Волшебство в этом мире и за его пределами



 

Пожалуй, эта новая реальность в самом деле поначалу может показаться нам (точнее, обычному человеку) фантастической: вы сможете разговаривать с деревьями, болтать с китами, воспринимать Землю как живое существо, обращаясь при этом со своим телом сновидения как можно осторожнее. Кроме того, в этой иной реальности падают, рассыпаются и исчезают преграды, возведенные всей прежней жизнью, уступая место возможности сотворить новое «я» из доселе неизвестных и таинственных сторон прежней личности, скрывавшихся ранее в ее тайниках. И как только они открываются нам, к нашим Возможностям жить в мире повседневности добавляются такие, о которых мы и не мечтали.

Таким образом, мы можем оказаться в этой новой реальности, не совершая различных странных поступков, вроде полетов во сне. Кроме того, нам становятся доступными искреннее отношение к людям, дружба без зависти, любовь без зависимости, появление нового «я», превращение сна в явь, обретение новой точки зрения на мир и избавление от старых привычек, казавшихся нам неотъемлемой частью нашего существа. Теперь мы можем узнать то, что было скрыто от нас, но было вполне в нашей власти — теперь мы обрели такую возможность.

 

Техника

 

Один из основных способов остановки внутреннего диалога — это особый способ использования внимания (я имею в виду обычное внимание), которое, благодаря сэкономленной энергии, позволяет выявиться тому, что дон Хуан называет вторым вниманием.

Так как обычное внимание тесно связано с поддержанием внутреннего диалога, то только использование его особым образом может привести к прекращению этого диалога. Следует подчеркнуть, что тренировка внимания полезна для обретения «внутренней тишины», а упражнения для ее обретения способствуют тренировке внимания — эти упражнения часто бывает трудно отделить друг от друга. Строго говоря, упражнения для прекращения внутреннего диалога в действительности представляют собой методы овладения особыми приемами внимания и, таким образом, относятся к сфере упражнений для развития внимания. И только их особая роль в процессе прекращения внутреннего диалога заставляет нас выделить их в отдельную группу.

 

Особые практики внимания

 

Один из факторов, способствующих продолжению внутреннего диалога, это фиксированность на нем нашего внимания. А так как внутренний диалог является «голосом» нашего эго, то такая форма внимания есть проявление одержимости эго, фокусирующегося на самом себе.

Всякая практика внимания, отвлекающая его от этой «внутренней фабрики слов», способствует прекращению подобной активности, прерыванию внутреннего диалога, — особенно если заниматься этим достаточно долго. Попросту говоря, если этому диалогу не уделять внимания, то он прекращается, — вот почему практически все упражнения, направленные на прекращение внутреннего диалога включают в себя в качестве основного элемента перенаправление внимания.

С этого вы и можете начать свою практику — то есть разработать собственную систему упражнений. Но сначала мне хотелось бы рассказать о некоторых наших упражнениях, доказавших свою практическую полезность.

34. Прогулка внимания

Ходьба пешком — само но себе полезное занятие. способствующее укреплению здоровья, — это известно всем. Но мало кто из наших современников подозревает, что стоит добавить к этому кое-что еще, и простая прогулка превратится в прогулку внимания. Чтобы это случилось, требуется особая подготовка — лишь тогда мы добьемся желаемого.

Кто же на Земле знает о ходьбе пешком больше, чем те, кто культивировал эту практику в течение столетий, то есть индейцы. От них-то мы и можем научиться очень многому, что пока скрыто от нас.

Прогулка внимания — отличное средство для прекращения внутреннего диалога: если совершать ее достаточно часто, то непременно можно достичь состояния внутренней тишины. Сначала я перечислю основные элементы этой практики, а затем расскажу подробнее о ее конкретных формах.

Попытайтесь сконцентрировать внимание не на своих мыслях, а на самом процессе ходьбы и на сосредоточении внимания.

Двигайтесь в полном молчании. Если в связи с какими-то обстоятельствами вам придется заговорить, остановитесь, скажите то, что хотели, а затем продолжите движение.

Не пытайтесь остановить поток мыслей, предоставьте им спокойно течь, прислушиваясь к их течению, словно к звуку текущей воды.

Не важно, с какой скоростью вы идете, — главное, поддерживать ровный темп.

Старайтесь упорядочить ритм дыхания.

Концентрируйте свое внимание на дыхании.

Старайтесь концентрировать внимание на окружающем вас пейзаже и тех чувствах, которые он у вас вызывает (но не на мыслях!).

Прислушивайтесь к ощущениям вашего тела, особенно в области живота.

Прислушивайтесь к окружающим вас звукам.

Не держите ничего в руках. Если вам нужны какие-то вещи, несите их в заплечном рюкзаке.

Продолжайте движение до тех пор, пока не достигнете состояния особого внимания, — как только вы его достигнете, вы можете пребывать в нем сколь угодно долго.

Комментарий к технике

Ниже я приведу некоторые рекомендации для практики этого упражнения. Из них обязательными являются только те, что выделены курсивом, остальные можно использовать по желанию. Применение всех этих рекомендаций требует значительного усилия воли и длительной практики, в ходе которой обычно применяются только некоторые элементы. И только в случае достижения успеха можно будет сказать, что вы знаете, как на самом деле нужно ходить.

Приведенные выше рекомендации следует считать «основными» элементами для любого варианта данной практики.

Одним из удивительных результатов прогулки внимания является то, что она приводит к возникновению измененных состояний сознания. Эти состояния более известны как «состояния повышенного восприятия» и делятся на несколько степеней. Чем дольше длится прогулка и чем она интенсивней в психологическом отношении, тем выше достигнутый уровень. Кроме того, чем чаще вы практикуете такую прогулку, тем быстрее вы достигнете результата. В итоге вы можете достичь такого уровня восприятия и чувствительности, что станет возможным обрести безмолвное знание.

35. Ходьба по-индейски

Ходьба цепочкой по-индейски практически ничем нс отличается от вышеупомянутого упражнения, разве что в этом упражнении принимают участие несколько человек. Название его проистекает — как легко догадаться — от тех, кто действительно знает толк и в ходьбе, и в концентрации внимания, от аборигенов Америки. Лично я учился «ходить» именно у них, вот почему это упражнение так и осталось одним из самых любимых мною: не только потому, что в ходе его вы можете поделиться своими волшебными ощущениями с другими, но и потому, что в нем соединяются и усиливаются энергия и внимание участников. А это многократно увеличивает его эффект, так как речь идет не о простом сложении усилий, а о новом органическом феномене.

Ходьбу по-индейски практикуют обычно на малонаселенной и неизвестной участникам местности, так как неизвестность обостряет чувствительность.

Существуют радикальные отличия в понимании процесса ходьбы у аборигенов и представителей современной западной цивилизации.

Современные американцы выделяют во всякой ходьбе два главных элемента — начало и конец. Для них неважно, что происходит во время процесса передвижения, неважно, идти пешком или ехать в автомобиле, — главное, это достижение цели, и чем скорее, тем лучше. Ходьба (да и любое другое движение) для них только средство достижения цели — вот почему они так нервничают в дороге, стремясь поскорее прибыть туда, куда направляются. (Впрочем, может возникнуть и обратная ситуация, когда становится жалко того, что осталось позади.) Таким образом, для многих современных людей представляет серьезную проблему фиксация своего положения в пространстве, то есть определение своего «здесь и сейчас».

