Б) независимые необособленные 16 страница



 

[486] θ ε ω ρ ι α – отсюда наше «теория» – букв. «видение», «зрелище».

 

[487] Промискуитет (от лат. promiscuus – «общий») – в узком смысле гипотетическая стадия в истории рода и семьи, когда отсутствовали какие‑либо нормы семейно‑брачных отношений (отвергается большинством исследователей); в широком – беспорядочные отношения между полами; в терминологии А. Тойнби – беспорядочное смешение культур.

 

[488] И Алкивиад (ок. 450‑404 до н.э.), и Фрасимах своим поведением нарушали привычные нормы полисного бытия.

 

[489] Ессеи – течение в иудаизме в сер. II в. до н.э. – I в. н.э., представители которого, не порывая с официальной религией, ставили внутреннее благочестие выше буквального следования Закону; образовывали общины типа монашеских.

 

[490] Труантизм (от англ. truant – «прогульщик», «необязательный человек») в терминологии А. Тойнби – несвязанность традиционными моральными нормами.

 

[491] Когда во время Пелопоннесской войны спартанские войска вторглись в Аттику в 413 г. до н.э., они объявили, что освободят всех рабов, перешедших на их сторону; бежало свыше 20 тыс. рабов, что нанесло значительный ущерб экономике Афин.

 

[492] 

[493] Указанные императоры были родственниками не самого Септимия Севера, а его жены. Один из них – Варий Авит, более известный как Элгабал или Гелиогабал (204‑222, прав. с 218), был жрецом одноименного сирийского бога и пытался сделать оргиастический культ этого божества, совершенно чуждый римским традициям, официальной религией. Элгабал был убит, и сменивший его двоюродный брат Александр Север (208‑235, прав. с 222) пытался править, опираясь на сенат, и сократить расходы на армию. Огромный выкуп, заплаченный им за мир с германцами, вызвал всеобщее возмущение, и он был убит.

 

[494] Имеется в виду осужденное в 50‑х годах XX в. церковью движение «священников‑рабочих», которые трудились на рабочих местах, не прекращая пастырского служения.

 

[495] Кардинал Томас Уолси (ок. 1473‑1530), фаворит Генриха VIII, канцлер Англии в 151‑1529 гг., вызывал всеобщее возмущение своим высокомерием, жадностью и крутой налоговой политикой. Лишившись поддержки короля из‑за проволочек в деле о разводе монарха, он был смещен, а затем обвинена государственной измене и умер по дороге в тюрьму.

 

[496] Томас Мор (1478‑1535) и его друг по кружку гуманистов епископ Джон Фишер (ок. 1469‑1535) были казнены за отказ принести присягу Генриху VIII как единственному главе церкви.

 

[497] Имеется в виду распространение даосизма.

 

[498] Имеется в виду законодательство о свободе торговли, принятое при Георге III. Подобные попытки предпринял А. Р. Ж. Тюрго (1727‑1781), министр финансов Франции в 1774‑1776 гг. После его смещения торговые ограничения снова были введены.

 

[499] Китайский император У Ди по предложению «Конфуция эпохи Хань» Дун Чжуншу (187‑120 до н.э.) издал указ о возведении конфуцианства в интерпретации этого ученого, по которой социально‑этическое учение превращалось в некое подобие религии, в ранг официальной доктрины.

 

[500] Laissez faire – (фр. «позволяйте делать») – в собственном смысле – призыв к невмешательству государства в экономическую жизнь; здесь – призыв к безучастности, квиетизму.

 

[прим102]

 Cary M.A. History of the Greek World from 323 to 140 В.С. 1932, р.352 – 353.

 

[501] По мнению ряда ученых, упадок греческой науки, увлечение магией, астрологией, теургией начинается с кон. II в. н.э.; III в. до н.э. – II в. н.э., напротив, есть период ее расцвета.

 

[прим103]

 More Р.Е. Platonism. Princeton, 1926, р. 238‑ 239.

 

[502] Имеется в виду Ветий Валент из Антиохии.

 

[прим104]

 Vetius Valens. Antologiae. Berlin, 1908, S. 219 – 221, 240. 246.

