Глава 5. Научное пограничье. Искаков



 

Возможно самое полное и грамотное описание мистико‑научного понятия души было сделано Борисом Ивановичем Искаковым. Доктор экономических наук, профессор, окончивший Московский физико‑технический институт, Искаков для меня является человеком, который показал действительно научные возможности изучения души.

Это, конечно, неверно, если посчитать, что я назвал Искакова основоположником этого научного направления. Нет, он пришел в эти исследования, когда они были уже в разгаре. Я сейчас говорю лишь о его работе «Жизнь параллельных миров» и о том, насколько она показательно представляет научный подход. Иными словами, это пример еще одного учебника современной мистики, хорошо строящей свои основания на личном опыте и переживаниях, выходящих за рамки научной картины мира, но сохраняющей все возможности качественного научного метода в своих исследованиях.

Собственно говоря, Искаков очаровал меня уже вот с этого заявления:

«…подлинную науку не устраивают обе слепые и фанатичные крайности. Нужна ясная доказательность, и научная, и духовная» (Искаков, т. 1, с. 21).

Обе крайности – это фанатизм ученых и фанатизм священников. О священниках Искаков говорит мало, а вот то, как болел Наукой, переживает до сих пор очень болезненно. Это его переживание было для меня вторым доводом в его пользу, потому что, осознанно или нет, но он применил при написании своей работы исходный прием культурно‑исторической психологии: прежде чем излагать выводы или даже просто строить исследование, он подробно описал среду, в которой рождались его понятия о душе, и описал свой путь к обретению этих понятий. Это чрезвычайно важно, потому что теперь я могу и представлять его понятие о душе в достаточной полноте и судить, насколько оно чисто.

Это историческое введение в психологию предмета важно и тем. что дает читателям очень ясное и точное представление о том, как эта наука у нас развивалась. Точность же описания, насколько мне доступно судить, совершенная. Все было именно так и исторически и психологически. Поэтому я приведу некоторые из его исторических зарисовок, чтобы они не были утрачены и чтобы стал понятнее сам Искаков. Их много, и я вынужден пропустить самые ранние, и начну с той, где Борис Иванович рассказывает, как начались его первые исследования.

«С 1974 года, будучи уже доктором экономических наук и профессором, аттестованным в ВАК, я стал заведовать кафедрой статистики МИНХ (Московского института народного хозяйства) им. Г. В. Плеханова. <…>

Как‑то я встретил заведующего кафедрой физики МИНХ ныне покойного профессора Чернетского А. В., с радостью узнал в нем одного из лекторов МФТИ, подошел к нему и напомнил о его курсе лекций по физике на физтехе, сообщил, что кандидатскую и докторскую диссертации я защитил по экономико‑математическим и статистическим методам, а теперь стал заведующим кафедрой статистики МИНХ.

Он обрадовался и предложил мне заниматься с ним по очень интересной проблеме исследования паранормальных явлений, экстрасенсорике и биоэнергетике. Я считал все это направление лженаукой, но огорчать любимого профессора не хотелось, и ответил уклончиво. Профессор Чернетский А. В. года три упорно убеждал меня, что я должен заняться этой проблемой, что ему нужна помощь статистиков для обработки результатов экспериментов, проводимых под его руководством в физической лаборатории при кафедре физики, а я все эти годы избегал его.

При одной мысли о предложении Чернетского А. В. меня охватывал страх. Я боялся запачкать свое имя и опозорить свою репутацию, связав себя с за  ведомой лженаукой,  боялся что надо мной будут смеяться и хихикать мои друзья и знакомые, узнав о моем увлечении мистикой и лженаукой» (Там же, с. 39–40).

Вот исходные культурно‑психологические условия в работе любого ученого, который в наше время задумает исследовать душу. И не только ученого, это ощутили на себе все, кто прикоснулся даже к такому безобидному, казалось бы, предмету, как самопознание…

Далее Искаков рисует уж совсем ужасы и мытарства, которые ему приходилось проходить в битвах с цензурой, КГБ, партийными и бюрократическими ведомствами, чтобы всего лишь опубликовать результаты вполне научных исследований. Достаточно было, к примеру, всего лишь упоминания имени Гаутама, чтобы чиновник мог упасть в обморок… Но это я опущу, потому что внешние условия, в которых велись исследования, уже понятны.