Вот почему многих так утомляет ходьба «по-западному», смысл которой лишь передвижение из одной точки в другую; вот почему нам так хочется, чтобы она закончилась как можно скорее. Понятно, что от такого движения устаешь, ибо слишком много энергии тратится не на движение, а впустую, из-за нервного напряжения — слишком много внимания тратится на наши мысли, а не на окружающую реальность, не на движение тела. Кстати, ходьба «без внимания» не просто утомительна, она может оказаться опасной. Поэтому многие так боятся передвигаться пешком в незнакомой местности, или ночью, или даже просто ходить пешком.

Кроме того, когда мы идем пешком, мы обычно думаем о том, что осталось позади (в прошлом) или что ждет нас впереди (в будущем), и при этом никак не желаем оказаться в настоящем, в окружающей нас реальности.

Индейцы, аборигены Америки, давным-давно поняли, что такое ходить, и как это следует делать. Они знают, что ходить нужно так, чтобы получать удовольствие от самого процесса ходьбы, наслаждаясь самим движением.

Когда индеец куда-нибудь идет, он знает, что какой бы долгой ни была прогулка, она состоит из отдельных шагов. Индеец каждый миг чувствует себя локализованным в данном моменте и в данной точке пространства — здесь и сейчас; индейцев практически не волнует то, что ждет их в будущем (если только они не разрабатывают какой-то конкретный план). Вот почему идущий индеец никогда не смотрит вперед, например, на вершину горы, на которую взбирается, а смотрит себе под ноги.

Если им приходит в голову, что местность красива, они останавливаются и наслаждаются пейзажем, а потом продолжают путь. Когда они идут, они только идут, здесь и сейчас, не раньше и не позже.

Этим-то и отличается индейская ходьба цепочкой. Перечислим ее основные элементы:

1. Нужно выбрать «следопыта», человека, знающего, куда идти, или, по крайней мере, готового взять на себя ответственность руководить группой, продвигающейся по незнакомой местности.

2. Самое важное — двигаться цепочкой по одному, след-в-след за вожаком.

3. Участники должны держаться друг от друга на определенной дистанции. Расстояния вытянутой руки вполне достаточно — при этом важно, чтобы расстояние оставалось неизменным на всем протяжении упражнения, независимо от рельефа местности.

4. Не оглядывайтесь по сторонам, смотрите прямо себе под ноги. Нет нужды оглядываться, когда вас ведет следопыт. И вообще, зрение здесь не самое важное — важнее восприятие происходящего всем своим существом, всем телом.

5. Нужно найти ритм движения — может быть, принять за основу ритм дыхания или походки. Чтобы от ритма была польза, ему должны подчиняться все участники.

6. Не думайте о конечной точке похода — не бросайте взгляд вперед, чтобы увидеть, «сколько еще осталось».

7. Для этого упражнения необходимо как минимум два участника.

Комментарий к технике

Важнейшее требование для выполнения этого упражнения — поддержание чувства единства, позволяющего всем участникам ощутить сплетение внимания и энергии каждого. Для этого необходимо помнить две вещи: первое, нужно постоянно держать дистанцию между собой и тем, кто идет впереди, и второе, нельзя сбиваться с общего ритма. Стоит кому-нибудь потерять дистанцию, сбиться с ритма или попросту отвлечься — «цепочка» рвется, и остальная группа не сможет воспользоваться плодами этого упражнения.

36. Ходьба след-в-след (III-157)

Это разновидность индейской цепочки, в которой каждый участник, за исключением вожака, ступает след-в-след впереди идущему.

При этом все участники идут «в ногу», передвигая ноги синхронно одновременно левую, затем одновременно правую. Ступня помещается в след ступни той же ноги впереди идущего (даже если реально отпечатка следа не видно — вы как бы «визуализируете» этот отпечаток и ступаете в него).

Комментарий к технике

Главное здесь — ступать точно в след впереди идущего и не сбиваться «с ноги», даже при неожиданном изменении скорости или рельефа местности. Это не так трудно, как может показаться на первый взгляд, стоит только по-настоящему сконцентрироваться на этой задаче.

Упражнение должно продолжаться не менее часа (дольше — сколько угодно). Если выполнять его правильно, в соответствии со всеми изложенными выше требованиями, то вскоре возникнет своеобразный «пузырь восприятия», который «поглотит» группу. В ходе упражнения постепенно теряется чувство собственного эго, и человек все больше начинает ощущать себя частью единой группы, коллектива. Самое удивительное, что в таком состоянии люди способны идти, не чувствуя признаков усталости. 'Наоборот, они как бы получают заряд энергии, чувствуют себя обновленными, заново рожденными.

37. Скрадывание

Это довольно простое упражнение способно вызывать очень сильные состояния «обостренного восприятия». Его иногда называют «прогулкой тени».

Упражнение заключается в том, что вы двигаетесь медленно, зато неслышно, стараясь не производить никаких звуков. Не должно быть слышно ни вашего дыхания, ни звука шагов — вы сами не должны слышать своих шагов и дыхания. Вы должны стать беззвучными, словно тень. При этом все движение «направляется ушами» — следует постоянно прислушиваться к собственным движениям, чтобы избежать малейшего звука. Слух должен превратиться на это время в ваше самое главное чувство. В ходе упражнения не следует наступать на предметы, которые могут произвести шум, — нужно перешагивать через ветки, обходить небольшие предметы, не наступая на них, в общем, постоянно следить за тем, чтобы не шуметь.

38. Ходьба по дон-хуановски (III-35)

1. Прижмите пальцы рук к ладоням, разведите средний и безымянный пальцы или сделайте любой другой похожий жест, главное, чтобы это было вам удобно.

2. Постарайтесь охватить взглядом 180 поля зрения, старайтесь воспринимать все окружающие предметы одновременно. Нельзя концентрироваться на чем-либо одном. Вы должны смотреть прямо перед собой, взгляд устремлен в точку чуть выше горизонта.

У этого упражнения много разновидностей, но все они направлены на прекращение внутреннего диалога. В принципе, все они хороши, и достаточно усвоить то главное, что изложено выше.

Еще раз хочу подчеркнуть, что все типы прогулки внимания, в особенности «походка Силы», направлены на прекращение внутреннего диалога, но в то же время они являются упражнениями на тренировку внимания.

39. Походка Силы (III-171)

Этот вид прогулки внимания следует практиковать только в состоянии «внутренней тишины». Он ведет к проявлению нагуаля в упражняющемся: в начинающем — до некоторой степени, в адепте — в полной мере. Главное здесь натренированность и наличие определенного запаса энергии. Это упражнение, если к нему добавляется восприятие (осознание) «второго я», может привести к поразительным результатам. Поэтому такое «простое» упражнение на поверку оказывается не таким уж простым.

