Основные направления внутренней и внешней политики



 

Держава, созданная первыми Рюриковичами с центром в Киеве, являлась своеобразным государственным образованием. Во-первых, Древнерусское государство изначально было полиэтническим объединением восточнославянских союзов племен и их соседей. Сам князь Олег и его ближайшее окружение, пришедшее с ним с севера, были варягами, которые довольно быстро растворились в среде восточнославянских племен. Помимо этого Русская земля, или Русь, включала в себя и неславянские этносы, находящиеся в зависимости от первых правителей Руси, в том числе балтские и финно-угорские племена-народности (чудь, меря, мурома) и др.

При первых правителях Древнерусского государства шел процесс вовлечения в зависимость изначально не входивших в его состав восточнославянских племенных княжений. При Олеге были подчинены северяне, радимичи (тем самым контроль над путем «из варяг в греки» полностью перешел к киевским князьям), древляне; его преемнику Игорю (912-945), согласно летописи, сыну Рюрика, пришлось вновь покорять древлян и воевать с уличами; сын Игоря Святослав (964-972) подчинил вятичей; Владимир Святославич (980-1015) снова воевал с вятичами и радимичами, при нем же в состав Древнерусского государства были включены земли волынян и хорватов. Наряду со славянами в него входили финно-язычные народности чудь, меря, мурома.[10]

Первоначально по крайней мере некоторые включенные в Древнюю Русь племенные княжения сохраняли определенную автономию и даже местных князей. Однако в конце Х в., при Владимире Святославиче, происходит перестройка структуры государства, укрепившая его единство: автономия племенных княжений была ликвидирована, а в важнейших городах и землях страны в качестве князей, подчинявшихся великому киевскому князю, посажены сыновья Владимира Красное Солнышко.

Поскольку великий князь считался верховным собственником территории государства, ее эксплуатация киевской военно-дружинной знатью осуществлялась путем сбора ренты-налога — натуральной и денежной дани — с подвластного населения, присутствовали при этом и элементы военной контрибуции с подчиненных Киевом племенных княжений. Даннические отношения реализовывались в форме полюдья (с поздней осени до весны великий князь и его ближайшие помощники с дружиной для сбора дани объезжали территорию страны). Часть дани шла на содержание великокняжеского двора и дружинников, часть (меха и т. д.) вывозилась для продажи в столицу Византийской империи Константинополь. В 945 г. во время полюдья в Древлянской земле погиб князь Игорь: он превысил традиционную норму дани, за что был казнен древлянами. Вдова Игоря Ольга (945— 964) жестоко отомстила древлянам, сожгла их град Искоростень. Однако она упорядочила сбор дани, установив ее размер (уроки) и места сбора (погосты). После 945 г. практика сбора дани самими великими князьями отмирает, эта функция переходит к представителям княжеской администрации.[11]

Итак, во главе Русского государства VI – X веков стоял главный Князь, проживавший в тогдашней столице Киеве. Главному князю подчинялись простые князья стоявшие во главе своих наделов или княжеств. Реально вторым по главенству являлся князь новгородский, поэтому главный князь старался посадить туда своего старшего сына. Каждый князь имел своё войско, дружину. Естественно, что и воинов и самих князей нужно было чем-то кормить. Так князь с могучею дружиною периодически объезжал славянские земли и собирал полюдье. Впоследствии часть собранного съедалась, а часть отправлялась за рубеж (полюдье продолжалось приблизительно с VIII по XI века). Единого законодательства на Руси не было вплоть до князя Владимира, издавшего первое единое русское законодательство Русскую Правду. Обычно суд вершили князья по своему уразумению и по древним обычаям. Но были люди, которые могли указать даже великому князю – это служители славянских языческих богов. Если такой служитель говорил, кого и когда нужно, к примеру, принести в жертву богам, никто не смел его ослушаться.

Становление и развитие Древнерусского государства проходило в тесном взаимодействии с окружающими его народами и государствами. Еще в 860 г. русы совершили морской поход на столицу Византии Константинополь (Царьград), летопись связывает эту военную акцию с именами киевских князей Аскольда и Дира. В 907 г. поход на Царьград предпринял Олег. Окрестности Константинополя были опустошены, а испуганные византийцы выплатили Олегу дань. Но главным результатом явилось заключение договоров (их тексты сохранились в составе «Повести временных лет»), регламентировавших пребывание русских послов и купцов в столице Византии и дававших им льготы. Неудачный поход на Константинополь осуществил в 941 г. Игорь: русские корабли были сожжены «греческим огнем». Второй поход Игоря в 944 г. привел к заключению нового договора с Византией, но на менее выгодных, чем при Олеге, условиях. Текст договора также сохранился в летописи.

Княгиня Ольга в 946 или 957 г. (точная дата спорна) совершила поездку в Константинополь и приняла здесь крещение, что, однако, тогда не привело к превращению христианства в государственную религию Руси.[12]

Активную внешнюю политику проводил Святослав. Во второй половине 960-х гг. (относительно более точной датировки сведения источников противоречивы) воины Святослава разгромили Хазарский каганат, разрушив его столицу Итиль, покорили предков осетин ясов и предков адыгейцев касогов (тем самым было положено начало древнерусскому Тмутараканскому княжеству), заняли стратегически важный хазарский город на Дону Саркел (Белая Вежа). В итоге на некоторое время волжский торговый путь в значительной мере оказался под контролем Руси.

В 967 г. по приглашению императора Никифора II Святослав выступил против воевавшей с Византией Болгарии, разбил болгар и обосновался на Нижнем Дунае. Это создавало угрозу уже самой Византии, тем более что Святослав имел планы переноса столицы своего государства в болгарские земли. Однако летом 968 г. он был вынужден вернуться на Русь, где, воспользовавшись отсутствием великого князя и, возможно, по наущению византийцев, печенеги едва не взяли Киев. Разгромив печенегов, Святослав в том же году вернулся на Дунай и начал борьбу с Византией, которая закончилась неудачей: в 971 г. новый император Иоанн I Цимисхий осадил войско Святослава в г. Доростоле (на правом берегу Дуная). Святослав вынужден был заключить с Византией договор, по которому терял свои завоевания на Балканах и должен был вернуться на Русь. На пути к Киеву у Днепровских порогов князь был убит печенегами (972).

Неоднозначными являлись отношения Руси с тюрко-язычными кочевниками печенегами, в конце IX—Х в. пришедшими из Заволжья и захватившими степи Северного Причерноморья: известны факты как союзнических отношений с ними (например, печенеги участвовали в походе Игоря на Константинополь в 944 г.), так и военной конфронтации (920, 968-972). С целью противостояния возросшему в конце Х в. натиску печенегов Владимир усилил оборону южнорусских рубежей, создав сеть городов-крепостей по р. Десне, Остру, Трубежу, Суле, Стугне.

При Владимире существовали дипломатические контакты с Польшей, Чехией, Венгрией, отношения с Германией были установлены еще при Ольге. Устойчивые и тесные связи поддерживались со Скандинавией.[13]


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 284; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!