О том, чтобы повиноваться игумену, как повинуется железо кузнецу, дабы благодаря этому жить без всякой боязни



 

Братия мои, отцы и чада. Наблюдая за тем, как постоянно увеличивается лик нашего братства, подобно какой‑либо плодоносной земле, я опасаюсь за себя, потому что семян моего ничтожного проповедничества не только мало, но, кроме того, они сухи и не в состоянии охватить всякую душу, очистить ее наставлениями, обновить и забросить в нее зерна постепенно возрастающего усовершения в Божественных заповедях. Несмотря на это, я стараюсь всеми силами выполнять свои обязанности в надежде, что это может принести пользу. С другой стороны, вы, братия мои, будучи, по слову Господа, доброю землею (Мф. 13:8), приносите и мне, и Ему подвиги и спасение душ ваших. Пока мы не вошли во святилище Божие и не оказались вместе с Господом на месте Его пребывания[735] (см. Пс. 72:16–17), нам, как сказано, должно трудиться. Поэтому требуется усиленный труд, духовный пот, божественный подвиг, правая ревность, душевный бег, дабы нам добиться взойти на ристалище (еίς το στάδιον) и чрез святую кончину получить победные венцы. Вы сами на себе можете наблюдать, как труды рождают покой, скорбь непременно сменяется радостью, рыдания вскармливают живую сладость, стеснение производит простор; голод, посты, сжатие горла приносят бессмертные ликостояния; жажда и иссушение слюны источают ту воду, которую Господь назвал водою в живот вечный (Ин. 4:14). Напомню вам также здесь еще и слова священного певца Давида: сеющии слезами, радостию пожнут (Пс. 125:5).

 

Заповедь не имеет границ

 

Итак, аще сия, как сказано в Писании, весте, блажени есте, аще творите я (Ин. 13:17). Муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих (Пс. 91:7). Вы же – люди разумные, понятливые, рассудительные и сметливые, и вследствие этого некоторые добродетели вы уже усвоили, другие усваиваете и, конечно, будете еще усваивать, ибо заповедь не имеет границ (см. Пс. 118:96), но чем больше кто начинает любить Бога, тем сильнее он чувствует, что он далек от заповеди. Вот я даю вам свои повеления, веду вас, одно запрещаю, от другого охраняю, к иному позволяю идти, и вы, в свою очередь, слушаетесь меня во всем и, как железо кузнецу, повинуетесь мне, чего бы я ни потребовал от вас согласно с заповедью. Благодаря этому плавание ваше совершается легко, без забот, и жизнь ваша протекает без бурь. Вы и сами по себе, независимо от моих указаний, делайте и напоминайте друг другу все, что найдете доброго и полезного. Ибо мы все стремимся к общей пользе. Мы находимся как бы на плывущем по морю судне, есть у нас капитан и матросы. Мои и ваши обязанности распределяются так: мне нужно управлять рулем, бодрствовать, подняв очи вверх, к небу, и, взирая на звезду праведности, направлять корабль. И на вас точно так же лежит обязанность бодрствовать, принимать участие в службе по кораблю, бегать, носиться туда и сюда, смотреть, как бы нам не потерпеть, как бы нам не наткнуться на скалу неведения, как бы нечаянно не налететь на риф; вы, как стоящие у корабельных снастей, должны мне повиноваться, где отпускать и где натягивать их, дабы довести груз душ наших благополучно до пристани спасения. Ради этого мы оставили мир, все плотское, связи и желания.

 

Общая польза

 

Будем же, братия мои, нести подвиги и выносить все страдания терпения; я уверен, что мы получим венец, будем небесными жителями и возрадуемся там, откуда отбеже… болезнь и печаль и воздыхание (Ис. 35:10). Вооружайтесь крепостью, вооружитесь силой, светильник вашего рвения да питается елеем твердости, дабы он не потух и нам не испытать столь нежеланной участи нерадивых[736] дев (см. Мф. 25:1‑13).

 

Смысл безмолвия в общежитии

 

Стяжайте, честнейшие отцы мои, безмолвие (ησυχία). Я не хочу этим сказать, чтобы вы не говорили совсем ни одного слова, ибо этого житие наше не требует, но чтобы вы не заводили неподобающих бесед и не поднимали отсюда смеха, ибо от многословия, заявляет премудрый, не избежиши греха: щадя же устне, разумен будеши (Притч. 10:19). Будьте внимательны на своих послушаниях, не ломайте небрежной работой нужных вещей и инструментов: повозки, плуга, писала, топора, памятных досок, чашки и т. п.; вследствие этого у вас происходит в работе остановка, и это свободное время, которое нужно было бы употребить на духовное дело, у вас тратится на пустяки. Напоминаю также вам насчет пищи: не преступайте того, что я определил, дабы вам не разлениться. Ибо не уклонися, сказано, ни на десно, ни на лево (Нав. 1:7), но шествуйте царским путем, ибо дела весьма тяжелы, а для кого они хоть и не кажутся такими, все‑таки воздержание для него будет очень трудно. Проявляйте в своих делах как можно больше во всем усердия и молите Бога о милости против невидимых и видимых врагов[737], во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 41


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!