Изменение характера английского господства в Ирландии



Государство – лишь орудие лендлордов. Сгон с земли используется также как средство политической кары. (Лорд Аберкорн. Англия. Гэлы в горных районах Шотландии[387]). Прежняя английская политика: поселение вместо вытесняемых ирландцев англичан (при Елизавете), круглоголовых[388](при Кромвеле). Со времени Анны для экономической политики XVIII века характерны лишь протекционистские меры, принимаемые Англией против ее собственной ирландской колонии;

внутри же этой колонии – превращение религиозных убеждений в юридическое основание права собственности. После установления унии[389] – система кабальных рент и земельных посредников, но ирландец, хотя и придавленный до последней степени, остается все же держателем своей родной земли. Нынешняя система – без шума, по‑деловому осуществляемое истребление; правительство лишь орудие лендлордов (и ростовщиков).

Из этого изменившегося положения проистекает:

1. Отличительная особенность фенианства: социалистическое движение, движение низших классов.

2. Некатолический характер движения.

Священникам принадлежало руководство до тех пор, пока борьба за эмансипацию католиков[390] и ее лидер Даниел О'Коннел занимали ведущее место в ирландском движении. Смешная болтовня англичан о папизме. Высшее католическое духовенство против фенианства.

3. Никакого представительства вождей в английском парламенте. Специфика о'коннеловского движения физической силы. Вырождение ирландской партии в парламенте.

4. Национальный характер. Влияние европейского движения и английская фразеология.

5. Америка, Ирландия, Англия – три арены действия; ведущая роль Америки.

6. Республиканское движение, поскольку Америка – республика. Я изложил здесь характерные особенности фенианства.

 

IV. АНГЛИЙСКИЙ НАРОД

 

Дело гуманности и справедливости, но прежде всего – специфически английский вопрос.

a) Аристократия и церковь. Армия. (Франция, Алжир.)

b) Ирландцы в Англии. Влияние на заработную плату и т. д. Выравнивание характера англичан и ирландцев. Ирландский характер. Воздержанность ирландцев. Попытки в области народного образования в Ирландии. Сокращение числа преступлений.

Осуждено в Ирландии Привлечено к суду Осуждено

1852 г. – 17 678 10 454

1866 г. –4 326 2 418

Уменьшение числа лиц, привлеченных к суду в Англии и в Уэльсе с 1855 г., частично вызвано уголовным законом 1855 г., который предоставил судьям право самим выносить, с согласия подсудимых, приговоры, предусматривающие заключение на короткие сроки, вместо передачи их дел на рассмотрение судебных сессий.

Бирмингем. Прогресс английского народа. Подлость английской прессы.

с) Внешняя политика. Польша и т. д. Каслри. Пальмерстон.

 

V. СРЕДСТВА ПОМОЩИ

 

Бессмысленность мелких парламентских мероприятий. Ошибка Лиги реформы[391].

Разрыв унии как одно из требований английской демократической партии.

Написано К. Марксом около 26 ноября 1867 г.

 

Полностью публикуется впервые

Печатается по рукописи

Перевод с английского

 

К. МАРКС

НАБРОСОК ДОКЛАДА ПО ИРЛАНДСКОМУ ВОПРОСУ В ЛОНДОНСКОМ КОММУНИСТИЧЕСКОМ ПРОСВЕТИТЕЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ НЕМЕЦКИХ РАБОЧИХ 16 ДЕКАБРЯ 1867 ГОДА[392]

 

 

I

 

Каковы характерные особенности фенианства? Оно, в сущности, исходит от ирландских американцев, ирландцев, живущих в Америке. Они – зачинатели и руководители. Но в самой Ирландии движение это пустило корни в народных массах, в низших классах (и здесь все еще находится его подлинный очаг). Это составляет его характерную черту. Во всех прежних ирландских движениях народом руководили аристократы или буржуа и во всех случаях католические попы: во время восстания против Кромвеля – англо‑ирландские клановые вожди и попы; в период войны против Вильгельма III во главе движения стоял даже король Англии Яков II, во время революции 1798 г. – ольстерские протестанты‑республиканцы (Уолф Тон, лорд Фицджералд)[393], наконец в нынешнем столетии буржуа О'Коннел, опиравшийся на католическое духовенство, которое играло также ведущую роль во всех предшествующих движениях, за исключением 1798 года. Фенианство предано анафеме католическим духовенством. Последнее отказалось от борьбы с фенианством лишь после того, как стало опасаться, что потеряет благодаря этому всякое влияние на ирландские народные массы.

 

II

 

У англичан вызывает удивление следующее: в сравнении с прежним угнетением Ирландии Англией они находят ныне существующий режим мягким. Откуда же именно теперь появилась такая исключительно острая и непримиримая форма противоречия? Я хочу показать, – а это представляет тайну даже для тех англичан, которые выступают в защиту ирландской национальности и ее права на отделение от Англии, – что с 1846 г. угнетение, хотя и менее варварское по форме, по существу носит истребительный характер и не оставляет никакого другого выхода, кроме добровольного освобождения Ирландии Англией или борьбы не на жизнь, а на смерть.

 

III

 

Что касается прошлой истории, то соответствующие факты можно найти в любой исторической работе. Поэтому я укажу лишь на некоторые из них, поскольку это необходимо, во‑первых, для того чтобы разъяснить различие между нынешней и прежней эпохами и, во‑вторых, чтобы подчеркнуть некоторые моменты, характеризующие то, что теперь зовется ирландским народом.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!