Глава 1 ИСКУССТВО В КОММУНИСТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ



МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОНСТРУИРОВАНИЮ

Допущено Министерством просвещения СССР в качестве учебного пособия для учащихся педагогических училищ по специальности 2002 и 2010

 

Под редакцией

Н.П. Сакулиной и Т.С. Комаровой

 

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1979

 

74.113

М54

 

Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2002 и 2010 / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. – М., Просвещение, 1979. – 272 с., ил., 4 л. ил.

 

Учебное пособие написано в соответствии с программой. В нем раскрываются целии задачи курса, его значение для профессиональной подготовки воспитателя детского сада, некоторые вопросы теории искусства Основное место в пособии отводится методике изобразительной деятельности и конструированию во всех группах детского сада.

 

4308021600

ББК 74.113

© Издательство «Просвещение»,1979 г.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОНСТРУИРОВАНИЮ

 

Под редакцией

Н.П. Сакулиной Т.С.Комаровой

 

Редактор Е.А. Данилова

Художественный редактор Л.Ф. Малышева

Технический редактор Е.Н. Зелянина

Корректор Т.А. Кузнецова

 

ИБ № 1823

 

Сдано в набор 17.10.78. Подписана к печати 25.05.79.

А 03875. 60х90 1/16. Бумага офсетная №2

Гарн. Обыкнов. новая.Печать офсетная.

Усл. печ. Л. 17,0+0,25 форз.+0,5 вкл. Уч. -изд. л. 19,28+0,43 форз. +0,5 вкл.

Тираж 200000 экз. Заказ 89. Цена 70 к.

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного комитета РСФСР по делам издательств полиграфии и книжной торговли.

Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Смоленский полиграфкомбинат Росглавполиграфпрома Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли

Смоленск 20, ул. Смольянинова, 1

 

От авторов

 

Коммунистическая партия Советского Союза и Советское правительство проявляют постоянную заботу о развитии образования и культуры советского народа.

Вопросы совершенствования народного образования, подготовки высококвалифицированных специалистов обсуждались на XXV съезде КПСС, их важность подчеркивалась и в последующих постановлениях партии и правительства.

В декабре 1977 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». В нем намечен целый комплекс мероприятий по улучшению общеобразовательной и профессиональной подготовки выпускников средней школы. Одновременно перед органами культуры, печати, радио, телевидения, творческими союзами поставлена задача, более активно помогать школе в эстетическом воспитании учащихся.

Конкретные мероприятия, указанные в данном постановлении, касаются всех учебно-воспитательных учреждений. Многое в решении важных задач, поставленных перед народным образованием Коммунистической партией и Советским правительством, зависит от уровня воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. Ведь именно в раннем детстве закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка.

В связи с этим необходимо всемерно улучшать подготовку педагогов для детских садов, совершенствовать содержание и методику преподавания в педагогических училищах.

Разработанные Министерством просвещения СССР новые программы для педагогических училищ по специальности № 2010 предусматривают подготовку специалистов широкого профиля.

Новые программы и постоянно повышающиеся требования к среднему специальному образованию выдвинули задачу пересмотра учебника по методике обучения изобразительной деятельности и конструированию.

Новое учебное пособие создано на основе многолетнего опыта педагогов и научных работников в соответствии с ныне действующей программой педагогических училищ. При подготовке пособия авторы учли достижения передовой практики, а также результаты научных исследований в области детской изобразительной деятельности.

В период подготовки пособия проводилось его обсуждение с преподавателями методики изобразительной деятельности в педагогических училищах Москвы, Белорусской ССР, г. Городца Горьковской области. Предложения участников обсуждений помогли авторскому коллективу в работе над рукописью.

Наряду с главами, написанными совершенно заново, использованы материалы, опубликованные в ранее действующем учебнике «Методика обучения рисованию, лепке и аппликации» (М., «Просвещение», 1971).

Структура нового пособия продиктована требованиями последней программы и современным уровнем развития науки о детском изобразительном творчестве. Однако она несколько отличается от структуры программы: это объясняется логикой изложения и необходимостью обоснования методики изобразительной деятельности с позиций реалистического изобразительного искусства. Пособие состоит из трех разделов: I – «Изобразительное искусство», II–«Педагогические основы обучения изобразительной деятельности», III – «Изобразительная деятельность в детском саду».