«Походку Силы» можно в общем определить как движение с большой скоростью, с необычайной энергией, без предварительного изучения местности, опираясь не на привычные пять чувств (во всяком случае, в обычном смысле слова), а на нечто иное, способное направлять вас даже в полной темноте. В каком-то смысле, это напоминает бег, в особенности бег трусцой. Рельеф местности может быть любым, но предпочтение отдается пересеченной местности, с обилием скал и камней, крутыми склонами, или же движение происходит ночью; в общем, это должно быть место, труднопроходимое даже днем.

Это не простое упражнение, и отнюдь не спортивное. Не всякий способен его выполнять, тут мало хорошо знать его принципы. Есть что-то магическое в том, как быстро способно двигаться тело в отсутствие действующего интеллектуального центра. Разумеется, человек, практикующий «походку Силы», должен обладать незаурядными способностями и запасом энергии, но все-таки я включил это упражнение в настоящую книгу, потому что она обращена к самым разным читателям.

«Походка Силы» дается только после освоения других, более легких видов «прогулки внимания», но существует еще ряд упражнений, позволяющих нам понять, насколько мы приблизились к нужному уровню. Они могут подсказать нам, когда мы станем готовы к выполнению этого упражнения.

В «походке Силы» реализуются скрытые возможности организма; в принципе, каждый человек способен выполнить это упражнение, точнее, наши тела способны к этому. Однако большинство людей живут, прислушиваясь в основном к голосу своего эго (внутреннему диалогу), и «забывают» о том, на что способны их тела, — поэтому они считают для себя невозможным такой бег. Но бывают случаи, например, при смертельной опасности или в чрезвычайных ситуациях, когда обычные люди обретают на время способность не задумываясь о грозящей опасности мчаться ночью по пересеченной местности, балансировать на краю пропасти, и тем самым нередко спасают свою жизнь. Причем раньше они и подумать ни о чем таком не могли, не говоря уже о тренировках. Когда такое случается и тело берет бразды правления в свои «руки», люди часто говорят о «чуде» или «Божественном вмешательстве».

Таким образом, приступая к систематическим тренировкам, не забывайте о «походке Силы». Когда тело пробудится и окажется готовым к «походке Силы», можно отбросить все остальные подготовительные упражнения. С этого момента тело берет власть в свои руки, оставляя позади рассудок и эго с их желаниями и объяснениями. — их просто отстраняют от участия. Вот как все это может выглядеть:

1. Начните с ходьбы по ровной местности при дневном освещении. Поднимайте колени как можно выше, пока вы не почувствуете, что способны проделывать это без особого труда. Вам нужно найти состояние, промежуточное между напряжением и расслабленностью. Мышцы постепенно согреваются, доходя до точки «напряженности», после которой они уже не могут так просто расслабиться. Если вы натолкнетесь на своем пути на препятствие, то мышцы не дадут телу пораниться или получить иное повреждение (например, вывих или перелом). Вы окажетесь в специфическом состоянии, которое можно назвать «расслабленным напряжением», — все ваши чувства обострены, вы рветесь в бой, и в то же время чувствуете необычайное спокойствие и хладнокровие. Этот этап упражнения должен продолжаться не менее часа.

2. После освоения первого этапа можно усложнить задачу и перейти на более пересеченную местность — в каменистую долину или русло высохшей реки. Увеличивайте постепенно скорость — тут очень важно почувствовать себя естественно, перестать опасаться травмы. Вы убедитесь в том, что ноги обладают такой гибкостью, что сами приспосабливаются к неровностям местности и препятствиям в виде скал, стволов упавших деревьев и так далее. Постепенно пробуйте ощутить местность «всем телом», а не только глазами — старайтесь понемногу отводить взгляд от земли под ногами. Попробуйте сначала смотреть себе под ноги, только чуть вперед, и не фокусируя взгляд на почве. Обычно когда мы идем, то решение о том, куда поставить ногу в следующий момент, принимается совместно зрением/мозгом/сознанием. При походке Силы, решение принимается на основании связи тело/мир, или, если быть точнее, энергия внутри/энергия снаружи.

После того как вы окажетесь способны к движению с большой скоростью, лишь скользя взглядом по поверхности земли перед собой, поддерживая ровный ритм движения и дыхания, не утомляясь, не падая и не получая травм, вы можете перейти к следующей стадии.

3. На этой стадии следует перейти к упражнениям на склоне — сначала пологом, потом более крутом. В идеале вы должны стремиться к достаточно крутому горному склону. (Кстати, после этого вы сможете еще с большей скоростью двигаться по ровной местности.) Только не забывайте — к этому нельзя перейти за один день, нужны длительные постоянные упражнения. Длительность подготовительного периода зависит от способностей каждого конкретного человека. Зато если вы достигнете стадии, на которой окажетесь способны к «походке Силы», то для вас не будет ничего невозможного, перед вами откроются обширные горизонты. Помните, важно не переусердствовать в упражнении на горном склоне: если вы потеряете ритм или равновесие, скорость ничего не даст — вы снова окажетесь в оковах обыденного восприятия и даже можете получить травму.

4. Освоив вышеуказанные упражнения, вы можете приступить к усложнению, увеличивая скорость при сохранении ритма. Только в этом случае нужно ориентироваться на как можно более крутые склоны.

Если вы достигли совершенства в первых четырех упражнениях, можете приступить к упражнениям в темноте.

5. Начните упражняться на закате или при свете полной луны. Полная луна особенно предпочтительна, потому что ее свет облегчает как передвижение, так и достижение состояния левостороннего осознания. Когда вы достигнете совершенства и в этих условиях, при ступайте к упражнениям в полной темноте, на неизвестной вам местности. Правда, при этом вы обнаружите, что вам — вернее, вашему эго — не очень-то по душе такое упражнение. Зато тело способно двигаться со сверхъестественной эффективностью, благодаря тому, что оно находится в более непосредственной связи с внешним миром, чем сознание.

Комментарий к технике

Замечу с самого начала, что, поскольку внутренний диалог несовместим с «походкой Силы», то по мере тренировки этот диалог начинает постепенно стихать. «Походка Силы» забирает у организма такое количество энергии, что на внутренний диалог сил просто не остается. Благодаря этому совершенствуется техника ходьбы. Напротив, если сознание одолевает, то «походка Силы» превращается в обычный бег трусцой.

На своих семинарах я учу прислушиваться именно к посланиям тела, а не разума, к чувствам, а не идеям. Эти послания — часть нашего законного наследия, просто мы слишком часто забываем о них и практически не прислушиваемся к ним. Я не принуждаю никого из участников совершать что-либо, выходящее за пределы его возможностей. Представьте себе, что группа участников должна совершить спуск по крутому склону, а один или двое не в состоянии передвигаться наравне со всеми. Я никогда не заставляю их принимать участие в тренировке — тем более что их состояние легко определяется по перебоям в дыхании, потере чувства равновесия. Таким участникам лучше временно снизить скорость чтобы восстановить ритм и равновесие.

Итак, упражнение «походка силы» приводит к прекращению внутреннего диалога, открывает нам новые стороны реальности и нашего собственного «я». Достижение состояния «внутренней тишины» посредством физической активности, обретение тончайшего контакта с миром позволяет пробудить новые состояния сознания, осознать свое другое «я». К этим новым возможностям относится и нагуализм.

