До сих пор вода остается в великом изобилии



 

6. Обозри все твари и увидишь, что сила теплоты владычествует во всем рождающемся и разрушающемся. Для сего и множество воды, которое разлито по земле, поднято выше видимого тобою и также рассеяно во всех земных глубинах. Отсюда неоскудеваемость родников, скопление воды в колодцах, течения рек и не пересыхающих, и образующихся во время дождей, по причине соблюдаемой влажности во многих и различных хранилищах. С востока[843] от зимних поворотов, течет река Инд; это, как повествуют описатели очертаний [844] земли, самый большой поток [845] из всех речных вод. С среднего же востока текут Бактр, Хоасп и Аракс, от которого отделившийся Танаис вливается в Меотийское озеро [846] Кроме сих, Фазис [847], вытекающий из Кавказских гор, и множество других рек от северных стран стремятся в Евксинский Понт [848]. А от летнего запада из‑под горы Пиренейской выходят Тартис [849] и Истр [850], из которых первый впадает в море за Столпами [851], а Истр, протекая чрез Европу, вливается в Понт. И к чему перечислять другие реки, порождаемые Рифейскими горами, лежащими за внутреннейшей Скифией [852]? В числе их находятся Родан[853] и множество других рек даже судоходных, которые все, омывши страны западных галатов, кельтов и соседственных с ними варваров, вливаются в Западное море. Другие реки текут с полудня из верхних стран чрез Эфиопию и одни входят в наше море, а другие вливаются в море, неизвестное мореходам. Таковы: Егон, Низис, так называемый Хреметис[854] и сверх того Нил, который не походит даже на реку, когда, подобно морю, наводняет Египет. Так, вся часть населяемой нами земли объемлется водою, окружаемая необъятными морями и орошаемая тысячами непересыхающих рек, по неизреченной премудрости Предустроившего, чтобы естество, противоборствующее огню, было неудобоистребимо. Но настанет время, когда все будет иссушено огнем, как говорит Исаия, обращая речь к Богу всяческих: Глаголяй бездне: опустееши, и реки твоя изсушу (Ис. 44:27). Посему, отринув объюродевшую мудрость, вместе с нами прими учение истины, хотя и не ученое по слову, но непогрешительное в познании.

 

Полемика с перипатетиками

 

7. Посему да будет твердь посреде воды, и да будетразлучающи посреде воды и воды. Сказано, что значит в Писании наименование твердь, а именно: не естество упорное, твердое, имеющее тяжесть и сопротивление, называет оно твердию (в таком случае в более собственном смысле принадлежало бы сие именование земле), напротив того, поскольку все, лежащее выше, по природе своей тонко, редко и для чувства неуловимо, то в сравнении с сим тончайшим и неуловимым для чувства она названа твердию. И ты представь себе какое‑то место, в котором отделяются влаги и тонкая, процеженная влага пропускается вверх, а грубая и земленистая отлагается вниз, чтобы, при постепенном истреблении влажностей, от начала до конца сохранялось то же благорастворение [855]

Но ты не веришь множеству воды и не обращаешь внимания на множество теплоты, которая и в малом количестве имеет силу истреблять много влажности. Ибо она притягивает влагу, подверженную ее действию, как видно в рожке, всасывающем кровь [856], притянутую же влагу истребляет, подобно огню в светильнике, который всасываемое посредством фитиля горючее вещество тотчас, по изменении его, сожигает. Кто же сомневается об эфире, что он не огнен и не в раскаленном состоянии? Если бы Творец не сдерживал его необходимым законом, что воспрепятствовало бы ему, воспламеняя и сожигая все приближающееся, истребить вдруг всю влажность, какая есть в существах? Посему‑то, чтобы не обхватил всего раскаляющий все эфир, есть [857] воздушная вода, и она образуется чрез увлажнение высоких мест поднимающимися парами, какие дают из себя реки, источники, болота, озера и все моря.

