В. Основателем был Чэнь Вантин



Это утверждение было сделано историком Тан Хао. Потомок Чэнь Вантина Чэнь Цзымин повторил его впоследствии в своём «Тайцзицюань семьи Чэнь». В своей работе «Истоки тайцзицюань» Тан Хао пишет, что у Чэнь Хуайсаня 8 из Чэньцзягоу была книга с генеалогией семьи Чэнь Напротив имени Чэнь Вантина, принадлежавшего к девятому поколению, было написано:

Другое имя — Цзоутин, в конце династии Мин — учащийся военной школы, в начале династии Цин — учащийся гражданской школы. Прославился в провинции Шаньдун, разогнав толпу бандитов, состоявшую более чем из тысячи человек, создатель искусства рода Чэнь боя без оружия, с мечом и с копьём. Рождённый Небом выдающийся герой, в бою полагался на алебарду.

Тан сделал вывод, что это доказывает, что Чэнь Вантин создал тайцзи. Более того, продолжает Тан Хао, в этой же генеалогии упомянуты и Чэнь Чансин, принадлежащий к четырнадцатому поколению, как «кулачный учитель», и его сын Чэнь Гэнъюнь, как «мастер кулачного искусства». Оба были известными представителями тайцзицюань. Далее, представители семьи Чэнь из Чэньцзягоу никогда не изучали других стилей от посторонних. Тан цитирует эти факты, чтобы поддержать версию о Чэнь Вантине.

Это утверждение также было опровергнуто профессором Сюй Чжэнем. В своей книге «Записки об исследовании истины в тайцзицюань» он пишет, что книга Чэня упоминает бокс, но нигде не говорит именно о тайцзи; следовательно, то, что преподавал Чэнь Вантин, не было тайцзи. Два примечания, касающиеся Чэнь Чансина и его сына, не относятся к тайцзи, а лишь утверждают, что оба занимались боксом. Далее, то, что изучили отец и сын, вовсе не обязано быть тем, что исходно преподавал Чэнь Вантин. То, что семья Чэнь отказывалась изучать бокс, не происходящий из Чэньцзягоу, вовсе не означает, что ни один из её представителей не делал этого. У меня есть старый манускрипт по боевому искусству семьи Чэнь, в котором имеются несколько разделов по использованию оружия, в одном из них упоминается про происхождение из семьи Юй. Также по поводу искусства действий шестом и копьём говорится, что приёмы происходят от Ван Бэйцуня из провинции Хэбэй. Эти данные свидетельствуют о том, что многие из семьи Чэнь изучали боевую технику извне.

 

Создатель неизвестен

 

Этот тезис выдвинул боксёр-любитель Ли Ию в своём «Небольшое введение в тайцзицюань», написанном в 1881 году. С третьего года правления под девизом «Сяньфэн» (1851-61) династии Цин Ли изучал тайцзи у У Юйсяна. У сначала изучил тайцзи у Ян Лучаня, а потом — у Чэнь Цинпина из провинции Хэнань. Последний был учеником Чэнь Юбэня — знаменитого боксёра из Чэньцзягоу. Даже в то время основатель тайцзи был неизвестен. Версия о Чжан Саньфэне является абсолютно беспочвенной, в её поддержку нет ни единого факта. Не лучше обстоят дела и со свидетельствами в пользу семей Сюй, Юй, Чэн, Инь или о Чэнь Бу или Чэнь Вантине из Чэньцзягоу. То, что утверждал Ли — наиболее приемлемо.

Согласно книгам («Исследование подлинной истории тайцзицюань» и «Записки об исследовании истины в тайцзицюань») и статьям профессора Сюй Чжэня, единственная достоверная история тайцзи выглядит следующим образом.

Основатель тайцзи неизвестен. Мастером этого стиля бокса был Ван Цзунъюэ из провинции Шаньси. Однажды, проезжая через Чэньцзягоу уезда Вэньсянь провинции Хэнань, он увидел, как деревенские жители занимаются боксом. Вернувшись в таверну, он сделал ряд нелицеприятных замечаний по поводу их мастерства. Почти все упомянутые люди были из семьи Чэнь и были знамениты в искусстве паоцюань.  Некоторые остались недовольны комментариями путешественника, и когда он покинул таверну — несколько человек вызвали его на бой и были легко побиты. Они были впечатлены и попросили Вана задержаться ненадолго в деревне и поучить их своему искусству. Тронутый их искренностью, Ван остался на некоторое время с Чэнями и модифицировал их бой на длинной дистанции в то, что он называл «Тайцзи». Лишь наиболее интеллигентные из Чэней были обучены самым сложным частям этого метода. В итоге Ван уехал, но часть его искусства с того времени осталась в Чэньцзягоу.

Гораздо позже Тайцзи разделилось на новый и старый стили. Известный боксёр по имени Чэнь Чансин был адептом старого стиля. Когда Чэнь делал комплекс, то всегда держал свой корпус вертикально, как деревянный идол в храме, в результате чего получил прозвище «Чэнь — Таблица предков». Он передал своё искусство своему сыну Чэнь Гэнъюню. В это же время другой хороший боксёр тайцзи — Чэнь Юбэнь — создал новый стиль тайцзи. У него было много учеников, среди которых самыми известными были его сын Чэнь Чжуншэн и Чэнь Цинпин из деревни Чжаобао. Один из Чэньцзягоуских Чэней имел аптеку в уезде Юннянь провинции Хэбэй. Хозяин нанял двух парней из Юнняни в качестве слуг. Одним из них был Ян Лучань, другим — Ли Бокуй. Хозяин аптеки нанял известного боксёра Чэнь Чансина обучать своих детей. Ян тайно подглядывал за учителем и практиковался с Ли. Однажды Ян показал новому ученику, как надо двигаться, и учитель, заметив это, вынудил Яна продемонстрировать всё, что он знает. Когда Ян закончил, то Чэнь усмехнулся и сказал, что ученики, которых он учил, выучили мало, в то время как человек, которого он не учил, выучил много.