Мне сейчас важнее показать, каковы были внутренние условия, исходно являющиеся не просто неведением, а изначальным жестким осуждением и затравливанием всего, что связано с этим предметом.

«Но профессор Чернетский А. В. был упорен и настойчив, и ему удалось уговорить меня просто познакомиться с закрытыми научными отчетами об экспериментальных исследованиях, с зарубежными и отечественными материалами, с публикациями по проблеме. В частности, он буквально всучил мне статью американского физика Джана Р. Г. "Нестареющий парадокс психофизических явлений: инженерный подход"…

Читая статью, я удивился, что физик Джан Р. Г. первые несколько страниц посвятил описанию страха, который он испытывал при мысли запачкать свое имя позорной лженаукой и потерять лицо перед коллегами.

Он описал также медленный процесс преодоления своего страха по мере ознакомления с литературой по проблеме и соответствующими экспериментами. А дальше Джан Р. Г. содержательно описывал свои исследования и полученные им результаты, связанные с применением идей и математического аппарата квантовой физики.

После этого я успокоился: "Значит, я не один!" – и решил преодолеть свой страх и начать анализировать данную проблему» (Там же).

Для меня, как для психолога, этот рассказ маститого ученого свидетельствует о том, что Наука до сих пор не изучает душу по‑настоящему вовсе не потому, что души нет, то есть не по научным, а чисто по психологическим причинам. По причинам сопротивления самого научного сообщества, не допускающего этот предмет в число возможных для своих членов.

Тем не менее, количество запретных исследований все возрастает, и это неминуемо приведет однажды к полному прорыву искусственно возведенной плотины. У одного из самых действенных мистиков современной России, тоже, кстати, выходца из Науки – Бориса Золотова – было высказывание о «критической массе сознания». Смысл его в том, что знания становятся общепринятыми тогда, когда количество людей, считающих их истинными, превышает некое критическое количество. Ниже его люди полностью отвергают, выше – совсем не сомневаются. А истина?.. Истина их не интересуют ни тогда, ни тогда…

Я не буду пересказывать ту часть исследований Искакова, которая не относится собственно к душе. Ограничусь лишь одним высказыванием, которое можно считать выводом:

«Меня ошеломили полученные результаты, а главное, необычные, безумные следствия из выведенных квантово‑статистических уравнений, которые я тогда назвал уравнениями кармы. Эти следствия почти на уровне логико‑теоремной доказательности подталкивали к религии, к идее Бога, к гениальным императивам‑постулатам мировых религий» (Там же, с. 41).

История того, как развивалась и преследовалась мистическая наука в Советской России, должна изучаться в первоисточниках, поэтому я отсылаю желающих к книгам самого Искакова и других авторов. Сам же я постараюсь выбрать из его книг лишь то, что относится к душе.

Разговор о душе человека вытекает у Искакова из исследования причинности, как некоего отражения движений во вселенной. Эту научную дисциплину он называет Квантовой биоэнергоинформатикой и говорит о ней следующее:

«Рассмотрим сеть причинно‑следственных цепочек событий, влияний и взаимосвязей, пронизывающих все Мироздание. Совокупность материальных тел и полей, информационных и энергетических полей Мироздания будем рассматривать как единое материально‑информационно‑энергетическое (МИЭ) поле. Развитие МИЭ‑поля зависит от времени t и почти бесконечного множества условий и факторов» (Там же, с. 71).

Я не буду вдаваться в следующие за этим формулы, принимая их за некий «черный ящик», на выходе из которого обнаруживается:

«Сами уравнения кармы или уравнения МИЭ‑поля, без учета или с учетом торсионного вихревого эффекта, трудно подвергнуть непосредственной экспериментальной проверке, но можно проверять следствия из этих уравнений» (Там же, с. 87).

Среди прочих следствий, несколько прямо относятся к душе, как говорит Искаков, подводят:

«к идее существования души человека;

к идее реинкарнации (термин школ древнеиндийской философии), или метемпсихоза (термин Пифагора и пифагорейцев);

к идее жизни души человека до рождения его тела и после клинической смерти вне его тела;

к идее возможности выхода души из тела с автономными, свободными лептонными командировками или путешествиями в 4‑мерном пространтве‑времени, даже на гигантские расстояния (пространственные, до иных звездно‑планетных систем и иных галактик, или во времени, на века, тысячелетия и миллионолетия назад в прошлое, и на десятилетия и столетия вперед в будущее)» (Там же, с. 88–89).