Видим, что и это солнце летом в самое короткое продолжение времени страну часто влажную и болотистую делает сухой и совершенно безвлажной. Где же эта вода? Пусть покажут нам знатоки всего. Не всякому ли известно, что она поглощена, раздробленная теплотой солнечной? Но они говорят, что солнце не имеет даже теплоты [858]. Так у них на все готово слово. И смотрите, на какой опираясь довод, доходят они до очевидности. Говорят: поскольку солнце цветом бело, а не красно и не желто, то по этой причине по природе своей оно не огненное, теплота же его происходит от скорого обращения [859]. Что же думают приобрести себе из этого? Доказать, что солнце не истребляет влажности [860]. А я, хотя сказанное и несправедливо, не отвергаю сего потому, что оно служит к подтверждению моего слова. Ибо сказано было, что множество вод нужно по причине истребления их теплотою. Но нет разности – быть ли теплым по природе своей или стать раскаленным вследствие какого‑либо видоизменения для произведения тех же перемен в тех же веществах. Если [куски] дерева, приведенные во взаимное трение, возжигают огонь и дают пламень или если они загораются от возжженного пламени, – в обоих случаях конец бывает равный и сходный. Но мы видим, что великая премудрость Правителя вселенной переводит солнце из одного места в другое, чтобы оно, оставаясь всегда в одном месте, не расстраивало порядка избытком теплоты. Напротив того, во время зимнего поворота уводит солнце в южную часть неба, потом перемещает в равноденственные знаки и оттуда, во время летнего поворота, ведет на север, так что чрез постепенное перехождение солнца соблюдается на земной окружности благорастворение. И пусть рассудят, не противоречат ли сами себе те, которые говорят, что море не прибывает от рек по причине убыли, производимой солнцем[861] и что сверх того оно остается соленым и горьким вследствие поглощения теплотою всего тонкого и годного к питию, что опять производится по большей части посредством отделения влаг солнцем, которое, похищая легкое, оставляет грубое и земленистое, как некоторую тину и осадок, отчего вода в море получает горький, соленый и жгучий вкус. И те же, которые утверждают сие о море, переменив свое мнение, говорят, что никакого уменьшения во влаге не производится солнцем.

 

Наименование «небо»

 

8. И нарече Бог твердь небо (Быт. 1:8). Хотя название сие собственно приличествует другому, но и твердь, по подобию, приемлет то же наименование. Примечаем же, что небом называется часто видимое пространство – по причине густоты и непрерывности воздуха, который ясно подлежит нашим взорам и, как видимый, получает наименование неба [862]; например, когда говорится: птицы небесныя (Пс. 8:9), и еще: летающия по тверди небесней (Быт. 1:20). Подобно сему выражение восходят до небес (Пс. 106:26). И Моисей, благословляя колено Иосифово, дает благословения от красот небесных и росы, от солнечных обращений и схождений месячных, и от верха гор и холмов вечных (Втор. 33:13–15), потому что при благоустройстве всего этого обогащается окружность земли. Но и в проклятиях Израилю сказано: будет небо над главою медяно [863] (Втор. 28:23). Что сие означает? Совершенную сухость и оскудение воздушных вод, которыми земле сообщается плодородие.

Посему когда говорится, что роса или дождь приносится с неба, тогда представляем в уме те воды, которым назначено занимать горнюю страну. Ибо если испарения собрались в высоте и сгнетаемый ветрами воздух сгустился, то, как скоро парообразно и в тонких частицах рассеянные дотоле по облаку влаги между собою сблизятся, тотчас образуются капли, тяжестью соединившихся частиц влекомые вниз; и таково происхождение дождя [864]. Когда же влага, раздробленная стремительностью ветров, обратится в пену, потом, до крайности охлажденная в целом своем объеме, замерзнет, тогда, по расторжении облака, падает вниз снег. И вообще, таким же образом можешь ты рассмотреть все влажное естество, составившееся в воздухе над нашими головами.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!