Пасха – первый и величайший дар Божественного Домостроительства



 

Что же воздадим за все это нас ради Пострадавшему, <207> Погребенному и Воскресшему мы, осужденные? Чашу, спасения вместе с Давидом[990] прииму и имя Господне призову (Пс. 115:4). (92) Посему, ввиду приближения Святого Воскресения, будем строго следить за собой: с одной стороны, отпразднуем праздник, конечно, светло и божественно, ибо он – Пасха, а Пасха – первый и величайший дар Божественного Домостроительства, но, с другой стороны, будем также смирять свое тело, и хотя тогда и переменим свою пищу, но не изменим своего обычного поведения. Как же можно этого достигнуть? Если скромно и с умеренностью будем вкушать вино, масло, рыбу и все другое, что предлагается на трапезе. Одним советую довольствоваться одной или только двумя – ради утешения – чашами вина, другие, кто немощен или сластолюбив, пусть пьют по три, а свыше этого можно пить только больным, но не здоровым, невоздержанным, но не умеренным. Ведь, в конце концов, к чему приводит это? К переполнению и сонливому пресыщению. А помните, что говорит пророк? <208> Насытися, говорит, и отвержеся (Втор. 32:15). Вспомните содомский огонь, обратите внимание на упившегося и потом бесчинствовавшего[991] со своими собственными дочерями Лота (Быт. 19:30–38), представьте себе также и обнажившегося от неумеренного пития вина Ноя (Быт. 9:20–22).

 

К чему приводит опьянение

 

Когда ум перестает действовать, необходимо за этим следует то, что он оказывается не в состоянии противостоять в духовной борьбе, и вот тотчас является стремление к смеху, страстные мечтания, зачинаются помыслы, рождается пагуба для души и для рассудка. Вести речь и о дальнейших еще последствиях я колеблюсь, ибо, по словам Богослова [Григория], у дурных учителей и дурные уроки, как у плохих земледельцев плохие и нивы[992].

Я предупреждал вас, чада, этим, дабы вы укрепились, дабы не сделали тщетными своих сорокадневных усилий и, погружаясь в неумеренность <209> и утопая в греховном море, не потеряли в одно мгновение своих трудов, которые вы вели так долго (ведь вместе с переменой пищи происходит также перемена и времени: наступает весна, тело возбуждается, (93) источники бьют сильнее, кровь кипит бойче; распускаются цветы, вместе с тем поднимаются и ростки страстей, – посему прошу, увещаю: смотрите же за собой), но будем есть, пить, спать, вставать, беседовать, быть ласковыми, сколько все это нужно и как требует порядок, избегая укромных и уединенных мест, а также и того, чтобы оставаться вдвоем с глазу на глаз, особенно же с послушниками и безбородыми. И если мы так будем жить, то у нас ежедневно будет праздник во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему слава и держава вовеки. Аминь.

 

 

Оглашение 30

<210> О том, чтобы не роптать, когда случится нужда

 

Братия мои, отцы и чада. Постоянно беседовать с вами, увещать и ободрять вас в терпении для вашей по Божиим заповедям жизни есть мое дело и мой неустанный подвиг. Уж если пастухи бессловесных стад, когда пасут вверенный им скот, не спят и несут всякого рода заботы, то мне, грешному, недостойно получившему власть над вами, Христовыми овцами, несравненно более нужно держать неусыпным свое душевное око, а также своими речами, как бы свирелью, возвещать вам, <211> что нужно и полезно, и вместе с тем нести труды, скорби и затруднения для того, чтобы заготовить и доставить вам достаточное количество духовной и телесной пищи. Но если, с одной стороны, от меня требуется исполнение моих обязанностей, то, с другой стороны, справедливость точно так же требует, чтобы и вы не относились к моим поучениям слегка и как попало, но чтобы выслушивали меня, смиренного, со вниманием: овцы моя, сказано, гласа Моего слушают; по чуждем же не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа (Ин. 10:27 и 5).

