История кулы Ратхор – Марвар и Биканер



 

Ратхор. Кула, претендующая на происхождение от Куша, сына Рамы, т, е. относящаяся к Солнечной Линии.

Ратхор – одна из самых знаменитых раджпутских кул; даже в начале XX века она все еще находилась в расцвете сил и власти. К этой куле принадлежали правящие династии княжеств Джодхпур (Марвар), Биканер, Ратлам, Кишенгарх и Идар и еще нескольких более мелких княжеств. Они считаются самыми храбрыми и воинственными из всех раджпутов. Живя в пустыне, Ратхоры стали выносливыми и терпеливыми, и солдаты они были самые неприхотливые в быту. О них говорят, что они будут есть пищу, не выясняя, кем она приготовлена, и будут пить как воду, так и вино, не спрашивая, чья это чаша.

Историки считают, что Ратхоры (тогда они назывались Гахарвар) сидели до 1090 г. в Канаудже, но с приходом мусульманских правителей в Дели ушли на запад Раджастхана, в пустыни Марвара. Марварские хроники тоже сохранили рассказы об этом переселении; сохранились и эпиграфические данные, подтверждающие такой ход событий. Есть также предположения, что династия Раштракута на Декане, правившая в Насике и Малкхеде в 753~973 гг., от которой остались знаменитые пещерные храмы Кайласа в Эллоре, были предки Ратхоров. Известно также, что правители Бадауна Раштракуты после завоевания этого княжества Кутб‑уд‑дином Айбеком в 1202 г. перебрались в Раджпутану, и они могли быть именно теми первыми Ратхорами, которые осели здесь. Во всяком случае, более или менее ясно одно: малолетний внук последнего правителя Канауджа Джайчанда в 1193 г. или последнего правителя Бадауна в 1202 г., внук, которого звали Сиха Ратхор, и его последователи появились на рубеже XII–XIII вв. на новом месте жительства в западном Раджастхане. Они обнаружились в песках Марвара в 1212 г. Известно также, что в те времена пустыня не была еще столь велика, оазисов было больше, и условия для существования были более благоприятными, чем в наши дни. Этот Сиха умер якобы в 1273 г.

Марвар – это неточное произношение слова «Марувар», или «Марустхали», т. е. буквально «страна, или место, смерти». Оно всегда означало пустыню на западе Раджастхана, которая простирается до самого Инда. Раджпутское княжество Марвар (Джодхпур) – это песок и немногие оазисы у реки Луни, хотя оно самое большое по площади из всех раджастханских княжеств. История его известна во всех подробностях с 1381 г., когда десятый потомок Сиха Ратхора завоевал город Мандор, который и стал столицей княжества. Один из потомков этого героя звался Джодха Рао, т. е. правитель Джодха; он в 1459 г. решил перенести столицу на новое место, где и заложил город Джодхпур. Сохранилась легенда о том, как это происходило. Джодха Рао испросил совета у индуистского аскета, и тот указал благоприятное место, которое оказалось на остром выступе скалы; крепость, построенная тут, обещала быть совершенно неприступной. Здесь была выстроена великолепная, единственная в своем роде, большая и мощная крепость, царский дворец и другие постройки в ней. Крепость поражает воображение всякого, кто тут окажется. Но ни основатель города Джодха Рао, ни его советчик‑аскет не учли, что на высокой скале, где стоит крепость, нет источников воды. И хотя потом была разработана очень сложная система подачи воды из прудов у подножия скалы в крепость, это лишило крепость ее оборонительного значения. Вот что бывало, когда раджпуты слишком слушались аскетов. Тем не менее у подножия скалы вырос большой город, новая столица княжества все‑таки осталась здесь, и город, и княжество называются по имени его основателя – Джодхпур, т. е. «Город Джодхи». Джодха Рао имел четырнадцать сыновей, и все они оставили свой след в раджпутской истории. Сурадж наследовал отцу в Джодхпуре. Шестой сын Бика (имя его означает «Волк» и не является индуистским) основал собственное княжество Биканер, у которого тоже была славная история. Четвертый сын Дуда создал себе княжество в Мерта и стал основателем знаменитого своей воинственностью клана Мерти, к которому принадлежал и защитник Читтора в отсутствие Удай Сингха Джаймал Ратхор. Дочь этого Дуда Ратхора была великолепная Мира Баи – поэтесса и невестка раны Санги из Мевара.

При радже Малдеве княжество заняло важное место среди остальных раджпутских княжеств, укрепилось и процветало. Самые главные события его правления произошли при Шер Шахе Суре, афганском завоевателе, который сместил и прогнал Хумаюна из Дели на долгие почти 15 лет. Историки, впрочем, говорят, что Шер Шах Сур (кстати, сын раджпутки) был выдающимся администратором и настолько укрепил государство, что после него Моголы, восстановившие свои права, уже сравнительно легко контролировали ситуацию в стране. Раджа Малдев вступил на престол в Джодхпуре в 1531 г. Он был талантливым дипломатом и хорошим солдатом, и постоянно стремился к расширению своих владений. Он подчинил себе не только большие полупустынные территории, но и половину Биканера, и часть Джайпура, и Аджмер, и обиженные им раджпуты позвали Шер Шаха Сура. Он появился в Марваре в 1543 г. с восьмидесятитысячной армией, а раджа Малдев был в это время в Аджмере. Но Малдев потерял свою власть очень ненадолго; когда Шер Шах ушел, он восстановил свои владения, прогнав наместника и его военные отряды. Хотя мусульмане успели осквернить форт в Джодхпуре, разрушив все его индуистские храмы.