 

[503] В отличие от Левкиппа (ок. 500? – ок. 440? до н.э.) и его ученика Демокрита (ок. 460 – ок. 370 до н.э.), считавших, что все сущее определяется заранее заданным неизменяемым движением атомов, Эпикур допускал произвольные отклонения (греч. π α ρ ε χ λ υ σ ι ς , или χ λ ι ν α μ ε ν ) атомов от предписанного им прямолинейного движения, т.е. вводил в закономерность бытия элементы спонтанной случайности.

 

[504] Самоубийство у древних майя было актом благочестия, но мы слишком мало знаем религиозную историю майя, чтобы считать это актом покаяния и тем более приурочивать возникновение этого обычая к какой‑либо конкретной эпохе.

 

[505] Покаянные псалмы дошли до нас в аккадских текстах (возможны и более ранние шумерские источники) II тыс. до н.э. Миф о богине любви и плодородия Иштар (шумер. Инанна) и ее муже Таммузе (шумер. Думузи) известен не позднее XXI в. до н.э.: Иштар сходит в преисподнюю, а чтобы вернуться оттуда, должна поставить замену – она выбирает мужа, но сестра его Гештинанна согласна умереть вместо брата; Иштар принимает как бы справедливое решение – полгода в царстве мертвых должен проводить Таммуз, полгода – его сестра.

 

[506] Наемная профессиональная пехота появилась в Западной Европе еще в кон. XV в.; тогда же стрелки шотландской гвардии при французском дворе получали одинаковую форму и огнестрельное оружие.

 

[507] Кайсар‑и‑Рум, т.е. Римская империя (Кайсар – Цезарь), – так турки стали называть свое государство после завоевания Византии; сходно они называли Империю Великих Моголов в Индии (Хинд).

 

[508] Дервиши – нищенствующие приверженцы суфизма, образовывавшие нечто вроде монашеских орденов, нередко создавали особые военные отряды.

 

[509] В римских войсках издревле были отряды т. н. союзников, подчиненных народов, служивших во вспомогательных частях под командованием своих начальников. Профессионализация армии, предпринятая Августом, затронула и их – они должны были служить 25 лет за жалованье меньшее, чем у легионеров. Септимий Север разрешил брать в легионы и неграждан и, главное, позволил жить воинам с семьями. С сер. IV в. римское войско стало формироваться из варваров, поселявшихся на римской территории и служивших в армии в племенных отрядах под началом вождей.

 

[510] В сражении Константина с его соперником Максимианом (ум. 312) при Мульвиевом мосте через Тибр, по легенде, над легионным значком Константина появился крест с надписью «Сим победиши».

 

[511] Во времена Империи высшая республиканская должность консула стала почетным титулом, которого удостаивались высокопоставленные германцы на римской службе: Рихомер в 384 г., Меробауд в 377 и 383 гг., Бауто в 385 г.

 

[прим105]

 см.: Diehl Ch. The Roman Society from Nero to Markus. London, 1905.

 

[512] Имеются в виду романизированные в I в. до н.э. – II в. н.э. галлы, даки, частично иберы.

 

[513] Видимо, имеется в виду завоевание Россией Средней Азии во 2‑й пол. XIX в.

 

[514] Граница – здесь: постоянно передвигающаяся на запад область между уже освоенными районами США и девственными землями, уже заполненная переселенцами, но еще не охваченная администрацией.

 

[прим106]

 Turner Т.J. The Frontier in American History. N.Y. 1921. pp. 3‑4.

 

[515] Служившие во французской армии жители Французской Западной Африки именовались сенегальскими стрелками, даже если они не были жителями собственно Сенегала.

 

[516] Кария на юго‑западе Малой Азии и Ликия на юге полуострова населялись народами, близкими к хеттам; в V – IV вв. до н.э. эти народы использовали письмо, близкое к греческому, а в III в. до н.э. языки эти вымерли.

 

[517] Переворот, свергший султана Ибрагима I, произошел в 1648 г.