 

Тесный и узкий путь

 

(94) Для чего же я так начал свою речь? Для того чтобы вы не обиделись от дальнейших моих слов. Некоторые из вас устами своими благословляют меня, сердце же их далече отстоит от мене (Мф. 15:8). Вследствие чего же? Отчасти по причине прошлогоднего неурожая, отчасти вследствие наплыва новичков, <212> коих как бы с моря сюда, в пристань отречения, для спасения посылает Бог, отчасти ж и потому, что нам здесь, в столице (εν τη βασιλευούση πάλει), приходится оказывать обширное гостеприимство и делать большие раздаяния, у нас оказалась нужда в жизненных средствах. Ввиду этого я заявлял в оглашениях и говорил, что меня смущает, заставляет задумываться и заботиться мысль о том, чтобы у вас на год достало всего, и сообразно с этим я просил и умолял, дабы каждый из вас принялся за работу и как можно сильнее трудился на том послушании, на которое он поставлен. При этом я напоминал также, что если мы ищем Царства Небесного, то нам непременно придется идти по тесному и узкому пути, где скорбь, нужда, голод и прочее, причем я добавлял, что Бог с целью испытать нашу к Нему любовь попускает случаться с нами на краткое время искушениям, окажемся ли мы твердыми в скорбных обстоятельствах. И вот тогда [не как теперь] вы не отвергли моего предложения, а согласились, что все это нужно, <213> следует и требуется, но, как было сказано выше, отвечали и одобряли только одними устами. Ибо после того – так как ваше сердце не было искренно пред Богом – вы возроптали, стали тяготиться и восстали не на Моисея какого‑либо (ибо если бы вы так думали, то вели бы себя осторожно), но всего только на меня, грешного, говоря: «Зачем он набирает столько народа, сколько не в состоянии прокормить, кто в этом очень нуждается и кто принуждает его принимать такое множество?»

На все это я дам нужный ответ, но вместе с тем объявлю суд Божий, а также возвещу (95) и о мече, который направляется на таких людей, дабы их кровь впоследствии не взыскалась от моих нечистых рук. Ибо эти люди, во‑первых, не вели себя, как истинные сыны, они не сказали: «Почему мы принимаем?» – но, подобно чужим чадам, с укоризною заявляют: «Почему это он принимает?», выключая, таким образом, себя из общения и единодушия со мною. Во‑вторых, <214> если бы они сказали даже и как следует, то все‑таки они оказались бы виновными и осужденными, ибо, как сказано в псалме, клеветаша на Бога иреша: еда возможет Бог уготовати трапезу (Пс. 77:19) такому множеству? Ведь разве я доставляю пищу, припасы, наполняю кладовые? Разве я по собственному решению и самовольно принимаю приходящих и таким образом увеличиваю братство? Разве, напротив, все это делает не Сам Господь и Питатель всего мира, Который отверзает руку Свою и исполняет всякое животно благоволения (Пс. 144:16), Который говорит: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6:33), и в частности – малодушным: воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их, кольми паче вас, маловери! (Мф. 6:26, 30), <215> а затем – чрез мудрого: кто верова Господеви и постыдеся?или кто пребысть в страсе Его и оставися?или кто призва Его, и презре и? (Сир. 2:10)? И потом снова в Евангелии: грядущаго ко Мне не изжену вон (Ин. 6:37), а также: оставите детей приходити ко Мне и не браните им: тацех бо есть Царство Божие (Мк. 10:14) и многое другое подобное этому?

Так зачем же вы восстаете против меня, ничтожного, и говорите неразумное? Вы словно новые израильтяне: после (96) освобождения от руки невидимого фараона, горькой работы над кирпичами страстей и темного Египта, когда затем при переходе подвижнического и тесного жития с вами случились <216> некоторые затруднения, вы не возблагодарили Бога, не воздали Ему хвалы славословия; Божественный Промысл за ваше благое душевное расположение ниспослал вам все нужное, но вместо этого вы возроптали и начали говорить подобно тому, как некогда Израиль: о, дабы быхом измерли мы в земли Египетстей (Исх. 16:3), вспоминая тамошние котлы, лук и чеснок (Чис. 11:5), которые можете понимать как кому угодно, применительно к той обстановкое, в какой он жил в миру. Но вспомните, что потерпели за это израильтяне: никто из них не удостоился вступить в обетованную землю, кости их пали в пустыне, и они погибли, по Писанию, от Истребителя. Так вот, чада, и я боюсь, чтобы и мы также, делая то же самое, что и они, не потерпели их участи. И тогда еще было только детство тени (см.: Евр. 10:1; Кол. 2:17) и Закона, а теперь уже возмужалость благодати и истины Христовых.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!