Б) независимые необособленные 14 страница



 

[381] См.: Быт. 32. 24‑25. Противником Иакова там назван Некто, и ниже (там же. 28) говорится, что он боролся с Богом. Но весьма рано подобные представления о Боге были сочтены слишком антропоморфными, и традиция говорит о борьбе с ангелом.

 

[прим62]

 Siegfried A. England's Crisis. London. 1931, pp. 125 – 126.

 

[прим63]

 До бесконечности (лат.).

 

[прим64]

 Smuts J. Op. cit., pp. 253‑254.

 

[прим65]

 Bergson Н. Ор. cit. р. 22.

 

[прим66]

 см.: Smuts J. Ор. cit., р. 335.

 

[382] У Аристотеля говорится только о том, что мысль сама по себе не может приводить что‑либо в движение.

 

[прим67]

 Bergson Н. Ор. cit., р. 333.

 

[прим68]

 Smuts J. Ор. cit., р. 306.

 

[прим69]

 Ibid., р. 305.

 

[прим70]

 Smuts J. Ор. cit., р. 336.

 

[прим71]

 Bcrgson Н. Ор. cit., р. 96.

 

[прим72]

 Bergson Н. Ор. cit., pp. 74. 181.

 

[383] Идея использования пара известна со времен Герона Александрийского (I в. н.э.). Первый пароатмосферный двигатель был создан в 1705 г. англичанином Т. Ньюкоменом (1663‑1723). Паровой универсальный двигатель непрерывного действия изобрел и успешно внедрил Дж. Уатт (1736‑1819), взявший патент в 1784 г. Первый паровоз в 1803 г. изобрел Ричард Тревитик (1771‑1833), но пригодные для движения паровозы начал строить в 1814 г. Дж. Стефенсон (1781‑1848). Первый полет, продолжительностью 59 секунд, на созданном ими самолете с двигателем внутреннего сгорания совершили американцы братья Уилбур (1867‑1912) и Орвилл (1871‑1948) Райт в 1903 г. Француз Луи Блерио (1872‑1936) перелетел в 1906 г. Ла‑Манш на самолете собственной конструкции. История создания танка неясна доныне, но первые танки, появившиеся в 1916 г. на Западном фронте первой мировой войны, были английского производства.

 

[384] Основы эволюционной теории Ч. Дарвин начал разрабатывать в кон. 30‑х годов XIX в. но воздерживался от публикаций, пока в 50‑е годы не появились статьи А.Р.Уоллеса (1823‑1913), пришедшего в результате исследований чуть позже Дарвина, но независимо от него к тем же результатам. После выхода в свет в 1859 г. «Происхождения видов» Уоллес признал приоритет Дарвина.

 

[385] Первым вычислил орбиту Нептуна англичанин Дж. Адаме (1819‑1892) в 1845 г. Француз У.Ж.Леверье (1811‑1877), произведя независимо от Адамса те же вычисления в 1846 г., передал их берлинскому астроному И. Г. Галле (1812‑1910), и тот нашел Нептун в указанном месте.

 

[386] См.: Матф. 5, 13: ср.: Мк. 9, 50; Лк. 14, 34.

 

[прим73]

 Wells H.G. Democracy and Revision. London. 1927. p. 42.

 

[прим74]

 Bergson H.Op.cit., р. 181.

 

[прим75]

 Ibid., р. 99.

 

[прим76]

 Трансференция (traпsfеrепсе) (англ.) передача, перенесение. Здесь – перенос результатов духовной работы личности в сферу внешних социокультурных отношений.

 

[387] Об отшельничестве ап. Павла ничего не известно. Видимо. А. Тойнби так интерпретирует слова апостола (Гал. 1, 17‑18).

 

[388] Св. Бенедикт Нурсийский (480‑547) резко отрицательно относился к мирскому знанию и на первое место для монахов ставил ручной труд. Значительно позднее бенедиктинцы в понятие труда стали включать и переписывание книг, и собирание и хранение рукописей, и создание школ для христианского обучения.