 

[518] Имеется в виду перечень народов, на языках которых апостолы говорили во время Пятидесятницы (Деян. 2, 9‑11). Подданных царя Юбы II (царь Нумидии, ок. 30 до н.э. – ок. 22 н.э., правитель Мавритании с 25 до н.э.) там нет. Во‑первых, в тексте названы жители Киренаики (нынешней Ливии), а не расположенных западнее Нумидии и Мавритании; во‑вторых, события в Иерусалиме произошли, как считают, в 33 г., после смерти Юбы. По традиции, автор «Деяний апостолов» не аноним, а евангелист Лука.

 

[519] По мере работы над «Постижением истории» А. Тойнби несколько менял свою концепцию. В число неразвившихся цивилизаций он ввел т. н. «космос средневекового города‑государства», представленный средневековыми итальянскими и нидерландскими коммунами, имперскими городами Германии, ганзейскими городами. Эта протоцивилизация была поглощена западнохристианской в эпоху абсолютных монархий.

 

[520] Вторая империя во Франции – время правления Наполеона III – 1852‑1870 гг.

 

[521] Объединение богов было распространено в Древнем Египте. Верховный бог солнца Ра соединился с Амоном в Амона‑Ра. Бог – покровитель нижнеегипетского г. Коптоса, бог караванной торговли Мин был отождествлен с Амоном в эпоху Среднего царства.

 

[522] Наоборот, в имя фараона Аменемхета I (ок. 2000‑1970 до н.э.) входит имя бога Амона.

 

[523] Переход христиан в ислам всячески поощрялся турецкими властями на Балканах, но не было попыток создать какую‑то синкретическую религию.

 

[524] В 30‑е годы XX в. высказывались предположения, что Евангелие от Иоанна написано в кон. II – нач. III в. н.э.

 

[525] Манихейство – возникшее в III в. н.э. религиозное движение, названное по основателю, иранскому пророку Мани (216‑277). В основе этой религии – борьба между двумя первоначалами: Отцом Света и Царем Тьмы. Манихейство представляет собой сплав зороастризма, буддизма и христианства: повлияло на позднейшие дуалистические ереси.

 

[прим107]

 Diehl Ch. Ор. cit. р. 391.

 

[526] Существовала поддельная (IV в.) переписка Сенеки с ап. Павлом.

 

[527] «Христианская наука» – популярное в США учение Мэри Эдди (1821‑1910); суть этого учения проста: уверуй, что Христос поможет тебе, – и любая болезнь пройдет. Спиритизм – общение с духами умерших – понимался иногда в кон. XIX – нач. XX в. как вмешательство потусторонних сил в человеческую психику. Теософы искали древнейшую мудрость и древнейшую исконную религию (в основном в Индии) в кон. XIX – нач. XX в.

 

[528] В собственно Индии буддизм не сохранился; хинаянистский буддизм является религией большинства в Шри‑Ланке.

 

[прим108]

 Diehl Ch. Op. cit.

 

[прим109]

 см.: Meyer Е. Geschichte des Altertums, in 5 Bd. 1884‑1902.

 

[529] Объединителем Египта после распада его на мелкие государства явился фараон XI династии Менухотеп I (ок. 2100 до н.э.).

 

[530] Книга Даниила, по церковной традиции, написана в VI в. до н.э., по мнению современных ученых – в 167‑163 гг. до н.э., т. е. много позднее падения Ахеменидской монархии. Ряд ученых считает, что полное исключение реликтов политеизма из Библии произошло в VII–VI вв. до н.э.

 

[531] Подвластная Риму Палестина была разделена на четыре части; одни (число их менялось со временем) управлялись непосредственно римской администрацией, другие – подвластными Риму местными царями, называвшимися тетрархами (в синодальном переводе – «четверовластниками»), т.е. правителями четвертой части.

 

[прим110]

 В сознании израильтян это свойство «жизни» или «существования» в Боге, веру в которого они унаследовали от своих предков, стало настолько неясным, что постепенно истинная этимология Его имени стерлась, хотя первоначально она отражала Его сущность. Имя Яхве восходит, по всей видимости, к Яхо или Яху. так как именно этот корень встречается в сложных именах собственных, причем не только древнееврейских, но и в некоторых неизраильских именах, датируемых более ранними периодами*.

