Число семь в Священном Писании – символ нынешнего века и иудеев. Число восемь – символ будущего века



 

Смысл сокровенный ведет мысль нашу к более важным исследованиям. Мне, как бы смотрящему на что‑то едва видимое, где многое по неясности представляется в тени, касательно седми жен приходит на мысль нечто следующее. Под словом седмь нередко разумеются и настоящая жизнь, и Израиль по плоти. Ибо, с одной стороны, время дел творения состоит из семи повторяющихся дней (Быт. 2:2), посему и век, какой последует за теперешним состоянием вещей, в Писании называется осмым, и есть псалмы о осмем (см. Пс. 6 и 11), что значит о веке, который будет после сего времени. Но, с другой стороны, во многих местах под словом седмь разумеется и иже яве Иудеи (Рим. 2:28), и их гражданское устройство. Сказано: Даждь часть седмим и осмим (Еккл. 11:2). Ибо и Ветхому, и Новому Завету надлежало иметь какое‑либо свидетельство о своем происхождении от Бога и о взаимном между собой согласии. Итак, седмь жен – это Ветхий Завет. Имутся за мужа единаго, то есть за Господа, Который не один из многих, но единствен. Глаголюща: хлеб наш ясти будем, то есть останемся при своей мере существования, потому что мы стень грядущих (Кол. 2:17) и образы небесных (Евр. 8:5). Пусть одно имя Христово наречется Ветхому Завету, чтобы снята была с него укоризна в бесполезности. Но и синагога израильская, когда умер Закон, которым она была связана, сделалась свободной (1 Кор. 7:39) и получила право вступить в брак с кем хочет, не став прелюбодейцей (Рим. 7:3), почему, пришедши к Жениху‑Слову и как бы прилепившись к Нему любовью, может сказать: имя Твое да наречется на нас.

 

Ветхозаветный Закон умер

 

134. Но иные говорят, что седмь жен суть семь духов, которых сей же самый пророк исчислит несколько после, как почивающих на Том, Кто процветет от корене Иессеова: дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух страха Божия (Ис. 11:1–3). Сии‑то духи, поскольку вси уклонишася и вкупе неключими быша (Пс. 13:3), не имея на ком, успокоившись, почить с любовью, обретя по Господу человека, совершают написанное у пророка.

Ибо дух ведения и благочестия пребывает в бездействии в те времена, когда несть разумеваяй, несть взыскаяй Бога (Пс. 13:2), и добродетелям обращается как бы в укоризну, что нет людей, прилепившихся к ним, и сами они как бы вдовствуют по недостатку приемлющей их души. Поскольку никого не могут пленить своей красотой, но остаются в одиночестве, то сие по видимому есть как бы укоризна добродетелям. Но Имеющий показать на Себе в высшем совершенстве все роды добродетелей снимает с них порицание. А с тех пор как и не знающие Бога стремятся заботиться о ведении, разуме, совете, крепости, премудрости и благочестии, достойны того, чтобы и им было наречено имя Христово.

 

День и ночь в Священном Писании

 

135. (2) В день оный возсияет Господь в совете со славою на земли, еже вознести и прославити останок Израиля. Сие согласно со сказанным выше. За Кого седмь жен взяты как за мужа, Тот возсияет как Господь. Поскольку они усильно желали, чтобы имя Его наречено было на них, то Бог, приемлющий их усердие, возсияет на них в совете со славою на земли, то есть рассудительно и осмотрительно, уделяя благо по рассмотрении, а не без рассуждения и разбора. Под днем же разумеется тот, в который возсияет Бог со славою, тот, который творит Сам Он, Солнце правды (Мал. 4:2), Господь наш, научающий о Себе, что, пока Он в мире, свет есть миру (Ин. 9:5); почему и увещевает делати, дондеже день есть (Ин. 9:4).

