтересованы, чтобы их царство было стабильным и не распалось. Поэтому стараются всячески способствовать силе, толкающей человека на совершение дисгармоничных поступков, направленных на разрушение светлой стороны Дерева Жизни. Тут важно не перестараться, поскольку полное разрушение светлой стороны Дерева Жизни неизбежно приведёт и к разрушению Ситра Ахра.

Что ж, эта концепция имеет больше связи с реальностью, чем предыдущая. Однако, требует дополнений и уточнений. Я постараюсь их внести.

 

Неточность заключается в том, что центральным звеном в этой концепции является человек. Допустим, это действительно так. Человек обитает только в нижней части Дерева Жизни[11]: физическое тело обитает в Малкут, астральное – в Йесод.

Для того, чтобы питать энергией высшие Клифы, человеку необходимо навредить высшим Сефирам. А это ему точно не по силам.

 

Считаю необходимым дополнить эту теорию, включив в неё фактор, который не является человеческим, но который тоже способен вносить в структуру Дерева Жизни дисгармоничные изменения на уровне не только низших, но и высших Сефирот. Его можно частично проассоциировать с каббалистическим понятием «чёрный свет», о котором я ниже подробно напишу.

Этот фактор пронизывает весь Сефирот, и в каждой Сефире Дерева Жизни имеет различные, соответствующие ей, инструменты реализации своей энергии.

Человек при этом является ничем иным, как ещё одним, причём не самым надёжным и далеко не единственным, инструментом проявления этого фактора в Сефирах Йесод и Малкут, и не более того.

В существовании такого фактора нет причины сомневаться. В конце концов, и вся Гармония Дерева Жизни существует как отдельное понятие только потому, что существует его Дисгармония, как и наоборот.

 

Далее я осмелюсь предположить и наличие обратного процесса. А именно, на тёмной стороне Дерева жизни могут возникать состояния, ведущие к разрушению его изначальной дисгармонии – то есть к гармонии. Разумеется, физические проявления этих состояний отторгаются обратной стороной Дерева Жизни, и через ту же «Бездну» попадают на его светлую сторону, укрепляя её структуру.

Причину этих флюктуаций можно усмотреть в каббалистическом понятии «Божественный свет», которое является обратным по отношению к понятию «Черный свет», а сами флюктуации можно проассоциировать с понятием «Божественные искры». Эти новые понятия я рассмотрю ниже.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 360; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!