ДЕМОНСТРАЦИЯ «ОЖИВШЕЙ ИСТОРИИ»



 

Центральный эпизод воссоздания «Белых Ночей» это показ последних часов сектантов Народного Храма. Кроме того, публике будет предоставлена возможность пообщаться с исполнителями, расспросить их и познакомиться с подробностями жизни общины. Следуя своей роли, участники представления покажут серию событий, которые способствовали трагедии в Джонстауне, продемонстрируют фон, на котором протекала деятельность Народного Храма, и расскажут о повседневной жизни общины от пищи, которой они питались, до условий существования в гайанских джунглях.

Демонстрация «ожившей истории» будут стержнем воспроизведения «Белых Ночей». Показывая публике столкновения внутри общины и проблемы отношений с внешним миром, она будут способствовать лучшему пониманию пресловутых 914 самоубийств. Это изображение будет дополнено лекцией, которую прочтет один из участников показа, посвященной изложению и интерпретации теологии Народного Храма и событий, которые привели к трагическому исходу.

 

ЦЕЛЬ И ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

 

Представление ставит себе целью реконструировать и донести до публики подлинную суть мировоззрения сектантов, которое было искажено популярным истолкованием этого учения, как дьявольского, вредного и бесчеловечного. Таким образом, с помощью метода воспроизведения достигается очень важный результат — люди знакомятся с истинным характером общины Народного Храма, сообщества личностей с гуманным и независимым образом мышления (интерпретация в подобном духе хорошо согласуется с разными более или менее сенсационными материалами, посвященными этим событиям).

События в Джонстауне были трагедией. Я надеюсь, что воссоздание этих событий в прямом показе отразит и этот трагизм, и долю соучастия общества в совершившейся катастрофе. Можно считать, что люди общины Народного Храма заблуждались, но делали это искренне и сознательно.

 

ОТЧЕТ, НАЙДЕННЫЙ В ДЖОНСТАУНЕ ПОСЛЕ МАССОВЫХ СМЕРТЕЙ

 

Медицинская служба Народного Храма

P.O.BOX 893 Georgetown, Guyana

 

Лоуренс Э. Шат, доктор медицины.

Шарон Р. Кобб, дипломированная медсестра.

Джойс А. Паркс, дипломированная медсестра.

Дэйл Паркс

 

Каждому, кто найдет эти заметки: Соберите все магнитофонные ленты, все записи, все документы. Историю нашего движения, нашей деятельности нужно будет изучать снова и снова. Она должна быть понята во всей своей невероятной важности. Насколько это важно, невозможно выразить словами. Мы отдали свою жизнь ради этого великого дела. Мы горды, что у нас есть, за что умирать. Мы не боимся смерти. Мы надеемся, что мир еще придет к идеалам братства, справедливости и равенства, которыми жил Джим Джонс и ради которых он умер. Мы все добровольно выбрали смерть за эти идеалы. Мы знаем, что будем неверно поняты и не сможем это предотвратить. Но Джим Джонс и наше движение, по-видимому, родились слишком рано. Мир был еще не готов позволить нам выжить.

Мне жаль, что я не могу достаточно красноречиво написать эту предсмертную записку. Мы приняли решение, но нас огорчает, что мы не можем все как следует объяснить. Наша жизнь кончается. Пусть мир найдет путь к новому перерождению в справедливое общество. Если окажется, что наши жизни и жизнь Джима Джонса способствовали осуществлению этих чаяний, значит, мы жили не напрасно.

Джим Джонс не отдавал никаких приказов об убийствах, мы уходим из жизни добровольно. Это решение было принято многими из нас, учитывая, что мы слишком часто сталкивались с попытками подорвать наше движение. Нас преследовали, и это не оставляло нам иного выбора — мы решились скорее пожертвовать жизнью, чем видеть, как гибнет наше дело. Мы горды своим выбором.

Пожалуйста, попытайтесь нас понять. Посмотрите на все. Посмотрите на все наше движение в целом. Посмотрите на Джонстаун, попытайтесь понять, что мы пытались осуществить. Это было движение к жизни, к новым вершинам человеческого духа, сломленное капитализмом, системой эксплуатации и социальной несправедливости. Окиньте все это взглядом и учтите — мы существовали практически в осадном положении. Мы не хотели такого конца — мы хотели жить, сиять, приносить свет миру, который так жаждет хоть капли любви. Тем, кто остается, нашим любимым, многие из которых этого не поймут, тем, кто никогда не знал этой истины, мы говорим: не печальтесь. Мы благодарны за эту возможность принести свидетельство — пусть даже такое горькое свидетельство — история нас для этого предназначила, несмотря на наше желание позабыть о себе. Мы действовали наперекор истории. Но в этот час, когда нас преследуют демоны несчастья, случайные хитросплетения обстоятельств, ошибки и заблуждения, которых мы не хотели, которые не входили в наши намерения, мы сохраняем спокойствие.