В 1581 г. раджа умер, и споры о престолонаследии привели к тому, что княжество оказалось в составе Могольской Империи. Ставший раджей Удай Сингх, который остался, в истории под прозвищем «Мота Раджа – Толстый раджа» выдал свою дочь Джодха Баи замуж за Акбара, и с тех пор Ратхоры оказались на службе Моголов. Ратхорам – военачальникам и простым солдатам – Моголы были обязаны многими своими завоеваниями. Имена Сур Сингха, Радж Сингха, Джасвант Сингха прославили Ратхоров.

Уже при Джасвант Сингхе отношения с Моголами, а тогда это был Аурангзеб, очень ухудшились. Аурангзеб вообще не любил раджпутов. Он видел в них угрозу своей власти, считая, что они приобрели большое военное влияние. Он стремился к тому, чтобы в его государстве торжествовал ислам. Известно также, что Аурангзеб потерял доверие лично к Джасвант Сингху во время «войны за наследство».

В борьбе сыновей Шах Джахана за престол раджпуты взяли сторону старшего сына, Дара. Дара послал раджу Джай Сингха против своего брата Шуджа, губернатора Бенгалии, а махараджу Джасвант Сингха Марварского против своего младшего брата Мурад‑Бакша, тогда наместника в Гуджарате. Тем временем Аурангзеб делал вид, что он вовсе не хочет стать падишахом, а лишь беспокоится о судьбе своего больного отца. Он заключил соглашение со своим братом Мурад Бакшем о совместных действиях. Дара выслал против них свои войска под предводительством Джасвант Сингха; сражение произошло на берегу Нармады; моголы бежали как предатели, остались одни раджпуты в количестве 600 человек из 8000 в ходе битвы; они не сумели остановить Аурангзеба. Израненные остатки армии вернулись печально в Марвар во главе со своим раджей. А там его жена закрыла перед ним ворота крепости, говоря, что не желает видеть мужа, проигрывающего сражения. Аурангзеб вскоре стал падишахом, и начал проводить жесткую антииндусскую политику; он окончательно испортил отношения с раджпутами, наложив‑таки на них джизию, вмешательством во внутренние дела княжеств, а также тем, что стремился обратить их детей в ислам.

Когда махараджа Джасвант Сингх, отправленный Аурангэебом на губернаторство в Кабул, там в 1678 г. умер, княжество осталось на некоторое время без правителя. Аурангзеб стремился покончить со своенравными раджпутскими раджами, и смерть одного из самых влиятельных раджей давала Моголу повод аннексировать княжество. Он лично прибыл в Аджмер, подозревая, что Ратхоры не сдадутся просто так. Тогда же он вновь вернул налог на немусульман – «джизию», которую отменил в свое время Акбар, чем вызвал тогда благодарность индуистского населения. Теперь же Могольский правитель наносил удар и по самолюбию, и по кошелькам подавляющего большинства своих подданных. Аурангзеб был мусульманский фанатик, и эмоции его не трогали. Он устанавливал исламское государство и шариатскую администрацию в своей империи. Все его правление – это жестокое подавление инакомыслия и репрессии «не по чину» возвысившихся индусов.

Тем временем осиротевшая семья Джасвант Сингха была на пути из Кабула в Джодхпур. В Лахоре сразу две овдовевшие рани родили сыновей – через три месяца после смерти махараджи Джасванта. Один из младенцев вскоре умер, а второй – будущий махараджа Аджит Сингх – оказался в самом центре борьбы между раджпутами и Аурангзебом. Раджпуты спасали веру, страну и честь, защищая своего маленького правителя. Аурангзеб приказал привезти крошку‑принца в свой гарем и говорил, что, когда тот вырастет, сделает его махараджей, если ребенок будет мусульманином. Ратхоры прятали рани и принца, отбивали их у моголов, снова прятали, но не отдали. Все население княжества восстало против моголов и нового налога. Но моголы оказались сильнее. В ходе этого жестокого противостояния раджпуты Джодхпура тоже совершили джаухар. Это произошло в 1680 г. Погибли многие тысячи детей и женщин, в том числе мать новорожденного принца. В последовавшей затем битве погибли воины‑Ратхоры. Аурангзеб опустошил Марвар. Но маленького принца раджпуты смогли спасти. В этом же году в битве с Аурангзебом погибли, защищая свою страну, все до одного мужчины клана Мерти. На месте их гибели на берегу священного озера Пушкар, около храма Варахи, есть памятная доска. Аурангзеб разрушил и этот храм тоже. Поскольку маленького принца прятали в Меваре, у родственников матери, Аурангзеб пришел и в Мевар – в Удайпур и Читторгарх. Долгие годы длилась война Ратхоров с Моголами. В ходе этой войны раджпуты распропагандировали принца Акбара – любимого сына Аурангзеба, который считался наместником в Марваре. Ратхоры и Сисодия обещали принцу, что помогут ему прогнать отца с престола и самому стать падишахом. Но через несколько дней после того, как Акбар провозгласил себя императором в 1681 г., меварский махарана Радж Сингх, один из организаторов этого проекта, неожиданно умер, а его преемник Джай Сингх не сразу смог выступить с принцем на Аджмер, чтобы сразиться с Аурангзебом. Тот имел время, чтобы внести раскол в ряды сторонников принца, все были настроены друг против друга, полны подозрений, и ничего не получилось. Раджпуты спасли принца от отцовского гнева в Махараштре, у сына Шиваджи, в единственном месте, где Аурангзеб не мог его достать. Меварский махарана Джай Сингх пошел на сепаратный мир с Аурангзебом. Марвар остался в состоянии войны с падишахом, и она длилась еще 27 лет. К ним присоединились кланы Хара и Гаур кулы Сисодия в своих княжествах Кота и Бунди. Ратхоры и другие раджпуты вели партизанскую войну в горах Раджпутаны, нарушали снабжение и коммуникации могольской армии, уничтожали военные отряды, не выпускали наместника из столицы и не допускали к нему помощь, и т. о. Раджпутское сопротивление очень ослабляло Могольскую империю, которая в правление Аурангзеба была сотрясаема многочисленными народными восстаниями и войнами – в Махараштре маратхами, в Панджабе сикхами, в районе Дели джатами, на юге Аурангзеб вел войны с Султанатами.

