Неведомое прошлое – сакральная география 12 страница



 

Общественные ритуалы в нацистской Германии носили откровенно религиозный характер. Типичным примером такой квазислужбы была «Литания труду». Разыгранное на собрании Имперской службы труда на Нюрнбергском фестивале 8 сентября 1937 года, это действо было расписано поэтапно подобно церковному ритуалу.

Действо начиналось с перезвона колоколов. Девушки из Имперской службы труда маршировали к флагу и пели:

 

Салют флагу. Салют эмблемам.

Салют фюреру, их создателю.

Салют всем тем, кто умер, их защищая.

Прислушайся к призывам.

От всех врагов, которые угрожают день и ночь, мы защитим флаг.

Мы можем одержать победу, мы можем погибнуть,

Но флаг останется незапятнанным.

 

Знамена взметнулись и флаги подняли. Голос произнес призыв: «Здесь, в четвертое великое празднование, чтобы посвятить себя служению новым высоким целям, твердо мы стоим пред нашим народом и фюрером, на священной земле под нашими развевающимися флагами, с сердцами открытыми, готовыми повиноваться».

Все участники этой литании ответили выкриком: «Мы готовы!» После этого мужской хор восславил достоинства «миссии» фюрера. Затем другой голос продекламировал торжественное обещание Отечеству; раздался многоголосый клич «Германия!» и зазвучали фанфары.

Четыре голоса, символизировавших представителей четырех сословий общества (отголосок старой арийской кастовой системы Индии, которую Гиммлер мечтал восстановить) поочередно провозгласили благодарности Германии за пищу, тепло и защиту, обещая превратить неплодородные земли в цветущие сады. Далее прозвучали гимны Германии, сельской местности, материнству и труду, последовательно исполненные другими четырьмя голосами, которые соответственно символизировали север, юг, восток и запад. После еще одного хора людей с лопатами в руках торжественной данью памяти павшим зарокотал приглушенный барабанный бой. Голос продекламировал панегирик мученикам. Флаги приспустили и повесили на памятник Труду три венка – «Во имя свободы и славы рейха».

Затем мужской хор пропел гимн возрождению: «Настанет и наш день, мы готовы к призыву, но наш гордый флаг будет свободно реять навеки». Вновь подняли знамена, прозвучали фанфары, и началось произнесение Клятвы: одиночный голос чередовался со множеством голосов толпы, на манер общения священника и его прихожан: «Итак, в этот торжественный час мы молим о благословении Клятвы, данной нами. Мы благодарим тебя, фюрер, зато, что сейчас видели тебя. Признаешь ли ты в нас свое собственное творение? Пусть наши сердца будут биться в унисон с твоим сердцем, а наша жизнь найдет вдохновение в твоей любви. Увидь нас! Мы – твоя Германия!»

Прозвучал финальный гимн: «Господи, благослови фюрера в этот час, Господи, помоги нам укрепить землю, чтобы служить рейху с глубокой преданностью…» Зазвонили колокола, и праздник закончился.

Удивительные квазирелигиозные ритуалы, подобные вышеописанному, проводились в нацистской Германии каждую неделю. Гитлер, нацистская партия и рейх заняли место Христа и святых в актах поклонения светским богам. Энергии, которые они возбуждали, также были подобны энергиям, возникающим в ходе отправления религиозных ритуалов. Прямая попытка узурпации церквей, считал Гитлер, была бесполезной. Намного лучше превзойти их в психическом влиянии на нацию, ведя игру по их же правилам!

Ритуалы повторялись на всех уровнях с соответствующим размахом. Литания труду была равноценна мессе в соборе святого Петра с участием римского папы, но помимо огромных сборищ проводились также и местные празднования при малых «церквах». Каждый мальчишеский лагерь имел свой тщательно разработанный огненный ритуал. Каждые нацистские похороны сопровождались неоязыческими обрядами. По всему рейху использование знамен, процессий и церемоний поддерживало веру в то, что каждый нацист был частью огромного целого, великого товарищества, связанного единой верой и общими символами. Существовали даже нацистские церемонии по наречению младенцев именами. Алтарь, задрапированный свастикой, украшенный фотографией фюрера и открытой книгой «Майн кампф», обслуживал офицер СС в роли священника. Мы можем быть уверены, что немногие немцы из числа живущих сегодня сохранили фотографию своего «крещения», если им дали имя с проведением такого ритуала.