Я надеюсь, что кто-нибудь изложит письменно всю нашу историю. Это не предсмертная записка для прессы. Это нечто большее. Мы чувствуем близость с миллионами других людей в мире, мы представляем собой новый образец. Образец любящих друг друга людей, и мы не хотим попасть обратно в плен обществу. И мы спешим засвидетельствовать это.

Мы не хотели, чтобы все так получилось. Райан пробыл здесь целый день, и все шло хорошо. Позднее какой-то человек пытался напасть на него, но неудачно. В то же время несколько человек пошли в джунгли, чтобы настигнуть Райана, ребят и тех, кто остался с ними. Они сделали это и убили нескольких. У нас просто не было выбора. Нас бы, наверное, взяли. Мы должны быть все заодно, мы хотим жить, как Народный Храм, или не жить вообще. Мы сделали выбор. Это конец.

Объятия, поцелуи и слёзы, молчание и радость, все вместе, пока все идут длинной вереницей. Ласковые прикосновения, слова, произнесенные шепотом, когда эта очередь молча проходит мимо. Решимость, уверенность в цели. Гордый народ. Только вчера вечером их голоса сливались в торжествующем хоре, подтверждая свою веру, и вот сегодня, еще одно подтверждение, хотя и другого рода, та же самая победа человеческого духа в еще большем масштабе.

Крошечный котенок сидит рядом и смотрит на меня. Собака лает. Птицы собрались на проводах. Пусть же будет рассказана вся история Народного Храма. Пусть все покровы с нее будут сняты. Это зрелище — ужасная победа, как горько от того, что мы не осуществили, не сумели осуществить то, чего хотели, как горько, что Джим Джонс раздавлен миром, который не им устроен. Какая великая победа.

Если никто не понимает нас, это не имеет значения — я готов умереть. Тьма опускается над Джонстауном в этот последний день его существования на земле.

 

Сондра Ландон

ИГРА В УБИЙСТВО

 

Общество втайне жаждет преступлений, нуждается в преступлениях и определенно получает некоторое удовлетворение от того, что с этой проблемой не удается справиться! Ритуал преступления и наказания это часть нашей жизни. Нам нужны преступления, чтобы ими восхищаться, косвенно (через других) наслаждаться ими, обсуждать их, размышлять над ними и публично оплакивать их. Нам нужны преступники, чтобы мы могли отождествлять себя с ними, тайно завидовать им и как следует их наказывать. Они нарушают для нас запреты, которые мы сами хотели бы нарушить, и, как козлы отпущения в старину, они несут на себе бремя нашей вины и наказания, которое мы на них переложили.

Карл Меннингер

 

Убийство в изобилии снабжает нас тем видом кайфа, который Ричард Рамирес называет «получать удовольствие от насилия». Быстрая кульминация помогает снять скуку и напряжение. Уж коли человеческая трагедия принимает форму поучительной и развлекательной программы в эфире, может быть, нам последовать призыву крайне популярного журнала «Убийство может быть забавным» и поиграть в убийство гостей на следующей вечеринке. После чего, понятно, включить вечерние новости и увидеть ухмылку очередного великого кровопускателя, говорящего: «Я прямо-таки прирожденный убийца!».

Это уже не просто убийство, это Игра в Убийство.

Почему же наша культура окружает романтическим ореолом Игру в Убийство? Что это — ответ на психологическое давление, созданное многократно возросшим числом убийств и потерей контроля? Или это реакция деморализованных людей на угнетение и коррупцию, этакий способ стать по-настоящему сильным, не выходя из комнаты, и бросить вызов властям?

Или Игра с Убийством это просто попустительство собственным желаниям? Токсические вещества действуют на тело, а отравленная культура — на мысли и психику, вызывая приступы эйфории и маниакальной ярости.