В 1688 г. принц Аджит прошел обряд «тика Доур», т. е. стал правителем Джодхпура, хотя в его стране хозяйничали моголы. Лишь через двадцать шесть лет, сразу после смерти Аурангзеба в 1706 г., Ратхоры сумели изгнать мусульман из своей страны. Это один из самых героических периодов истории раджпутов, когда они показали лучшие свои качества. Все кланы Ратхоров помогали друг другу в этой борьбе не на жизнь, а на смерть. Но, горько сказать, конец махараджи Аджит Сингха был таким же жестоким, как и вся его жизнь: его убил собственный, второй, сын в 1724 г., – не для того, чтобы стать махараджей, а чтобы, как говорят историки, предотвратить какое‑то тяжелое соглашение с Моголами. Махараджей стал его старший брат Абхаи Сингх.

Кула Ратхор – экзогамная. Она имеет 24 ветви и множество кланов в своем составе.

Кроме уже упоминавшихся княжеств Биканер и Мерта, созданных сыновьями Джодха Рао, Ратхоры владели многими другими, в т. ч. Покраном и Идаром. Княжество Идар находилось в Гуджарате, где, как считается, они правили с древности без перерывов.

Биканер занимал второе место по размерам среди раджпутских княжеств. Созданный Бикой Ратхором на землях в пустыне к северу от Марвара, Биканер оказался населенным джатами, которые издавна здесь жили и не хотели подчиняться Ратхорам. Раджпутский клан Бхатти, у которого и отвоевал Бика свой край, тоже не складывал оружия. При Кальян Сингхе (1541–1571) Биканер вошел в состав Могольской империи. Ратхоров в Биканере сравнительно немного. Кроме них и Бхатти, есть раджпутский клан Багри, о котором исследователи думают, что он является высшей прослойкой местных джатов.

 

Другие раджпутские кулы

 

ГАХАРВАР, ИЛИ ГАХАДАВАЛА . Старая раджпутская кула, от которой произошли раджпутские кланы Бундела и Чанделла – не известные в Раджастхане, но очень заметные в Центральной Индии. Исследователи приписывают всем им аборигенное или дравидское происхождение.

Считается, что первые упоминания о Гахарварах относятся еще к VIII в. н. э. Самые яркие годы в истории этой кулы приходятся на XII в. и связаны с именами правителей Канауджа – Говиндчандра и его потомков. Внук Говиндчандра Джайчанд был тем самым Джайчандом, отцом Саньогиты, жены Притхвираджа, о которых говорит вся раджпутская литература. Джайчанд обладал огромной властью, но ее оспаривал этот самый зять Притхвирадж. Все закончилось, как известно, мусульманским завоеванием в 1192–1193 гг., а сам Джайчанд был схвачен и утоплен в Ганге. Его потомки еще были какое‑то время простыми землевладельцами в Северной Индии. Кула Гахарвар считает своей родиной г. Варанаси (Бенарес).

 

БУНДЕЛА . Хорошо известный раджпутский клан аборигенного происхождения, от имени которого произошло название исторической области Бунделкханд. Этот клан считают ветвью‑отпрыском кулы Гахарвар, и название кулы связывают с названием гор Виндхья. Есть красивая легенда о каплях крови на жертвеннике, из которых и появился их прародитель, а слово «бунд» (капля) дало имя Бундела.

В XIII–XIV вв. Бундела был правящим кланом в Бунделкханде, где им принадлежало множество деревень, поместий и крошечных княжеств; это был период их процветания. К этому клану принадлежал убийца Абул Фазла Вир Сингх Дева, правитель Орччха. Джахангир к ним очень хорошо относился, и раджпуты Рева и Орччхи в его время играли заметную роль в жизни Могольской империи. В союзе с Моголами они находились до XVIII в.

Бунделкханд – старинная раджпутская страна, в которой сохранились удивительные крепости и замки, а история буквально каждой деревни связана с великими событиями эпохи, влиятельными людьми и напоминает о мятежном, неспокойном, честолюбивом характере раджпутов Рева и Орччхи.