*Этимология имени Яхве спорна. Традиционное толкование исходит из самоопределения – «Я есмь сущий» (Исх. 3. 14) – с употреблением глагола hwh – «быть», «жить». Существует предположение о том, что зафиксированный в финикийских надписях бог Йево (Яхо, Йао) был верховным (но не монотеистическим) богом кочевых и оседлых племен Ханаана.

 

[532] Имеется в виду ашвамедха – чрезвычайно сложный и долговременный ритуал проводившийся еще в ведийские времена. Царь, желавший иметь наследника, выпускал на волю коня и шел с войском за ним, покоряя те страны, где оказывался конь. Поход продолжался год, после чего конь (не обязательно тот же) приносился в жертву особым образом. Ритуал этот, обладавший чрезвычайно высоким престижем, не сопровождал присвоение титула верховного вождя, но, поскольку мог свершаться только законным царем, проводился теми, чья законность была под сомнением: Пушьямитрой, основателем династии Шунгов, и Самудрагуптой (ок. 335‑376), преемником основателя династии Гуптов.

 

[533] Ludi saecularis (столетние игры) – проводившиеся раз в сто лет в Древнем Риме игры, посвященные подземным богам и носившие мрачный оттенок. Радостный характер они приобрели при Августе, который придал им смысл возвеличивания Рима. Император Филипп Араб не справлял в 248 г. столетние игры. а отметил тысячелетие Рима. Столетние игры проходили в 262 г. при императоре Галлиене не сто, а шестьдесят лет спустя после предыдущих.

 

[534] В обязанности римских цензоров входило, кроме переписи и надзора за нравами, составление списка сенаторов. Поэтому императоры часто возлагали эту должность на себя, а с кон. I в. н.э. слили ее с высшей властью. Сообщение о восстановлении особой должности цензора ок. 250 г. ненадежно.

 

[535] После прихода к власти фашистов в Италии в 1922 г. они взяли курс на создание т. н. корпоративного государства: все население было объединено по профессиональному, возрастному и т. п. признакам в корпорации, работавшие под руководством фашистской партии. Эти корпорации считались основными ячейками государства; на своих съездах они выдвигали кандидатов, из которых Высший совет фашистской партии формировал единый список кандидатов в парламент. Если список получал более 50% голосов, все считались избранными. Активная пропагандистская кампания, направленная на повышение престижа Короны – что являлось элементом движения за укрепление распадавшегося единства метрополии, доминионов и колоний, – достигла пика в 1937 г. при праздновании столетия восшествия на престол королевы Виктории.

 

[536] Органом, готовившим законы и следившим за их исполнением в Афинах, был первоначально Совет Четырехсот – по сто человек от каждой из родовых фил – объединений родов. В кон. VI в. до н.э. его сменил Совет Пятисот, по пятьдесят от каждой из территориальных фил, т.е. округов. В 411 г. до н.э. группа аристократов, недовольная Пелопоннесской войной, совершила переворот, добившись передачи власти избранному Совету Четырехсот: год спустя прежнее устройство было восстановлено.

 

[537] В китайской моральной и общественной мысли существовало два течения, проходившие то тайно, то явно через всю историю начиная с V–IV вв. до н.э. Одно из них, не очень точно называемое гуманизмом и связываемое с именем Конфуция, ставит в основу принцип «жэнь» (переводится как «человеколюбие»), требующий исполнения долга перед семьей и государством, справедливости и милосердия к низшим, почтения к высшим. Второе течение – «фацзя» (от «фа» – «закон») – высшей целью ставило благо государства, народ же полагался состоящим из рабов, и править им надлежало с помощью жестоких наказаний и оболванивания (юйминь).

 

[прим111]

 В ноябре 1938 г., Когда писались эти строки, немецкие национал‑социалисты уже провозгласили культ Крови и Земли и развернули в Германии широкую кампанию звериного антисемитизма.