Каждый из разделов включает несколько глав. В конце глав даны вопросы, чтобы учащиеся смогли проконтролировать степень усвоения материала. Каждый раздел, и некоторые главы завершаются примерным перечнем заданий. Ими преподаватель может воспользоваться как для письменных работ учащихся, так и для проведения практики в детских садах. Кроме того, выполнение заданий будет содействовать более активному усвоению учащимися материала по методике.

В разделе «Изобразительная деятельность в детском саду» даются конспекты по разным видам изобразительной деятельности.

Авторами учебника являются: доктор педагогических наук Н.П. Сакулина, кандидаты педагогических наук, научные сотрудники научно-исследовательского института дошкольного воспитания АПН СССР В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, научный сотрудник Л.А. Парамонова, доцент кафедры дошкольной педагогики Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина Н.Б. Халезова, художник-педагог Е.В. Лебедева, преподаватель методики изобразительной деятельности Московского педагогического училища № 3 им. Н.К. Крупской О.И. Нерсесова, методист дошкольного методического кабинета Москвы А.А. Грибовская.

Глава 1 написана В.А. Езикеевой и Е.В. Лебедевой;

Глава 2 – В.А. Езикеевой;

Глава 3 – Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Е.В. Лебедевой;

Глава 4 – Н.П. Сакулиной;

Глава 5 – Т.С. Комаровой;

Глава 6 – А.А. Грибовской;

Глава 7 – Н.П. Сакулиной и Т.С. Комаровой;

Глава 8 – Т.С. Комаровой и Е.В. Лебедевой;

Глава 9 – Н.П. Сакулиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой;

Глава 10 – Н.Б. Халезовой;

Глава 11 – О.И. Нерсесовой;

Глава 12 – Л.А. Парамоновой;

Глава 13 – В.А. Езикеевой и Т.Г. Казаковой.

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Глава 1 ИСКУССТВО В КОММУНИСТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

 

В период перехода от социализма к коммунизму первостепенное значение приобретают вопросы коммунистического воспитания подрастающего поколения и как одной из важнейших его сторон – эстетического воспитания.

В Программе КПСС сказано: «Партия будет неустанно заботиться о расцвете литературы, искусства, культуры, о создании всех условий для наиболее полного проявления личных способностей каждого человека, об эстетическом воспитании всех трудящихся, формировании в народе высоких художественных вкусов и культурных навыков» (Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1976, с. 130.).

Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Жизненно правдивое, реалистическое искусство имеет большое значение в идейном вооружении народа, в решении важных исторических задач, стоящих перед нашей страной в эпоху строительства коммунизма.

Характерная особенность искусства отражение действительности в художественных образах.

Образы искусства воспринимаются ярко, живо, действуют на сознание и чувства, воспитывают определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познать действительность. Через искусство воспитывается умение видеть типичное, характерное, обобщать наблюдаемые явления.

Произведения искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, воспитывают художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. В каждом значительном произведении искусства мы найдем глубокое содержание, воздействующее на зрителя благодаря выражению его в художественных образах. Обобщенное отражение жизни через типические явления одна из главных черт художественного образа.

Всматриваясь в картину или скульптуру, мы начинаем понимать глубокий смысл ее содержания, заражаться мыслями и чувствами художника. Так, например, в картине советского художника А. Пластова «Фашист пролетел» сперва воспринимается осенний пейзаж, затем лежащая фигурка мальчика, трупы животных. И внезапно охватывает острое чувство происшедшего несчастья: мальчик-пастух убит бомбой, сброшенной с вражеского самолета. Чувство жалости к мальчику перерастает в негодование за причиненные нашей стране разрушения и горе, стремление дать отпор грубой силе, которая нарушила мирную жизнь нашей Родины. Случай с пастушком становится в наших глазах типическим, характерным для дней войны. Чувства, которые мы испытываем, наши мысли поднимаются над повседневными личными интересами, делаются гражданскими, общественными, высокими.

То, что передумал и прочувствовал человек перед картиной, оставляет глубокий след в его мыслях и чувствах, помогает ему правильно оценивать явления жизни. В душе человека, в его сознании искусство пробуждает не только эстетические, но и нравственные чувства, способствует формированию у него нового, более высокого понимания явлений, которое может активно проявиться в его поступках, в поведении, в отношении к окружающим людям.

Изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах. Средствами цвета, пластики или рисунка художник создает на холсте, в глине или мраморе картины окружающей жизни, сильные и прекрасные образы человека (Репродукции некоторых произведений имеются в конце книги.).

Изобразительное искусство возникло в первобытном обществе. К этому времени относятся первые рисунки, изображающие животных и сцены охоты, первые скульптуры – вырезанные из кости и высеченные из камня фигуры людей и животных, предметы труда и обихода, украшенные резьбой и расписанные орнаментом. С древнейших времен люди овладевали умением изображать видимый мир, передавать свои представления о нем в рисунке, скульптуре, орнаменте.

Для произведений изобразительного искусства характерен выбор одного момента, явления и передача его в художественных образах. Однако настоящий художник находит продуманное, острое решение сюжета, что дает возможность передать впечатление динамики жизни. Например, в картине В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» представлены последние минуты перед казнью, а по существу раскрыта целая эпоха в жизни народа.

Художник выбирает такое событие в жизни людей, когда особенно ярко выявляются человеческие характеры. Достаточно вспомнить картину И. Репина «Не ждали», на которой изображено возвращение из ссылки революционера: измученное лицо вошедшего, устремленная к нему фигура матери, радостная улыбка сына раскрывают всю глубину человеческих чувств и отношений.

Скульптор достигает выразительности передачей позы, динамики фигуры, пропорций ее частей. Вспомните, как выразительно движение в статуе богини победы Ники Самофракийской. Устремленность вперед, распростертые крылья, как бы трепещущие складки одежды – все наполняет статую жизнью и динамикой непрекращающегося движения.

Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство виды изобразительного искусства, возникшие в глубокой древности, существовавшие во все эпохи и получившие новое содержание в наше время.

Каждый вид изобразительного искусства наряду с общими чертами отличается специфическими изобразительными средствами.

Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. По широте охвата жизни она занимает первое место. На холсте, на бумаге, на стене дома или дворца средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом. Цвет – главное средство живописи; рисунок и светотень в живописи неотделимы.

Живопись характеризуется богатством жанров. Их возникновение обусловливается интересами художников разных эпох ко всем сторонам жизни.

Картины, посвященные историческим событиям, изображающие жизнь и быт людей прошедших эпох, принадлежат к историческому жанру. В. Суриков, И. Репин, В. Серов обращались к изображению событий и образов русской истории.

Произведения изобразительного искусства, созданные на сюжеты легенд, былин, сказок, относятся к мифологическому жанру. В сказочных и былинных образах, навеянных народной поэзией, В. Васнецов создал поэтический и героический образ России.

Картины исторического жанра не всегда отражают далекую историю. Для произведений советских художников характерно изображение недавнего прошлого, героической революционной борьбы. В картине Б. Иогансона «Допрос коммунистов» дан образ революционеров, сильных и уверенных в правоте своего дела.

Разновидностью исторического жанра является батальный жанр – изображение битв и других эпизодов войны. Один из наиболее известных русских художников-баталистов – В. Верещагин. В своих произведениях он показывает ужасы войны, создает героический образ простого русского солдата.

Советский батальный жанр раскрывает патриотический дух гражданской и Великой Отечественной войн, когда весь народ боролся за свободу и независимость своей Родины. Первым советским художником-баталистом был М. Греков.

Интерес к жизни простых людей характеризует передовых художников всех эпох. В настенных росписях Древнего Египта, на греческих вазах, на полотнах голландских мастеров, картинах русских художников XIX века изображена повседневная жизнь людей во всем многообразии ее явлений, человеческих характеров и отношений.

В русском искусстве XIX века бытовой жанр приобрел социальную заостренность. Это свойственно произведениям П. Федотова, В. Перова, И. Репина.

В советском искусстве бытовой жанр характеризуют большая широта и разносторонность. В произведениях Л. Дейнеки, А. Пластова, Т. Яблонской отображена жизнь советских людей, наполненная радостью созидания.

Человек всегда был основным объектом изображения. Его мы встречаем почти во всех жанрах. Но только портретный жанр ставит своей основной задачей передачу внешнего и внутреннего облика человека. Портрет может изображать одного человека или группу людей.