В свое время отвязным ребятам для того, чтобы послать общество куда подальше и как следует оттянуться, хватало хорошей дозы рока, наркотиков и алкоголя. Последующие волны недовольных шли все дальше и дальше, и теперь, в конце концов, обнаружили, что только современные серийные убийцы действительно задевают их за живое.

Буйное поведение на сцене отражает то, что Дон ДеЛилло называет «способ общения, на который обращают винмание». Наш фактор враждебности увеличился, хард-рок превратился в дэт-и блэк-метал. И то, что нашло отражение в крайних направлениях, теперь находится где-то посередине — теперь каждый может испытать то самое знакомое забойное ощущение. Убийство как «разрешение проблемы» достигает своего пошлого апофеоза на кабельном телевидении Великой Американской Державы с Дикси Чиксом, изображающим наглядно, на пальцах — как и почему «Эрл должен умереть». Хихикающий и корчащийся от смеха, когда связанный труп Эрла подпрыгивая, валится в канаву перед камерой, телеобраз очищенного до блеска красавчика Дикси заставляет чувствовать, что это совершенно по-американски — убивать.

В мистике преступления, собственно говоря, нет ничего нового. Это все часть давней сценической традиции: Шекспир запросто забрасывал сцену трупами и ни одна греческая трагедия не обходилась без смертельной битвы, истреблявшей половину наличного состава. Современный серийный убийца исполняет ту же самую роль, что и мрачноватые народные герои Робин Гуд, Ланцелот, Уайат Эрп, Джесси Джеймс. Вождь викингов Эрик Красный[48] был так прозван вовсе не из-за цвета своих волос.

В Ветхом Завете перед нами разворачивается кровавая панорама, заставляющая радоваться, что сейчас ты в безопасности. Из нее мы узнаем, как массовые убийцы набирали все больше и больше очков, а древние народы прославляли их, скандируя: «Саул побил тысячи, а Давид — тьмы». Саул был обуян яростной страстью к убийству и завидовал вдохновленному богами псалмопевцу с лирой. Давид же, в свою очередь, стал самым безжалостным массовым убийцей и этим завоевал сердца кровожадных почитателей Саула.

Преклонение перед кровожадностью, хотя на него сегодня смотрят косо и стараются не замечать, по-прежнему живо и в наши дни, пусть на глубоком, подсознательном уровне. Сами серийные убийцы, по-видимому, часто захвачены идеей о том, что убивать — это почетно. Убийца, который застрелил своего отца и заколол еще пятерых, сказал мне, что он чувствует себя пришельцем из другой эпохи, эпохи, когда ему бы льстили и поклонялись. Дэн-ни Роллинг часто отзывается о себе, как о своего рода Джесси Джеймсе, и излагает нам «легенды о мужчинах, храбрых, как львы, и прекрасных девушках, похитивших их сердца… о волшебных, более простых временах, когда можно было завоевать благосклонность Прекрасной Дамы, владея обоюдоострой секирой и храбро сражаясь с врагами… славное то было время для настоящего мужчины».

Испытываем ли мы реакцию самоотторжения к наступающей на нас эстетике безобразного? Наши мысли и во сне и наяву полны борьбы и дурных предчувствий, а актеры извергают бесконечную массу ярости, страха, омерзения и насилия. Как пел Леонард Коэн: «Я видел будущее, и это — убийство».

В сущности, сами себе не отдавая в том отчета, убийцы — это художники, на свой лад выражающие глубинные сейсмические сдвиги. Как иначе могут они расшифровать тайные послания, закодированные в крови? Сам убийца, возможно, и не усматривает в своих поступках никакого космического смысла. Он может считать, что просто выполняет свою частную задачу. Но поскольку эти психодрамы могут лишить нас жизни, это уже наше дело — их истолковывать. Если мы отвернемся от кровавых пятен на стенах, они не исчезнут. И чем более человек невежествен, тем большую силу обретут в нем такие идеи.

Наш мозг — это магический театр, где голографически разыгрывается то, что мы воспринимаем как реальность. Коль скоро мы усваиваем то, что убийца мог бы сказать или сделать, мы вызываем его к жизни в нашем внутреннем мире. Благодаря масс-медиа, посвятившим себя наглядному выражению представлений, затребованных нами самими, у всех нас есть, по крайней мере, один фантасмагорический Мэнсон, выплясывающий в темном углу нашего разума, исступленно выкрикивая бессвязные заклинания.

Если Мэнсону в нашем мозгу случится когда-нибудь прорваться к жизни в нашем Театре Реальности… то кому-то не поздоровится.