 

[389] Эта идея св. Григория осталась нереализованной.

 

[390] Сиддартха Гаутама (по мнению большинства ученых, реальное лицо, жившее в 566‑476 или 563‑473 до н.э.) родился в царской семье страны шакьев (отсюда прозвище Шакьямуни – «мудрец из племени шакьев»). Отец делал все, чтобы юный принц соприкасался лишь с положительными сторонами жизни. Но однажды Сиддартха увидел четыре знамения (о нападении врагов на его родное царство легенда ничего не сообщает): первые три (старик, больной, труп) показали ему неустойчивость земного существования, четвертое (монах) – путь к освобождению. Он бежал из дворца в ночь рождения сына и примкнул к аскетам. Позднее он понял, что и аскетизм не ведет к спасению и ушел от них. Сев под деревом, он поклялся не вставать, пока ему не откроется истина. На 49‑й день он достиг просветления («будда» и значит «просветленный»), поняв, что страсти ведут к погибели и лишь в угасании всех страстей – спасение.

 

[391] Первосвященник Иешуа (изв. 175 – ок. 170 до н.э.), получив сан за взятку, данную Антиоху IV Эпифану, сменил имя на греческое Ясон и проводил активную политику эллинизации, в чем ему активно противодействовали сторонники буквального соблюдения иудейского Закона – фарисеи. В результате подкупа того же Антиоха IV Ясон был смещен с поста, и на престол первосвященников вступил некто со столь же нееврейским именем – Менелай.

 

[392] Фанариоты (название произведено от Фанара, квартала в Стамбуле, где расположена резиденция патриарха Константинопольского) – представители греческого духовенства и купечества, пользовавшиеся значительными привилегиями в империи Османов и даже занимавшие достаточно высокие административные посты в районах с христианским населением.

 

[393] До сер. XVIII в. любое должностное лицо в Англии обязано было приносить присягу на верность монарху и англиканской церкви – последнее исключало диссидентов из политической жизни.

 

[394] После изгнания с помощью спартанцев наследников тирана Писистрата в 510 г. до н.э. в Афинах развернулась борьба между сторонниками аристократии и демократии. Спартанский царь Клеомен I в 508 г. до н.э. вмешался в эту борьбу на стороне первых и даже поставил в Акрополе спартанский гарнизон, изгнанный в следующем году демократами.

 

[395] Потомок одного из полководцев Александра Македонского, Антигон Гонат, став в 276 г. до н.э. царем Македонии, добился расширения македонской власти во всей Греции, разгромив в 262 г. до н.э. войска союзных греческих городов.

 

[прим77]

 Ibn Haldun. Mlikaddamat. vol. II. Paris. 1863 1868. p. 437.

 

[прим78]

 Bergson Н. Ор. cit., pp. 235‑236.

 

[396] По традиции, Евангелие от Иоанна считается самым поздним разделом Нового завета, написанным на рубеже I и II вв. н.э. почти столетним любимым учеником Христа; Первое послание к Коринфянам – в 58 г.

 

[397] Фиванский царь Лай приказал бросить на съедение зверям своего новорожденного сына Эдипа; царь Акрисий повелел заколотить Данаю и ее сына от Зевса Персея, внука Акрисия, в ящик и пустить в море. В обоих случаях царям была предсказана смерть от руки потомков; это предсказание все равно исполняется как бы случайно. Персей не наследует престол деда.

 

[398] Узурпатор Амулий, по римским преданиям, сверг своего брата, царя Альба – Лонги Нумитора, и сделал его дочь Рею Сильвию весталкой, чтобы у нее не было детей. Когда же она рожает близнецов Ромула и Рема от бога Марса, он приказывает бросить детей в корзине в реку, но их находит и выкармливает волчица. Подросшие братья убивают Амулия, возвращают престол деду, а сами основывают новый город – Рим.