Но должно заметить, что по различному образу представления как настоящая жизнь называется днем, а день суда – ночью, так и обратно: настоящее состояние – ночью, а ожидаемый век – днем. Слова дондеже день есть явно относятся к настоящей жизни, озаряемой познанием Христовым; а слова приидет нощь (Ин. 9:4) сказаны о будущем веке, которому дано такое наименование потому, что будет печален и труден для застигнутых во грехах. Также пророк и тем, которые преданы делам лукавым и желают, чтобы скорее пришел день воздаяния, говорит: вскую вам день Господень? сей бо есть тма, а не свет (Ам. 5:18). И наоборот, апостол настоящую жизнь называет ночью и по смутности ее, и по тому омрачению, какое всего чаще производится в уме плотью и житейскими заботами. Нощь прейде, а день приближися (Рим. 13:12). Итак, какое бы из сих двух толкований ты ни избрал, возсияет Бог в совете со славою на земли. Поскольку же воссиявает с рассуждением, то соделаем самих себя достойными к принятию Его просвещения, чтобы Подающий озарение по мере способности каждого, при большем душевном нашем усердии, даровал нам большие и совершеннейшие Свои блага.

И вознесет останок Израиля, то есть по избранию благодати останок (Рим. 11:5) Израиля поставит выше вещественного и приведет к созерцанию бесплотного. А если желаешь узнать, что такое, по Писанию, та слава, которой будут прославлены святые, то представь себе священнолепное состояние созерцающих умом своим великое и божественное, каково было состояние Моисея, когда он был удостоен видеть Бога (Исх. 33:14, 23). Поскольку же возсияет Бог в совете со славою, то к сим двум понятиям пророк присовокупил другие два: вознести и прославити, дабы ты разумел, что возвышение есть дело совета, а прославление – славы.

136. (3) И будет останок в Сионе и останок во Иерусалиме, святи нарекутся вси написаннии в жизнь во Иерусалиме.

По избранию благодати останок Израиля нарекутся святи и напишутся в жизнь во Иерусалиме просвещенные пришествием Бога и вознесенные славой Его. Святи нарекутся те, которых Бог оставих Себе за подражание не преклонившим колена пред Ваалом (ср. Рим. 11:4; 3 Цар. 19:18). Почему же одни в Сионе, а другие во Иерусалиме? Потому что и в спасаемых есть разность: кийждо во своем чину (1 Кор. 15:23) приобщится и насладится Божиих благ. Поскольку же спасаемых мало (Мф. 20:16), то Писание выразило сие не во множественном, но в единственном числе: не сказано оставшиеся, но останок. Кажется же, что остаток в Сионе суть низший чин, как если бы оставлен был позади поспешающими в предняя (Иез. 2:10), а совершеннейший чин, по заслуге дел, достигает вселения в самом Иерусалиме.

Да и история представляет нам разность сих чинов в том, что Сион – город древний и низший, а Иерусалим – город царственный, в котором святыня. Но все сии напишутся в жизнь во Иерусалиме, и блажен удостоившийся написания во Иерусалиме! Ибо в оном Иерусалиме должна быть та книга живых, в которую вписываются ученики Христовы. Сказано: радуйтеся, яко имена ваша написана суть на небесех (Лк. 10:20).

Поскольку же к словам написаннии во Иерусалиме присовокуплено в жизнь, то необходимо знать, нет ли таких, которые написаны, но не в жизнь, по слову Иеремии: отступающии на земли да напишутся (Иер. 17:13). Посему сообразно с сим разумей два написания: одних – в жизнь, других – в погибель. А нередко бывает и изменение написания, когда сами мы, оставив добродетель, впадаем в порок. Ибо: Да потребятся от книги живых, и с праведными да не напишутся (Пс. 68:29) и изгладимя из книги Твоея (Исх. 32:32) – говорится как бы об удостоенных уже написания в книге Божией.

137. (4) Яко омыет Господь скверну сынов и дщерей Сионских и кровь Иерусалимску очистит от среды их духом суда и духом зноя.