Художники всех эпох создали портреты, раскрывающие характеры и внутренний мир их современников. Русский портрет всегда отличала глубина психологической характеристики. Великолепны по мастерству портреты художников XVIII века: Ф. Рокотова, Д. Левицкого, Б. Боровиковского. Силу ума, сосредоточенность мысли русских ученых, артистов, писателей, человеческую красоту простых людей показали в своих лучших портретах И. Крамской, И. Ренин, В. Серов.

Советские художники внесли новое содержание в портретное искусство, отражающее существенные черты человека – строителя коммунистического общества. В работах Г. Рижского «Делегатка», «Председательница» дан обобщенный образ нового человека. Многим портретам советских художников свойственна героика, монументальность. Таковы, например, портреты советских художников А. Герасимова, П. Корина.

Художники всего мира со свойственной каждому манерой изображения стремились передать на холсте все многообразие природы, свою любовь к ней. Пейзажист рассказывает о знакомых нам и много раз виденных лесах, реках, нолях, но вносит свое отношение, свое видение, создает поэтический образ природы. И. Левитан, И. Шишкин, В. Серов, К. Коровин – певцы русской природы. Они внесли в свои пейзажи большое человеческое содержание, показали природу как источник прекрасного в жизни человека.

В конце XIX – начале XX века возник новый тип пейзажа – индустриальный. Особое содержание он получил в советском искусстве: это современные мосты и корабли в пейзажах Г. Нисского, строящаяся страна в картинах Ю. Пименова.

Своеобразным жанром живописи является натюрморт – изображение предметов обихода, овощей, фруктов, цветов. В одном произведении художник соединяет несколько предметов, руководствуясь смысловым содержанием, а также сочетанием цвета, формы, фактуры тканей, ваз, фруктов и пр.

Графика также является одним из видов изобразительного искусства. К графическим произведениям относятся: рисунок, выполненный карандашом, пером, углем, акварелью, а также различные виды его воспроизведения в печати: гравюра, литография и др. Произведения графики выполняются обычно на бумаге, реже – на пергаменте, ткани и других материалах.

В основе графического произведения лежит рисунок. Средством художественного выражения в графике являются линия, соотношение белого и черного, светотень, тон. Но графика не исключает применения цвета. В книжной иллюстрации, в плакате, в рисунке художник часто использует 2–3 цвета, а иногда и все богатство цветовых отношений, при известной обобщенности образа, диктуемой специфичностью данного вида искусства.

Графика включает разные типы изображения. Это могут быть мимолетные наброски, сделанные углем, карандашом, пером, легкие передающие лишь самое главное, типичное, характерное, а также более законченные и крупные композиции. Художники-графики нередко тяготеют к заострению трактовки явления, гротеску. Вспомните боевое искусство советского плаката, созданное В. Маяковским и продолженное другими советскими художниками: карикатуры художников Кукрыниксов, плакаты Д.С. Моора, Л.Ф. Голованова и др.

Большое место в графическом искусстве занимает оформление книг. Возникшая как украшение книги изящными миниатюрами, книжная графика переросла в наше время в самостоятельный вид искусства. Книжная иллюстрация призвана раскрывать в образах замыслы писателя. Иллюстрации, выполненные художниками-графиками Д. Шмариновым, В. Фаворским, Кукрыниксами и др., очень интересно и своеобразно трактуют литературные образы и подчас вносят в них новое понимание, по-новому раскрывают их сущность.

Особое место в книжной графике занимает иллюстрация к детской книге. С этим видом искусства ребенок сталкивается ежедневно, поэтому так важен высокий уровень художественного оформления книг для детей. Известные художники-иллюстраторы – И. Билибин, Е. Чарушин, В. Конашевич, Ю. Васнецов, В. Лебедев и др.

Скульптура дает трехмерное изображение предмета. Выразительность художественного образа определяется его пластической характеристикой. Чаще всего предметом скульптурного изображения является человек, реже животные, неодушевленные предметы. Скульптуру можно смотреть с разных сторон, поэтому очень важно поставить ее в здании или на открытом воздухе так, чтобы хорошо воспринимался силуэт фигуры, ее жест, движение.