 

«Походка Силы» и нагуализм

 

Иногда, когда идешь «походкой Силы» по незнакомой пересеченной местности, начинаешь чувствовать себя животным: это видно по изменению ритма дыхания, по странному чувству уверенности в себе, по невольно вырывающимся у нас звукам.

Впервые я понял это, когда участвовал в упражнении с группой, двигавшейся индейской цепочкой по склону крутого холма к югу от Мехико ночью, при полной луне. Мы уже два дня занимались упражнениями «за пределами слов» — теми. что мы называем «племенем». Мы двигались в полной тишине, поглощенные тьмой, неслышные, словно тени в родном для них мире. Одетые в странные костюмы два дня не говорившие друг с другом и погруженные в свою работу, мы начали испытывать необычное состояние, когда ни наше прежнее «я», ни наше прошлое уже ничего не значили. Мы стали племенем, и нам нужно было добраться на другую сторону горы, где жило другое племя.

Внезапно я почувствовал непреодолимое желание ускорить шаг. Окружающая растительность слилась в единый фон, мрак вокруг еще более сгустился. Казалось, что-то толкает меня в спину, словно мне нужно было кого-то догнать. Постепенно я перешел на легкую трусцу, и мной овладел новый ритм. Я чувствовал в себе силы бежать и бежать, не останавливаясь, бежать долго. Но я знал, что не могу сделать этого, потому что я был не один, пусть мои товарищи казались всего лишь тенями. Я пытался убедить их принять мой ритм, я «подталкивал» их, до тех пор, пока вдруг то, что толкало меня вперед, не исчезло; у меня началось нечто вроде головокружения. Я ускорил шаг, потом побежал, причем с такой скоростью, с какой не бегал и по ровной местности при свете дня. Дыхание было глубоким и свободным, из губ вырывались какие-то странные хрипы и стоны. Я превратился в животное, мчащееся ночью по горам, в настоящее животное. Тени вокруг внезапно обрели новый смысл: почему-то мне казалось, что мое поведение естественно, это был мой мир. Я родился для того, чтобы жить в нем, просто не знал этого раньше. Меня окружали загадки, но я сразу же находил разгадки к ним. Я чувствовал в себе какие то поразительные силы. Я наслаждался этим новым для меня миром, я превратился в дикое животное, животное без мыслей, без прошлого. Причем я знал, каким именно животным я стал, и чувствовал, что стремился к этому всю мою жизнь.

Не помню, сколько прошло времени, прежде чем я обрел себя и вернулся в мир своих товарищей. Впрочем, меня не интересовало, что они подумали обо мне, о моем поведении. Это зависело от того, насколько у них была развита чувствительность, насколько они умели «видеть». Обычный человек, наверное, испугался бы, но я не сомневался, что со мной случилось именно то, о чем писал дон Хуан: вне наших чувств не существует никакой реальности, реальность и есть то, что мы чувствуем. Итак, в эту ночь, мчась в темноте по склону горы, как дикое животное, я постиг смысл нагуализма.

 

Новые чувства

 

Внутренний диалог тесно связан с привычным для нас использованием пяти чувств, но если мы попробуем использовать эти чувства как-то иначе, то сможем достичь состояния тишины.

В современном потребительском обществе зрение можно назвать «царицей чувств». В потребительском обществе наших дней основное воздействие направлено на органы зрения, все рассчитано на зрительный удар, поэтому остальные чувства обычных людей отступают на второй план. Когда мы находимся во власти зрения, мы перестаем прислушиваться к тому, что говорят нам остальные чувства, а зрение становится послушным слугой внутреннего диалога.

Обычная связь чувств и внутреннего диалога может быть выражена следующим образом: глаза — мысль — мир — глаза и так далее. То, что мы видим, и то, как мы это видим, определяется нашим внутренним диалогом, причем таким образом, что мы воспринимаем не совсем то, что находится вне нас, — сначала мы проецируем на эту реальность свои внутренние представления, а потом их же и воспринимаем, даже не подозревая об этом. Мы с детства привыкли к тому, что зрение является самым важным чувством, вот почему, когда нам удается научиться видеть несколько иначе, чем обычно, или изменить иерархию чувств, то мы может добиться прекращения внутреннего диалога. Примером может служить индейская цепочка ночью, когда слух и осязание заменяют зрение и становятся основой восприятия. Любое необычное использование чувств может послужить способом достижения состояния «внутренней тишины».

40. Слушание

Оставайтесь в полном молчании с закрытыми глазами в течение, по меньшей мере, пятнадцати минут, прислушиваясь к окружающим звукам (II-225).

41. Природный поток

То же самое, что и в предыдущем упражнении, только проводиться оно должно в месте, где слышен постоянный и постоянно меняющийся звук, например, на берегу ручья, у потрескивающего костра, во время дождя или непрерывного ветра.

42. Вслушивание в тишину

Вслушивайтесь в окружающие звуки, пытаясь' найти между ними моменты тишины, пока вы не начнете воспринимать не только последовательность звуков (их ритм), но и ритм тишины. Постарайтесь связать эти моменты между собой, как вы обычно поступайте со звуками (II-225-232).

43. Временная слепота

Закройте глаза повязкой и пребывайте в таком состоянии слепоты от нескольких часов до нескольких дней, стараясь при это заниматься обычными делами. Правда, в это время за вами должен наблюдать кто-то другой, чтобы вы не получили травму.

44. Расфокусированное зрение

Расфокусируйте взгляд, стараясь не фиксировать его на каком-либо одном предмете. Проделывайте это упражнение на протяжении как минимум пятнадцати минут (V-295-296).

45. Наблюдение за тенями

Созерцайте объекты, отбрасывающие большую тень (деревья, скалы, холмы и так далее), стараясь визуализировать эти объекты не как комбинацию красок и света, а как комбинацию теней (III-194).

Комментарий к технике

Во всех этих упражнениях очень важным является постоянство практики. Чем дольше вы практикуетесь, тем лучше, но если упражнения начинают мешать вашей привычной жизни, лучше уменьшить их продолжительность, потому что главное — чтобы вас во время упражнений не отвлекали никакие тревоги. Упражнения вообще нужно рассматривать не как средство, а как цель. Забудьте о том, что ваша истинная цель — прекращение внутреннего диалога.

Еще один важный элемент — выбор места и времени для упражнений. Лучше всего выбрать свободное время, когда ничто не может помешать вам или отвлечь. Место подойдет практически любое, но все-таки лучше выбирать место подальше от ваших повседневных маршрутов, может быть, даже ненаселенные места, расположенные где-нибудь поблизости. На более поздних стадиях тренировок, когда вы достигнете определенного успеха, можете продолжить тренировки и в городе.

 

Дыхание

 

Большинство дыхательных упражнений могут оказаться полезными для достижения «внутренней тишины», поскольку в их ходе мы уделяем больше внимания дыханию, а не мыслям. Концентрацию внимания на дыхании можно назвать одним из основных методов достижения «внутренней тишины». Вот почему многие медитативные практики пригодны для наших целей, особенно если мы не будем связывать их с определенной формой религии, эзотерики, символизма и прочих «измов».

46. Основная техника дыхания

Это упражнение, известное под названием «совершенное дыхание», включает в себя следующие элементы:

1. Дышите только через нос.

2. При вдохе наполните воздухом сначала низ живота, затем область грудной клетки, начиная с самого низа и до верха.

