Иисус Христос в доме Симона–фарисея.



Лк. 7: 36–50

Если простой народ признавал Христа за одного из великих ветхозаветных пророков, то духовно ослепленные фарисеи не могли видеть даже и этого. Они считали Его нарушителем закона, другом мытарей и грешников. Фарисеи неотступно ходили за Христом, следили за каждым Его шагом и старались обличить Его в чем–нибудь.

Однажды фарисей по имени Симон пригласил Иисуса в свой дом, чтобы поближе познакомиться с галилейским Учителем. Во время обеда в дом вошла женщина, известная во всем городе своим грешным поведением. Евангелист Лука не называет ее по имени, но предание гласит, что это была Мария Магдалина.

Что происходило накануне в сердце этой женщины? Мы не знаем. Евангелист нам только сообщает, что Мария пришла к Господу с глубоким покаянием. Молча она вошла в комнату, держа в руках алавастровый сосуд с драгоценным миром. Увидев Христа, возлежащего за трапезой, она с глубоким сокрушением и со слезами припала к Его ногам. Грешница омывала покаянными слезами ноги Иисуса, отирала их волосами головы своей, целовала их и мазала драгоценным миром. Она чувствовала всем сердцем, сознавала без всяких вопросов, что это — Сама Святыня, Сама Чистота, перед Которой прилично и можно только плакать о своей низости и греховности и Которая сама без лишних с ее стороны слов очистит, облагородит ее, даст мир и святыню ее измученной душе. И женщина не ошиблась!

Но этот нравственный переворот, совершившийся в душе блудницы, эти слезы покаяния, это открытое исповедание грехов не тронули каменное сердце фарисея, а только дали ему повод считать Иисуса простым человеком, даже не пророком. «Если бы Он был пророк, —

 подумал Симон, — то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница».

 Когда он так размышлял, Спаситель, обратившись к фарисею, рассказал ему следующую притчу: «У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим».

 «Как ты думаешь, Симон, — спросил в заключение Христос, — кто из должников больше будет благодарен заимодавцу?» — «Думаю, тот, которому более простил» [*], — ответил Симон.

  Тогда Господь пояснил фарисею, для чего Он привел эту притчу. Он показал разницу между Симоном, который считал себя праведником и не испытывал потребности в покаянии, и этой женщиной, которая очистила свои грехи глубоким покаянием. Указывая Симону на грешницу, Господь сказал ему: «Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мои ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал, а она, с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе, прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит». Затем, обратившись к женщине, Господь сказал: «Прощаются тебе грехи... вера твоя спасла тебя, иди с миром»

.

   

   

      Исцеление бесноватого и богохульство фарисеев. Мф. 12: 22–37; Мк. 3: 20–30; Лк. 14–26

    

Покинув дом Симона–фарисея, Господь пошел проповедовать по всей Галилее, неся людям духовную радость, любовь, мир, исцеляя их душевные и телесные болезни. В этом нелегком проповедническом служении Его постоянно сопровождали не только преданные Ему апостолы, но и некоторые женщины. Евангелие сохранило нам их имена. Это были: Мария Магдалина, живая, преданная натура, из которой Христос изгнал семь бесов (Лк. 8: 2), Саломея — жена Зеведеева, мать Иоанна и Иакова, Иоанна — жена управляющего Ирода Антипы, а также Мария Клепова — двоюродная сестра Божией Матери, и Сусанна, о которой ничего не известно. Некоторые из этих женщин принадлежали к состоятельным семьям и оказывали Христу и Его ученикам материальную помощь. Их верность Учителю превзошла верность апостолов: если апостолы «страха ради иудейского» покинули в Гефсиманском саду своего Учителя, то бесстрашные ученицы Христовы сопровождали Его до самой Голгофы. Замечательно, что и враги Христа, видевшие Его в окружении женщин, не посмели клеветать на Него, несмотря на всю свою озлобленность.

Но чем больше Иисуса Христа любил народ, тем больше ненавидели Его фарисеи и книжники.

Однажды Господь исцелил в Капернаумской синагоге бесноватого — слепого и немого, так что он стал и видеть, и говорить. От этого чуда народ пришел в восторг, прославлял Бога, а Иисуса готов был признать Мессией. Казалось бы, что могло препятствовать и фарисеям признать в Иисусе хотя бы Пророка? Но нет! Дух противления — дух диавола говорил их устами иное. Не имея никакой возможности отвергать чудо исцеления бесноватого, они стали говорить народу, что Христос совершил это чудо не Божественной силой, а силой сатаны. Этим самым они хотели посеять в народе ненависть и страх к Иисусу, как человеку, имеющему связь с нечистой силой.

Господь с сожалением посмотрел на укоренившихся в злобе фарисеев и сказал народу: «Всякий грех и хула простятся человеком, а хула на Духа не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».

 Ибо хула на Духа Святаго — это сознательное, ожесточенное противление воле Божией, это сатанинское, гордое состояние человеческой души, не принимающей правды Божией. Ведь столько чудес Господь совершил на глазах у фарисеев, и они не увидели в Нем посланника Неба!

   

   

      Учение в притчах о Царстве Божием.

    

Оставаясь на некоторое время в Капернауме, Христос любил выходить к берегу Галилейского озера и там, на просторе, учил народ о Царстве Божием. Чтобы всем было слышно, Господь иногда всходил на пригорок или садился в лодку и, отплыв недалеко от берега, оттуда говорил народу. А многочисленные толпы слушателей стояли или сидели на берегу или на пригорках, внимая Его Божественному слову.

В один из таких дней к Нему на берег собралось такое множество народа, что Он вынужден был сесть в лодку и с нее поучать жаждущих Его спасительного слова.

Но проповедь Иисуса Христа о Царстве Небесном не всем была доступна. Если даже Никодим и многие духовные руководители еврейского народа с трудом воспринимали учение Спасителя о Царстве Божием, то что можно было сказать о простом народе. Вот почему Свои поучения к народу Господь излагал большей частью в особой иносказательной (притчевой) форме. Эта иносказательная форма выражения мыслей помогала простому народу легко запоминать услышанное, чтобы потом вдуматься в его смысл.

Так на Иисусе Христе исполнились слова древнего пророка, который говорил в песнопениях своих: «Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности»

 (Пс.

77: 2).