Монументальная, станковая, скульптура малых форм – виды круглой скульптуры, каждая из которых выразительна по-своему. Наряду с этим к скульптуре принято относить также рельефы.

Монументальная скульптура – это памятники великим людям или историческим событиям, величественные, строгие и выразительные, заключающие в себе большую общечеловеческую идею. Памятник Минину и Пожарскому, созданный И. Мартосом, олицетворяет единение русского народа в борьбе против иноземных захватчиков. Есть также скульптурные группы, не связанные с конкретными событиями или деятелями, но выражающие определенную идею. Так, например, в скульптуре В. Мухиной «Рабочий и колхозница» обе фигуры, в стремительном движении высоко поднявшие серп и молот – эмблему советского строя, олицетворяют социалистическое государство рабочих и крестьян. В необычных двадцатиметровых фигурах создан реалистический образ – символ нового человека, полного юной красоты и уверенности в своей правоте.

Монументальная скульптура может быть частью архитектурного ансамбля. Таковы, например, статуи, установленные в нишах арок на станции метро «Площадь революции». Фигуры выполняют здесь не только декоративные функции; они создают обобщенный образ победившей революции. Величественный ансамбль скульптурных композиций и архитектурных сооружений – мемориальный памятник героям битвы на Волге – создан группой авторов под руководством Е. Вучетича на Мамаевом кургане.

Станковая скульптура представлена чаще всего портретом. Задача скульптурного портрета в основном та же, что и живописного, – передача образа человека. Например, замечательны портреты В.И. Ленина, созданные советским скульптором Н. Андреевым, запечатлевшим человечный и величественный образ вождя. Глубоким психологизмом проникнут портрет писателя Ф. Достоевского, выполненный скульптором С. Коненковым.

В станковой скульптуре значительное место занимает жанровая скульптура, изображающая группу людей или фигуру одного человека.

В быту распространена скульптура малых форм. Это фигурки небольшого размера, выполненные из различных материалов – фарфора, дерева, кости, из пластмасс; многие из них цветные. К скульптуре малых форм можно отнести и некоторые виды игрушек, изображающие людей и животных.

Рельеф – это скульптурное изображение на плоскости (например, стены, свода, скульптурного памятника). Иногда рельеф входит в композицию скульптурного памятника. Например, на постаменте памятника Тарасу Шевченко (автор М. Манизер) изображены сцены из произведений поэта.

Декоративно-прикладное искусство охватывает сферу народного искусства и художественной промышленности: керамику, ткачество, ювелирные изделия. Этому виду искусства принадлежит значительная роль в формировании художественного вкуса народа.

Забота Коммунистической партии и Советского правительства о росте материального и культурного благосостояния народа, интенсивное развертывание жилищного строительства создают условия для повышения культуры нашего быта. В дальнейшем все более широкий круг предметов, изделий промышленного производства будет входить в сферу декоративного искусства. Разнообразные предметы повседневного обихода (мебель, одежда, посуда и др.) не только служат в быту, но и украшают его. Специфика декоративно-прикладного искусства заключается в том, что произведения его должны быть в одно и то же время полезны и красивы. Обычная чашка, платок, ковер, украшенные росписью, вышивкой, делаются праздничными, нарядными, не переставая служить по назначению. Создавая предмет, художник обязан считаться с его функциональным назначением, подчиняя этому конструкцию, форму, выбор материала.

Громадную роль в развитии современного декоративного искусства играют выработанные веками традиции. В развитии советского декоративно-прикладного искусства используются традиции искусства народов Советского Союза. На их основе создаются произведения художественной промышленности. Продолжают свое творческое развитие существующие издавна народные художественные промыслы. Большой популярностью пользуется глиняная игрушка (с. Дымково Кировской обл.), деревянная резная игрушка (с. Богородское Московской обл.), живописная лаковая миниатюра (Палех Ивановской обл.), посуда Хохломы, а также роспись по дереву и металлу, ручная вышивка и плетеное кружево, косторезное искусство, резьба по дереву и бересте и др.

ВОПРОСЫ

 

1. Какое значение имеет изобразительное искусство в коммунистическом воспитании?

2. Каковы виды изобразительного искусства? Чем характеризуется каждый из них?

3. Охарактеризуйте декоративно-прикладное искусство, назовите его виды.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 378; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!