Затем Искаков исследует природу информационных потоков, позволяющую понять время и пространство. Сюда я тоже не суюсь, потому что это сплошные формулы, то есть язык магический, доступный лишь посвященным от Науки. Но вот следующая глава – Чакры – энергоинформационные центры человека. Резонансные частоты – меня несколько расстроила. Я понимаю, здесь делается попытка объяснить, как человек может получать всю эту информацию.

Но вот то, что Искаков просто исходно рассматривает чакры как нечто существующее и при этом как «энергоинформационные центры», заставляет сделать предположение, что все это уже было им рассмотрено и доказано в других работах, которые не упомянуты. А стоило бы упомянуть. Научность, так уж научность! Вот как начинается разговор, являющийся, в сущности, переходом от космоса к человеку.

«Рассмотрим стационарные уравнения кармы для описания известных в восточных медико‑философских системах биоэнергоинформационных центров, расположенных вдоль спинного позвоночника и называемых «чакрами», и волновых взаимосвязей между ними» (Там же, с. 104).

Оказывается, между ними есть волновые взаимосвязи! Как любопытно! Кто их выявил и исследовал? Во всяком случае, дальше Искаков ссылается на работу Чернетского и Григорьева «Система с разделением электрических зарядов и биоэнергетика». Так что, возможно, я действительно прав, предполагая, что основания для такого отношения к чакрам у Бориса Ивановича были. И я очень хочу однажды вернуться к этим основаниям, чтобы их тщательно проверить.

Но пока я бы хотел понять, что такое душа, и на пути к ней попадаю в объяснение того, как в современном Правящем представлении появляются понятия о множественных тонких телах, осознаваемых душой. Разговор о них заходит в главе «Квантовые голограммы и оболочки. Лептонная душа и биополе человека». Как вы понимаете, именно здесь излагается научно‑мистическое понятие души.

Я приведу первое исходное рассуждение Искакова. Оно несколько перегружено научностью, но без него слишком многое будет непонятно. Рассуждение это является следствием 4 из уравнения МИЭ‑поля или Кармы.

«Из решения уравнения кармы для излучающей и поглощающей точки при граничном условии W(r) Ч'Хг) = max на сфере некоторого радиуса го, например, при переходе из одной среды в другую, скажем, из тела человека во внешнюю среду, следует, что в сферических зонах пучностей стоячих волн возможно существование сферических квантовых голограмм и ограничивающих их сферических квантовых оболочек на определенных расстояниях от излучающе‑поглощающей точки» (Там же, с. 111).

В сущности, речь при таком подходе идет вовсе не о душе, а о том, есть ли у пошедшего на ее изучение ученого возможность хоть что‑то мерить и считать. Квантовая оболочка на определенном расстоянии от чего‑то излучающе‑поглощающего – совсем непонятно что такое, но считать тут, кажется, что‑то можно. Например, излучение. А значит, можно описать это явление на языке математики. Душа ли это? Давайте сначала просчитаем все, что доступно мере, а потом зададимся оставшимися вопросами…

«Если по упрощенной аппроксимации человеческую голову рассматривать как излучающе‑поглощающий шар с большим числом биоактивных точек, можно определить радиусы квантовых оболочек для лептонного поля человеческого мозга, радиус ауры» (Там же, с. 112).

По оценкам Искакова радиус первой орбиты ауры «равен, примерно, удвоенному радиусу головы, если условно считать ее круглым шаром. Этот результат приблизительно совпадает с радиусом светящихся нимбов над головами святых на иконах и на картинах религиозной живописи» (Там же).

Затем идут следующие оболочки, помещаясь друг в друге, как в матрешке.

«В городах, в домах, на транспорте, в коллективах, в толпе, на митингах и так далее все эти голограммы каждого в сравнительно близкой окрестности пересекаются с аналогичными голограммами других людей и животных, создавая принципиальную возможность настраиваться в резонанс попарно или в иных сочетаниях и обмениваться друг с другом слабыми или сверхслабыми сигналами на интуитивном лептонном уровне.

Вопрос о радиусе последней голограммы человека, животного и так далее и о том, насколько далеко в Космос протирается вся совокупность голограмм, остается открытым» (Там же, с. 114).