   

   

      Притча о сеятеле. Мф. 13: 1–23; Мк. 4: 1–20; Лк. 8: 5–15

    

Царство Божие созидается прежде всего в человеческой душе. Оно, как зерно, прорастает в сердце человека. Поэтому для пробуждения души и ее духовного роста необходима евангельская проповедь. Но Слово Божие для своего прорастания находит различные условия в человеческих сердцах. Поверхностное восприятие Истины, враждебные обстоятельства, ложный стыд, погоня за временными идеалами, окаменение сердец — все это препятствует росту Царства Божия «внутри человека». Эту истину Господь раскрыл народу в притче о сеятеле.

Обращаясь к слушателям, Он сказал: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят иное же в тридцать».

В этом иносказании семя означает слово о Царстве Божием. Сеятель — Христос. Почва, на которую падает семя, — души человеческие, их ум, сердце, внимание, воля. Но как почва бывает разная, так и сердца человеческие различно воспринимают слова о Царстве Божием.

Сам Господь раскрывал ученикам смысл этой притчи следующим образом: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать».

   

   

      Притча о зерне горчичном. Мф. 13: 31–32; Мк. 4: 30–33

    

Царство Божие должно охватить все человечество, и Христос сеет зерна этого единства. Он создает Церковь Свою, которая должна быть в человечестве духовной силой, постепенно приближающей его к Вселенскому Царствию Божию. Она начала с малого, но охватит всю Вселенную. В нее должны войти все народы.

«Царство Небесное, —

 говорит Господь, — подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его».

 

В этой притче под горчичным зерном надо понимать учение Христово; под «своим полем» — души человеческие, а огромное дерево означает Церковь Христову. При этом надо заметить, что евангельское горчичное растение не является тем однолетним злаком, который растет у нас; это южное многолетнее растение, достигающее больших размеров.

   

   

      Притча о закваске. Мф. 13: 33

    

«Царство Небесное, —

 продолжает Господь, — подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все».

 

Эта притча Господня по внешней своей форме настолько проста, что была доступна для понимания каждой хозяйке дома, каждой простой, даже неграмотной женщине. Но при всей ее простоте, в ней заключается глубокий духовный смысл. Закваска здесь означает Слово Божие, а тесто — душа человеческая.

Благодатное слово о Царствии Божием, запав в сердце человека, не только рождает его для духовной жизни, но и изменяет все его внутреннее существо, делает его новым человеком. Преображая отдельного человека, Слово Божие своей благодатной силой преображает целые народы, все человечество. Этот духовный процесс возрождения человека можно сравнить с дрожжами, которые кладут в тесто, чтобы испечь хлеб. Хотя дрожжей кладут очень мало, а муки бывает много, тем не менее дрожжи совершенно меняют муку и воду и превращают их в хлебное тесто. И это потому, что в дрожжах заключается живое творческое начало.

   

   

      Притчи о сокровище и о драгоценной жемчужине. Мф. 13: 44–46

    

Царствие Божие есть самое великое духовное сокровище, драгоценней которого нет ничего на свете. Все ценности, все идеалы человечества — ничто в сравнении с Царством Божиим. Для его приобретения не нужно жалеть никаких земных сокровищ. Необходимо употребить все свои силы, таланты, чтобы только достигнуть Царства, обещанного нам Богом. Борьба за него есть самая священная борьба.

Его надо искать, как скрытый на поле клад. Когда человек неожиданно находит сокровище, его сердце наполняется такой радостью, о которой даже опасно говорить вслух, так как ее могут отнять. Лучше тогда продать все имение свое и купить поле с кладом, чтобы найденное сокровище оставалось бесспорным.

Царство Божие искать надо так, как ищет купец драгоценную жемчужину, которая прекраснее и несравненно дороже всех других жемчужин мира. Когда купец находит такую жемчужину, он продает все свои сокровища, чтобы только приобрести ее.

Под жемчугом в этой притче можно понимать различные учения и идеалы человечества. Купец — это человек, ищущий ценных для жизни идей. Быть может, он нашел много драгоценных жемчужин, но когда услышал слово о Царстве Небесном, он понял, что все человеческие учения, которые он с такой жаждой искал и усваивал раньше, — ничто в сравнении с Евангельским учением о Царстве Божием.

   

   

      Притча о плевелах. Мф. 13: 24–30; 36–43

    

Царство Божие распространяется по всему миру, оно растет, как пшеница, посеянная в поле. Каждое отдельное зерно и каждый колос есть как бы гражданин Царства Божия. Но среди пшеницы растут и плевелы: лебеда и другие сорные травы, которые заглушают рост хлебного злака.

Откуда же взялись эти плевелы? Кто их посеял? «Когда... люди спали, — Сказал Христос, — пришел враг его (Сеятеля) и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда же взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы». Рабы хозяина хотели удалить эти сорняки из пшеницы, но домовладыка сказал им: «Чтобы не выдергали вы вместе с плевелами и пшеницу, оставьте расти и то, и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и сожгите их, а пшеницу уберите в житницу мою» [*].

Этой притчей Господь говорил народу, что Царство Божие на земле только еще растет, строится в душах человеческих, но что в мире рядом с добром одновременно растет и зло. Злой дух духовно усыпляет человечество и стремится построить в сердцах людей свое сатанинское царство. Однако наступит время, когда по повелению Сына Человеческого, Праведного Судьи, зло будет изъято из мира и уничтожено. Это и будет конец века. Такими и многими другими притчами Христос поучал народ в Капернауме на берегу озера.

   

   

      Укрощение бури. Мф. 8: 23–27; Мк. 4: 35–41; Лк. 8: 22–25

    

Окончив проповедь, Господь с апостолами сел в лодку и направился через все озеро в Гадаринскую землю.

Была ночь. Утомленный долгой проповедью, Христос уснул на корме. В это время на озере поднялась сильная буря. Вода заливала лодку, и бывшие рыбаки, выбившись из сил, пришли в отчаяние. Они бросили весла, разбудили Христа и начали Его умолять: «Наставник! Наставник! погибаем... Господи! спаси нас, погибаем!». В ответ они услышали спокойные слова Спасителя: «Что вы так боязливы, маловерные? Неужели вы думаете, что Мессия пришел для того, чтобы погибнуть вместе с вами в водах Галилейского озера?» [*]. Затем Господь стал на корму лодки и властным голосом, который был сильнее бури, запретил ветру и сказал морю: «Умолкни, перестань?»

По слову Христа волны и ветер тотчас утихли, и настала полная тишина.

