Последние дни пребывания в Галилее. 6 страница



Первосвященники и старейшины затаили против Христа страшную злобу. Они готовы были схватить Его в любую минуту и тут же предать смерти, но боялись одного: как бы волнение народа не вызвало вооруженного вмешательства римлян. Поэтому первосвященники избрали хитрую тактику. Они решили скомпрометировать Христа перед народом и римской властью, а затем схватить ненавистного им Галилеянина и предать Его смерти.

И вот, когда Господь во вторник пришел в храм из Вифании, Его сразу же обступили книжники и фарисеи. Пылающие ненавистью первосвященники потребовали от Христа ответа: «Какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?»

 

Если бы руководители еврейского народа были духовными людьми и ждали духовного Мессию, то они никогда бы не задали Христу такого вопроса. Поэтому и Христос не дает на их вопрос прямого ответа. Да если бы Иисус и сказал прямо, что Он Мессия, то первосвященники все равно бы не поверили Ему и убили бы Его. Ведь они ждали не такого Мессию, они верили в пришествие земного царя.

На вопрос членов Синедриона Христос ответил вопросом: «Спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было пли от человеков? Отвечайте Мне»

 [*].

 

Но фарисеи, боясь народного гнева и не желая компрометировать себя перед людьми, сказали Христу: «Мы не знаем». Не получив положительного ответа на Свой вопрос, Господь сказал лицемерам: «И Я не скажу вам, какою властью это делаю».

 

   

   

      Притча о двух сыновьях. Мф. 21: 28–32

    

Продолжая обличать книжников и фарисеев, Господь спросил их: «А не ответите ли вы Мне на другой вопрос? — у одного человека было два сына, и он послал их в свой виноградник работать. Один из них отказался идти, но потом ему стало стыдно, он раскаялся и пошел. Другой же ответил отцу: «Иду», — но не пошел. Как вы думаете, который из двух сыновей исполнил волю отца?»

Не понимая, какую цель преследовал Иисус, говоря эту притчу, фарисеи ответили Ему: «Конечно, первый исполнил волю отца, может ли быть в этом сомнение?» Тогда Христос сказал им: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас войдут в Царство Божие. Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности и звал вас через покаяние на работу в Виноградник Божий, но вы не поверили ему и не пошли на призыв Божьего посланника, а мытари и блудницы поверили ему и пошли за ним» [*].

Члены Синедриона молча стояли перед Иисусом, среди народа. Они пришли в храм как обвинители Христа, но заняли места подсудимых.

Притча о злых виноградарях.

Мф. 21: 33–46; Мк. 12: 1–12; Лк. 20: 9–19

А Христос продолжал всенародно обличать духовных вождей.

«Выслушайте другую притчу, — сказал им Иисус. — Один хозяин дома насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню — и все это он отдал виноградарям в аренду. Но виноградари оказались злыми и неверными людьми. Они хотели присвоить себе весь виноградник. Поэтому, когда хозяин послал к ним своих слуг за плодами, они одних оскорбили, других избили, а некоторых убили. Но хозяин терпеливо ждал от виноградарей плодов. И вот он решил послать к этим злым людям своего единственного сына. «Может быть, сына моего устыдятся

 они?» — думал хозяин. Но все было напрасно. Когда злые виноградари увидели сына владельца виноградника, они сказали друг другу: «Это наследник; пойдем убьем его, и наследство будет наше».

 И схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Итак, — в заключение притчи спросил Господь Своих слушателей, — когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?»

 Окружающий Его народ в один голос ответил: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям»

 [*].

Первосвященники, книжники и фарисеи злобно смотрели на всех, как уличенные преступники. Они поняли, что под виноградником притчи разумеется избранный Богом еврейский народ и что забота о его духовном росте отдана Богом в руки первосвященникам и старейшинам народным; они поняли, что под слугами, которых посылал хозяин виноградника, надо разуметь пророков, которых предавали смерти сами же руководители еврейского народа. И теперь они ждут удобного случая, чтобы убить посланного в мир Единородного Сына Божия Иисуса Христа. Но, подняв руки на Сына Божия, на своего Мессию, первосвященники и старейшины, которым вручено было строительство Царства Божия, тем самым отвергли тот камень, без которого нельзя было начинать строительство, так как этот Камень—Христос является основанием Царства Божия на земле. Члены Синедриона на своем беззаконном суде уже «отвергли Этот Камень»

 поэтому Христос в заключение притчи прямо сказал лжестроителям: «Потому... отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит».