Нацистские церемонии заполнили календарь и человеческую деятельность от колыбели до могилы. Кроме того, нацисты имели священные города, где в разные дни официального года рейха проходили разные ритуалы. Каждый нацист сначала поворачивался к Мюнхену, подобно тому, как мусульманин всегда смотрит на Мекку.

Там Гитлер соорудил «храм святых мучеников», мавзолей 16 нацистов, убитых во время путча. Там также хранили «Знамя крови», которое несли во время неудавшегося восстания.

В древние времена великие национальные собрания – например, исландский Альтинг (Althing) – располагали так, чтобы отразить фактическую карту страны. Люди с севера находились с северной стороны, люди с запада пребывали на западной стороне и т. д. Местные представители от каждой профессии или ремесла усаживались в строго указанном месте. Таким образом, фактическая структура целой нации оказывалась физически воспроизведенной в виде микрокосма в определенном месте и в определенное время, согласно указаниям геомантов и астрологов, с целью выполнения действий сакрального характера. Нюрнбергские съезды проходили по весьма похожей схеме. «Весь микромир рейха, – писал корреспондент газеты Der Montag, – был виден в Нюрнберге в период с 31 августа по 3 сентября 1933 года».

 

 

Гитлер и его ближайшие соратники маршируют вдоль трамвайных путей в Мюнхене во время Праздника павших (9 ноября)

 

На Нюрнбергских партийных съездах вся мощь пропаганды соединялась с тонкими воздействиями на психику человека. Город украшали миллионы флагов со свастикой. Военная музыка и словесная пропаганда неслись из громкоговорителей с каждого фонарного столба. Непрерывные шеренги коричневорубашечников, членов СС, службы труда, Гитлерюгенда, представителей армии, флота и авиации маршировали туда‑сюда; маленький город был наполнен едва ли не миллионом людей. Проводилось так много парадов, что местные власти вынуждены были проложить трамвайные пути под землей, чтобы не прерывать работу общественного транспорта (подобное произошло и в Берлине кайзеровской поры).

Съезды поражали во всех отношениях, притупляя восприятие и одурманивая мозг. Парады обычно длились по восемь часов: постоянный поток шагающих гусиным шагом легионов, входящих и выходящих из огромного геомантически просчитанного стадиона в римском стиле. Массовые съезды такого размаха имели двойную цель: они запугивали оппозицию внутри и вне Германии, а также генерировали огромную психическую энергию, которую Гитлер и оккультные посвященные использовали во зло. Маги, подобные Алистеру Кроули, отдали бы свою правую руку за такой источник управляемой психической энергии.

Церемонии в память о погибших нацистах были величественными и жуткими, поскольку буквально пробуждали души умерших. Наиболее известна церемония, проведенная в 1937 году, когда масса народа должна была стоять смирно, слушая чтение списка фамилий 400 умерших нацистов. На другой церемонии огромная толпа солдат СС и СА заполнила плац, образовав широкий проход между стоящими шеренгами. Неожиданно наступила тишина. Гитлер и следовавшие за ним Гиммлер и Лютце медленно и торжественно прошествовали через весь стадион по этому проходу между шеренгами. В конце они подошли к «священному огню», горящему в урне, постояли минуту, затем двинулись в обратном направлении в полнейшей тишине. Происходило беспрецедентное по масштабу и силе воздействие на массы при помощи ритуальной магии.