Это было первое испытание веры апостолов — и они оказались маловерными. Подобно этому Господь испытывает и всех христиан», плывущих по бурному житейскому морю на Корабле» Церкви Христовой. Итак, после укрощения грозных стихий природы, которые, казалось, готовы были поглотить не только учеников Христовых, но и Самого Господа, лодка благополучно пристала к восточному скалистому и пустынному берегу страны Гадаринской.

   

   

      Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Мф. 8: 28–34; Мк. 5: 1–20 Лк. 8: 26–39

    

Едва Господь вышел из лодки на берег, как вдруг из гробовой пещеры выбежал бесноватый человек и с страшным криком бросился ко Христу. Этот несчастный жил в гробницах и наводил ужас на всю окрестность. Нередко его заковывали в цепи и надевали ему на ноги железные оковы, но он срывал то и другое и не знал себе покоя. Днем и ночью он блуждал по пустынной местности, между могил, издавая крики, разрывая на себе одежды, и бился в припадках о камни.

Подбежав ко Христу, бесноватый пал на землю и вскричал громким голосом: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня?»

 Это были вопли не человеческие, его устами вопил легион бесов. Христос повелел им выйти из несчастного, но бесы просили Господа не посылать их раньше времени в адскую бездну, а разрешить им вселиться в гадаринских свиней, которые во множестве паслись здесь по склону горы. Господь позволил им это сделать для испытания веры гадаринских жителей. Нечистые духи, выйдя из человека, тотчас вошли в свиней; и все стадо, числом около двух тысяч голов, стремительно бросилось с крутого берега в озеро и потонуло.

Жители Гадаринской страны пришли на берег озера посмотреть, что случилось с их свиньями. Здесь они увидели бесноватого, который сидел у ног Христа одетый и в здравом уме. Устрашенные случившимся и, вероятно, сожалея о своих свиньях, они попросили Господа удалиться из их страны. Господь оставил бывшего бесноватого в Гадаре для проповеди, а Сам покинул эту страну, где свиное мясо ценилось выше Божественного учения.

   

   

      Исцеление кровоточивой и воскрешение девицы. Мф. 9: 18–26; Мк. 5: 22–43; Лк. 8: 41–56

    

На лодке с учениками Христос возвратился из Гадаринской земли в Капернаум. Здесь Его уже с нетерпением ожидала большая толпа народа. Когда Христос вышел из лодки на берег, к Нему подошел Иаир, начальник Капернаумской синагоги. Убитый горем, он припал к ногам Христа и умолял Его прийти к нему в дом, чтобы исцелить единственную его дочь, которая была при смерти. Христос не отказал Иаиру и пошел в его дом. Множество народа сопровождало Иисуса по дороге к дому начальника синагоги.

В это время в городе была «одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет». Желая излечиться от своей болезни, несчастная истратила на лечение все свое состояние, но в конечном итоге «пришла еще в худшее состояние». Доведенная до отчаяния безнадежной болезнью и полным разорением, больная вдруг услышала, что в Капернаум пришел великий чудотворец — Иисус Назарянин. В ее душе родилась Богом данная, непоколебимая вера в то, что именно Он, единственно Он, этот Учитель, может исцелить ее от мучительного недуга. И поэтому она, как только увидела приближающегося к ней окруженного толпою Иисуса, пробралась сквозь толпу к Нему сзади и с непоколебимой верой в Божественную силу Христа прикоснулась к Его одежде. В то же мгновение совершилось чудо: у женщины иссяк источник крови», и она ощутила в теле, что исцелена от болезни».

Все это происходило тайно от народа, но Господь хотел, чтобы глубокая вера женщины послужила примером для всех людей. Поэтому Христос остановился и, обращаясь к народу, вдруг задал им всех удививший вопрос. Христос спросил теснивших Его людей: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» — «Наставник! — ответил Ему ап. Петр, — народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» Но Господь, вопросительно смотрел на людей, продолжая искать глазами в толпе ту, которая прикоснулась к Его одежде. И тогда исцеленная поняла, что она не сможет утаиться от всевидящего ока Божественного Врача. Женщина подошла к Иисусу, пала к Его ногам и всенародно рассказала всю правду. За свое самовольство она с трепетом ожидала осуждения от Христа. Но Господь успокоил и ободрил ее. Он сказал ей: «Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей».

  Но в тот момент, когда Господь благословлял исцеленную женщину, к Иаиру подошли посланные из дома и сообщили ему печальную весть о смерти дочери. Они сказали ему: «Дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?». Иаир был глубоко поражен этим известием, так что не мог вымолвить и слова. Но Господь, видя отчаяние убитого горем отца, сказал ему: «Не бойся! только веруй, как эта кровоточивая женщина, и спасена будет дочь твоя» [*].

Начальник синагоги с надеждой пошел за Иисусом в свой дом. За ними следовала толпа, желавшая видеть, что сделает Христос с умершею, которую исцелить уже нельзя. Но Господь не допускает праздному, безбожному любопытству присутствовать при великом таинстве воскрешения умершего человека. Он оставил народ вне дома, а Сам с Петром, Иоанном, Иаковом и родителями девицы вошел в комнату, где лежала умершая.

Смерть, поразившая человека со времени его грехопадения, безраздельно царствовала над всем человечеством, и теперь, как непрошеная гостья, властвовала в доме Иаира. Но смерти не вечно господствовать над человеком. В мир пришел Тот, Кто сильнее смерти! Подойдя к умершей, Господь взял ее за руку и властно произнес: «Девица, тебе говорю, встанъ?»

 Смерть не могла противиться Божественному всесильному слову. Душа соединилась с безжизненным телом, и «девица тотчас встала и начала ходить». Так Господь совершил второе чудо воскрешения мертвых.

   

   

      Отправление апостолов на проповедь. Мф. 10: 1–42; Мк. 6: 7–13; Лк. 9: 1–6

    

Шло время. Уже заканчивался второй год общественного служения Господа нашего Иисуса Христа. Но чем больше Христос проповедовал и совершал чудеса, тем больше собиралось вокруг Него народа, больного душой и телом, жаждущего живоносного слова Божия. Послушать Его проповедь и исцелиться от недугов своих приходили к Христу и из тех мест Палестины, где Он еще не смог побывать. Видя, что люди духовно блуждают, как овцы без пастыря, Господь сжалился над ними и решил послать с проповедью Своих апостолов во все концы Палестины.

Однажды Он созвал двенадцать учеников и стал подготавливать их для первой самостоятельной миссии среди народа. Отправляя апостолов на проповедь, Господь наставлял их, чтобы они шли «наипаче к погибшим овцам дома Израилева» и призывали их к покаянию, ибо Царство Мессии уже пришло на землю, но без покаяния в него нельзя войти даже и евреям.

