Глава 8. Овладение сновидением
Сон в западной культуре
Мы привыкли считать, что сны — это иллюзорная реальность, не имеющая никакого отношения к настоящей реальности. Мы вообще привыкли думать, что все, что не соответствует нашим привычным представлениям о реальности, попросту не существует. Например, такие явления, как способность летать, превращаться в каких-то странных существ или разговаривать с животными.
Наибольшего прогресса в отношении к снам западная наука достигла с возникновением в конце XIX века психоаналитической теории Зигмунда Фрейда. Важнейшей составной частью этой теории был раздел интерпретации снов.
Если не вдаваться в подробности — вроде Эдипова комплекса, фаллизма и прочего, — суть этой теории в том, что в снах в символической форме проявляются подавленные нашим сознанием желания, страхи и тревоги. Они проявляются не в прямой форме, а в образах, на первый взгляд ничего общего с породившими их причинами не имеющими: например, страх перед грозной фигурой отца превращается в образ огромного дерева, грозящего обрушиться на сновидца, а женщина, о которой мечтаешь, является во сне в образе непокорной кобылицы, никак не дающей оседлать себя.
Впрочем, большинство наших современников до сих пор не имеет сколько-нибудь ясного представления о теории Фрейда. Тем не менее, в общем эта теория вполне приложима к большинству людей — в снах действительно отражаются наши страхи и желания.
|
|
Сны в других культурах
Однако теория Фрейда — не единственно возможная интерпретация феномена сна. Если проанализировать отношение ко сну и функцию сна в Других культурах как прошлого, так и современности, то обнаружим, что психоанализ (и его варианты) вовсе не является монополистом в этой области, что он приложим не ко всем культурам и не ко всем эпохам. Возьмем, например, проблему подавления сексуальности, особенно волновавшую Фрейда. Если в западных обществах сексуальность подавляется (и тем самым влечет появление одержимости) идеей секса), то в других культурах мы сталкиваемся с более открытым и здоровым отношением к сексуальности. Достаточно обратиться, например, к описаниям жизни бушменских племен в Калахари[14] или полинезийцев на Самоа.[15]
Легко можно показать, что не все люди видят одинаковые сны, и не все сны поддаются фрейдистской интерпретации. Живя среди индейцев-уйчолей, я убедился в том, что они чрезвычайно интересуются снами. Часто можно видеть, как отец спрашивает маленького сына, едва научившегося говорить: «Ну, что тебе сегодня снилось, сынок? Попытайся припомнить, что тебе снилось?» Благодаря такому воспитанию, уйчоли довольно рано привыкают к тому, что сны представляют большой интерес, и поэтому они не только лучше помнят свои сны, но эти сны занимают в их жизни совершенно иное место, отличное от того, что отведено им теорией Фрейда. Они видят в снах особого рода послания, знамения и предупреждения. Для них видеть сны — такая же полезная вещь. как сажать растения, строить дома, рожать детей и складывать песни. Сны играют важную роль в их повседневной жизни и сильно влияют на процесс принятия решения. Мир снов представляется для них естественным продолжением мира реальности, о чем люди Запада и помыслить не смеют. Все это касается только снов обычных людей — сны шаманов (маракаме) близки к состояниями, описанным Кастанедой.
|
|
И наконец, самое невероятное заключается в том, что все эти виды снов — сны уйчолей, фрейдистские сны и даже сны в состоянии второго внимания (или сновидения), обладают, по сути, универсальными возможностями.
Так что дело не в том, что мы, живя в своей культуре, привыкли интерпретировать сны во фрейдистском ключе — это вовсе не единственная возможность понимания снов. Для нас всегда открыты и другие возможности, позволяющие нам вступить в доселе закрытые области бытия. Эти пути ведут в сферу второго внимания, силы и осознания своего второго «я». И эти пути вполне доступны, мы можем научиться создавать, или программировать, сновидения.
|
|
Сновидение: не-деяние во сне
Согласно Кастанеде, одно из двух основных направлений в практике воинов-нагуалей — это действие в мире снов (второе направление сталкинг). Дон Хуан всегда выделял практику сна как один из важнейших путей к Силе и придавал ей колоссальное значение в своей системе знания. Согласно его определению, сновидение — это сон без отключения сознания, и начинается он только тогда, когда вы понимаете, что вы спите.
Я постараюсь подробно описать то, как понимал практику сновидения Кастанеда, и при этом буду приводить в качестве примера собственные ощущения, полученные при освоения техники Кастанеды.
Техника программирования сновидения кажется несложной (III-114) нужно представить себе во сне, что вы смотрите на свои руки. Что может быть проще? Перед тем как заснуть, нужно приказать себе посмотреть во сне на руки. Однако практика говорит о том, что это не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. С этим согласится каждый, кто пытался это сделать и кому это удалось. В первый раз возникает столь странное и сильное ощущение, что в этот момент все, что окружало нас во сне, попросту исчезает, замещенное какой-то иной, более призрачной, чем сон, реальностью. Мы словно открываем иной, неведомый мир и, разумеется, переживаем сильное возбуждение.
|
|
Итак, когда нам удается посмотреть на наши руки во сне, мы испытываем чрезвычайное удивление. Когда наши тела сновидения оказываются в состоянии увидеть свои руки, они переходят под контроль иного мира, о существовании которого они никогда не подозревали. Верно и обратное — для сновидящего обычный мир становится иным миром, и сновидящий, представляющий собой один из аспектов нашего второго «я», ничего не знает и не помнит о спящем или его привычном мире. Сновидящий ничего не знает о тонале, поскольку сам является частью нагуаля. Обыденная реальность не воспринимается сновидящим, она столь же нереальна для него, как мир сновидящего нереален для обычных людей.