Хотя действия Гитлера применительно к христианской религии в Германии были направлены на ее вытеснение ее же собственными средствами воздействия, в оккупированной Европе с духовной стороной жизни обращались несколько по‑иному. В Чехословакии и Польше, например, церковь безжалостно подавлялась. Многие популярные паломничества, проводившиеся в Чехословакии, рассматривались как проявления национализма и последовательно запрещались. Церковная собственность была захвачена, а духовные университеты закрыты. Молитва, которую традиционно произносили после мессы и в которой призывали архангела Михаила уничтожить Сатану и злого духа, растлевающих души людей, была нацистами запрещена. Они чувствовали, что молитвы об уничтожении Сатаны были слишком реалистичны! Даже девиз чешской католической газеты – «Люди, хранящие свою веру, никогда не погибнут» – был вычеркнут: представители СС достаточно хорошо понимали смысл этого утверждения.

Когда нацисты в 1939 году вошли в Польшу, они приступили к систематическому разрушению польских церквей. Этот акт был следствием нескрываемого намерения нацистских захватчиков превратить в руины каждое место поклонения поляков, которое они могли найти. Особенно это проявилось в отношении малых городов, таких как Шидловец, Островиц и Красник. По оценкам, проведенным после войны, свыше 90 % польских культовых сооружений было осквернено или полностью разрушено, включая, конечно, каждую синагогу.

В декабре 1940 года гауляйтер Вейс объявил, что польская церковь должна быть уничтожена, поскольку служит оплотом антинемецкого сопротивления. Также было запрещено использование во всех церковных службах польского языка. Запрещены были католические свадьбы и похороны. В конце концов почти всё польское духовенство было отправлено в концентрационные лагеря. Все молитвы Деве Марии, которую в Польше именовали «Наша богиня, королева польской короны», и все молитвы, гимны, праздники и святые, имевшие хоть сколько‑нибудь патриотический смысл, были вычеркнуты из тех сокращенных ритуалов, которые еще были дозволены. Все эти меры имели двойную цель: во‑первых, подавить христианство, которое нацизм смертельно ненавидел, а во‑вторых, полностью уничтожить польскую нацию.

Норвегия, однако, служит для нас примером отношения нацистов к религии в «расово приемлемой» стране. Марионеточное правительство под управлением бесславного Квислинга попыталось возродить неоязыческое поклонение Солнцу в качестве национальной веры и искоренить христианство. Многое было сделано Квислингом в части символики: например, традиционный крест был заменен солнечным – норвежским эквивалентом нацистской свастики. Зигмунд Фейлинг, один из немногих пронацистски священников, возглавил движение новорожденной веры и стал выпускать пропагандистские материалы, соединяя нордический расизм с древним норвежским язычеством и избранными христианскими мотивами. Был опубликован катехизис, в котором повиновение руководителю (Квислингу) заложили как самое важное толкование пятой заповеди.

Сопротивление неоязычеству было огромное, а 1 февраля 1942 года произошел главный взрыв возмущения христиан новым вероучением. В кафедральном городе Трондгейм отряд местных норвежских фашистов решил провести языческую церемонию, чтобы отпраздновать назначение Квислинга премьер‑министром. Церемония должна была проходить в соборе, поскольку немецкие геоманты сообщили норвежским нацистам, что он является ключевой точкой в сакральной географии Норвегии. Церемония, или посвящение, должна была быть типично нацистской по содержанию, включая внесение неоязыческих знамен Квислинга в собор.

Но настоятель собора доктор Фьелльбу не разрешил нацистам вторгаться в собор натом основании, что внесение солнечного креста в христианский храм будет богохульством. Церемония также прервала бы причастие, которое было заранее назначено на то же время, поскольку Фьелльбу решил проводить причастие согласно принятом распорядку. Огромная толпа собралась к назначенному часу, и, хотя ее теснили вооруженные охранники, люди пели знаменитый лютеранский гимн «Наш Бог всё еще силен». Хотя солнечные кресты таки внесли и Квислинг был «посвящен» по полному нацистскому ритуалу, была проявлена и сила христианского чувства, равно как продемонстрировано отвращение людей к фашистской диктатуре.

 

Глава 11


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!