3. Наполните легкие воздухом до отказа, так, чтобы не осталось больше места для воздуха.

4. Прежде чем выдохнуть воздух, задержите его на некоторое время в легких (чтобы обеспечить то, что называется «полным кислородным насыщением»).

5. При выдохе старайтесь выдохнуть воздух до конца, полностью опустошить легкие.

6. Вдыхайте и выдыхайте медленно, ритм дыхания должен быть гораздо более медленным, чем обычно.

7. Сконцентрируйтесь на дыхании, а не на своих мыслях. Если в голову будут приходить какие-то мысли, старайтесь не обращать на них внимания, словно это ничего не значащие звуки. Внимание должно быть приковано к дыханию.

47. Вариации дыхательной техники

Попробуйте дышать точно так же, только ртом. При этом возникает в высшей степени интенсивное состояние восприятия, как нельзя лучше пригодное для наших целей.

48. Звуковые вариации

Во время «совершенного дыхания» попытайтесь сконцентрироваться на внешних звуках. Постарайтесь заполнить ими свой внутренний мир до такой степени, чтобы не осталось места для прочих мыслей. С этой целью вы можете использовать как звуки природы, так и городские звуки. Можно использовать и музыку, только, по возможности, без слов, которые могут вызвать мысли. Можно попробовать упражняться и вслушиваясь в разговор, однако старайтесь не разбирать слова — они должны оставаться для вас только звуками (это не так-то просто для новичка).

49. Числовые вариации

Присвойте вдоху номер один, а выдоху — номер два. Проделывайте упражнение «совершенного дыхания», только добавьте следующие элементы:

1. При вдохе постарайтесь произнести и мысленно визуализировать число один.

2. При выдохе постарайтесь произнести и мысленно визуализировать число два.

Когда вам удастся проделывать первый и второй шаги без напряжения и помехи мыслям, перейдите к третьему и четвертому шагам.

3. Теперь постарайтесь визуализировать число, не произносите его.

4. Теперь постарайтесь устранить визуализацию чисел, сконцентрировавшись на вдохе и выдохе. Если сознание начинает работать, вернитесь к более ранним шагам.

50. Свеча тишины

Проделывайте упражнение «совершенного дыхания» в темной комнате, сконцентрировав внимание на пламени свечи (изготовленной вами в состоянии полной концентрации). Сосредоточьтесь только на пламени свечи и дыхании. Если начнут зарождаться какие-то мысли, постарайтесь остановить сознание, а потом, если добьетесь успеха, вернитесь к пламени свечи. Старайтесь переключать внимание от внешнего света к внутреннему образу, пресекая мысли прежде, чем они успеют обрести форму. Чем большую «дозу» внимания вложите вы в свечу, тем сильнее она будет притягивать его потом. Впрочем, если вы немного поупражняетесь, то сможете создать не просто свечу, а настоящее произведение искусства — и чем изысканней оно будет, тем больше пользы принесет вам в духовном поиске.

Комментарий к технике

Это упражнение можно производить и не закрывая глаз, хотя поначалу лучше все-таки их закрыть, чтобы легче было сконцентрироваться. Кроме того, следует выбрать место потише (если речь не идет об упражнении на слух) — во всяком случае, не должно быть раздражающего шума. Длительность каждого упражнения не менее пятнадцати минут.

Нужно заметить, что курение — помимо вреда, наносимого им здоровью, плохо влияет как на внимание, так и на ритм дыхания, на восприимчивость, состояние «внутренней тишины» и сознание в целом. Причина простая: каждый, кто занимался дыхательными упражнениями, хорошо знает, насколько тесно связан ритм дыхания и восприимчивость, дыхание и сознание. Курильщики редко способны научиться дышать ровно, а потому и восприимчивость и способность к осознанию у них резко ограничены по сравнению с теми, кто не курит. Если у ученика, стремящегося к прекращению внутреннего диалога, легкие заполнены никотином, от дыхательных упражнений будет мало проку, и, соответственно, будет утрачена одна из важных возможностей прекращения внутреннего диалога. Вот почему те курильщики, кто действительно решил стать учеником дона Хуана, должны прежде всего бросить курить.

51. Искусство и спорт

Любая художественная деятельность — в зависимости от того, насколько она ближе к чувствам, чем к разуму, — приближает нас к состоянию тишины, в особенности, если исключена вербальная деятельность. Лучше всего подходят музыка и танец, потому что игра на любом музыкальном инструменте требует сосредоточенности и концентрации внимания. По правде говоря, все подлинное искусство — даже настоящий театр — обязано своим рождением состояниям «внутренней тишины» (мы говорили об этом в главе о сталкинге).

Разумеется, речь идет об искусстве, устремленном к истине и красоте, а не о том, что создается ради выставок и восхищения окружающих. К сожалению, в нашем потребительском обществе стало принято называть искусством по большей части обычные проявления мании величия. Многие люди, часто просто психически больные или охваченные жаждой наживы, объявляют себя художниками, певцами, поэтами, хотя на самом деле все, чего они добиваются и к чему стремятся, это продаться как можно дороже на «жизненной барахолке». Продукты их труда недостойны называться произведениями искусства.

То же справедливо и в отношении спорта. Следует с самого начала отбросить все то, что связано с жаждой наживы и примитивным эксгибиционизмом, в частности, виды спорта, популярные на телевидении.

Настоящий спорт, когда им занимаются ради удовольствия и достижения победы над самим собой, полезен не только для здоровья и не только для тела (об эго мы умолчим). Настоящий спорт развивает не столько мышление, сколько тренирует рефлексы и реакцию, позволяет действовать без вмешательства внутреннего диалога. Такой спорт — еще одна возможность насладиться телесной свободой, избавиться от тирании нашего эго. Особенно полезны в этом смысле виды спорта, связанные с упражнениями на природе, с гармоничным единением с природой — при этом мы не только не причиняем вреда окружающей среде, но и избегаем ущерба для нашей личности.

 

 

Глава 7. Магия восприятия

 

Восприятие и внимание

 

Восприятие — одно из важнейших, ключевых понятий в книгах Карлоса Кастанеды.

Ведь от того, как мы пользуемся вниманием, зависит наше восприятие реальности, и, таким образом, внимание — это то, на чем держится мир.

Вниманием следует называть такое свойство сознания, благодаря которому мы фиксируемся на тех или иных аспектах внешней или внутренней реальности, пренебрегая остальными. Если говорить о сторонниках учения дона Хуана, то для них, как и для современных физиков, реальность — это еще далеко не все, что может быть воспринято непосредственно. В ней содержится еще много такого, что не поддается обычному восприятию.

Современные ученые (физики и химики) используют различные технологии как один из способов улучшения восприятия и способности манипулировать этими обычно недоступными вниманию явлениями «мира невидимого» — например, мира радиоволн, радиации, электромагнитных излучений. С другой стороны, колдуны и маги с незапамятных времен располагают своими собственными, довольно специфическими средствами для восприятия и управления невидимой и недоступной для обычных органов чувств реальностью — магией восприятия.