Чтобы возвещать людям истину о Царстве Божием, апостолы должны идти на проповедь по двое, не обременять себя съестными запасами, лишней одеждой и деньгами», ибо трудящийся достоин пропитания».

 Проповедь о наступлении Царства Божия апостолы должны подтверждать различными чудесами. Для этого Господь дает им Божественную силу исцелять больных, очищать прокаженных, воскрешать мертвых, изгонять бесов. Все это они должны делать без всякого возмездия. «Даром получили, —

 сказал им Господь, — даром давайте?»

 

«В какой бы город или селение вы ни вошли, — наставлял апостолов Господь, — узнавайте, кто в нем достоин принять вас. Входя же в дом, приветствуйте живущих в нем, говоря: «Мир дому сему?»

 Если же не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или города того, отрясите прах (пыль), приставший к вашим ногам. Этим вы покажете, что между вами и ими нет ничего общего. А за такое пренебрежение к Моим посланникам городу тому будет хуже в день Страшного суда, нежели земле Содомской и Гоморрской» [*].

Но темные, злые силы ада возненавидят апостолов за их проповедь. Они воздвигнут на них жестокие гонения. Их будут ненавидеть, как возненавидели Христа, будут бросать их в темницы, предавать смерти. Вот почему Господь сказал Своим ученикам: «Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби».

 

Ни страх, ни отчаяние перед телесной смертью не должны останавливать апостолов, они должны помнить, что с Богом смерти нет. И не бойтесь, —

 напутствовал их Господь, — убивающих тело, души не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне».

 

«Итак, смело идите в мир, — говорил Господь Своим ученикам, — несите ему свет Моего учения, осоляйте его солью Евангельской истины. Все, что слышали от Меня тайно, говорите открыто, всенародно. А Я пред Отцом Моим Небесным объявлю вас Моими верными последователями, достойными вечного блаженства за то, что вы открыто пред людьми свидетельствовали обо Мне; и так поступлю с каждым, исповедующим Меня. А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным и в последний день скажу ему: Я не знаю тебя» [*].

Исповедуя Христа, надо и любить Его больше всех, больше даже отца и матери, и во всяком случае волю Его, выраженную в Его заповедях, ставить выше воли кого бы то ни было из людей. Господь как бы так говорит Своим ученикам: «Почитай и люби своих родителей, заботься о них в старости, повинуйся им; но если они станут принуждать к нарушению Моих заповедей, не слушайся их. Если ты так любишь отца своего, что в угоду ему готов нарушить заповеди Мои и тем доказать ему, что любишь его более, нежели Меня, то ты недостоин Меня. И если ты, ставши Моим учеником, не в силах будешь вынести все испытания и страдания, какие Богу угодно будет послать тебе, если ты не понесешь вслед за Мной креста своего, то Ты недостоин Меня».

Полюбив Господа всем существом своим, ученик Христов никогда не должен изменять Ему. Кто же блага земной жизни предпочитает духовным благам Небесного Царства, кто жертвует будущими благами ради благ земных, кто боится расстаться с жизнью, кто отречением от Христа сберегает себе жизнь, которой иначе бы угрожала смертельная опасность, кто душу свою сберег таким образом для этой жизни, тот недостоин Христа, ибо сберегший душу свою для сей жизни потеряет ее для жизни вечной.

Так говорил Христос, вселяя веру и бодрость в маленькую группу избранных Им людей, которые начинали великий подвиг христианского миссионерства среди народов всего мира. Сначала были посланы самые близкие, избранные по числу двенадцати колен Израилевых, потом семьдесят других, которые составляли как бы второй круг апостолов.

   

   

      Смерть Иоанна Крестителя. Мф. 14: 6–12; Мк. 6: 17–29

    

Пока ученики отсутствовали, Иисус Христос продолжал один проповедовать по Галилее. Вскоре до Него дошла печальная весть о смерти величайшего из ветхозаветных пророков, Предтечи и Крестителя Иоанна.

Все это время Иоанн Креститель томился в темнице. За всенародное обличение в незаконном сожительстве царской четы, по проискам коварной и жестокой Иродиады, Ирод Антипа приказал заключить проповедника покаяния в тюрьму в крепости Махеронт. Правда, по повелению тетрарха св. Иоанна держали не очень стесненно; он мог общаться с учениками, и сам Антипа нередко вызывал его к себе, слушал его речи и даже спрашивал его советов. Но и в темнице провозвестник Божественной Правды не ослабил, а, наоборот, усилил свое обличение этого позорного и беззаконного брака, говоря о нем в самых резких выражениях.

Можно себе представить, с какой злобой выслушивала Иродиада слова осуждения святого пророка в своем дворце. Но погубить его сразу коварная женщина не смогла. Ирод Антипа не решался казнить Иоанна Крестителя, так как боялся волнений народа. Однако долго Иродиада не могла терпеть. При первом же удобном случае царица решила покончить со своим врагом. Долгожданный для нее момент наступил во время дня рождения Ирода, празднование которого проходило во дворце в Махеронте. По этому случаю во дворец собралось много гостей и было устроено большое пиршество. Когда праздник, сопровождавшийся обильными возлияниями, достиг своего апогея, на середину выбежала Саломия — дочь Иродиады и исполнила непристойный танец к неописуемому восторгу гостей. «Проси у меня, чего хочешь», — говорил девице опьяненный тетрарх. Он клялся в присутствии своих военачальников и старейшин, что ни в чем не откажет ей. Саломия с радостью побежала к матери за советом и та подсказала ей, чего просить у Ирода. «Головы Иоанна Крестителя», — потребовала жестокая Иродиада. Саломия была не менее жестокосердной, чем ее мать. Она тотчас, вероятно, взяла блюдо, вышла к присутствующим и сказала царю: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Антипа и все присутствующие были поражены ее просьбой. Странно было видеть молодую девушку, только что беззаботно танцевавшую перед собранием, в роли злобной и кровавой мстительницы.

Ирод не захотел нарушить свое слово перед гостями. Немедленно в темницу был послан палач, который вскоре вернулся, неся на блюде голову Великого пророка и Предтечи Господня. Саломия отнесла свой страшный трофей кровожадной матери...

Так мученически погиб «величайший из рожденных женами».