 

ЧАНДЕЛЛА, ЧАНДЕЛ . Очень известная и некогда могущественнейшая кула, имеющая аборигенное происхождение, по‑видимому, от гондов. Одна из родственных династий Чанделла, или Чандратрея, владела территорией современного Бунделкханда; Чанделла были раджпуты Лунной Линии. Расцвет этой династии и их государства приходится приблизительно на 1000 год н. э., и тогда их столицей была Махоба. Несколько ранее этого времени столицей Чанделлов был знаменитый Каджурахо, где сохранились не только великолепные храмы этой эпохи, но и множество эпиграфических памятников. Современные туристы обязательно стремятся попасть в этот город, чтобы своими глазами увидеть многочисленные горельефы, покрывающие стены храмов, и о которых идет слава, что они «эротические». На самом деле все гораздо интереснее, и храмы Каджурахо – прекрасный памятник эпохи раджпутских династий. Многие европейские ученые считали, что Чанделлы были по происхождению неарийскими аборигенами Индии – гондами или бхарами (В. Смит, Г. Рассел). При этом принималось во внимание созвучие слов «чанделл» и «чандал», т. е. низкокастовый. Такая аргументация не выдерживает критики: во‑первых, заявленная в имени династии принадлежность к Лунной Линии раджпутов (Луна на североиндийских языках – Чандра или Чанда) выглядит более убедительно; во‑вторых, даже если предположить, что династия произошла от чандалов, то зачем могущественным правителям сохранять и освящать традицией столь непрезентабельное название, да еще как постоянное напоминание о таком просто неприличном правителям статусе? То есть надо принимать как допущение, что они могли происходить из племенных групп гондов или бхаров, но нельзя поверить, чтобы они продолжали поэтому именовать себя чандалами. Чанделлами (Лунными) – да, конечно, это так красиво и достойно правителей. Чанделлы известны с начала IX в., когда некий Нанука Чанделл победил кого‑то из Парихара и основал свою династию. Главными городами этого клана были Махоба и Калинджар, оба – знаменитые великолепные крепости. Чанделлы постоянно боролись с соседними Канауджем и Чеди. Некоторые считают, что последний правитель Канауджа Джайчанд, чью дочь умыкнул Притхвирадж, был Чанделл. В 1203 г. Калинджар был захвачен Кутб‑уд‑дином Айбеком и с тех пор постоянно находился в руках мусульманских правителей Дели. Только в XVI в. Чанделлы его отвоевали, но вскоре он вновь попал в чужие руки, теперь уже к Моголам.

К куле Чанделл принадлежала знаменитая героиня средневековой Махобы – рани Дургавати. Падишах Акбар стремился завладеть княжеством Гондвана в Центральной Индии в 1564 г. Правительницей его была рани Дургавати, чанделльская принцесса и мать наследного принца Вир Нараяна. Она собрала армию из 20 000 кавалерии, 1000 слонов и большого отряда пехоты и храбро возглавляла ее, и вполне успешно. Решающая битва с пятидесятитысячной могольской армией произошла около Нархи. Говорят, что она сидела на коне в мужской одежде, а ее ребенок‑принц был привязан у нее за спиной. Вир Нараян был убит, и она сама была ранена двумя стрелами. Тогда она вонзила кинжал себе в грудь и погибла, но до последней секунды она защищала часть рода и права наследника на власть. В крепости Чаурагарх женщины клана совершили джаухар.

Чанделлы были великолепные строители. У них была своя особая технология каменного строительства. В Калинджаре сохранился старинный форт – мощный, очень большой, сложенный из прекрасно отесанных и пригнанных друг к другу без какого‑либо скрепляющего раствора огромных каменных блоков. Они умели строить пруды, каменные набережные, подземные хранилища и многие другие надежные сооружения.

На каком‑то этапе своей истории Чанделлы были джайнами, и поэтому среди построенных в XI в. храмов Махобы и Каджурахо есть джайнские храмы.

 

ХУНА, ХУН . Кула Лунной Линии, входящая в число тридцати шести «царских кул». Уже в восемнадцатом веке это была практически вымершая кула. Однако разные ученые, из книги в книгу всегда упоминают эту кулу, т. к. считают, что ее название сохраняет память об ордах гуннских (эфталитских) кочевников.

 

БАНАПХАР . Кула Лунной Линии. Знаменитая в литературе раджпутская группа: подвиги братьев Алха и Удая из клана Банапхар описываются в «Балладах об Алхе». Они воевали на стороне Пармала Чанделла. Эта поэма известна всем раджпутам в Бунделкханде, потому что Банапхар – это местная кула. Банапхар – кула не самого высокого уровня престижа.

 

ТОМАР , или Туар. Кула Лунной Линии. Одна из тридцати шести «царских кул». Знаменитый клан правителей Дели в XII в. – Томары. Традиционно считается, что Томары происходят от героев Махабхараты Панду и Юдхиштхиры. Якобы к этой куле принадлежал знаменитый правитель Удджайна Викрамадитья, создатель «эры Викрама» (57 г. до н. э.), начала традиционного летосчисления в Индии. Считается, что именно Ананга Пал Томар в 792 или 736 гг. возродил дотоле пребывавший в запустении и заброшенности многие сотни лет город Индрапрастху под именем Дхиллика; теперь это город Дели. Страна его называлась Харияна; за ним была череда из двадцати преемников, и при последнем из них, тоже Ананга Пале Томаре в 1164 г. угасла звезда этой индийской династии. Престол перешел к Чауханам: Вишала Деву и Притхвираджу, сыну дочери этого последнего Томара. В. Смит считал, впрочем, что Дели был построен в 993–994 гг., и что Ананга Пал построил Красный Шорт около 1050 г. и перенес туда железную колонну Чандрагупты Викрамадитья € ее первоначального места.