После этого Чэнь обучал Яна с гораздо большим энтузиазмом, чем собственных учеников. Через несколько лет Ян стал экспертом. Однажды Чэнь порекомендовал его хозяину, чтобы Яну дали пятьдесят лянов  серебра и отпустили. Ян покинул учителя и вернулся в Юннянь, где работал в аптеке и зарабатывал на жизнь преподаванием тайцзи. Так как он очень искусно защищался и атаковал, его бокс называли мягким  или скользким.  Хозяин аптеки У Юйсян и два его старших брата были богатыми шэньши  из того уезда. Так как они интересовались боксом, то стали близкими друзьями Яна. Через некоторое время У освоил суть тайцзи. Не будучи удовлетворённым, он отправился в Чэньцзягоу, где захотел поучиться у Чэнь Чансина. По дороге он остановился в таверне в Чжаобао, чтобы спросить про то, где живёт Чэнь Когда хозяин понял намерения У, то, чтобы У остался подольше и потратил побольше денег, высоко расхвалил Чэнь Цинпина. Это понравилось У. Он немедленно посетил Чэнь Цинпина, от которого узнал, что метод Чэнь Чансина — это старый стиль тайцзи, а у Чэнь Цинпина — новый стиль. Некоторые из объяснений, которые У получил от Чэня, он не слышал у Яна.

Таким образом, У оставался там более месяца, изучая великие вещи. Позднее старший брат У — У Цюин 9 — стал управляющим уезда Уян провинции Хэнань. Его коллеги, знавшие о его интересе к тайцзи, сказали ему, что в одной соляной лавке есть манускрипт по тайцзи, написанный Ван Цзунъюэ. У Цюин прочитал его, тот ему понравился, и он поручил одному из своих подчинённых скопировать его и послать своему младшему брату. Изучив его, младший У написал на его основе пять заметок: «Краткое описание 13 форм», «8 необходимостей в методах действий корпусом», «Секретные речения в 4 иероглифа» и т. д.10 Второй сын Ян Лучаня — Ян Баньхоу — некоторое время учился у У. Это дало толчок к распространению работ Ван Цзунъюэ и У Юйсяна внутри школы Янов. У также обучил Ли Ию — сына своей сестры — и Ли написал пять текстов по этому искусству: «Небольшое введение в тайцзицюань», «Секретные речения о распускании и испускании», «Необходимые тексты о наработке в движении, построении каркаса и бьющих руках» и т. д. Он обучил своему искусству Хао Вэйчжэня.

По рекомендации старшего из братьев У — У Жуцина11 — Ян Лучань приехал в Пекин, столицу династии Цин, чтобы преподавать тайцзи. В Пекине Ян стал широко почитаем, так как никто не мог победить его. Позднее он был приглашён учить в казармы Знамённых войск. Его лучшими учениками там были Ваньчунь, Линщань и Цюанью: первый прославился мощной силой, второй — мощью ударов, третий — мастерством уходов. По приказу Яна они поклонились как учителю его сыну — Ян Баньхоу. У Ян Лучаня было трое сыновей; первый умер рано, второй — это Баньхоу, третий — Цзяньхоу, последние двое были великими боксёрами.

1 Наньлэй — литературный псевдоним, под которым писал Хуан Цзунси (Личжоу)  — прим. перев.

2 «Саньци»  переводится как «три семь» — прим. перев.

3 « Прежненебесный кулак»   — прим. перев.

4  « Малые девять небес» — прим. перев.

5 «Сань фэн» переводится как «Три пика » — прим. перев.

6 Вообще-то, согласно «Надписи на могиле Ван Чжэннаня», история о победе Чжан Саньфэна над бандитами не имеет никакой связи с его призывом императором. Более того, там рассказано о том, как его призвал император Хуй-цзун, а не тот, что правил под девизом «Хунъу». Правивший же под девизом «Хунъу» минский император Тай-цзу пытался найти Чжан Саньфэна, но не смог этого сделать («История династии Мин», раздел «Жизнеописания магов»)  — прим. перев.

7Вообще-то, согласно тексту Сун Юаньцяо, с ним ходил только Юй Ляньчжоу — прим. перев.

8Хуайсань — прозвище Чэнь Синя — прим. перев.

9У Дэнцин (1800–1884), по прозвищу Цзиюй, посмертное имя Цюин — прим. перев.

10Изначально тексты У Юйсяна названий не имели, названия им были даны после публикации в сборнике Шэнь Чоу —  прим. перев.

11 У Жуцин, по прозвищу Чжотан, по прозванию Ланьвань. Служил в Ведомстве наказаний, был лично известен его главе Цзэн Гофаню. Порекомендовал Ян Лучаня Чжан Чжаю в качестве персонального учителя и в качестве преподавателя боевых искусств в казармах знамённых войск —  прим. перев.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 450; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!