Слово сие явственно возвещает то же, что Иоанн, который говорит о Господе: Той вы крестит Духом Святым и огнем, о себе же: аз убо крещаю водою в покаяние (Мф. 3:11). Поскольку же Господь соединил оба крещения: и водой в покаяние и Духом в возрождение, то и пророческое слово подразумевает оба крещения. <…> [1366]

 

Значения понятия крещения

 

Может быть, и три есть понятия крещения, как очищения от скверны, как возрождения Духом и как огненного истязания на суде, так что слово омыет употреблено о здешнем отложении греха, а слова духом суда и духом зноя – об огненном испытании в будущем веке.

Грехи неведения, будучи как бы некоторой грязью, обезображивая внешность души и повреждая естественную ее красоту, имеют нужду в очищении чрез омовение. А грехи к смерти волею согрешающих по приятии разума (Евр. 10:26) требуют знойного суда. Поэтому исповедующийся молит об омовении и об очищении: он сознает, что беззаконие требует омовения, а грех – очищения, говоря: Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя (Пс. 50:4).

Которые вовсе не слыхали Божественных наставлений и согрешили прежде, нежели узнали слово, те как бы осквернены и имеют нужду в очищении водой. А которые, по приятии жизни, сами в себе приняли решение согрешить, повинны суть крови и имеют нужду в огненном очищении. Но можно разуметь сие и проще, а именно, что грехи легкие уподобляются некой грязи [1367], а грехи глубоко укоренившиеся, по причине расположения согрешающих к злу, подобны крови. А потому и говорится, что в согрешающих кровь очищается духом зноя.

138. (5) И приидет Господь, и будет все место горы Сиони, и вся яже окрест ея осенит облак во дни, и яко дыма и света огненна горяща в нощи, всею славою покрыется. (6) И будет в сень от зноя и в покров и в сокровение от жестости и дождя.

Пророк говорит, что, по очищении в купели и по очищении покаянием, придет время, когда всякое место сблизится с горой Сионом, то есть станет высоко и удостоится быть местом зрения вещей небесных; после того как имутся за мужа седмь жен и возсияет Господь со славою в совете, будет вознесен и прославлен останок Израиля. Когда, по омытии скверны дщерей Сионских и по очищении крови от среды их, нарекутся святи, тогда окрест Иерусалима осенит облак во дни, так что доставит сень от зноя и покров от жестости и дождя. И ночь будет наполнена горящим светом, и слава будет как бы дым, все покрывающий собой.

Думаю же, что все сие обещано достойным упокоения. Поскольку многи обители в дому Отца (Ин. 14:2) и различные жребии назначены в земле наследия, которую наследят кротции (Мф. 5:5), то явно, что иные упокоятся во светлости Божия явления, а иные – под покровом небесных Сил, другие же во славе света закроются как бы дымом. Или, может быть, самому Сиону воссияет свет, а окрест Сиона воссияет облак во дни, не от иного чего происходящий, но от самого света. Как дым бывает от огня, так сие облако составится светом. Обитающие под ним будут наслаждаться великой славой, как озаряемые самым облаком, которое во время зноя будет распространяться над их головами и осенением своим доставлять приятную прохладу, а когда прольются жестокие дожди, заменит собою непроницаемые завесы, и вполне покроет собой требующих укрытия, и своей густотой скроет всё видимое.

Таков был облак светел, окруживший учеников при преображении Господа (см. Мф. 17:5). Поскольку же стояние и как бы уплотнение облака служат знаком тишины в воздухе, то непоколебимостью облачного покрова указывается на безмятежие тогдашнего состояния. Чтобы более, нежели ясно, видеть, что значит быть в сокровении покрова, объясним это следующим примером. Кого‑нибудь ищут враги, а свои охраняют его в таком доме, который трудно найти. Надобно себе представить, что подобное нечто бывает со святым, когда покрывает его это божественное облако, чтобы он не впал в руки врагов. Столько сказано, чтобы яснее могли мы уразуметь, какая помощь будет окрест Сиона оттого, что днем осеняет их облако для защищения от зноя, а ночью горит для них свет огненный, освещающий их (ср. Исх. 13:21–22), днем же и ночью делает их безопасными от злоумышляющих.