После утраты Дели Томары (Туары) практически не имели никаких владений на равнинах, но многие гималайские горные раджи прослеживают свое происхождение от них. Например, правители Чамбы, Сирмура и даже Кашмира возводили себя к клану Томар делийскому. Думается, что привязка именно к этой куле не может быть случайностью. Горные раджи вполне могли происходить от того же древнего этнического элемента, который выделил из себя этот древний исторически важный раджпутский род и кулу. Во всяком случае, в Гуджарате и Раджпутане их практически никогда не было – все исследователи единогласно называют их родовым гнездом Дели и говорят, что невозможно проследить их происхождение. Поэтому получается, что любое племя, пришедшее к власти в этих исторических и эпических местах, должно было претендовать на происхождение от героев Махабхараты.

На мой взгляд, эту раджпутскую кулу с полным основанием можно назвать кшатрийской, как происходящую от древнейших элементов населения Арьяварты.

В XIV–XV вв. Томары правили в Гвалиоре, но потом утратили его. Это произошло при Бабуре. Последний Томар, правитель Гвалиора раджа Викрамджит погиб в первой Панипатской битве, сражаясь на стороне Ибрагима Аоди. Когда через некоторое время в Гвалиор явился сын Бабура Хумаюн – за добычей, он получил в свое владение великий алмаз Кох‑и‑нур, алмаз, история которого одна заслуживает целой книги и о котором знают все. Именно тогда алмаз вышел на свет к Моголам, которые дали ему имя «Гора света», и с тех пор, за исключением недолгого периода, когда находился у сикхского махараджи Ранджит Сингха, он уже не принадлежит индийцам.

 

ЯДУ , или Ядава, Яду‑Бхатти, Джадон. Очень известная кула Лунной Линии. Яду – самое известное из всех племен Инда, ставшее синонимом потомков Буддхи и поэтому всей Лунной Линии. Легенды гласят, что они были изгнаны из района Дели и Гуджарата, вышли в Синд и прошли чуть ли не до Самарканда (до Газни во всяком случае), и уже оттуда через Панджаб вновь вернулись в Индию. Теперь название Бхатти полностью заместило древнее «Яду». Ядавы основали Джайсалмер в 1157 г., и этот город и княжество с тех пор является родовым гнездом кулы Бхатти. Город Джайсалмер – мираж в пустыне, дымного желтого цвета, огромная крепость на равнине, покрытой дюнами песка. В городе нет воды – жители берут ее из пруда, в котором накапливается дождевая влага, которой в пустыне очень немного. Правда, проведен специальный водовод за 200 км из гор, но это не спасает положения.

Ядавов много по всей Северной Индии, особенно в исторической области Брадж. Это может служить косвенным свидетельством того, что приведенная выше легенда может иметь реальное основание. Однако другим предком Ядавов объявляется Буддха, под которым раджпуты разумеют Будду Гаутаму, создателя буддийской религии. И они верят, что Будда стал их предком в те времена, когда они жили на территории Кушанского царства, где буддизм был государственной религией. Поэтому исследователи предполагают, что Ядавы – одно из шакских племен, пришедшее в Индию во II–IV вв. н. э. С ними связывают Саливахану, завоевавшему Удджайн в 78 с. н. э. и начавшего с этого момента отсчет «эры Шака»; и это говорит о жизни в Гуджарате. Титул раджи в Джайсалмере – «равал», и это тоже гуджаратский акцент.

Ядава – экзогамная кула. Одна из ее ветвей – Джареджа, которые живут в Синде и Гуджарате и являются раджпутами‑мусульманами. В Центральной Индии Джадон – эндогамная каста раджпутского уровня.

 

БАИС , Кула Солнечной Линии, одна из «36 царских». Не все исследователи относят их к Солнечной Линии. Эта кула расселена главным образом в современном штате Уттар Прадеш. Около 1400 г. раджа Трилокичанд Баис был правителем Ауда; от него они ведут свою историю. Можно предположить, что это довольно поздно присоединившийся к раджпутской общности элемент, хотя им очень повезло, и их название оказалось созвучным какому‑то угасшему из тридцати шести кланов великой раджпутской традиции. На такое предположение наталкивают сообщения исследователей, что Баис особо почитают змей. В книге Рассела и Хиралала это описано так: «Верят, что никакая змея никого из них никогда не губила и не погубит. А если кого укусит – то его не лечат. Просто подвешивают сосуд с водой над головой страдальца; в донце сосуда проделана дырка, и вода капает на голову, пока больной может это вытерпеть» (66, 4.436). О результатах такого лечения не сообщается. Название «Баис» выглядит как фонетический вариант слова «вайшья», и вполне возможно, что это не случайное совпадение. Б. Г. Баден‑Паузлл считал их Ядавами, т. е. Лунными раджпутами, на том основании, что легенды этой кулы возводят их к Саливахане и «эре Шака». Он полагал, что к этой куле относились и Гупты, и Харша.

 

ДИКХИТ (Дикшит). Кула Солнечной Линии. Кроме раджпутского племени Дикхит есть брахманская подкаста (готра) Дикхит. Это связано с тем, что некогда и те, и другие жили в одной местности в районе Удджайна. Сейчас их больше всего в районе Ауда. Дикхит – экзогамная кула.