 

   

   

      Вопрос о подати кесарю. Мф. 22: 15–22; Мк. 12: 13–17; Лк. 20: 20–26

    

Пылающие злобой первосвященники отошли от Христа в сторону и стали совещаться, как поступить им, чтобы заставить замолчать Назарянина. Они понимали, что Иисуса нельзя взять и предать смерти без помощи римской власти. Поэтому первосвященники решили обвинить Его в политической неблагонадежности для Рима. С этой целью они послали ко Христу фарисеев с иродианами. Надо сказать, что между фарисеями и иродианами существовали враждебные отношения, но в данном случае они пошли на соглашение, чтобы каким–либо образом погубить Христа.

Лукавые люди подошли к Иисусу под видом преданных Ему учеников и начали льстиво говорить Ему: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому–либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Не превращаемся ли мы через эту унизительную дань из народа Божия в рабов языческого царя? Научи же нас: давать ли нам эту подать безбожному кесарю, или не давать?» [*].

Нельзя было поставить Иисусу более коварного вопроса, чем вопрос о дани кесарю. Если бы Христов ответил на этот вопрос положительно, то вызвал бы против Себя негодование в народе, так как евреи признавали своим Царем только Бога и платили дань римскому кесарю по принуждению.

В случае, если бы Господь сказал, что платить подать языческому кесарю не следует, то иродиане сразу же обвинили бы Его перед римским правительством как возмутителя народа против римской власти, как противника кесаря.

«Что искушаете Меня, лицемеры! —

 ответил Своим врагам Сердцеведец Господь. — Покажите Мне монету, которою платится подать».

 На просьбу Христа искусители показали Ему динарий, на котором был изображен Римский император.

«Чье это изображение и надпись? —

 спросил их Господь. Не понимая, к чему клонится этот вопрос, искусители ответили: «Кесаревы». «Итак, —

 сказал им Господь, — отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

 

Отдавая кесарю то, что принадлежит ему (деньги, армия, служебные обязанности и т. п.), вы нисколько не нарушите своих обязанностей к Богу; в то же время вы должны отдавать Богу то, чего Он от вас требует. А требует Бог от нас любви к Нему и ближним, быть всегда добрыми, бороться со злом и уподобляться Своему Отцу Небесному, Который есть Абсолютная Любовь и Абсолютное Добро. А эти требования нисколько не противоречат повиновению государственной власти, если она не посягает на Божественный авторитет. Иродиане и фарисеи не ожидали от Христа такого мудрого ответа и со стыдом удалились.

   

   

      Вопрос саддукеев о воскресении мертвых. Мф. 22: 23–33; Мк. 12: 18–27; Лк. 20: 27–40

    

После этого, по заранее составленному уговору, подошли к Спасителю насмешливые и во всем сомневающиеся саддукеи. Мысль о загробном мире казалась им безумием, и они насмехались над набожными фарисеями. Отличаясь высокомерием и безбожием, саддукеи хотели смутить Иисуса, как простого фарисея, предложив Ему одну из тех задач, которые часто составляли предмет их школьных споров с фарисеями.

«Учитель, — сказали они Христу, — Моисей сказал: «если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему». Было у нас семь братьев: первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему: подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена. Итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее».

Господь кротко отнесся к безбожию саддукеев и их язвительной насмешке над Священным Писанием. Он не оставил их без ответа, но Его ответ был откровением Божественного Духа, знающего и созерцающего тайны вечности.

«Вы заблуждаетесь, — ответил им Христос. — Вы не знаете ни Писания, ни силы Божией. Чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят. И умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам, и суть сыны Божий, будучи сынами воскресения... А о воскресении мертвых разве вы не читали, как Господь сказал при купине: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?» Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы»

 [*].

