Монашество – пролитие крови в уподобление Христу



 

Относитесь с усердием к своим послушаниям, ибо вы служите (см. Евр. 9:14) Самому Богу, а не то что работаете для людей. Будьте ревностны к духовному своему служению, увеселяя себя божественными песнопениями. В работах будьте усердны, чтобы удовлетворить и себя, и немощных братьев, и посторонних лиц[556]. Случается, что иногда кто‑нибудь потерпит обиду, брань, невнимательность к себе, излишнее отягчение делом, но затем ведь приходит время вознаграждения, радости и преуспеяния. Будем радоваться больше тогда, когда нас бесчестят, чем когда почитают; когда нам приходится поститься, чем тогда, когда предстоит наслаждаться.

 

Каков ум здесь, таким окажется и в будущей жизни

 

Ввиду этого станем избегать постыдного дела, а именно – под предлогом болезни есть не вовремя, особенно же по средам и пятницам. Бог записывает, спросит и воздаст за каждое слово и за каждый глоток. Ваше ведь преуспеяние, ваше рвение – мое мужество.

 

Бог воздаст за каждое слово и за каждый глоток

 

Усердно молю и прошу вас: исполните мою радость, да все тожде мудрствуем (Флп. 2:2) и да подчиняемся одному и тому же уставу (см. Флп. 3:16), шествуя вслед блаженным отцам нашим, чтобы нам затем удостоиться и совместной с ними радости во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 2

О пагубном бесстыдстве[557], а также о том, чтобы с благодарностью переносить болезни

 

Особая благодать монашества

 

Отцы мои и братия. Бог ввел нас в мир для того, чтобы мы, служа Ему добрыми делами, становились наследниками Царства Небесного (см. Мф. 25:34). Нам же, монахам, Он, кроме того, даровал еще особенную великую благодать. Благодать эта состоит в том, что, избрав нас из всего мира (см. Лк. 6:13; Еф. 1:4), Он поставил нас пред лицом Своим для служения Своему могуществу. Поэтому пусть каждый из нас смотрит и наблюдает за тем, живет ли он сообразно со своим званием (см. Еф. 4:1; 1 Кор. 7:17, 24), к которому он призван, не стремится ли он к чему‑либо другому, кроме угождения Богу. Ибо диавол многими способами и потихоньку не перестает водить нас всех за собой посредством деяний, слов, мыслей, приражений извне, даже тогда, когда мы не соглашаемся идти за ним. Посему будем следить за собой, будем избегать заглядывать друг на друга, [избегать] этого великого вреда – бесстыдства.

 

«Лакомки‑очи»

 

Не будем завязывать между собою болтовню, вызывать друг у друга улыбки, возбуждать друг в друге блудную любовь, не позволим своим лакомкам‑очам любоваться красотою лиц, что вот‑де у того оно – гладкое, у того – белое, а у того – румяное, у того такое телосложение, у того сладкая речь, красивая походка. Все это стрелы, копья и мечи диавола. Проразумевая все эти его обманы и обольщения, возлюбим душевную красоту и сольемся в духовной любви. Те, кои поставлены в распорядители (см. Рим. 13:2), хотя по внешности они должны держать себя повелительно, но по расположению пусть будут рабами своим подчиненным: таким путем они, по словам Господа, окажутся первыми[558] (Мк. 10:43–44). Состоящие в подчинении должны все делать так, как будто им приказывает Сам Бог, – таким образом они станут блаженными и рабами Господа.

 

Все виды монастырских работ и послушаний спасительны

 

От здоровых Бог требует посильной работы: если не скрывать ее ложными отговорками[559], то у нас ее достаточно для каждого. Но, с другой стороны, не следует из‑за этого хвалиться собою, как будто вы исполняете что‑то особенно важное, дабы не услышать: проклят человек, который надеется на силу мышцы своея (ср. Иер. 17:5). Больные должны проявлять благодарственное и ласковое расположение к тем, кто за ними ухаживает, – пусть они довольствуются тем, что им дают[560], хотя бы то был даже один хлеб, ибо вы сами так обещали. Горе вам, если вы после такого обещания ропотом вовлечете себя в погибель! Вам же, ухаживающие за больными, если вы со страхом и трепетом исполняете свою работу, будет за то великая награда…[561] Что мне сказать о келарях? И они, если хорошо выполнят, что им приказано, возрадуются с первомучеником Стефаном. Равным образом и хлебопек, если он в полном порядке, усердно и строго выполняет свое служение, будет чистым хлебом[562]для Господа. Ты, огородник, если ведешь себя безмолвно, спокойно и смиренно, пожнешь благоплодие рая и станешь его жителем. Вместе со всеми упомянутыми лицами и даже предпочтительно пред ними пахарь[563], если он изо всей силы отдается работе, здесь станет столпом и утверждением (см. 1 Тим. 3:15) всего братства, а там будет пахать землю кротких (см. Пс. 36:11; Мф. 5:5), вечно живые колосья бессмертия с которой пропитают его во веки веков. И вообще, каждый, что бы он ни делал, – работает ли он в виноградниках, выжимает ли вино, плотничает ли, несет ли послушание привратника, служит ли на трапезе, шьет ли обувь, делает ли вообще что другое, – раз он исполняет свое дело по совести, ради одного только этого самого добра, удостоится той же участи.

 

Увещание

 

Мужайтесь, божественные мои братия, христоподражающие отроки и богорожденные отцы, стойте, утверждайтесь, ожидая ежедневно смерти, чтобы жить вовеки. Избегайте увлечения дурными мыслями, равно как многословия при работе, ибо оно многогреховно, а также смеха, потому что он блуден, многоядения и пресыщения, так как они порабощают страстям. Горе наш помысл, долу взор! Будем чисты и телом, и сердцем, будем тверды в надежде, свежи душой, как юноши, не будем бояться ничего на земле, кроме одного лишь Бога. И если мы так настроим себя, то будем вовеки ликовать с Ангелами и радоваться со всеми святыми.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!