 

[399] Царь Иолка Эсон, свергнутый своим братом Пелием, опасаясь козней узурпатора, отдает своего сына Ясона на воспитание мудрому кентавру Хирону. Когда Клитемнестра со своим любовником Эгисфом убивает мужа – царя Агамемнона, то сына последнего, маленького Ореста, спасает его сестра Электра. Отец Зевса, Кронос, узнав, что падет от руки сына, съедает всех детей, кроме Зевса, которого спасает его мать Рея и прячет на Крите, где его выкармливает божественная коза Амалфея, а служители Реи – куреты и корибанты – поднимают страшный шум, когда младенец Зевс плачет, дабы его не услышал Кронос. Древнеегипетский бог Гор, зачатый Исидой от мертвого Осириса, убитого злым братом Сетом, прячется в болотистой дельте Нила. Когда по приказу фараона всех новорожденных еврейских младенцев стали топить в Ниле, мать Моисея спрятала его в корзине в тростниках; там его обнаружила дочь фараона и воспитала как своего сына. Мидийский царь Астиаг обрекает новорожденного сына подвластного ему персидского царя Камбиса на смерть, дабы у Персии не было своего владыки. Его приказание не было выполнено, и, когда после смерти Камбиса в Персии наступает смута и Астиаг сожалеет об убийстве Кира, Кир является. Во всех случаях преследуемый мстит своим преследователям.

 

[400] Данаю и Персея спас Диктис, брат Полидекта, царя острова Сериф, куда прибило ящик с Данаей и сыном. Полидект, влюбленный в Данаю, хочет устранить Персея и посылает его за головой Медузы Горгоны; вернувшийся Персей показывает эту голову Полидекту, и тот окаменевает. Пелий обещает отдать Ясону принадлежащее тому царство, если он достанет золотое руно; возвратившийся Ясон жестоко мстит Пелию. Геракл в припадке безумия убивает жену и детей, и во искупление служит царю Эврисфею, совершая у него на службе двенадцать подвигов.

 

[401] В зороастрийской священной истории в конце мира, в момент решительной схватки Добра и Зла, должен явиться Саошьянт (букв, «спаситель в будущем»), который истребит носителей зла, воскресит праведников и совершит последнюю искупительную жертву быка.

 

[402] Зилоты (зелоты; греч. «ревнители») – религиозно‑политическая группировка в Палестине на рубеже н.э., противники греческой и римской культуры, храмового священства и синагогальных законоучителей, сторонники социального равенства и создания независимого еврейского государства с самим Яхве во главе.

 

[403] Иудео‑христиане – первохристианское течение, члены которого считали обязательным соблюдение всех предписаний иудейской религии. Ряд исследователей возводит это течение к ап. Петру.

 

[прим79]

 Гоббс Т. Левиафан. М., 1936, с. 115.

 

[404] Хиджра (араб. «переселение») – бегство Мухаммеда и его сторонников из Мекки в Медину. Считается началом мусульманского летосчисления, традиционная дата – 16 июля 622 г. Пятый век хиджры – XII в.

 

[прим80]

 Ibn Haldun. Ор. cit., vol. I, p. 28.

 

[405] Калъат ибн Салама – город в Тунисе.

 

[406] Исторический труд Ибн Хальдуна называется «Книга назидательных примеров».

 

[407] Преемник Мухаммеда, первый халиф Абу Бекр (572‑634, прав. с 632), не мог построить этот дворец, так как Магриб (Тунис, Алжир. Марокко) был завоеван в 690‑709 гг.

 

[408] Тлемсен – город и область на северо‑западе Алжира; здесь – места к югу от Атласских гор.

 

[прим81]

 Ibп Haldun. Ор. cit, vol I, pp. 62‑68.

 

[409] В 1933 г. Китай управлялся не только последователями умершего к тому времени Сунь Ятсена (1866‑1925), вождя революции 1911‑1913 гг., свергнувшей Цинскую династию, основателя партии Гоминьдан, провозглашавшей лозунги как национального толка (освобождение от зависимости от европейских держав), так и буржуазно‑демократического, на западный образец. В 1916 г. вспыхнула продолжавшаяся до 1950 г. гражданская война. Страна распалась на районы, управлявшиеся разными правительствами: гоминьдановцами, коммунистами, различными военными группировками. В 1931 г. в борьбу вмещались японцы, оккупировав Северо‑Восточный Китай и создав там марионеточное государство Маньчжоу‑го во главе с последним китайским императором. В 1937 г. Япония начала официально войну с Китаем.