В ходе эволюции человеческое восприятие приобрело несколько особых свойств — в частности, оно не определяется теперь целиком биологическими факторами. Присущее современному человеку видение мира в значительной мере определено нашим воспитанием, которое, в свою очередь, является плодом длительного процесса эволюции. Наше внимание — довольно сложный феномен, представляющий собой поток восприятия, в ходе которого сознание концентрируется на немногочисленных аспектах реальности, отбрасывая остальные, — Кастанеда называет это «проглядыванием» (VI-284, только в изданиях на испанском языке). Благодаря проглядыванию. мы воспринимаем лишь несколько аспектов реальности, отбрасывая при этом множество других поэтому мир и кажется нам упорядоченным, а не хаотичным.

Магия восприятия заключается в том, что упорядочивается практически все, воспринимаемое нами. Мы не только выбираем лишь некоторые детали мира, мы трансформируем остальные его элементы так, что они совпадают с тем, как их воспринимают другие люди. Но если люди могут оказаться единодушными в восприятии некоего объекта, это еще не значит, что дикие животные воспринимают его точно так же, — они ведь не прошли через горнило процесса социализации. Между прочим, дети появляются на свет, наделенные этим животным восприятием мира, и только впоследствии, в процессе воспитания, они схватывают магию восприятия и научаются воспринимать мир так, как его воспринимают представители их вида, и благодаря этому оказываются способны жить в мире себе подобных.

 

Пределы восприятия

 

Восприятие ребенка гораздо менее ограничено, чем у взрослого, и ему зачастую доступны такие стороны реальности, о которых взрослые давно забыли и поэтому считают детей фантазерами. Между тем нетрадиционные психологи больше доверяют этим странным детским фантазиям. В качестве примера можно сослаться на то, что многие дети при надлежащей тренировке способны читать при помощи кожи рук или ног (кожно-оптическое восприятие). Лично я не так давно видел ребенка, игравшего в домино с закрытыми глазами, — глаза ему были не нужны. Этому обучают в некоторых школах, только взрослых в такие группы не принимают: говорят, к этому способны только дети.[12] Дело в том, что восприятие взрослых зашорено, оно сформировано в процессе обучения так, что взрослым уже недоступны те способы восприятия, которые легко доступны детям.

Маги и их ученики в мире дона Хуана постоянно ведут борьбу за сохранение этой детской способности восприятия и за овладение новыми возможностями. Они учатся им, как учатся дети в школах, учатся проникать в новые области реальности, скрытые от прочих людей.

Как только мы научаемся воспринимать реальность так, как учат нас этому в детстве, мы отсекаем возможность восприятия иного, что было некогда доступно нам, — но если мы хорошенько постараемся, если приложим достаточно усилий, то сможем преодолеть созданные в детстве барьеры восприятия и проникнем в иной мир.

Дон Хуан учит, что в каждом из нас скрыты способности к восприятию неведомых сторон мира, непознанного, о существовании которого мы часто не можем и помыслить.

 

Первое и второе внимание

 

Кастанеда называет вид внимания, которым мы пользуемся в повседневной жизни, «первым вниманием» (V-266). Этот вид внимания позволяет нам воспринимать мир так, как воспринимает его большинство людей. Большинство же, как правило, никак иначе реальность и не воспринимает, дверь в иной мир для них закрыта. Но существует и другой вид внимания, который Кастанеда называет «вторым» (там же), малоизвестный и редкий, благодаря которому границы восприятия широко — практически безгранично раздвигаются, так что для нас становится доступной та часть реальности, которую мы называем иным миром. Он, действительно, кажется совершенно иным по сравнению с привычной нам обыденной жизнью.

Эти два внимания функционируют как бы в отдельных мирах, которые, кажется, никак не пересекаются друг с другом. Кастанеда говорил, что они разделены подобно параллельным прямым (VI-292). В качестве примера различия этих двух видов внимания можно привести восприятие человеческого тела: в обычном, первом внимании, оно предстает как знакомое нам тело, во втором же внимании — в виде знаменитого кокона или «светящегося яйца», часто упоминаемого доном Хуаном.

 

Фиксация внимания

 

Первое и второе внимание обладают способностью притягивать, или провоцировать события. Обычно люди об этом не догадываются и принимают все, что случается с ними, как игру судьбы, фатум. На самом же деле, они просто упорно фиксируют свое внимание, наполненное страхом, желанием, радостью или любопытством, на различных предметах, ситуациях и людях, и тем самым навлекают на себя определенные события. Чрезмерная фиксация второго внимания может привести к совершенно поразительным явлениям. Например, благодаря ей маги и колдуны, особенно пожилые, способны создавать огромное количество магические объектов для самых разных целей от крошечных амулетов до гигантских пирамид (VI-17).

Согласно учению Кастанеды, открытие второго внимания и объединение его с первым позволяет достичь стадии мистического и непостижимого третьего внимания, известного как «полное освобождение» (VI-294).

Однако читателям данной книги гораздо больше пользы принесут не рассуждения о загадочном третьем внимании, но имеющее гораздо более практический характер обсуждение проблем достижения стадии второго внимания, а также обсуждение способов работы над первым вниманием для того, чтобы со временем перейти ко второму.

 

Не-деяние и внимание

 

Деятельность, в ходе которой первое внимание фокусируется на необычных аспектах известного мира, или на неизвестных (точнее, обычно не фиксируемых) аспектах, приводит к повышению интенсивности и/или к насыщению внимания, затем к состоянию повышенного восприятия и, в конечном итоге, открывает путь ко второму вниманию.

Всякие упражнения на не-деяния эго и прекращение внутреннего диалога являются также и упражнениями на внимание, однако здесь, конечно, некоторые акценты будут смещены.

 

Техники

 

Ниже приводятся упражнения, которые могут быть названы собственно практикой внимания, так же как и некоторые упражнения, которые Кастанеда называет иногда упражнениями в не-деянии. Однако мы приводим их вместе, так как обе эти группы направлены на привнесение таких изменений в восприятие, благодаря которым его функции. в значительной мере меняются, и мы приближаемся к обретению второго внимания.

52. Созерцание теней (III-194)

1. Найдите большой, пышный куст какого-либо растения.

2. Примите позу, в которой вы чувствуете себя очень комфортно и в которой вам легче расслабиться и сконцентрировать внимание.

3. Выберите какую-нибудь ветку и созерцайте ее листья, точнее, не собственно листья, а их тени — постарайтесь сфокусировать свое внимание так, чтобы вместо «ветки, полной листьев и цветов», видеть ветку, полную теней.

4. Постепенно расширяйте поле зрения, однако помните — вы должны видеть только тени!

5. Постарайтесь воспринять весь куст как состоящий из теней.

На более продвинутых стадиях нужно перейти от куста к дереву. Длительность упражнения должна быть не менее получаса.

53. Созерцание скал (III-203-206)

Следующее упражнение на восприятие теней проводится не с деревьями, а со скалами.

1. Поместите (или найдите) небольшой камешек на вершину валуна или скалы и созерцайте его. Идеальное место — большая плоская скала, на которую вы можете лечь лицом вниз, стараясь расположиться так, чтобы ваши глаза находились на расстоянии примерно 30 сантиметров от камешка. Сконцентрируйтесь на восприятии камня, постарайтесь изучить его в мельчайших деталях, найти на нем все трещинки и рытвинки. Занимайтесь этим до тех пор, пока ваше внимание не окажется полностью поглощенным восприятием камня, — пусть он целиком заполнит поле вашего зрения, загородит собой весь мир.