Верующий народ радовался мудрому ответу Христа неверующим саддукеям. Даже некоторые из книжников сказали: «Учитель! Ты хорошо сказал».

 Саддукеи уже больше ни о чем не стали спрашивать Христа и отошли в сторону.

   

   

      Вопрос о наибольшей заповеди. Мф. 22: 34–40; Мк. 12: 28–34

    

Фарисеи обрадовались, что их противники саддукеи потерпели от Христа поражение и решили еще раз вступить с Ним в прения.

Один законник, искушая Христа, спросил Его: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» Это был, по мнению книжников и фарисеев, самый спорный и трудный для разрешения вопрос. Но Христа этот вопрос не поставил в трудное положение. Он сразу же ответил книжнику словами Священного Писания: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

 

Искушавший Господа книжник вынужден был согласиться, что это, действительно, самые основные заповеди в Законе.

   

   

      Обличительная речь против книжников и фарисеев. Мф. 22: 41–46; 23: 13–39

    

Фарисеи, стоявшие до сих пор в некотором отдалении, собрались вместе и подошли ближе к Иисусу Христу, но уже не задавали Ему коварных вопросов.

Тогда Иисус Сам спросил фарисеев: «Что вы думаете о Христе? Чей Он Сын?»

 Нисколько не задумываясь, фарисеи в один голос ответили Ему: «Давидов». «Но почему же Давид, —

 опять спросил их Иисус, — по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит о Христе: сказал Господь

 (т. е. Бог) Господу моему

 (т. е. Мессии —Христу): седи одесную Меня доколе толужу врагов Твоих в подножие ног Твоих

 (Пс. 109: 1)... Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему»?

 Ведь если Христос был Господом Давида и уже существовал в то время, когда Давид писал эти строки, то как Он может быть потомком Давида?» [*].

Фарисеи, ослепленные буквой Писания и потерявшие ключ к разумению его смысла, не понимали, что Мессия будет иметь Богочеловеческую Личность, в Которой Божественная и человеческая природы соединятся слитно, неизменно, неразлучно, нераздельно. Он, будучи Предвечным Сыном Божиим, станет в то же время Сыном Человеческим — Потомком царя Давида по плоти.

Фарисеи не могли этого понять и потому не отвечали Господу. Но, не приняв этой истины, они отвергнут и своего Мессию и убьют Его за то, что Он назвал Себя Сыном Божиим.

Тогда Иисус Христос, обращаясь к народу, произнес обличительную речь против книжников и фарисеев. «На Моисеевом седалище, — сказал Христос, — сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают; связывают времена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их...».

 

Затем, обращаясь к фарисеям и книжникам, Господь сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то приимете большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас... Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам... что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты: так и вы по наружности кажетесь людьми праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии

 крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших (совершайте задуманное вами убийство Сына Человеческого). Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну. Но? да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле от Авеля праведного до Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником» (Мф. 23).

Не с гневом обличал Господь руководителей еврейского народа, а с величайшей скорбью. Это было последнее увещание, последняя попытка спасти их от гибели. И когда Господь увидел в глазах этих лицемеров не раскаяние, а затаенную злобу против Него, с глубокой скорбью в сердце воскликнул: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья! и вы не захотели]

 (И вот Я ухожу) Се оставляется вам дом ваш пуст».

 Сказав эти печальные слова, Христос направился к выходу из храма.

   

   

      Лепта вдовы. Мк. 12: 41–44; Лк. 21: 1–4

    

При выходе из храма, около сокровищницы (кружки), в которую опускали пожертвования на храм, Господь сел отдохнуть. На Его глазах многие богачи опускали в церковную кружку большие суммы денег. Но вот к сокровищнице подошла одна бедная вдова и положила в нее всего две лепты, что составляет мелкую римскую монету кодрант. Такой дар мог казаться людям не стоящим никакого внимания.

Но Сердцеведец Господь указал Своим ученикам именно на это скромное приношение бедной женщины. Господь оценил эту жертву по внутреннему ее достоинству. Подозвав к Себе учеников, Спаситель сказал им: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое».