 

[538] В Норвегии, бывшей до 1814 г. зависимой от Дании, еще в сер. XVI в. сложился смешанный датско‑норвежский литературный язык – риксмол («государственный язык»), или буксмол («книжный язык»). Во 2‑й пол. XIX в. в противовес ему был создан на основе сельских диалектов ланнсмол («местный язык»); в настоящее время оба языка считаются равноправными, но позиции первого значительно сильнее. В Ирландии, бывшей владением Великобритании до 1921 г., национальный ирский язык практически исчез; в кон. XIX в. началось движение за его возрождение: после предоставления независимости этот язык стал государственным наряду с английским, на нем выходит некоторая пресса и литература, но, несмотря на это, им владеет не более 20% населения. В Турции после свержения султанского правительства предпринимались малоуспешные попытки очистить турецкий язык от слов арабского, персидского и греческого происхождения. Греческий язык еще с кон. XVI в. имел две формы, со временем все более расходившиеся: кафаревуса – официальный литературный язык, восходящий к койнэ, и димотика – разговорный; с получением независимости позиции второго языка все более усиливаются, и в 1974 г. он объявлен основным для преподавания; первый остается языком науки. Древнееврейский язык объявлен государственным в 1947 г. в Израиле.

 

[539] Александрийские поэты III–II вв. до н.э., создав новый жанр «идиллии» («картинки», повествовательного или драматизированного стихотворения на сельскую тему), выработали для этого жанра достаточно искусственный диалект на основе дорийского.

 

[540] Pax deorum – букв. «мир с богами», т.е. поддержание с богами отношений взаимной договоренности: люди совершают должные обряды, боги оказывают за это покровительство. Правила проведения всех обрядов и религиозных мероприятий сводились в особую отрасль – jus divinum – «божественное право».

 

[прим112]

 Warde‑FowlerW. The Religious Experience of the Roman People. London, 1911, p. 428‑429.

 

[541] Выступая против традиционных религий, французский философ Огюст Конт (1798‑1857) стремился создать новую – религию человечества; в основе этой религии лежало представление о человечестве как высшем существе, образуемом из тех, кто оставил о себе память преданностью делу прогресса. Сам Конт был как бы первосвященником этой религии. Член нацистской партии профессор Гауэр призывал в своих книгах к возврату к истинному германству от иудейской религии, в которую он включал христианство, и античной культуры.

 

[прим113]

 Марк Аврелий Антонин. Размышления. VII. 23. Л. 1985. с. 38.

 

[542] Имеется в виду эллинизация евреев как в Палестине, так и в диаспоре в II–I вв. до н.э.: в одежде (петасус – греческий головной убор типа шляпы), во времяпрепровождении, недопустимом для правоверного иудея (в палестре при занятиях спортом обнажались; в амфитеатре на театральных представлениях лицедействовали).

 

[543] При втором халифе Омаре (634‑644) халифат из аравийского государства стал ближневосточным – завоеваны Сирия, Египет, Киренаика, Ирак, начато завоевание Ирана; по его же инициативе начато составление Корана.

 

[544] Анабаптисты – представители крайнего течения Реформации, отрицавшие институциональное духовенство (руководители общин должны быть пророками, осененными духом Божиим), все таинства, требовавшие социального равенства и установления Царства Божия на Земле в результате насильственной революции (или Второго пришествия), – захватили в 1534 г. власть в г. Мюнстере и объявили его Новым Иерусалимом. В городе были отменены деньги, все произведенные товары поступали в общую казну и распределялись. Князь‑епископ Мюнстера начал войну с городом, в которой погиб первый руководитель анабаптистов, выходец из Нидерландов булочник Ян Матис. Его преемником стал портной из Лейдена Ян Бокельзон (Иоанн Лейденский), объявивший, что по бывшему ему откровению он предназначен в наследники погибшему пророку. Он ввел жестокий теократический режим, расправлялся со своими противниками, уничтожал все книги, казавшиеся ему неподобающими, ввел общность жен и окружил себя гаремом. В 1535 г. Мюнстер пал, население было подвергнуто избиению, оставшиеся в живых руководители после жестоких пыток казнены.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!