 

ПАРИХАРА (Пратихара). Кула Огненной Линии. По легенде, прародитель Пратихара вышел из священного огня на горе Абу, но не имел воинственного облика, за что и был назначен привратником. Пратихара – знаменитая и очень влиятельная правящая кула могущественного государства Гурджара‑Пратихар, чьей столицей был Канаудж в VIII–X вв.

Позже в Раджастхане они не играли значительной политической роли, хотя в Марваре у них сохранилась древняя крепость от эпохи империи Гурджара‑Пратихара. Но по численности их в Раджастхане много. Пратихара – экзогамная кула, имеющая двенадцать ветвей.

 

ЧАЛУКЬЯ, ИЛИ СОЛАНКИ . Название означает «шестнадцатирукие». Кула Огненной Линии. До сих пор не решен вопрос о том, являются ли родственными друг другу Чалукья Западной Индии и Чаулукья Южной Индии. Чалукья Западной и Центральной Индии правили на территориях к югу от Махобы и Чеди одновременно с Чанделлами и Калачури. В IX в. Мулрадж Соланки захватил престол в городе Анхулварре (государство Лата в Гуджарате), и эта династия закрепилась до X в. Одновременно на территории Саураштры правила третья из ветвей Чалукья. Эти два гуджа‑ратских государства погибли при завоеваниях Ала‑уд‑дина Хильджи. Но считается, что именно с тех пор, когда на этой территории правили Чалукьи, появилось название Гуджарат. При мусульманских правителях вся цветущая страна была разорена, разрушены храмы и древние города. Чалукья и другие индуисты бежали в другие части Индии; сейчас их много и в Раджастхане, и в Уттар‑Прадеше, и в остальных районах Центральной Индии.

Чалукья – экзогамная кула, имеет 16 ветвей. Самый знаменитый клан этой кулы – Багхел. Багхелы производят свое название от слова «тигр». «Багхела» – это тигриная яма, логово. В XIV–XV вв. часть изгнанных из Гуджарата Чалукьев осела в районе Рева. Сначала они завоевали себе одну деревню Багхела, а затем расширили свои владения, и теперь вся эта территория называется Багхелкханд. Это название имеет тотемное происхождение.

 

ПАРАМАРА, ПРАМАРА, ПУАР, ПУНВАР. Кула Огненной Линии. В IX в. владели территориями в Мальве, где их столицей был сначала Удджайн, а затем Дхар. Во второй половине X века они очень усилились за счет владений Раштракутов и проникли далеко на юг. Тогда они стали одним из самых сильных раджпутских государств и совершали военные походы в Ориссу, Конкан и далеко на запад за Инд. Однако в середине I в. Чалукья и Калачури захватили Мальву, и скоро не осталось и следов былого величия Парамара правителей. Но различные их группы в итоге оказались рассеянными по многим районам страны. Особенно много Парамара в Панджабе и Уттар Прадеше. Княжество в Амаркоте в Синде принадлежало Парамара еще при Хумаюне. Именно в доме Амаркотского раджи Вирсала родился будущий падишах Акбар в 1542 г., когда Хумаюн находился в изгнании, куда его отправил Шер Шах Сур.

Парамара – многочисленная кула. Она экзогамная, имеет 35 ветвей. Некоторые историки считают, что правители династии Маурья принадлежали к этому племени, что странно, ведь это было задолго до того, как о раджпутах вообще узнали в Индии. Считается также, что некоторые Парамара бежали на юг, где стали предками Пуар клана маратхов. Маратхи в XVIII в. при своих завоевательных походах постарались захватить Дхар как свое родовое гнездо.

 

ЧАУХАН, ЧАХАМАНА . Кула Огненной Линии. У династии Чахамана было несколько ветвей. Самая ранняя из них правила в Лата, на территории современного Гуджарата, еще до середины VIII в. н. э. Другая ветвь сидела в столице Сакамбхари, совр. Самбхор около Джайпура, уже в VII в. Потом их государство было включено в состав империи Гурджара‑Пратихара, а когда та ослабела, вновь стало самостоятельным. Чауханы основали Аджмер, город, очень заметный в истории не только Раджастхана, но и всей Северной Индии.

Самый знаменитый правитель этой кулы – Притхвирадж, правитель Дели, родившийся в 1159 г. и переживший за свои 33 года (убит в 1193 г.) столько героических, романтических и иных потрясающих воображение событий, что навеки остался главным героем раджпутского эпоса. Ему посвящены историке‑героическая колоссальная по размерам поэма «Притхвирадж‑расо» Чанда Бардаи и поэма религиозного характера «Притхвирадж‑виджая». Главным в его жизни было то, что он боролся с мусульманскими завоевателями Дели – и проиграл им.