Но, конечно, мы не хотели бы, чтобы так получилось. Никто из наших телезрителей не хочет пострадать: они хотят просто поглазеть.

 

Сондра Ландон — издатель «Историй об убийцах», соавтор (вместе с Дэнни Роллингом) книги «Стать серийным убийцей», автор готовящейся к печати документальной книги об убийцах-вампирах и героиня документальной передачи Эрла Морриса (недавно прошла на кабельном канале Bravo). Ее сотрудничество с Роллингом навлекло на нее судебное преследование со стороны властей штата Флорида. В итоге суд лишил ее всех денег, которые она заработала на книге Роллинга. После того как ей пригрозили смертью, миссис Ландон отказалась от своего настоящего призвания — работы с уголовниками. Ее сайт — www.sondralon-don.com, закрытый на America Online после жалобы губернатора Вайоминга на то, что там появлялись материалы, полученные от серийных убийц, теперь посвящен музыкальной карьере миссис Ландон.

 

Адам Парфрей

ДЖО ALT.TRUE.CRIME

 

Убийство — один из центральных механизмов нашей культуры, от него подпитывется, прикрываясь нравственными целями, индустрия развлечений: газеты, журналы, романы, документальные книги об убийствах, музыка и кино. Именно убийства питают многочисленные бюрократические структуры власти — полицейскую, судебную, тюремные отрасли и некоторые второстепенные — законников, производителей огнестрельного оружием и др.

Убийство и истребление коренного населения вторгшимися захватчиками — обычная практика при основании и формировании нового государства. Убийство по религиозным причинам даже оправдывается в некоторых современных странах, например, в Иране и Израиле.

Убийства обеспечивают средствами к существованию немало добродетельных моралистов.

Убийство в наше время стало этаким низкопробным развлечением, что позволяет многим критикам общества говорить о том, что убийства уже «перестали им быть интересны».

Но самое главное — убийство порождает личности с такой болезненной и мстительной психологией, как Фрэнк, интервью с которым было опубликовано в первом издании «Культуры времен Апокалиписа». Интервью, называвшееся «Образ жизни: Высекаю огонь, сидя на пороховой бочке». В отличие от работ других писателей, занимавшихся вопросами убийства, публикация интервью с Фрэнком вовсе не претендовала ни на какую «объективность», — это был манифест яркой и четко выраженной ненависти к обществу.

Одному из своих друзей Фрэнк отправил по почте видеокассету. Там он был заснят с пистолетами в руках, с невнятным бруклинским акцентом рассказывающим свою историю. Обычно в психологических новеллах убийцы редко занимаются психоанализом. Однако Фрэнк прекрасно знал, почему он хочет убивать: отец ежедневно заставлял его брать в рот, а мать была просто равнодушной садисткой.

Вскоре Фрэнк неожиданно исчез. И его друг, незадолго перед этим получивший от него памятную видеокассету, верил, что тот стал убийцей, тем самым, которого в нью-йоркских средствах массовой информации прозвали Зодиаком.

Исчез ли Фрэнк ради того, чтобы заняться убийствами или нет, неизвестно. Но вскоре в интернете появился некий «Джо». В Сети он был практически так же популярен, как Фрэнк в газетных и журнальных статьях. У обоих были сходные навязчивые идеи — убийства и женские ноги. Оба написали множество тщеславных статей и писем, и оба уверяли всех в своей пользе и значимости.

Однако между ними было и одно тонкое различие — в связи с отношением к ремеслу массового и серийного убийцы. Фрэнка не интересовали серийные убийства — он не получал от них такого сексуального удовлетворения, как от убийств массовых. Джо же заявлял, что и то, и другое увлекает его примерно одинаково.

Ниже приводятся сетевые «Ответы на часто задаваемые Джо вопросы» и его письмо к Дэнни Роллингу, соавтору Сондры Лан-дон по книге «Стать серийным убийцей», вышедшей в издательстве Feral House. По решению суда штата Флорида Ландон, кстати, не получила авторский гонорар за соавторство в этой книге. Именно Ландон привлекла наше внимание к сайту Джо и его письму Роллингу. Сама мисс Ландон перестала заниматься этой проблемой после того, как Джо начал угрожать ей. Крайне популярный в Интернете благодаря своим четким, жестким и самовлюбленным письмам, Джо доказывает, что в современной апокалиптической культуре звездой может стать кто угодно.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!