2. Теперь перейдите к созерцанию тени от камня, стараясь представить ее чем-то вроде жидкости, окружающей камень, клейкой жидкости, соединяющей камень и скалу в единое целое.

3. Затем, в соответствии с указаниями Кастанеды в «Путешествии в Икстлан» (III-210), перейдите к созерцанию тени от всей скалы. Для этого вам придется найти две высокие скалы, отбрасывающие параллельные друг другу тени. Примите наиболее удобную позу для концентрации и созерцайте сразу обе тени, пытаясь (скосив глаз) соединить обе тени в одну так, чтобы они слились в единое целое.

Некоторым людям удобнее работать не с большими, а с маленькими или среднего размера скалами — это не имеет большого значения, можете спокойно использовать их в своей практике.

54. Дерево, сотканное из небесной сипи

Эта разновидность предыдущего упражнения дает также очень хорошие результаты.

1. Найдите небольшое дерево, лучше всего такое, которое понравится вам с первого взгляда. Лучше, если это будет не отдельно стоящее дерево, а такое, которое стоит на краю рощицы и отбрасывает длинную тень. В этом случае вы сможете спокойно рассматривать небо, просвечивающее сквозь листья, и яркое солнце не утомит ваше зрение.

2. Сядьте или лягте под выбранным деревом, устройтесь поудобнее. Рассмотрите дерево подробнее — как идет его ствол, как расположены ветки, — но ваше внимание должно быть прежде всего приковано к просветам между листьями, в которые видно небо. Постарайтесь соединить эти кусочки неба в единое целое, как вы поступаете с листьями и ветвями, воспринимая дерево как единое целое. Если небо имеет голубой цвет, постарайтесь научиться воспринимать эти кусочки как дерево «с голубыми листьями» на зеленоватом «водянистом» фоне. Вам необходимо мысленно расслабиться, но в то же время сосредоточиться, чтобы научиться воспринимать картину целиком, не упуская из виду ни малейшей детали. Сначала нужно увидеть «дерево с голубыми листьями», а затем можно постепенно перейти к более мелким и второстепенным деталям. Однако не стремитесь уделять им слишком много внимания, иначе вы рискуете нарушить целостность картины и волшебство основанного на не-деянии восприятия будет разрушено.

55. Ходьба задом наперед (VI-124)

Это упражнение настолько просто, что его можно проделывать на любой местности, в зависимости от состояния здоровья и тренированности ученика.

Смысл упражнения заключается в следующем: вы должны двигаться задом наперед, не оглядываясь, не смотря туда, куда движетесь. Разумеется, начать нужно с упражнений на ровной поверхности, где нет опасных ям или рытвин, а затем постепенно увеличивать сложность упражнения.

1. Сначала двигайтесь задом наперед под руководством второго участника. Вы должны соблюдать полную тишину, целиком сконцентрироваться на вашей задаче. Второй участник должен идти вслед за вами, лицом к вам. Если позади вас окажется опасность, он предупредит об этом. Но сами вы не оглядывайтесь, смотрите только на руки направляющего вас участника. Эта стадия должна продолжаться не менее двадцати минут, потом следует поменяться ролями с напарником.

2. Делайте то же, что и на первом этапе, только обходитесь без напарника. Теперь вашим «поводырем» должно стать ваше знание местности и ваша интуиция, ваши глаза устремлены на почву под вашими ногами. Постарайтесь научиться чувствовать лежащую позади вас поверхность земли. Это упражнение должно выполняться не менее пятнадцати минут.

3. То же, что и на первой стадии (то есть, с «поводырем»), только теперь постарайтесь постепенно ускорять движение, пока в конце концов вы не перейдете на бег трусцой.

4. То же, что и на третьей стадии, только на этот раз без «поводыря».

5. Теперь таким образом прогуляйтесь по знакомой вам тропинке. Через пару часов вы поймете, что такое подлинное не-деяние!

6. То же самое, только в составе группы. Участие нескольких человек требует не меньших усилий, чем одиночное упражнение, однако значительно усиливает эффект и повышает степень восприятия.

Комментарий к технике

Важнейший аспект ходьбы задом наперед заключается в том, что так мы учимся воспринимать внешний мир, практически не полагаясь на зрение. — вот почему так важно подавлять в себе стремление оглянуться. Оглядываясь, мы каждый раз останавливаем процесс повышения чувствительности телесного восприятия, который начинается всякий раз, когда мы ставим свое тело в столь непривычные для него условия. Стоит нам оглянуться, и мы превращаем ситуацию в самую обычную прогулку, так что приходится начинать все сначала. Суть в том, что высшая чувствительность позволяет нам «воспринимать окружающее спиной». Только мы не стремимся визуализировать то, что находится за спиной, как поступили бы, будь в нашем распоряжении зрение. Мы начинаем лихорадочно использовать не связанную со зрением телесную чувствительность, чтобы вырабатывать новое восприятие, позволяющее нам снова почувствовать себя в безопасности. На самом деле все наше тело способно воспринимать окружающее, а не одно лишь зрение. Только надо запастись терпением, уметь расслабляться — а лучше всего, обзавестись внутренним безмолвием.

56. Шляпа с зеркалами (VI-137)

Найдите шляпу и прикрепите к ней два зеркала (годится любая шляпа с полями или козырьком). Подвесьте два зеркала по бокам шляпы на расстоянии 12–18 сантиметров от глаз, а одно маленькое зеркало поместите сзади так, чтобы в зеркалах вы могли созерцать все вокруг вас, но чтобы при этом они не мешали вам. Самое важное, сохранить возможно более широкий обзор местности. Зеркала можно прикрепить чем угодно: проволокой, клеем, как-нибудь еще — главное, чтобы система не пострадала при передвижении.

Когда вы соорудите такую шляпу, можете приступать к упражнению.

1. Основной элемент — это перемещение задом наперед, используя информацию, получаемую вами при помощи зеркал. Чем дольше вы будете упражняться, тем лучше у вас это будет получаться, так что скоро вы сможете довольно быстро передвигаться по пересеченной местности или по склонам холмов. Глядя на отражение в обоих зеркалах, вы должны достичь такой степени концентрации внимания, чтобы воспринимать одновременно, как единое целое, картину всего, что находится вокруг вас, а не только впереди.

2. То же самое, что и на первом шаге, только теперь можно смотреть не только в зеркала, но и вперед, не упуская из виду того, что находится сзади.

3. Ночное упражнение: то же, что и на первом шаге, только проделывайте упражнение ночью. В идеале — в лесистой местности или в пустыне. Вначале идите не спеша, присматриваясь к теням. Не пугайтесь, если увидите в зеркалах какие-то «странные вещи». Что может быть неожиданного в странном, если вы сами занимаетесь странными делами в странное время и на странной местности?

4. Практика в составе группы: как и в случае ходьбы задом наперед, групповое упражнение заметно повышает общий эффект, при условии, что это сплоченная группа (то есть все участники работают одинаково прилежно).