 Бог измеряет приношение не суммами пожертвованного, а силой любви, с которой жертва приносится. С чистым сердцем и горячей любовью к Богу подошла эта вдова к сокровищнице и, не задумываясь, отдала все, что имела.

   

   

      Встреча с еллинами. Ин. 12: 20–50

    

Среди народа, окружавшего Христа в храме, находились и греки. Это были, вероятно, прозелиты, так как, по свидетельству евангелиста Иоанна Богослова, они пришли в Иерусалим к празднику Пасхи «на поклонение».

Пробравшись в толпе к ученикам Христовым, они обратились к апостолу Филиппу с просьбой: «Господин! нам хочется видеть Иисуса». Филипп сначала посоветовался с апостолом Андреем, так как придавал этой встрече большое значение, а затем они вместе сообщили Иисусу о желании греков видеть Его.

До сих пор вся деятельность Христа была направлена к спасению народа израильского. Посылая в первый раз апостолов на проповедь, Он сказал им:

«К язычникам не ходите, а идите к погибшим овцам дома Израилева». Но из этого еще нельзя заключать, что Христос ограничивал Свою миссию только обращением евреев. Господь в то же время говорил: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора; и тех надлежит Мне привести! и они услышат голос Мой. и будет одно стадо и один Пастырь?» На вопрос же о том, когда именно «овцы не сего двора» (т. е. не евреи) будут привлечены Иисусом и услышат Его голос, Он Сам ответил: «Когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе».

 Следовательно, евреев Христос лично призывал в Царство Божие, а язычников — через апостолов, после Своей крестной смерти.

Желание еллинов встретиться с Христом, должно было теперь напомнить Иисусу, что посланничество Его к евреям окончено. Настало время отвергнуть когда–то избранный Богом народ и на его место призвать язычников. Но этому призванию должна предшествовать Его искупительная смерть на кресте, а затем воскресение и вознесение на небо.

Под влиянием таких мыслей Спаситель громко произнес: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому! Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

 

Этими словами Господь выразил глубокую тайну искупительной Голгофской Жертвы. Спаситель за три дня до Голгофы провозглашает перед евреями и еллинами эту тайну как всемирный и необходимый закон в домостроительстве Божием. Но чтобы следовать за Христом — Божественным Агнцем, надо самому сделаться жертвой любви. Поэтому Господь сказал народу: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, так и слуга Мой будет... Любящий душу свою погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную».

 

Кто любит свою земную жизнь настолько, что не решается жертвовать ей для блага других, тот в сущности теряет все: он теряет и Бога, и вечность. А кто ставит вечную жизнь с Богом выше мимолетного земного существования, тот не задумывается пожертвовать всем земным ради блага ближних, ради торжества Истины.

Мысль о надвигающейся Голгофе, о предстоящих крестных страданиях и неизбежной смерти глубокой скорбью отозвалась в сердце Христа, и Он с молитвой обратился к Отцу Небесному: «Душа Моя... возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего. Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое».

 

И вот, как бы гром прогремел в храме. Это голос Бога Отца прозвучал с неба в ответ на молитву Своего Единородного Сына: «И прославил, и ещё прославлю».

 

Это было уже третье свидетельство Бога о Мессианском достоинстве Иисуса. Но ни великие чудеса, ни голос с неба, ни божественное слово Христа не могли пробудить веры в очерствелых сердцах врагов Истины.

После встречи с еллинами Господь навсегда оставил ветхозаветный храм.

   

   

      Пророчество о разрушении Иерусалима. Мф. 24: 1–28; Мк. 13: 1–23; Лк. 21: 5–24

    

Покинув храм, Господь вышел из Иерусалима и с апостолами молча начал подниматься на Елеонскую гору. Иерусалимский храм во всей своей красоте и величии стоял перед их глазами. Один из апостолов, прервав долгое молчание и указывая на великолепие храма, сказал Христу: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания?» В ответ на свое восхищение он услышал печальные слова Иисуса: «Видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне».


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!