 Тело его отдали ученикам; они похоронили его и отправились в Галилею рассказать Иисусу о махеронтской трагедии. Эта казнь вызвала большое недовольство в народе. Самому Ироду мысль об убитом пророке–пустыннике не давала покоя. Спустя некоторое время, когда Арета разбил войско Антипы и захватил Махеронт, все увидели в этом наказание за убийство Иоанна Крестителя.

   

   

      Чудесное насыщение народа пятью хлебами. Мф. 14: 13–21; Мк. 6: 31–44; Лк. 9: 11–17 Ин. 6: 1–14

    

Весть о смерти Предтечи не могла не опечалить Спасителя. Он знал, что силы ада не могут терпеть провозвестников истины на земле. Теперь вслед за Своим Предтечей и Он должен идти на Голгофу. А в это время, исполнив свою миссию, с проповеди возвращались радостные ученики. Апостолы рассказывали своему Учителю, как они силой Божией изгоняли бесов и исцеляли больных.

Господь предложил уставшим апостолам немного отдохнуть, и с этой целью они направились в лодке в пустынное место близ города Вифсаиды. Но толпы народа и здесь нашли Божественного учителя. Видя множество людей, жаждущих слова Божия, Христос сжалился над ними, и взойдя на возвышенное место, начал учить их. Когда же наступил вечер, апостолы сказали Господу: «Место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи». Но Господь не отпустил людей. Насытив их духовной пищей, Он не лишил их и телесной.

После проповеди Христос повелел всем расположиться на удобном месте для трапезы, а Сам взял пять хлебов и две рыбы, которые оказались у одного мальчика, и, благословив их, начал преломлять, а ученики раздавали пищу народу. И совершилось чудо: пятью хлебами и двумя рыбами Христос насытил пять тысяч человек, не считая женщин и детей.

От такого чуда люди пришли в восторг. Отовсюду слышались возгласы: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир, это никто иной, как долгожданный Мессия?» [*] Был даже составлен заговор, чтобы взять Христа и провозгласить Его земным царем. Здесь, в толпе народа, невидимо действовал тот, кто еще в Иудейской пустыне предлагал Христу превратить камни в хлебы, насытить народы материальными благами и сделать царем мира. Но как тогда, так и теперь Христос отвергает искушение диавола. Он Царь не от мира сего и пришел в мир не для кровавых революций, но для нравственного переворота, для преображения человека, для спасения его от греха.

Чтобы апостолы не попали под влияние заговорщиков, Господь повелел им срочно сесть в лодку и плыть в Капернаум, а Сам, отпустив народ, удалился на гору для молитвы.

   

   

      Хождение Иисуса Христа по воде. Мф. 14: 22–34; Мк. 6: 45–53; Ин. 6: 16–21

    

По повелению Господа апостолы сели в лодку и направились в Капернаум. Наступила ночь. Дул сильный ветер. Апостолы изо всех сил гребли веслами, но лодка не продвигалась вперед. И вдруг они сквозь мрак ночи увидели приближающийся к ним силуэт Христа, идущего по воде. Многие подумали, что это призрак. Ужас охватил апостолов. От страха они начали кричать. Но Господь заговорил с ними, и они успокоились. Убедившись, что это не призрак, ап. Петр сказал: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде».

 Господь разрешил ему, и Петр с твердой верой смело переступил борт лодки и пошел по воде ко Христу. Но сильный ветер и большие волны устрашили Петра, он потерял веру и стал тонуть. Опытный рыбак и хороший пловец, он теперь не мог даже держаться на воде и стал взывать о помощи: «Господи, спаси меня».

 Христос тотчас подал ему руку и сказал: «Маловерный, зачем ты усомнился?»

 И когда они вошли в лодку, ветер утих. Все апостолы были поражены случившимся. Они подошли ко Христу, поклонились Ему и сказали: «Истинно Ты Сын Божий».

 

Случай с Петром был очень назидательным не только для апостолов, но и для всех последователей Христа. Как только человек теряет веру во Христа, он гибнет в «бушующем житейском океане».

   

   

      Беседа о хлебе жизни. Ин. 6: 22–71

    

На другой день Христос пришел в Капернаумскую синагогу. Здесь Его нашли люди, которых Он на противоположном берегу озера чудесно насытил пятью хлебами и двумя рыбами. Там, возле Вифсаиды, многотысячная толпа народа хотела провозгласить Иисуса своим земным царем и, возможно, поднять восстание против римской власти, но Христос уклонился от такого политического акта и тайно покинул берега Вифсаиды. Тогда люди начали искать Христа. Они приплыли в Капернаум на попутных лодках и, найдя Христа в синагоге, с удивлением спросили Его: «Равви! когда Ты сюда пришел?»

Прекрасно понимая настроение искавшей Его толпы, Иисус сказал им: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Много чудес совершил Я среди вас, но почему же вас поразило только последнее? Не потому ли, что вы думаете только о земном, о благах этой кратковременной жизни? Вы ищете Меня теперь только для того, чтобы опять насытиться. Старайтесь же не об этой тленной пище, питающей лишь тело, но о той, которая питает душу и вводит в жизнь вечную. И эту пищу даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец Бог» [*].

Народ, обличаемый Христом, спросил Его: «Что нам делать, чтобы творить Божий дела?»

 Тогда Иисус ответил им: «Вот дело Божие: чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал».

 Такой ответ вызвал в народе сомнение. Они сказали Христу: «Отцы наши верили, и мы верим, что Моисей был послан от Бога, потому что он низвел манну с неба, которую отцы наши ели в пустыне сорок лет; а Ты какое дашь нам знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе?»

Вывод был очевидным: как Моисей давал им манну с неба, так и грядущий Мессия, согласно учению раввинов, должен наделить их богатством и славой, и вообще всеми благами земными, каких только ложное народное воображение ожидало от Мессии. Но Господь попытался исправить такой искаженный взгляд на Мессию. Он ответил евреям, что манну дал им не Моисей, а Бог, и она была лишь прообразом того Хлеба Небесного, Который теперь даст им Отец Сына Человеческого.

Нетерпеливые слушатели не поняли, о каком хлебе говорит Иисус. Их ум и сердце все еще искали материальных благ, и они стали просить у Христа этого Небесного Хлеба с таким же рвением, с каким Самарянка просила у Него Живой Воды. «Господи! подавай нам всегда такой хлеб», — просили они у Христа. На эту просьбу народа Спаситель ответил: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда... Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».

 

Слыша эти слова, многие стали переспрашивать друг друга: «Как Он может дать нам есть плоть Свою?» На это Христос ответил: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».

 Тогда многие из учеников (не апостолов) стали перешептываться, говоря: «Какие странные слова! кто может это слушать?»