Уточнение, могущее иметь значение:

«Ближайшие квантовые оболочки округленно дублируют форму тела, следующие оболочки дают еще большее округление. Постепенно с ростом номера оболочки переходят в овальные коконы, а затем на расстояниях, существенно превышающих размеры тела, приближаются к форме шаров.

Таким образом, тело человека (животного, насекомого, растения, микроорганизма, любое обособленное тело косного, неживого вещества) окружено многослойным скафандром, чутко резонирующим с лептонным и электромагнитным полем внешней среды, ближайшего, ближнего, среднего и дальнего Космоса.

При перемещении людей (или животных) в пространстве их многослойные лептонные ауры перемещаются вместе с телами‑ядрами, но, по‑видимому, не с жестким закреплением, а с плавным колыханием в виде мантий, так как параметры стоячих волн непрерывно меняются. Этот вопрос заслуживает более тщательного экспериментального изучения» (Там же).

И последнее, чрезвычайно важное положение, подводящее прямо к определению души.

«Каждая квантовая голограмма является информационно‑энергетическим «двойником» исходного тела‑ядра» (Там же, с. 116).

Это значит, что «каждая голограмма человека «знает» о нем всё то, что «знает» сам человек на сознательном и бессознательном уровнях: диагностическую информацию о состоянии его тканей и органов, его чувства, эмоции, мысли, переживания, ощущения, его чаяния и надежды, даже состояние его совести. Следовательно, каждая объединенная огибающая голограмма  это как  бы слабый или сверхслабый информационно‑энергетический двойник человека,  точнее, его тела, являющегося клеточным, или атомно‑молекулярным ядром» (Там же, с. 123).

Вот теперь можно привести и определение души. Надо отдать должное Борису Ивановичу, он остается и здесь предельно корректным и не навязывает, а предлагает.

«Энергоинформационное лептонное вихревое биополе как совокупность лептонных голограмм и квантовых оболочек, а также циркулирующих по ним микролептонных потоков автор предложил называть "лептонной душой " человека, в которой многократно дублируется вся информация об атомно‑молекулярном и клеточном теле‑ядре человека (или иного существа или предмета)» (Там же, с. 122).

Если вспомнить, что единственным бесспорно общим ядром всех предыдущих определений души было: душа – это то, в чем я останусь жить после смерти тела,  – то идущая в мистику Наука предлагает совсем другой подход. Для неё душа – это то, что можно обнаружить с помощью приборов или методов научного рассуждения вне тела человека.  

Это определение противоречит обычному понятию о душе по двум очень существенным положениям. Обычный человек ощущает, что душа находится внутри. То же самое считает и Церковь. И второе: душа – это то, что отличает нас от неживых вещей и, возможно, некоторых видов живых существ. Противоречия эти очень существенны. И я бы не взялся сказать, кто прав. Но если я веду поиск бессмертия, то прав для меня будет тот, чье определение вернее укажет, что же переживет мое тело.

Последнее, чем я хотел бы завершить этот рассказ, это указание на то, что современные мистико‑научные понятия о душе совершенно определенно предполагают возможность ее очищения. На это указывает и то, что именно они лежат в основе работы множества целителей и экстрасенсов. Это, так сказать, опытное подтверждение. Но и теоретики, такие как Искаков, говорят об этом, не оставляя сомнений. Звучит это очень сходно с тем, как говорит об очищении души Христианство.

«Оценки по квантово‑статистическим уравнениям показывают, что энергетика первой орбиты соответствует долям электровольта, что вполне достаточно для слабого свечения, то есть в принципе можно максимум жизненной энергии «закачать» в высшую, космическую или религиозную чакру, и с энергетической точки зрения первая квантовая орбита ауры вокруг головы человека может получить слабую светимость в оптическом диапазоне.

Но для появления этого светящегося ореола‑нимба над головой нужно перекачать биоэнергию из всех низших чакр в наивысшую, космическую, или религиозную чакру, то есть, выражаясь бытовым языком, очистить себя от всех низменных интересов, от многих земных соблазнов и страстей, от грехов, сделать свои поступки, мысли и чувства чистыми, возвышенными и одухотворенными…» (Там же, с. 116).