 

[410] Начало Нидерландской революции более или менее условно датируется 1566 г. – выступлением местного дворянства против испанского правления и народных масс – в поддержку Реформации. В 1572 г. местные Штаты (сословное собрание) объявили войну формально испанскому наместнику герцогу Альбе, но фактически – Испании.

 

[411] Давид не победил царства Израиля и Иуды, а был принят обоими как единый царь. Захватив город племени иевусеев Иерусалим, Давид сделал его своей столицей и вознамерился построить храм Яхве, но по слову Господа, переданному через пророка Нафана, не ему, а его сыну суждено было достроить храм (2 Цар. 1‑7). Позднейшая экзегеза этого места гласит, что Давиду не дано 6ыло этого, ибо он слишком много воевал, а воздвигнуть дом Господень должен был миротворец, мудрец и законодатель Соломон.

 

[прим82]

 Davis N. W. С. Medieval Eurоре. London, р. 6.

 

[412] Habitus – лат. «вид, образ». Ментальность – понятие, обозначающее систему привычек сознания.

 

[прим83]

 Spengler О. Ор. cit. р. 322.

 

[прим84]

 Eliot Ch. Ор. cit., vol. 1. pp. XII–XIV.

 

[413] В 778‑810 гг. Карл Великий совершил ряд походов в Испанию и распространил свое влияние до устья р. Эбро: впрочем, собственно владения его королевства доходили только до Барселоны. В XIII в. резко ускорились процессы отвоевания испанскими государствами земель у мавров (реконкиста). Особую активность в этом проявляла Кастилия, самое сильное из этих государств. Расположенные в долине Гвадалквивира Севилья и Кордова пали соответственно в 1236 и в 1241 гг., устье реки оказалось в руках кастильцев в 1260 г. Севилья впоследствии стала центром испанской экспансии в Новый Свет.

 

[414] Роджер Бэкон (ок. 1214‑1292) – пропагандист математического подхода к естествознанию, певец опыта – как физического эксперимента, так и мистического озарения, – вряд ли был выдающимся инженером. В его трудах имеются высказывания о движущихся машинах будущего, но нет никаких свидетельств того, что он создавал подобные устройства. Легенды об этом, впрочем. ходили еще при его жизни, но это были обвинения в магии и чернокнижии.

 

[прим85]

 см.: Heitland W.E. Agricola. Cambridge, 1921, p. 308.

 

[415] «Об утешении философией» название книги Боэция (ок. 480‑524), написанной им в тюрьме в ожидании пыток и казни. Здесь – наименование подобного жанра сочинений, призывавших к внутреннему стоическому спокойствию мудреца пред лицом любых испытаний.

 

[416] Римский поэт Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.) был пламенным последователем Эпикура (341‑270 до н.э.) и вслед за учителем полагал, что боги не вмешиваются в земные дела, что блаженство праведных – в безмятежности духа, а наказание злых – в беспокойстве, что загробной жизни не существует. Но выраженные в его знаменитой поэме «О природе вещей» призывы не бояться смерти звучат столь настойчиво, что еще в древности возникли подозрения в смятенности чувств и разума поэта, даже слухи о его безумии и самоубийстве.

 

[417] В формулировке австрийского физика Людвига Больцмана (1844‑1906) второе начало термодинамики гласит: природные процессы стремятся перевести термодинамическую систему из менее вероятного состояния в более вероятное, т. е. равновесное. Именно Л. Больцман распространил второе начало термодинамики на Вселенную и предположил, что со временем в ней установится единая усредненная температура, что сделает невозможным какие‑либо тепловые процессы: наступит тепловая смерть. Некоторые физики отрицают подобное расширение применения второго начала, ибо оно справедливо лишь для замкнутых систем, к которым, по их мнению, Вселенная не относится.