 

Глава 5

 

139. (1) Воспою ныне Возлюбленному песнь Возлюбленнаго моего винограду моему. Кажется, что все песни имеют содержанием особенно радостное состояние дел. Так, песнь в Книге Исхода: Поим Господеви, славно бо прославися (Исх. 15:1) – есть песнь победная; Песнь Песней есть брачная песнь, сложенная художественно [1368]. А здесь слово содержит в себе угрозу, по праведному суду Божию возвещаемую винограду. Но и самое грозное не может ли быть приличным образом вносимо в песнь, как скоро оно имеет в виду добрый конец? Лицо, возвещающее сию песнь, есть Дух Святой; Он воспевает песнь возлюбленному винограду; но и песнь сия есть песнь возлюбленного. Кто же возлюбленный по естеству? Кто, как не Единородный – сия Самоисточная Благость, к Которой все стремится и к Которой любовь естественным и неизреченным образом напечатлена в душах всех разумных существ? Итак, поскольку, по слову Господню, все приемлет и возвещает нам Утешитель от Единородного (см. Ин. 15:26; 16:14), то и песнь сию называет Он песнью Возлюбленного, как от Него заимствованную.

 

Иудеи

 

Одно и то же для винограда, некогда возлюбленного и кающегося, есть песнь, а для пребывающего во грехе делается плачем и горем, как видим и у Иезекииля, что в ту же книгу вписаны и песнь[1369], и плач, и горе (Иез. 2:10). И слово Господне, призывающее к вечной жизни и к наслаждению небесными благами, было песнью, возбуждавшей души к мерным и стройным движениям добродетельной деятельности; а Иоаннова проповедь, обращавшая непокорных к покаянию, была плачем, который производит неизменную печаль во спасение (см. 2 Кор. 7:10). Но нашлись иудеи, по ожесточению сердца и снисходительными словами не обращаемые к жизни, и строгими не приводимые к раскаянию. Так и настоящая песнь заключает в себе и похвалу древнего их благородства, и промышления о них Божия, а вместе и обличение настоящих пороков и угрозу – имеющими постигнуть их бедствиями. Впрочем, первое не возвращает сего непокорного народа в свойственное ему достоинство, а последнее не может его укротить и сделать более целомудренным.

 

Рог

 

140. Начинается же песнь похвалами древнего благородства. Виноград бысть Возлюбленному в розе, на месте тучне[1370]. Виноградом пророк называет народ израильский, ибо сказано: Виноград из Египта пренесл еси (Пс. 79:9). И у Иеремии представленный под тем же образом народ укоряется: Аз же насадих тя виноград плодоносен, весь истинен; како превратился еси в горесть, виноград чуждий? (Иер. 2:21). В розе, на месте тучне. Пророк говорит о земле, которой владел Израиль и которая дана была отцам их по обетованию Божию (Быт. 12:7).

В розе, на месте тучне. Великая похвала в немногих словах! Рог есть наиболее возвышенная и твердая часть всего тела; он придает голове украшение и вместе служит оборонительным оружием; но он сух и бессочен, почему дети рогатых животных устремляются не к рогу матери, но, никем не научаемые, ищут сосца, места влажного и тучного. Почему пророческое слово, показывая, что страна Иудейская достаточна для того и другого – и для охранения от врагов, и для пропитания жителей, совокупило то и другое: в розе, на месте тучне, то есть в стране крепкой и питательной.

А некоторые при изъяснении сего изречения простираются до смысла более глубокого. Как голова рогатых животных первая показывается при рождении, но последняя достигает полного образования и весьма поздно получает украшение в вырастающих рогах, так и Израиль, первый из всех народов призванный в союз с Богом (ибо сказано: быша людие Господни, часть Его, уже наследия Его Израиль – ср. Втор. 32:9), после всех народов будет удостоен совершенства. Ибо, когда исполнение языков внидет, тогда весь Израиль спасется (Рим. 11:25, 26).

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 262; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!