С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Они решили, что Иисус Назарянин вовсе не тот Мессия, какого ждут евреи, что Он, по духу Своего учения, не может стать тем царем—избавителем, который должен свернуть ненавистное евреям иго римлян и покорить им весь мир.

Видя, как многие Его последователи уходили от Него навсегда, Христос спросил апостолов: «Не хотите ли и вы отойти?»

 Этим вопросом Он предоставил им полную свободу следовать за Ним или уйти от Него.

От лица всех апостолов ответил Симон–Петр: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго».

 Здесь, в исповедании ап. Петра, раскрывалась истина, что вера рождает знание и что «дело Божие» для людей на земле заключается в том», чтобы они веровали в Того, Кого Он послал».

Глаголы вечной правды человечество впервые услышало из уст Христа. И если в те времена люди не поняли или не приняли Его учение о Хлебе Жизни, то впоследствии, на Прощальной Вечере, тайна этого учения открылась для всех последователей Христа, до наших дней и на все времена. Это тайна Святой Евхаристии, которая есть «Дух и Жизнь».

   

  

  

    Глава IV. Третий Год Общественного Служения

   

   

Среди слушателей Иисуса Христа в последнее время все чаще стали появляться книжники и фарисеи. Многие из них, слыша о проповеди и чудесах Спасителя в галилейских городах, специально приходили сюда из Иерусалима, чтобы следить за Ним и подготавливать почву для формального обвинения Его перед верховным судилищем в нарушении закона Моисеева и искажении отеческой религии. Последняя беседа Спасителя о Хлебе Небесном, по–видимому, привела их в ярость, и они дали знать в Иерусалим, чтобы во время пасхальных торжеств схватить Христа и предать Его смерти. Синедрион тайно одобрил желание врагов Иисуса, а официально постановил, что кто признает Галилеянина Мессией, тот будет отлучен от синагоги. Но Христос не пошел в Иерусалим на третью Пасху. Он во время Праздника продолжал проповедовать в Галилее.

Узнав об этом, Синедрион после Праздника срочно послал в Галилею своих соглядатаев–книжников и фарисеев с поручением зорко следить за Галилейским Проповедником.

   

   

      Беседа с фарисеями о предании старцев. Мф. 15: 1–20; Мк. 7: 1–23

    

После третьей Пасхи Христос с учениками находился в окрестностях Капернаума. Сюда–то и пришли из Иерусалима с тайным поручением от Синедриона фарисеи и некоторые из книжников. Они внимательно слушали слова Спасителя и следили за Его делами. Однажды они увидели, как ученики Христовы едят хлеб нечистыми, т. е. неумытыми руками. С точки зрения книжников и фарисеев это было открытым и вопиющим нарушением предания старцев, которые придавали большое значение обряду омовения рук перед едой, ибо в рукомытии, по их мнению, заключалась тайна десяти заповедей. Поэтому блюстители закона с упреком обратились ко Христу. Они сказали Ему: «Зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?»

 

Строго соблюдая предание старцев, книжники приравнивали его к закону Моисееву. Они утверждали, что на горе Синай Бог дал Моисею Закон как в письменной форме, так и в устной. Устно передаваемый из поколения в поколение закон и есть предание старцев. Поэтому в своем законничестве книжники доходили до того, что ради предания старцев иногда отменяли Синайский закон. «Библия, —утверждали они, —подобна воде, предание подобно вину, а толкования на них подобны ароматному вину». «Сын мой! — говорит Талмуд. — Внимай более словам книжников, чем словам закона».

Можно себе представить, какое невыносимое бремя создавали мелочные законники иудейства своими постановлениями, которыми они не сохраняли, а убивали дух Моисеева закона. Такое законничество стояло в самом резком и явном противоречии с Духовным Царством, которое провозглашал Христос, ибо это Царство заключалось в чистоте сердца, в беззаветной сыновней любви к Небесному Отцу. Все же внешние обряды имели в нем значение не сами по себе, а лишь как выражение этого любящего отношения. Фарисеи превратили закон в мелочную казуистику, дававшую предписания для всякого отдельного, действия, Христос поднимал закон на степень живого принципа, действующего в совести. Вот почему Господь на вопрос фарисеев ответил им вопросом: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего!

 Закон, данный вам на Синае, повелевает: почитай отца и мать, и угрожает смертью тому, кто злословит их. А вы учите отказывать родителям в помощи под предлогом пожертвования Богу того, что они просят; и кто поступает так, соблюдая ваше предание, того вы освобождаете от исполнения важнейшей заповеди?» [*].

Все заботы фарисея были направлены к тому, чтобы казаться не тем, кем он был в действительности. Он хотел казаться благочестивым и праведным. Но так как быть действительно благочестивым нелегко, то фарисей измышлял всевозможные способы обходить суровые предписания закона, толковать их превратно в свою пользу и даже заменять их обычаями, установленными такими же, как и он, лицемерами.

Вот почему Христос, обличая книжников и фарисеев словами пророка Исайи, говорит: «Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».

 

Обличив лицемеров, Христос затем обратился к окружающему Его народу и сказал: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст... Исходящее из уст — из сердца исходит:

 злые помыслы, прелюбодеяние, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло изнутри исходит и оскверняет человека, а есть неумытыми руками — не оскверняет человека».

   

   

      Исцеление дочери хананеянки. Мф. 15: 21–28; Мк. 7: 24–30

    

Тот день, когда Господь провозгласил тайну о Хлебе, был великим и переломным днем в Его жизни. Оставленный многими учениками и преследуемый Синедрионом, Он резко изменил характер Своей общественной деятельности. До этого Он стремился в народ, ходил окруженный толпами, открыто поучал и исцелял страждущих. Теперь же Он по возможности скрывается от народа, замыкается в среде Своих избранных учеников и готовит их к Своей смерти и воскресению.

Вот и сейчас, преследуемый фарисеями, Господь покидает Капернаум и с апостолами уходит в языческую страну Финикию, в пределы городов Тира и Сидона. Но и здесь Христос не мог все время оставаться наедине со Своими учениками. Слава о Его чудесах уже давно проникла в эту языческую страну и нашла здесь отклик во многих верующих сердцах.

Однажды, когда Господь и апостолы шли по дороге, они услышали сзади громкие вопли несчастной женщины — сирофиникиянки. Женщина узнала Христа и начала громко взывать к Нему о помощи: «Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется».