Могу сказать лично от себя: когда начинаешь изучать то, что описывает Борис Иванович Искаков, как прикладник, первое, с чем сталкиваешься, это именно с описанным распределением неких «тонких тел» вокруг человека. Кто‑то их видит, кто‑то ощущает, кто‑то фотографирует с помощью метода Кирлиан. Но эти оболочки – действительность. Я при этом сомневаюсь, что именно они и есть душа. Боюсь, что это всего лишь описание сознания, как тонкоматериальной среды, окружающей душу или истекающей из нее.

Душа где‑то глубже. И все же, возможно, что именно в этой главе была описана самая действенная лестница, ведущая к ее познанию.

 

Глава 6. Сколько весит душа

 

Надо отдать должное мистикам от науки, они не «зацикливаются» на понимании души как набора тонкоматериальных оболочек вокруг тела человека. Другое направление исследований, появившееся раньше, сразу, как была выявлена первая бесспорная оболочка, уходит внутрь, а не вовне человеческого тела.

Под первой оболочкой я имею в виду то, что публикуют все издания о паранормальных явлениях под названием «фотографий эфирного двойника» или призрака человека. В сущности, это почти то же самое, что и Кирлиановские фотографии окружающих человека полей. Во всяком случае, выглядит очень похоже и, самое главное, одинаково оценивается самими мистиками. Они и называют это эфирным или астральным телом и в том, и в другом случае. Полноценных же исследований отличий я не знаю.

Первые снимки призраков появились в самом начале двадцатого века, кажется, в книге французского исследователя Г. Дюрвилля «Призрак живых». Он работал с ними как медиум. Вот именно после этого ученые начали свои попытки исследовать это явление. И поскольку тогда они еще не имели в своем распоряжении квантовой гипотезы, то и шли обычным путем – предполагая, что дальше путь лежит внутрь. То есть к душе.

Первые исследования провел сам Дюрвилль, но я о нем сейчас подробно рассказывать не буду, потому что намерен посвятить отдельную главу. Поэтому просто приведу выдержку из статьи Олега Ефремова «Сколько весит душа?», описывающего эту исходную точку исследований, в которых приняли участие и русские ученые. Скажу только, что сам Дюрвилль исходил как раз из теософского понятия множественности тонких тел человека. Ефремов, который мне здесь гораздо интереснее, как вы увидите, тоже исходит из Правящего понятия современной мистики и довольно небрежно приравнивает душу, эфирное и астральное тела.

«На рубеже прошлого и нынешнего веков французские исследователи полковник де Рош, А. Жуар и Г. Дюрвилль опубликовали ряд работ, показавшихся их современникам невероятными, поскольку речь шла о выделении духовного, чувственного начала человека (экстериоризации) и последующих экспериментах с ним.

Пока материальное тело в этих экспериментах, безгласное и бесчувственное, погруженное в глубокий гипнотический сон, пребывало в кресле, выделенная из него душа, "эфирный двойник", или "астральное тело", подчиняясь команде (просьбе), совершало различные действия по воле экспериментатора, в числе которых самым пустяковым было сгонять "эфирного двойника" сквозь стенку комнаты, чтобы выяснить, чем занята его жена. Успех подобных экспериментов вдохновил Дюрвилля на более серьезное дело – попросить «призрака» (душу) забраться на специально сконструированные лабораторные весы и тем окончательно поставить точку в многовековом споре» (Ефремов, с. 51).

В итоге поставленного в 1908 году опыта Дюрвилль определил вес «призрака», примерно, в 30 грамм, что, как отмечает Ефремов, соответствует тем цифрам, что будут «часто фигурировать в последних сенсационных сообщениях о взвешивании на специальных весах умирающих людей» (Там же).

По этому поводу тот же Олег Ефремов пишет любопытное рассуждение, дающее связь с гораздо более древней европейской мистикой.

«Но, если быть точным, не был и Дюрвилль первым, кто поставил вопрос о весе призрака. Жажда человеческого познания мира беспредельна, и пока схоласты занимались теоретическими спорами на эту тему, средневековые "охотники за привидениями" разработали специальную методику для «проявления» призраков в местах их регулярного наблюдения. Как бы, говоря словами Дюрвилля, «флюидичен» он ни был, веса в несколько десятков граммов достаточно, чтобы оставить четкие следы на насыпанном на полу слое муки тончайшего помола. Способ этот, простой и надежный, используется до сих пор, в чем могли убедиться на просмотре немецкого видеофильма участники недавнего II международного конгресса в Санкт‑Петербурге "Реальность тонкого мира"» (Там же).

