Пресыщение – начало всякого вреда



 

Пост есть оружие для ополчения против демонов, потому что род сей не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17:21). И столько благ от поста! А пресыщение – начало всякого вреда. Ибо вместе с роскошию, пьянством и всякого рода лакомствами тотчас возникают все виды скотской невоздержности. От сего люди, как скоро роскошь вонзит свое жало в душу, делаются кони женонеистовни (Иер. 5:8). У упившихся и естество извращается: в естестве мужеском вожделевают они женского и в женском мужеского. Но пост указывает меру и в делах супружеских, удерживая от неумеренности даже в том, что дозволено законом: по согласию отделяет время на то, да пребывают в молитве (1 Кор. 7:5).

 

Истинный пост – воздержание от зла

 

10. Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей. Истинный пост есть устранение от злых дел: разрешай всяк соуз неправды (Ис. 58:4). Прости ближнему оскорбление; прости ему долги: не в судех и сварех поститеся (Ис. 58:6). Не ешь ты мяса, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах. Горе вам пиянии не от вина (Ис. 28:1). Раздражение есть опьянение души; оно так же выводит ее из ума, как и вино. И скорбь также есть опьянение; она потопляет разум.

 

Страсти – пьянство души

 

Страх – новое опьянение, когда бывает, от чего не должно ему быть. Ибо сказано: от страха вражия изми душу мою (Пс. 63:2). И вообще, всякую страсть, которая выводит ум из себя, справедливо можно назвать упоением. Представь себе разгневанного, как он упоен страстию; он себе не господин, не узнает себя, не узнает присутствующих, как в ночной битве всех касается, на всякого нападает, говорит, что пришло на ум: он неудержим, ругает, бьет, грозит, клянется, кричит, разрывается. Бегай сего опьянения, не пристращайся и к упоению вином. Питье одной воды не предваряй неумеренным винопитием. Не пьянство должно тайноводствовать тебя к посту. Не чрез пьянство входят в пост, как не чрез любостяжательность – в справедливость, не чрез невоздержание – в целомудрие, и кратко сказать, не чрез порок – в добродетель. Другая дверь к посту. Пьянство вводит в невоздержность, а к посту ведет трезвость.

 

Несовместимость поста и пьянства

 

Борец предварительно упражняет тело; постник предварительно воздерживается. Этим пяти дням да не предшествует у тебя пьянство, чтобы тебе не быть вознагражденным наперед и не быть словно перехитряющему Законодателя. Ибо напрасно [1552] трудишься, сокрушая тело, если не утешаешься недостатком. Это кладовая ненадежна [1553]; ты наливаешь в дырявую бочку. Вино вытекает, идя своим путем, а грех остается. Слуга бежит от господина, который бьет; а ты не оставляешь вина, которое ежедневно бьет тебя в голову. Лучшая мера в употреблении вина – телесная потребность. А если выйдешь из пределов, то будешь завтра ходить с больною головою, страдая зевотою и головокружением, издавая из себя запах перегнившего вина; тебе будет казаться, что все ходит кругом, что все колеблется. Упоение производит сон, который есть брат смерти, и пробуждение, похожее на сновидение.

 

Пьянство отгоняет Духа Святого

 

11. Знаешь ли, Кого готовишься принять к себе? Того, Который обещал нам: Я и Отец приидем и обитель у него сотворим (Ин. 14:23). Для чего же прибегаешь сперва к пьянству и заключаешь вход Владыке? Для чего наперед допускаешь врага занять твои твердыни? Пьянство не дает места Господу; пьянство отгоняет Духа Святого.

Дым гонит прочь пчел, а неумеренное винопитие отгоняет духовные дарования. Пост – благообразие города, благоустройство собрания [1554], мир домов, сохранность имуществ. Хочешь ли видеть его досточестность? Сравни нынешний вечер [1555] с завтрашним, и увидишь город, из шума и волнений перешедший в глубокую тишину. Но желаю, чтоб и нынешний (вечер) досточестностию уподоблялся завтрашнему и завтрашний нисколько не уступал в светлости [1556] нынешнему. Господь же, приведший нас к дням сим, да поможет нам, как борцам, в сих предварительных подвигах показав твердость и силу терпения, достигнуть и дня, готовящего венцы: ныне [дня] воспоминания спасительного страдания, а в будущем веке [дня] мздовоздаяния за совершенное нами на праведном Суде Самого Христа [1557], потому что Ему слава во веки веков. Аминь.

 

Беседа 2

О посте вторая [1558]

 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!