Последние слова преп. Феодора к ученикам



 

66. [Col. 325] «Братия и отцы. Это – общая чаша, которую пили все отцы наши; ее же пью и я и отхожу к отцам моим; взирайте на завещание, которое я оставил вам, веру вашу соблюдайте непоколебимою и жизнь непорочною; больше ничего не имею сказать, потому что все должное и прежде возвещал и преподавал». К этому сын мира и любви прибавил еще следующее: «Владыке нашему архиерею передайте от меня приветствие с уважением и почитанием, также и прочим отцам иерархам, иереям и исповедникам Христовым, гонимым ради Господа, всем братиям, друзьям, знакомым и подвизавшимся с нами в борьбе за веру, малым и великим». А на вопрос достопочтенного Навкратия о монахах и мирянах, бывших под епитимией, этот поистине сострадательнейший и христоподражательный врач отвечал: «Господь да простит всех». Потом, трижды благословив братий, он сказал: «Господь мира (2 Фес. 3:16) да будет со духом вашим» – и, простившись со всеми присутствовавшими, в этом положении и остался.

67. Когда слух об этом далеко распространился, то приходило к нему великое множество людей, которых он благословлял и осенял знамением креста, приветствовал и после кроткой беседы с ними отпускал; так делал он в течение двух дней. В воскресный же день, в который совершалась память святого и славного мученика Мины[540], исполнив обычные песнопения, причастившись Святых Таин, по обыкновению помазав елеем члены свои, воздевши руки горе и помолившись, он около шестого часа почувствовал себя ослабевшим и тихо приказал зажечь восковые свечи; и когда в таком положении братия начали петь «непорочны» и дошли до стиха второй статии, в котором говорится: Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси (Пс. 118:93), в их присутствии он предал святую душу свою. И приложился к праведным от века – гонимый во всю жизнь свою за правду, к преподобным – любитель и исполнитель святости, к мученикам – любитель мучеников, сподвижник их и многострадалец, к апостолам – проходивший одинаковым с ними путем веры, к пророкам – почтенный от Бога равным дарованием и запечатлевший предсказания их делами, как утверждавший, что воплощение Еммануила всенепременно должно быть почитаемо при посредстве священных изображений, ко всем святым Ангелам – подражавший во плоти их жизни всеми своими силами, к Вседержителю Богу и Господу славы и Царю всех – по страху пред Ним вменявший ни во что земные и конечные царства, попиравший всякую славу человеческую, как прах, и по возможности уподоблявшийся Богу и Христу.

 

Мощи преп. Феодора

 

68. Всесвященное и многострадальное тело его тогда же было перенесено с вышесказанного полуострова на остров Принкипо, и там над ним совершено было приличное песнопение и погребение. [Col. 328] Оно почивало на этом острове около восемнадцати лет и силою обитавшего в нем Святого Духа сохранилось неповрежденным и нетленным, так что тление не коснулось даже кожи его, хотя это блаженное тело по естеству своему подлежало бы гниению; потом оно торжественно перенесено было к собственной его студийской пастве[541] в начале [торжества] нашего Православия, во время служения Мефодия, святейшего патриарха[542] и истребителя ереси полухристиан[543], и положено в гробнице преподобнейшего Платона, игумена его, вместе с Иосифом, архиепископом Фессалоникийским, родным братом его[544]. Ибо так благоволил Бог и Спаситель наш Иисус Христос, чтобы мы, имея в них покровителей и врачей душ и тел наших и ходатаев пред Святою, Простою, Несозданною и Единосущною Троицей, всегда избавлялись молитвами их от всякого гнева небесного, вреда и нападения видимых и невидимых врагов, прославляя Отца и Сына и Святого Духа, единого Бога нашего, во веки веков. Аминь.

 

 

Тропарь преподобному Феодору[545]

 

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих богодухновенное удобрение, Феодоре премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

 

 

Отрывок из Жития 3 (Vita C) о кончине преподобного Феодора Студита[546]

 

И что это не пустая похвала, но чистая правда, если кто более трудолюбиво изыскивая захочет узнать, то найдет сияющую истину, ибо в житии блаженного отца нашего Илариона Далматского, который был чадом, порождением и усердным учеником, сохранившим образ своего учителя – иже во святых отца нашего Григория, называемого Декаполитом, гражданина вышнего града первородных (ср. Евр. 12:23), написано так:

«Как‑то однажды, [когда] святой Иларион находился в саду, работая и воспевая псалмы Давида, услышал [он] некий сладчайший глас и почувствовал сильное благоухание. Удивленный сим, он подумал, откуда это может быть; и [тогда] взглянул наверх и видит множество бесчисленных чинов [ангельских], облеченных в белые ризы, и сияющих не только лицами, но и одеяниями и всем своим видом, и в воздухе воздающих с гимнами честь.

Как только блаженный узрел сие, он в изумлении падает ниц на землю и долго так лежит; и слышит, как кто‑то свыше говорит ему, что это душа Феодора, игумена Студийского монастыря, который, много пострадав за святые иконы до крови и даже до конца мужественно перенеся [все] искушения, ныне почил.

Некоторые из монахов наблюдая, что он долго лежит на земле, быстро вернувшись, извещают [об этом] великого Григория. [Святой Григорий] же, духом постигнув, что тот видел некое божественное видение, тогда умолчал, но на следующий день наедине призвал его и спросил, почему он лежал вчера в саду; [св. Иларион же], презирая славу человеческую, попытался утаить. [Но] порицаемый [св. Григорием], рассказал обо всем увиденном им. Он же, запомнив день и час, узнал, что это [видение] произошло [во время] кончины святого отца нашего и исповедника Феодора».

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!