Чауханы были в X в. очень многочисленными, и различные ветви этой кулы обосновались в разных частях Раджпутаны и Гуджарата. Вместе с Парамарами, Чалукья и Томарами они поделили бывшие владения империи Гурджара‑Пратихара в Центральной Индии. В XII в. они отобрали у Томаров Дели, но это вовсе не могло тогда обеспечить общеиндийское влияние – Дели был в стороне от кипевших жизнью земель Гуджарата и Южной Индии. Известно из источников, как это происходило. В 736– 1193 гг в Дели правила династия кул Томар и Чаухан. Последний из Томаров – Ананга Пал умер в 1151 г. без наследников. Его владения получил по законам престолонаследия Вишаладева Чаухан из Аджмера, чей внук Притхвирадж был сыном младшей дочери Ананга Пала Томара. Притхвирадж наследовал своему деду Вишала Чаухану и деду по матери Ананга Палу Томару в 1171 г. как раджа Аджмера и Дели одновременно. Старшая дочь Анангапала была замужем за раджей Канауджа, и ее сын Джайчанд Ратхор тоже приходился внуком Анангапалу. Этот Джайчанд отказывался признать права Притхвираджа Чаухана на Дели; началось их трагическое противостояние, усиленное тем, что Притхвирадж женился на дочери Джайчанда Саньогите, умыкнув ее. История этого противоборства составляет одну из сюжетных линий «Баллад об Алхе» и содержание «Притхвирадж‑расо» Чанда Бардаи – великих произведений раджпутской героической поэзии. В это противостояние были втянуты многие раджпутские кланы и княжества Севера Индии, что весьма их ослабило. В итоге в 1193 г. коалиция Притхвираджа потерпела поражение от Мухаммада Гури, и с этого времени начался период Делийского Султаната и долгий период мусульманского правления в Индии, потому что на смену Делийскому Султанату пришла Могольская империя.

После завоевания Мухаммедом Гури Дели и его победы над Притхвираджем государство Чауханов распалось, остались его отдельные части у чауханских же кланов и линиджей. Но в 1307 г. при завоеваниях Ала‑уд‑дина Хильджи Чауханы потеряли свою исконную землю, многие из них были вырезаны, а уцелевшие отошли на запад. На земле Хараути они создали княжества Кота и Бунди, где правивший долгие столетия клан Хара считается потомком классических Чауханов.

Исследователи пишут, что Чаухан – эндогамная кула. Ее ветви и кланы являются экзогамными. Ветвей кулы Чаухан – 24. Среди них Хара (в Кота и Бунди); Гаур, Багра, Деора (княжили в Сирохи), Бандалгхоти, Аметхиа, Кхичи и др. Среди ветвей кулы Чаухан есть и такие, кто исповедуют ислам. Это, например, Кхичи, живущие в Синде и Пакистанском Панджабе. Они говорят, что еще племянник Притхвираджа Ишвардас первым подал такой пример – стал мусульманином. Есть мусульманские группы Чауханов и в Уттар Прадеше.

Исследователи отмечали, что название «Чаухан» часто перенимают низкие касты и раджпутские группы, не имеющие на это права, как якобы произошедшие от браков их женщин с Чауханами. О том же говорил Г. Роз: «Многочисленные джатские и другие племена включают в себя подразделения Чауханов, или имеют подраздаления, претендующие на происхождение от Чауханов; трудно назвать большую касту в Панджабе, которая бы не имела подразделения Чаухан, даже чамары» (65, 2, 156). Я полагаю что, имя и слава этого племени настолько велики, что для самых разнородных групп могут служить синонимом слова «раджпут». И поэтому вполне возможно, что претендующие на раджпутский статус группы стараются его присвоить. Этот механизм легко объясняет так называемую эндогамность этого племени: в действительности можно говорить о том, что существуют многочисленные разнородные кланы – якобы ветви Чауханов, – которые никто из них, и сами Чауханы тоже, не воспринимают как родственные, т. е. происходящие из одного корня. Вот такие «присоседившиеся» кланы сохраняют прежнюю экзогамию или даже эндогамию группы, имеют примерно равный между собой статус, вступают в браки и дают ложное впечатление, что Чаухан – это эндогамная кула. Истинно раджпутские ветви и кланы кулы Чаухан ведут себя так же, как и все остальные раджпутские ветви и кланы: Чауханы имеют высокий статус и вступают в гипергамные отношения с ветвями и кланами других раджпутских кул.

К ложно‑Чауханам я бы отнесла такие многочисленные группы, которые исследователи находят, например, в Уттарпрадеше – типа Бхадауриа, описанных у Рассела и Хиралала: «Бхадауриа – ветвь Чауханов, которые это отрицают, может быть, потому, что те вступают в брак между собою» (66, 4.437). Эта группа имеет два подразделения, которые могут вступать в брак между собою. По всем признакам Бадауриа – явно каста, претендующая на раджпутский статус, а именно – известный им Чаухан. И таких много.

Хранители раджпутской традиции – бхаты и чараны – не позволяют так легко «вступать в кулу», в том числе Чаухан, и обязательно фиксируют, когда и как это произошло – и все подобные сведения служат основанием для определения статуса раджпутской группы. И в раджпутской среде недоразумений по этому поводу, похоже, не бывает. Европейским исследователям, естественно, труднее отличить «истинных» (я бы сказала «признанных», «освященных традицией») раджпутов и «новеньких» претендентов.

 

НИКУМБХ . Кула Солнечной линии, одна из «36 царских». Их исторические связи ведут на юг, в район Бомбея, где они жили в ХII‑ХIII вв., хотя позднее расселились в Альваре и окрестностях. Кула имеет несколько ветвей, одна из них называется Сирнет. Об основателе этой ветви рассказывают такую легенду. Будучи непреклонными в борьбе с мусульманами, Никумбх раджпуты никогда им не кланялись при встрече. Один из Могольских правителей пригласил их ко двору, и в дверях была закреплена сабля на уровне шеи, чтобы заставить гордых раджпутов склонить голову перед правителем. Предок клана Сирнет предпочел, чтобы эта сабля перерезала ему горло, но не наклонился; отсюда и название клана – буквально «без головы».