Иисус Христос, желая показать Своим ученикам сильную веру и глубокое смирение язычницы, на ее просьбу не отвечал ей ни слова.

Тогда ученики стали просить Иисуса «отпустить ее», потому что она с громкими воплями неотступно идет за ними. Христос же, продолжая испытывать веру ханаанеянки, сказал апостолам: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Разумеется, эти слова нельзя понимать буквально, так как Сам Господь много раз говорил, что все люди — дети Божий и Царство Его не имеет никаких земных границ. Оно вместит в себя все народы земли, независимо от их национальности, языка и цвета кожи.

Слова же Христовы здесь надо понимать в том смысле, что Он прежде всего послан спасти «заблудших овец дома Израилева», а затем и все народы земли.

Но скорбящая женщина продолжала умолять Спасителя. Она подошла к Нему, припала к Его ногам и стала взывать: «Господи! помоги мне».

В ответ на ее просьбу Господь сказал: «Дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Это было последнее испытание веры язычницы.

Сирофиникиянка знала, что евреи язычников за их веру и дела называют псами, но она знала и более возвышенную истину, что для Бога все люди любимы, даже те, кто по делам своим часто подобляются животным. Поэтому она смиренно ответила Христу: «Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Этими словами ханаанеянка показала не только великое свое смирение и сознание, что в язычестве человек не может быть так близок к Богу, как в истинной вере, но и выразила этим свою глубокую веру, что у милосердного Бога хватит милости для каждого человека.

Смирение сирофиникиянки имело те же свойства, как и смирение того язычника сотника, который считал себя недостойным принять Христа под кров своего жилища. И тот, и другой пример утверждают непреложный закон духа, что смирение, как антитеза гордости, рождает в душе человека веру в Истину, а вера эта творит чудеса.

Сам Господь удивился глубокой вере ханаанеянки и воскликнул: «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему... пойди; бес вышел из твоей

 Возвратившись домой, верующая и любящая мать нашла свою дочь здоровой, спокойно отдыхающей на постели.

   А Господь из пределов Тира и Сидон ушел в Заиорданье, где еще раз чудесно насытил четыре тысячи народа семью хлебами и несколькими рыбами.

   

   

      Исповедание апостолом Петром Божества Христова. Мф. 16: 13–26; Мк. 8: 27–38; Лк. 9: 18–27

    

Вскоре после чуда насыщения множества народа семью хлебами, Христос с учениками направился в окрестности Кесарии Филипповой. Шел последний год Его общественного служения. Голгофа неминуемо приближалась к Христу. Господь не боялся смерти. Вся Его жизнь была устремлена к Голгофе, на тот великий Жертвенник Божественной Любви, который уготовал Ему Отец Небесный. Но надо было после Себя оставить на земле преданных учеников, готовых продолжить строительство Царства Божия среди всех народов. А для этого необходимо было много времени проводить наедине с учениками, чтобы очистить их сознание от ложных представлений и заполнить его истинным учением о Мессии.

Апостолы, как и все евреи, ожидали, что Мессия возведет Свой народ на вершину почестей и могущества; а Христос проповедовал им смирение сердца и сокрушение о грехах. Они ожидали, что с явлением Мессии язычники преклонятся перед Израилем; а Он провозглашал, что язычники будут равными с народом Божиим. Они ожидали, что предания раввинов с их бесконечными обрядами и церемониями будут возведены в ранг закона для всех стран и веков, а Он провозглашал их полную отмену и на место древнего завета с одним только народом возвещал установление Нового Завета со всем человечеством. Они ожидали внезапного и насильственного политического переворота, преддверием которого должны были служить небывалые знамения и чудеса на небе и на земле, нарушения обычного порядка природы и истории; а Он учил, что Царство Мессии приблизится лишь незримым могуществом Слова и Духа Божия, постепенным незримым могуществом Слова и Духа Божия, постепенным преображением человеческих сердец.

Но апостолам трудно было отказаться от ложных представлений о Мессии, и только Дух Отца Небесного мог открыть им тайну Сына Человеческого.

Однажды, когда Христос с учениками шел по дороге к Кесарии Филипповой, Он спросил их: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?»

 Господь, конечно же, знал мнение народа, но этим вопросом Он хотел побудить Своих учеников к откровенному признанию. Апостолы ответили Иисусу, что в народе существуют различные мнения о Нем. Одни почитают Его «за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков».

Тогда Господь спросил их: «А вы за кого почитаете Меня?»

 От лица всех апостолов ответил Ему Симон Петр: «Ты

 — Христос, Сын Бога Живаго?»

 На это Господь сказал ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах...

».

Действительно, проникнуть в тайну Иисуса, руководствуясь только своим рассудком, в то время (как, впрочем, и теперь) едва ли было возможно. Когда сейчас мы мысленно обращаемся ко времени жизни Христа, нам кажется непонятным и странным, что находились люди, которые относились к Нему с презрительным недоверием. Многие, может быть, даже думают, что если бы они жили в те дни, то уже, наверно, не отвергли бы учения Спасителя, не стали бы вместе с Его родными считать Его безумцем, вместе с фарисеями — еретиком, вместе с саддукеями — обманщиком. Так кажется нам по той причине, что мы знаем Христа уже прославленного, смотрим на Его дело в свете многовековой истории Его Церкви. Но если бы мы объективно оценили обстановку жизни Иисуса и представили себе, как Он выглядел «во время оно» среди сынов человеческих, то поняли бы, что со стороны апостолов признать в Иисусе Христе Сына Божия было настоящим подвигом их веры.

Истинная вера во Христа как Сына Божия приходит не через рассуждения или доказательства плотского ума и не через чувства симпатии или антипатии, она дается ищущим сердцам, как дар Божий, исходящий от Отца Небесного.

Исповедание Петра было высказано так твердо, решительно, что Христос сказал ему: «Ты — Петр (камень) и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее...».

 

Господь обещал, что на такой, как у Петра, горячей вере Он, Христос, создаст Свою Церковь, которая будет непоколебима, как скала среди бушующего моря, так что никакие силы ада не смогут ее разрушить. Поэтому сила Церкви будет заключаться в непоколебимом, как камень, открытом исповедании людьми их веры во Христа — Сына Божия.?»... И дам тебе ключи Царства Небесного, —

 продолжал Христос, обращаясь к Петру, — и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

 

Этими словами Господь дал ап. Петру, а впоследствии и всем Своим апостолам великую власть «вязать и решить» (Ин. 20: 28; Мф. 18: 18), т. е. прощать или не прощать грехи людям.