Второе «я» второго «я»
Примечательно, что спящий и сновидящий друг о друге ничего не знают и не помнят: они живут как бы в параллельных мирах, связанные и одновременно разделенные. Для сновидящего наш мир — инореальность, а мы сами — его другое «я». Мы же или вынуждены считать (в силу нашей привычки к рациональному мышлению), что мир сновидящего есть просто ирреальное, фантастическое продолжение нашего мира, иллюзорный мир небытия, или попросту забываем о нем. Чтобы сохранить о том мире какие-то впечатления, нужно войти в мир сна сновидящего, то есть суметь посмотреть на свои руки. Только тогда сновидящий понимает, что это сновидение и узнает о спящем и его мире. Это простое на первый взгляд действие позволяет получить колоссальный эффект — две формы, две стороны одного и того же сознания, одного и того же мира, обычно не имеющие никакого представления о существовании друг друга, соприкасаются, вступают в контакт, который в обычном состоянии немыслим. Вот почему дон Хуан называл искусство сновидения мостом между двумя мирами, между двумя сторонами «я», — ведь оно помогает соединить две стороны сознания, тональ и нагуаль, создать их бытийное, экзистенциальное единство и обрести целостность своего «я» (IV-270).
Основной целью как сталкинга, так и сновидения является припоминание своего второго «я» и интеграция обеих сторон личности. Поэтому дон Хуан говорил, что сновидение — лучший путь к обретению Силы, ибо это дверь, открывающаяся прямо в нагуаль, возвращающий нам неизвестную и загадочную часть нашего сознания.
Сновидение — это своего рода не-деяние сна, аналогичная формам не-деяния в мире бодрствования. Подобно тому, как сталкинг позволяет нам (в состоянии бодрствования) сдвинуть точку сборки с тем, чтобы припомнить наше второе «я», сновидение позволяет сновидящему сместить эту точку с тем, чтобы припомнить спящего. Обе формы недеяния направлены на то, чтобы две стороны нашего «я» припомнили и ощутили друг друга.
Одним из преимуществ не-деяния во сне является то, что во время сна точка сборки естественным путем сдвигается со своей привычной позиции. Поскольку во сне эта позиция практически «растворяется» — даже если речь идет о самом обычном сне, — то и передвинуть ее в сторону нового и неведомого становится гораздо легче.
Практически невозможно перечислить все способы, какими мы можем использовать сновидение. Лично я вижу в этом, в частности, то преимущество, что сновидение позволяет не пропасть даром тому времени, которое у большинства людей тратится впустую (или, самое большее, на отдых).
Соответствие двух миров
Проникновение в мир сновидения важно, в частности, и потому, что между этим миром и нашим привычным существует обоюдная связь — мир снов тесно совпадает с миром бодрствования. Речь не идет о полном совпадении, они не схожи, как две капли воды, — просто от того, как мы живем, зависит характер наших снов. Например, если мы живем «по Фрейду», то и сны мы видим «фрейдистские», и, соответственно, не-деяние в обычном мире влечет за собой не-деяние и в мире снов — то есть, сновидение.
Значение такого соответствия колоссально: стоит нам изменить свой образ жизни, как меняется и наш сон, мир нашего сна, и наоборот — стоит нам изменить мир нашего сна, и поменяется наш образ жизни. Таким образом, мир сна превращается в арену борьбы за совершенствование нашей личности и внутреннюю свободу. Изменив сны, мы можем изменить жизнь — наше второе «я» может помочь нам произвести такие перемены в первом «я», какие невозможно совершить при помощи обычных методов. Это становится возможным благодаря тому, что второе «я» обладает непосредственным доступом ко второму вниманию — и для этого достаточно всего лишь во время сновидения сфокусировать внимание на этой стороне личности!
Мощь «нагуальской стороны» сознания дает нам возможность найти нетривиальные способы разрешения насущных проблем, кажущихся нам неразрешимыми. С помощью сновидения мы можем даже повлиять на ход событий и найти решения застарелых, мучительных проблем. Кстати, источник способности к подлинному творчеству находится как раз на «левой стороне» сознания.
Кастанеда также поведал нам о том. что воины его отряда сумели расширить свои способности и изменить свою жизнь именно благодаря сновидению (VI-54). Например, плотник Паблито открыл новый способ создания вещей, травник Нестор изобрел новые способы лечения, а гадатель Бениньо обрел новые возможности предсказания судеб и решения проблем своих клиентов. Таким образом, сновидение является неисчерпаемым источником творчества и изобретательства.
Упражнения в не-деянии во сне не только могут наделить нас способностью отыскивать утерянные вещи или пропавших людей, исцелять болезни и принимать оптимальные решения в жизни, они раскрывают перед нами неведомый, чудесный мир сновидящих. Сновидение, в конечном итоге, позволяет нам сконцентрировать внимание на объектах как этого чудесного мира, так и нашего мира бодрствования.
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!