Этапы закалки квадратного каркаса тайцзицюань У Цзяньцюаня



В предыдущей части статьи я описал некоторые правила, которых надо обязательно придерживаться для натренировывания кулачных форм, без них этого сделать невозможно. Пример: до того, как натренированы правильные формы и движения, невозможно добиться того, чтобы «усилие поднималось от подошв», «всё тело — одна семья»; пока не достигнут определённый уровень мастерства в расслабленности — невозможно добиться того, чтобы «в теле имелось пять луков». Поэтому всё должно осуществляться поэтапно.

Первый этап: надо изучить комплекс, овладеть правильными формами и движениями. Второй этап: тренировка расслабленности и овладение методами ведения усилия. Третий этап: тренировка выброса усилия. Методы ведения усилия и выброса усилия являются весьма утончёнными. Ошибёшься на миллиметр — промахнёшься на километры. Без наличия рядом глубоко понимающего этот путь пресветлого учителя и тщательной проработки правильно овладеть ими невозможно. Только на выброс усилия в начальной форме может потребоваться от нескольких дней до десятков дней. На правильное овладение ведением усилий в комплексе и движениями выброса усилия может уйти от года до нескольких лет.

Лишь после того, как посредством личного примера учителя, проработки и приобретения опыта, собственных усердных занятий произойдёт овладение правильным движением усилий и выбросом усилий, можно будет считать, что произошло правильное овладение правильными методами закалки каркаса тайцзицюань. После этого можно постепенно переходить к высшему этапу — «добиваться опустошённости и покоя, использовать намерение и не использовать силу».

Пример тренировочного метода квадратного каркаса тайцзицюань У Цзяньцюаня (левый пэн и цзи)

Руки нажимают вниз, тело чуть оседает (рис. 1).

Вес тела смещается на правую ногу, левая нога чуть касается земли носком. Одновременно обращённые ладонями вниз руки расходятся в стороны (рис. 2).

Левая нога поднимается, левая нога делает шаг влево-вперёд и ставится пяткой на землю. Одновременно левая рука из положения слева идёт вверх, вперёд и размещается перед грудью, центр ладони обращается внутрь, кончики пальцев направляются вправо, образуется форма «левый пэн».  Затем правая рука из положения справа идёт вверх, вперёд и размещается у внутренней стороны левого запястья, центр ладони обращается наружу, кончики пальцев направляются по диагонали вперёд-вверх, основание ладони касается внутренней стороны левого запястья, обе ладони формируют «цзи»  (рис, 3).

Левый носок заворачивается вправо-внутрь и ставится на землю, в правой ноге — толчковое усилие, корпус смещается вперёд, образуется левая гунбу.  Ладони, прилагая совместное усилие, следуя смещению тела вперёд, выполняют теснение (рис. 4).

Требования :  когда руки нажимают вниз, то голова — вертикальна, корпус — прямой, нельзя распрямляться в тазобедренных суставах и подавать колени вперёд-вниз, обязательно нужно оседать вниз. Когда кисти рук начинают нажимать вниз, то предплечья обязательно должны занимать горизонтальное положение, локти и запястья опускаются одновременно. Горизонтальные предплечья разведены на ширину плеч. Ягодицы подбираются, они не должны выпячиваться назад, корпус не должен наклоняться вперёд или отклоняться назад.

Когда тело смещается вправо, то корпус не должен раскачиваться, перекашиваться или подниматься; когда руки расходятся, то нельзя позволять плечам скручиваться. От момента, когда левая нога поднимается, и до тех пор, пока пятка не коснётся земли, вес тела должен полностью оставаться на правой ноге. В это время корпус не должен двигаться, нельзя допускать ни малейшего наклона или

 

покачивания. Когда руки поднимаются до уровня груди, формируя левый пэн  и цзи,  то ни в коем случае нельзя скручивать или задирать плечи, также нельзя вызывать этим наклона корпуса вперёд, горбления спины или скручивания влево или вправо. Когда ладони совместно с толчком правой ногой выполняют теснение вперёд, надо избегать наклона корпуса вперёд, наклона головы, скручивания влево или вправо. Корпус должен двигаться вперёд на одном уровне, нельзя подниматься.

Боевой смысл. У движения «левый пэн  и цзи»  есть три боевых применения.

1) Нажимание руками вниз — это погружающееся усилие, лишающее противника укоренения, внутри скрыто намерение срывания. Когда противник двумя руками приподнимает меня за локти, или мои предплечья размещаются над руками противника, или я хватаю противника за локти, то я руками вызываю движение ладоней вниз, лишая противника укоренения и заставляя ноги подпрыгнуть. Если тут же нажать ладонями или приложить усилие-цзи против груди противника, то можно вынудить его упасть назад. Если тут же повернуться, одной рукой приложить усилие — цай,  другой — усилие-ле, то можно вынудить противника упасть в сторону. Если во время поворота скоординированно осесть назад, то можно вынудить противника упасть по диагонали назад от меня.

2) Левый пэн — это соприкосновение тыльной стороной левого запястья с противником, чтобы прочувствовать его пустоту и полноту.

3) Цзи — это выброс усилия вперёд. Когда за счёт усилия-лэя прояснилось намерение противника податься назад, либо когда его атака уже истощилась и он лишён мною укоренения, то в момент, когда его центр тяжести неуравновешен, я могу тут же приложить усилие-цзи вперёд.