Да, если ты занимаешься самопознанием, а не хочешь занять достойное место в научном сообществе, то тебе достаточно очень простых способов исследования себя и своей души. И первое, что надо сделать, – убедиться, что жизнь вне тела возможна. Кстати, судьба Дюрвилля, как вы можете догадаться, была предрешена его попыткой что‑то доказывать Науке и общественному мнению – его затравили.

«Резкая критика в материалистически настроенных научных кругах Дюрвилля и его коллег привели к тому, что подобные работы были постепенно свернуты на долгие десятилетия в этой области наступило затишье» (Там же).

А вот дальше на сцене появляются русские исследователи, теперь уже относящиеся к истории нашей науки о душе.

«Следующая попытка взвешивания души или "жизненного флюида" была предпринята в 30‑х годах XX века в Барселоне русским биологом‑эмигрантом Лепешкиным, незадолго перед этим открывшим так называемое некробиотическое излучение – ультрафиолетовую компоненту энергетического всплеска, возникающую в момент смерти живого организма.

На следующем этапе исследований Лепешкин проводил взвешивание экспериментального объекта, помещенного в герметично закрытый сосуд, до и после смерти. Момент смерти фиксировался по появлению некробиотического излучения. Однако точность взвешивания не позволила обнаружить искомый эффект» (Там же, с. 52).

Исследования, дающие достаточную доказательность итогов, начались уже в те времена, когда Искаков и другие исследователи работали над исследованием квантовых оболочек человека.

«Точка в затянувшемся на столетия споре была поставлена сравнительно недавно. Летом 1987 года в Государственный Комитет СССР по изобретениям и открытиям была направлена заявка на открытие, сделанное профессором Мстиславом Мирошниковым и двумя его коллегами: "Гравитационно‑динамические свойства вещества и живых организмов".

Профессор Мирошников, используя усовершенствованную аппаратуру, провел эксперименты по методике Лепешкина, взвешивая лабораторную мышь, помещенную в герметично запаянный сосуд. Результат оказался несколько неожиданным – после смерти вес подопытного животного возрастал примерно на 10‑5 – 10‑2 от первоначального. В пересчете на средний вес человека порядка 60 кг вес "жизненного флюида" составлял 6 граммов, причем с отрицательным знаком!» (Там же).

Как видите, пока это научно‑мистическое направление само не очень уверено в том, что же оно исследует. Поэтому очень верным завершением статьи Ефремова звучит поставленный им вопрос, который, в сущности, и есть рабочее определение души для всего этого мистического течения:

«По‑видимому, дальнейшие эксперименты с фиксацией не только веса, но и изменения энергетических характеристик в окружающем пространстве (вспомним, что Лепешкин фиксировал не только вес, но и некробиотическое излучение) позволят пролить свет на вопрос: с чем расстается живой организм в момент смерти?

Пока можно лишь говорить, что умирание сопровождается мощным и весьма специфическим энергетическим импульсом, возможно несущим определенную информацию» (Там же).

Предмет исследования – энергетический импульс, возможно несущий информацию…

Что ж, это очень честное определение, и очень вероятно, что речь идет именно о душе. Возможно ли очищение такой души?

Если вспомнить Искакова, то сомнений в этом у самих исследователей нет. И эта их уверенность поддерживается необходимостью говорить научно: братья ученые энергоинформационную систему исследовать позволят, за душу – затравят… Но все, что способно нести информацию, способно нести и искаженную или неверную информацию. А если это наложить на религиозные представления, то искажения оказываются, к примеру, грехом. Значит, энерго‑информационная душа очищению доступна!

Тут ученые, конечно, очаровывают сами себя собственными рассуждениями. Даже эта душа – энерго‑информационная – этим рассуждением об очищении не затрагивается. Очищению здесь доступно лишь содержание, не сам носитель. Ты всего лишь изымаешь из него «нечистые» содержания и заменяешь на чистые. Душа остается непознанной, за исключением того наблюдения, что она способна эти содержания в себя принимать, способна отдавать. Причем, по моему желанию!

Значит, она еще и доступна моему управлению или воздействию. Это обнадеживает, очень обнадеживает. Если, конечно, речь здесь вообще идет о душе, поскольку у меня есть сильнейшие подозрения, что все научно‑мистические представления описывают под видом тонких тел не душу, а человеческое сознание. Разговора о душе они по обычаю научного сообщества избегают.

 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!