Итак, Отец Небесный через ап. Петра открыл ученикам, а через них и всему человечеству тайну Иисуса Назарянина. Тайна Иисуса — это тайна Бога, принявшего человеческую природу для спасения всего человеческого рода.

С этого времени Иисус Христос начал открыто говорить Своим ученикам, что Ему для спасения людей надлежит много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников и быть убитым, и в третий день воскреснуть.

Это откровение Христа очень смутило учеников. Пылкий ап. Петр отвел Иисуса в сторону и стал уговаривать Его: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с

 Тобою?»

Из этих слов Петра видно, что он имел иудейское понятие о Мессии и не понимал еще учения о спасении людей через страдания Христа, в нем еще преобладали чувства земные над духовными. Просьба Петра была подобна искушению диавола, который также предлагал Господу вместо духовного — земное, вместо Царства Небесного — царство мира сего. Вот почему на просьбу Петра Христос ответил следующими словами: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».

 После этого ап. Петр прекратил свой спор, а сатана отступил.

Тогда Господь сказал Своим ученикам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

 

Крест — это жизнь человека со всеми его страданиями и трудами во имя Христа. Кто хочет жить для Царствия Божия, тот должен быть всегда готовым пострадать за свою веру и за свои христианские убеждения. Без готовности отдать жизнь за Христа нет христианства и вообще нет жизни. «Кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, — сказал Господь Своим ученикам, — тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее». Если человек приобретет весь мир, будет владыкой всех земных богатств и будет пользоваться всеобщей славой, а повредит душе своей, допустив какую–нибудь неправду, отречется от Христа и не пожелает пострадать за Него, — тому не будет никакой пользы от всех земных богатств и славы. Такой человек погубит себя для вечной жизни и не наследует Царства Божия.

   

   

      Преображение Господне. Мф. 17: 1–13; Мк. 9: 1–9; Лк. 9: 28–36

    

Исповедание веры ап. Петром от лица всех апостолов вселило радость в сердце Иисуса Христа. Правда, у Него было лишь несколько истинных последователей, но и этого было достаточно для того, чтобы основать Царство Божие на земле. Пусть это Царство в начале будет подобно одному зерну на великом мировом поле или капле закваски в огромной массе человечества, но зерно разрастется до конца земли и закваска медленно, но несомненно из века в век распространится на весь человеческий род.

Теперь Господь мог спокойно идти на Голгофу. Но перед этим нужно было еще укрепить веру апостолов в Его Мессианское достоинство, чтобы, когда они увидят их Учителя распинаемым на Кресте, то не соблазнились бы о Нем, не потеряли веры в Него как Сына Божия, но уразумели бы в этом Его вольное страдание.

С этой целью Господь ведет Своих учеников к горе Фавор. Наступила ночь. Оставив апостолов и народ у подножия горы, Христос с Петром, Иоанном и Иаковом поднялся на вершину горы для молитвы, Здесь, на вершине Фавора, было спокойно. Все житейское и земное для них осталось позади. Над ними сияло звездное небо. Отойдя немного в сторону, Спаситель погрузился в глубокую молитву. Ученики же, немного помолившись, вскоре уснули.

Вдруг их разбудил необыкновенный свет. Проснувшись, они увидели, что этот свет исходит от их Учителя. Во время молитвы Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми, как снег, и блистающими, как свет. Но Христос был не один: по правую и левую стороны от Него стояли в небесной славе два ветхозаветных праведника — Моисей и Илия, которые беседовали с Ним о Его грядущих страданиях.

От такого видения учеников охватила благодатная радость, и ап. Петр, обращаясь к Христу, воскликнул: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии...». Но еще слова апостола были на устах его, как вдруг учеников осенило светлое облако, и они услышали из облака голос Бога Отца, свидетельствовавшего им о Христе: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

 Пораженные видением, ученики в ужасе пали на землю, но Иисус, подойдя к ним, сказал: «Встаньте и не бойтесь». Когда апостолы поднялись с земли, они увидели только своего Учителя в Его обычных одеждах.

Здесь, на вершине Фаворской, Господь на мгновение приоткрыл трем апостолам не только Свое Богосыновнее достоинство, но и показал им, в чем заключается цель и смысл всего мирового бытия. Во Христе Бог нераздельно соединился с человеческой природой, а через нее и со всем космосом. Поэтому преображение Господне — это знак будущего преображения человека и всего мира. И оно непременно наступит, когда на земле окончательно будет уничтожено зло и «будет Бог все во всем»

 (I Кор 15: 28). Но пока что зло царствовало в мире. Поэтому Господь с учениками сходит с горы Фавор, чтобы спасти и преобразить лежащее во зле бесноватое человечество.

   

   

      Исцеление бесноватого отрока. Мф. 17: 14–21; Мк. 9: 14–29; Лк. 9: 37–43

    

Когда Господь с тремя учениками сошел с горы, Он увидел большую толпу народа, которая окружала апостолов и фарисеев, споривших о чем–то между собой. Спор был, по–видимому, острый и неприятный для учеников, но появление Господа прервало спор. Увидев Его, весь народ изумился и, подбегая, приветствовали Его. Возможно, что небесный свет, осиявший Спасителя на Фаворе, еще и теперь сиял в Его очах и отражался на всем Его теле. Христос спросил книжников, о чем они спорят с апостолами. Но книжники молчали. В это время из толпы раздался возглас: «Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня...».

Затем несчастный отец подошел к Христу, упал Ему в ноги и продолжал умолять Его: «Господи! помилуй сына моего; он с новолуния беснуется

 и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его».

Христос сжалился над несчастным и повелел привести к Нему бесноватого отрока. Когда отрок, терзаемый злым духом, был приведен ко Христу, отец бесноватого стал опять умолять Иисуса о помощи:?»... Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». Но Господь никогда не совершал исцеления без веры просящего, поэтому на просьбу отца больного отрока Он сказал: «Если сколько–нибудь можешь веровать, все возможно верующему».

 

«Верую, Господи! помоги моему неверию» —

 со слезами воскликнул несчастный отец. Он хотел верить, вера уже зарождалась в его страждущем сердце, но была еще слаба и нуждалась в укреплении. И Христос помог ему в этом. Господь изгнал беса из его сына, и отрок стал здоров.

На вопрос учеников, почему они не могли изгнать духа нечистого, Христос ответил: «По неверию вашему».

 А затем добавил: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».

 Таким образом, вера, молитва и пост — вот те средства, которые даны нам Небесным Врачом от подобной болезни.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!