Намерение и усилия. Когда руки нажимают вниз, то ноги изо всех сил прилагают толчковое усилие вниз, район точки бай-хуэй  на макушке упирается вверх, лопатки изо всех сил опускаются вниз. Мысль — в локтях, запястьях и центрах ладоней, представляя придавливание противника к земле и сопротивление этому. Однако ни в коем случае нельзя прилагать силу в локтях, запястьях, ладонях или руках, обязательно нужно, чтобы три усилия — усилие опускания лопаток вниз, усилие упирания макушкой вверх и толчковое усилие в центрах стоп — прилагались одновременно, выброс производился одновременно с шагом. Во время выброса усилия-цзи  вперёд макушка упирается вверх, район точки мин-мэнь  толкает назад, копчик подаётся вперёд, плечевые суставы ненапряжённо раскрываются, руки округло расталкивают, тут же правая нога прилагает толчковое усилие, корпус двигается вперёд на одном уровне, намерение — в правой подошве и копчике, думать о том, чтобы, используя правую ногу, столкнуть противника.

Во время продвижения вперёд руки от начала и до конца только сохраняют положение округлого расталкивания, корпус только следуя шагу движется вперёд вместе с ягодицами. Руки ни в коем случае не должны прилагать ни грамма толчкового усилия вперёд, корпус также ни в коем случае не должен перекашиваться вперёд. На подходе к нормативной позиции, макушка ещё раз упирается вверх, область точки мин-мэнь  ещё раз толкает назад, копчик ещё раз подаётся вперёд, плечи и локти ещё раз ненапряжённо раскрываются, в руках — намерение округлого расталкивания, в плечах — намерение оседания назад, в подошвах — толчковое усилие, формируется положение «В теле имеется пять луков». Намерение — в подошвах, копчике, точке мин-мэнь  и тыльной стороне левого запястья. Упирание макушкой вверх, толкание районом точки мин-мэнь  назад, подача копчика вперёд, округлое расталкивание руками и толкание подошвами должны осуществляться одновременно, следовать шагу, не должно быть никакого разрыва — лишь тогда можно осуществить выброс целостного усилия.

 

Во время подготовки статьи к печати пришло печальное известие: господин Сунь Наньсинь скончался от болезни 1 января 1996 года в 22 часа в возрасте 71 года.

1 При разговоре о стилях и направлениях ушу термин «каркас» означает мелкое течение в рамках какого-либо стиля. Имеется в виду, что разные люди в силу индивидуальных особенностей одни и те же движения будут выполнять в немного разной манере, в результате чего базовые движения выглядят по-своему, у стиля образуется свой особый каркас — прим. перев.

2 Согласно консультации, которую дал один из китайских преподавателей тайцзицюань, понятие «квадратный каркас» означает каркас фиксированных положений, это понятие противопоставляется понятию «круглый каркас», которое означает каркас непрерывно переходящих друг в друга форм (т. е. тайцзицюань, который все знают). У Цяньцюань разработал каркас фиксированных положений, который позволяет лучше выстроить тело в крайних положениях, так как на них предполагается выброс усилия — прим. перев.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1] Сюй Чжии «Тайцзицюань стиля У», Москва, издательство «Стилсервис», исследовательское общество «Тайцзи», 2003 г.

 

[2] «Национальные искусства»; как в Китае после буржуазной революции 1911 тогда стали называть то, что сейчас именуют термином  «ушу» («боевые искусства») — прим. перев.

 

[3] Историческое название провинции Гуандун — прим. перев.

 

[4] Историческое название территории, на которой находится Шанхай — прим. перев.

 

[5] В то время столицей Китая был Нанкин — прим. перев.

 

[6] Судя по всему, речь идёт о Первых всекитайских государственных испытаниях по гошу, прошедших в Нанкине в 1928 году — прим. перев.

 

[7] Была опубликована в 1927 году — прим. перев.

 

[8] Видный китайский политический деятель из числа функционеров партии Гоминьдан, основатель Всекитайской ассоциации гошу, получил высшее образование в области биологии во Франции; в 1932 — 35 годах был секретарём в правительстве Ван Цзинвэя, когда в годы Второй мировой войны Ван Цзинвэй возглавил созданное японцами на оккупированной территории Китая марионеточное правительство, то Чжу Миньи служил у него послом в Японии — прим. перев.

 

[9] «Политика самоусиления» — официальное название политики, проводимой Китаем в конце XIX века — прим. перев.

 

[10] Вышеупомянутые Первые государственные испытания по гошу, прошедшие в Нанкине в 1928 году — прим. перев.

 

[11] Один из лозунгов Сунь Ятсена — основателя Китайской республики — прим. перев.

 

[12] Во времена Китайской республики Пекин был переименован в Бэйпин — прим. перев.

 

[13] На самом деле эта глава — один из вариантов трактата, приписываемого Ван Цзунъюэ — прим. перев.

 

[14] Труднопереводимый каламбур. «Мэнь» означает и «врата», и «школа боевого искусства». Раз врата боковые — то они не основные, хорошие люди там не ходят, т. е. речь идёт о «неправильных» школах — прим. перев.

 

[15] Сравни с русской поговоркой «лучше синица в руках, чем журавль в небе» — прим. перев.

 

[16] Другое название этого известного текста — «Суждение о тайцзицюань У Юйсяна» — прим. перев.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!