Возможен (но только после долгой успешной практики) еще один вариант этого упражнения — соедините его с практикой созерцания скелета (из главы о восприятии смерти). Однако не рекомендуется выполнять это упражнение в одиночку.

 

Очищающая упряжь

 

В «Даре Орла» Кастанеда пишет об использовании упряжи для подвешивания над поверхностью земли, как о форме не-деяния, позволяющей очистить тело и даже способствующей исцелению «нетелесных» (VI-184) заболеваний. Кроме того, он считает, что такие упражнения способствуют укреплению духа перед трудными путешествиями или испытаниями, когда организму предстоит полностью «выложиться» или функционировать на пределе своих возможностей. Кастанеда предлагает читателю две формы подвешивания — подвешивание под потолком, и подвешивание на дереве. Я больше работал с деревьями, поскольку они гораздо более родственны человеку и тем самым помогают ему эффективней укрепить дух.

Для того чтобы выполнять такое упражнение, нужно произвести предварительную подготовку:

Подготовить упряжь, в которой вы могли бы оставаться подвешенным длительное время, не ощущая неудобства, не говоря уже о боли. Годится страховочное снаряжение, используемое в спелеологии, при прыжках с парашютом, в альпинизме. Впрочем, последнее не столь удобно, так как обычно не рассчитано на длительное пребывание в нем человека в подвешенном состоянии. (Хорошее снаряжение легко купить в любом спортивном магазине, но не трудно изготовить и самостоятельно. Возьмите за образец горноспасательное или спелеологическое снаряжение. Почитайте что-нибудь о таком снаряжении. Сам я использовал ремни безопасности автомобиля, сшив их нейлоновыми лесками. Каждый ремень нужно прошивать не менее трех раз, чтобы обеспечить надлежащую степень безопасности.)

Можно использовать канат или стальной трос с минимальным усилием разрыва 500 кг. Я предпочитаю канат — это как-то более естественно, к тому же с ним легче управляться и он меньше весит. Годится девятимиллиметровая веревка для альпинистов или спелеологов.

Нужна еще опора для того, чтобы закрепить веревку и подтянуться. Она должна быть расположена достаточно высоко и быть достаточно надежной. Кроме того, она не должна слишком сильно тереть веревку.

57. Подвешивание под потолком

Для этого нам нужно найти соответствующее помещение — склад, гараж или что-то в этом роде, где имелись бы удобно расположенные металлические или деревянные балки. Необходимо, чтобы через них можно было перекинуть веревку или канат и чтобы они выдерживали вес человека. Лучше, если веревка не будет прилегать непосредственно к балке, закрепите ее при помощи нескольких карабинов. Карабины достаточно надежны и не повредят веревку, она может скользить по ним, не перетираясь. Их можно купить в спортивном магазине.

Когда все технические проблемы решены, можно приступать к самому упражнению. Оно довольно просто. Прежде всего, перекиньте веревку или канат сквозь карабины через балку. Оденьте на себя упряжь и прикрепите ее к канату. Если за канат потянут двое сильных мужчин, то они легко подтянут вас к самому потолку. Закрепите свободный конец веревки на земле (чем-нибудь вроде якоря). В таком положении вы можете пребывать сколь угодно долго. Обычно упражнение длится от восьми до двенадцати часов. Лучше всего проделывать его ночью, когда власть эго и привычных органов чувств ослаблена. После завершения упражнения опустите себя на пол. Повторяйте упражнение по мере необходимости,

58. Подвешивание на дереве

Используется то же снаряжение, за исключением стального троса деревья не очень-то любят такие вещи. Постарайтесь не причинять дереву вреда, даже если решите использовать не трос, а что-то другое. Последовательность выполнения упражнения такова:

1. Найдите большое дерево с крепкими ветвями.

2. Попросите у дерева разрешения на проведение упражнения — выскажите свою просьбу вслух, громко, объясните, для чего вам необходимо все это проделать. Конечно, это не укладывается в рамки привычного, но иногда дерево может быть против, тогда оно выразит свое несогласие при помощи какого-нибудь сверхчувственного послания — в этом случае просто найдите другое дерево, которое согласится помочь вам.

3. Подберите подходящую ветку, заберитесь на нее и подготовьте ветку для перекидывания веревки и закрепления карабинов. Проще всего обернуть ветку какой-нибудь тканью, крепко привязав ее к стволу. Это обережет ветку от повреждений.

4. Как только меры безопасности приняты, перекиньте веревку через ветку, оденьте упряжь и подтянитесь вверх.

5. Будьте внимательны, прислушивайтесь к дереву — как оно прореагирует на ваше упражнение? Помните, что вы находитесь внутри его «сияющего кокона».

6. Поговорите с деревом; расскажите ему о том, что вы чувствуете, или спойте.

7. Это упражнение лучше всего выполнять в уединенной местности, чтобы не привлекать внимания посторонних.

Комментарий к технике

Подвешивание можно использовать в самых разных целях. Лично я использовал его (самостоятельно и в ходе практикумов) с целью преодоления депрессии, психических кризисов, состояний подавленности. Немало пользы оно принесло при подготовке к практикумам на природе, экскурсиям и путешествиям (в том числе, марш-броскам по горам и пустыням). После подвешивания обычно чувствуешь, что организм как-то очистился, словно тебя подзарядили и ты стал легче.

При подвешивании необходимо помнить о соблюдении трех условий: сохранении полного молчания, темноте и состоянии сосредоточенности на стадии подготовки. Эффект от упражнения тем сильнее, чем больше высота и чем дольше продолжается подвешивание, — при подвешивании на дереве, по возможности, следует выбирать деревья с ветвями, расположенными не ниже десяти метров над землей. Это упражнение можно практиковать на протяжении нескольких дней, а можно потратить на него целые сутки, но тогда лучше всего начать на рассвете, а завершить с рассветом следующего дня.

И еще — очень важно не заснуть в процессе упражнения.[13] Попросите кого-нибудь понаблюдать за вами в это время, и в нужный момент будить вас.

После такого упражнения в не-деянии у вас возникает совершенно особое состояние сознания и восприятия, и ни в коем случае нельзя дать ему пропасть зря. Поэтому, спустившись с дерева, старайтесь не терять состояния внимания и тишины, избегайте шума и такого рода деятельности, которая может низвести вас с достигнутой высоты.

Комментарий к упражнениям на внимание и не-деяние

Все эти упражнения должны выполняться в состоянии покоя, без спешки, потому что эффект от выполнения этих упражнений имеет свойство накапливаться. Большинству людей эти упражнения на не-деяние кажутся скучными и утомительными по сравнению с «активным действием», особенно если они не достигают быстрых результатов. Между тем терпение и прилежание — самое важное в этих упражнениях. Долгие часы упражнений обязательно, в той или иной форме, себя проявят, даже если будет казаться, что «ничего не произошло».

Итак, одна из самых важных вещей, которыми нужно овладеть с самого начала, — это концентрация. Мы привыкли к тому, что мысли наши блуждают, не поддаваясь никакому контролю. Тем не менее, мы в состоянии постепенно научиться управлять своим внимание и концентрироваться. Только после этого мы можем достичь состояния «внутренней тишины» и овладеть такими формами внимания, о существовании которых и не подозревали.

 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!