 

ВЫВОДЫ

 

Из всего написанного о кулах и кланах, я думаю, можно сделать вывод: раджпутские кулы по происхождению – это не что иное, как разные, часто родственные, племена иноземных завоевателей Индии (за исключением мусульманских) и ее аборигенов. Некоторые из них даже сохранили свои древние тотемы. Другие вошли в состав раджпутской общности очень поздно, чуть ли не в XVII–XVIII вв. Но поскольку подавляющая часть этих племен имела общее восточноиранское происхождение, а затем все они подверглись мощному воздействию индийского (индоарийского) субстрата и его культуры, имели общую территорию расселения в Раджпутане, Гуджарате, Центральной Индии, Хиндустане, Уттар Прадеше и Пригималайских районах Северной Индии, то уже к X–XI вв. сложились в раджпутскую этно‑кастовую общность. В Раджастхане преобладают этнические черты этой общности, в остальных районах – кастовые.

Рассказывая о самых знаменитых и крупных раджпутских кулах и кланах, я говорила и об их политической и государственной истории, потому что VIII–XII вв. действительно были периодом раджпутских государств не только в Северной Индии; их влияние распространялось повсюду на субконтиненте, хотя не было постоянным и прочным. Сам характер раджпутской государственности обусловливал экспансионистские устремления и частые конфликты между собой каждого и всех вместе раджпутских государств. Когда с проникновением мусульман в Индию и установлением Делийского Султаната раджпуты стали оказывать активное сопротивление постоянным попыткам его правителей захватить раджпутские владения, насадить ислам, то сумели добиться многого: сохранили свою землю и религию. Но не сумели изгнать иноземцев и иноверцев из страны. Они были разобщены, и эта трагическая реальность была тоже предопределена особым характером раджпутской государственности.

При Могольских правителях раджпутские раджи должны были утверждаться или назначаться на престол Могольским падишахом. Их принцы‑наследники годами жили при Могольском дворе и воспитывались в чуждом раджпутам духе. Бывало поэтому, что младшие сыновья раджпутских раджей, пользуясь поддержкой Моголов, захватывали престол в обход старшего брата, законного наследника, и развязывали войны. Бывали и такие ужасные случаи, что сыновья, подстрекаемые Моголами, убивали отцов‑раджей и садились на их место. Вступавшие в союз с Моголами князья – все, кроме Мевар‑ских – отдавали своих дочерей замуж за Моголов, и раджпутские принцессы становились женами и матерями Могольских правителей. Сами раджпутские раджи добыли много военных успехов Моголам, были выдающимися военными и государственными деятелями. Но при разных правителях в фаворе были разные раджпутские княжества и кланы, а другие в это же время страдали от разорительных набегов могольских армий, в которых служили раджпуты других кланов. Каждый клан и кула самостоятельно решали свои проблемы. В результате многие дотоле безвестные люди получали должности и владения на время службы. Младшие ветви раджпутских кланов выслуживали себе княжества и поместья. Соперничество в среде раджпутской родовой аристократии разгоралось и подогревалось.

С падением Могольской империи, когда страна оказалась под властью маратхов, сикхов, отдельных мусульманских правителей, и «все воевали против всех», как говорил К. Маркс, земля Раджпутаны страдала больше всего от набегов маратхов, которые захватывали и опустошали целые районы как бы в уплату налогов. Только в Джайсалмере и Биканере сохранялось относительно мирное существование.

К этому времени раджпутской клановой традиционной организации был нанесен большой урон. Раджпуты утрачивали свои традиции вообще, правящие кланы подпадали под влияние Могольской культуры, патриархальные устои рушились в условиях иноземного господства, от которого раджпуты не сумели остаться в стороне. Но они сохранили свою религию, и индуисты других каст считали раджпутов защитниками индуизма вообще.

Индийские историки часто с горечью пишут, что «история раджпутов – трагическая история упущенных возможностей» (22, 112). И хотя раджпуты в Раджпутане и предгорьях Гималаев при Моголах сумели сохранить свои владения и династии, они очень ослабели и даже утратили за эти века многие свои гордые идеалы. А когда пришли англичане, раджпутские княжества заключили с ними так называемые субсидиарные договоры. В период между 1803 и 1823 гг. такие договоры подписали княжества Альвар, Караули, Кота, Джодхпур, Мевар, Бунди, Биканер, Кишенгарх, Джайпур, Бансвара, Партабгарх, Дунгарпур, Джайсалмер, Сирохи, а Аджмер‑Мервара стал одной из провинций Британской Индии. К 1947 г. было девятнадцать княжеств Раджпутаны, управлявшихся раджпутскими князьями. В 1949 г. они вошли в состав Союза княжеств Раджастхана, который с 1956 г. называется штатом Раджастхан Республики Индия. Раджпутские княжества пригималайских районов Северной Индии вошли в состав штатов Панджаб (позднее в Химачал‑Прадеш) и Уттар Прадеш как административные единицы. Власть князей была постепенно ликвидирована. Их потомки живут теперь в своих крепостях и дворцах, частью превращенных в музеи, частью в отели, или в больших столичных городах и занимаются бизнесом или чем‑нибудь еще. Они пользуются значительным уважением как хранители великой славы раджпутских раджей и реликты эпохи раджпутских правителей Индии. Славу и честь раджпутской традиции хранят ныне живущие потомки славных раджпутов эпохи средневековья, которые очень гордятся своей историей и подвигами предков, чтут традиции и воспитывают своих детей в раджпутском воинственном и свободолюбивом духе.

 

 

ГЛАВА III

Воинская идеология

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!