 

[прим86]

 Moore P. Sims. Myths and Men. Revised ed. London. M tiller. 1968, p. 224.

 

[прим87]

 Шпенглер О. Закат Европы, т. 1. М. 1923, с. 121‑122.

 

[418] По Платону, для того чтобы на свет появлялось потомство с хорошими задатками и счастливой участью (в противном случае государство придет неминуемо в упадок), соитие и рождение должно происходить в подходящее время, определяемое по т. н. брачному числу. Однако описание этого брачного числа чрезвычайно маловразумительно, и попытки понять его продолжаются доныне.

 

[прим88]

 См.: Eliade М. La Mythe de l'Eternel Retour. Paris, Gallimard, 1949, P. 131‑132.

 

[419] Для Вергилия современность начало не героического, а «золотого» века, наступление мира, благоденствия, новое, блаженное состояние Космоса. Поэтому на протяжении веков мантуанского поэта рассматривали как предтечу христианства.

 

[прим89]

 Марк Аврелий Антонин. Размышления. IX, 28. – Л. 1985, с. 53.

 

[420] В индийской мифологии Ману – первопредок людей. В текстах I тыс. до н.э. насчитывается семь прошлых и семь будущих Ману – по одному на каждый период Калиюги, который так и называется: манавантра – «период Ману».

 

[421] Так в английской Библии; имеется в виду непрестанное повторение молитв язычниками.

 

[прим90]

 Ницше Ф. Собр. соч., т. 1, М., с. 243‑244.

 

[422] В махаяне очень большое значение придается произнесению молитвы‑заклинания «ом мани пад ме хум» (переводимое как «о сокровище в цветке лотоса»). Устное высказывание может быть заменено поворотом специального молитвенного колеса, к которому привязана лента с текстом молитвы: к колесам иногда прикрепляются лопасти наподобие ветряных мельниц.

 

[423] Описание весьма развитой, с весьма впечатляющими параллелями с новейшими научными космогоническими гипотезами, мифологии западноафриканского народа догон, сделанное группой французских энтографов во главе с М. Гриолем, последнее время подвергается сомнениям в подлинности, либо утверждается, что это жреческая сконструированная натурфилософия, а не народные верования.

 

[прим91]

 Griaule M. Dieterlen G. The Dogon. In: Daryll Forde C. (ed.) African Worlds. London. Oxford, 1954, p. 84.

 

[прим92]

 Volney С. Les Ruines‑Oeuvres Completes. Paris, Dido, 1860, pp. 12 – 13.

 

[прим93]

 Цит. по: Brown P. Augustine of Hippo. London, Faber and Faber, 1967, p. 85.

 

[прим94]

 Davidson B. The Africans. London, Longmans, 1969, p. 147.

 

[прим95]

 Arnold М. Culture and Anarchy. London. Murray, 1869, pp. 13‑14.

 

[прим96]

 Bergson H.Op.cit.p.251.

 

[424] По определению Аристотеля, «перипетия» (отечественные филологи переводят как «перелом») есть не смена ролей, а действие, меняющее смысл события на противоположный.

 

[425] Для эллинов и римлян «зависть богов» не примитивное грубое чувство, а акт высшей справедливости: чрезмерные достоинства или удача человека нарушают космический порядок, посему человек этот должен испытать больше несчастья.

 

[426] Современные исследователи датируют книгу Екклесиаста 1‑й пол. III в. до н.э. и считают это творение лежащим целиком в русле традиционного ближневосточного мудрствования.

 

[427] Когда противник Рима царь Понта Митридат VI Евпатор (132‑63 до н.э. царь с 120 до н.э.) вторгся на Балканы. Греция поддержала его. Будущий диктатор Луций Корнелий Сулла (138‑78 до н.э) взял штурмом в 87 г. до н.э. выступившие на стороне понтийского царя Афины. Жестоко разорив город, он согласился в ответ на многочисленные просьбы афинян прекратить грабежи и избиения, сказав, что делает это из уважения к великим предкам нынешних жителей Афин, «милует многих ради немногих».


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!