ПРОСВЕЩЕНИЕ И ШКОЛЫ В РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ В XVI — XVII вв.



Рост культуры и просвещения в Русском государстве в XVI в. В на­чале XVI в. завершилось объединение русских земель под главенством Москвы. После присоединения Казани, Поволжья, Астрахани, Сибири Русское государство оформилось как государство многонациональное при ведущей роли русского народа. Значительно развились в XVI в. ре­месло и торговля. Русское государство превратилось в централизован­ную феодальную монархию.Высокообразованными людьми XVI в. были Иван IV, князь Андрей Курбский, митрополит Макарий, Пересветов и др. Сохранились известия, что Иван IV собрал большую библиотеку, в которой было много книг не только на русском, но и на иностранных языках. Однако культура XVI в. охватывала лишь небольшой слой наиболее зажиточного населения (бояр, дворян и богатых купцов). «Домострой», рисующий хозяйство и быт зажиточной семьи того времени, говорит о главе такой семьи как о человеке грамотном.Между тем возросшее экономическое и политическое значение Рус­ского государства, освободившегося от татаро-монгольского ига, силь­но расширившего с присоединением Казани, Поволжья и Сибири свои владения, остро ставило вопрос о повышении культуры и, открытии школ. В 1453 г. Константинополь, считавшийся «вторым Римом», был взят тур­ками. Ставшая сильным централизованным государством, Москва взяла на себя роль «третьего Рима» — защитника и покровителя православия, преемника византийской культуры. Великое княжество Московское пре­вратилось в обширное, могучее Русское государство, в централизован­ную многонациональную монархию — царство. Все это предъявляло по­вышенные требования к грамотности и развитию культуры.Стоглавый собор (1551) признал необходимым открыть училища в домах священников и дьяконов при всех приходских церквах, обязав священников и дьяконов обучать детей грамоте (что, впрочем, они делали довольно неохотно, как тяжелую обязанность, отнимавшую у них еже­дневно много времени и оплачиваемую родителями невысоко.Задачи и направление воспитания детей в рассматриваемый период подробно изложены в «Домострое», XIX—XXII главы которого целиком посвящены вопросам семейного воспитания. «Домострой» требует воспи­тания детей «в страхе божьем», выполнения обрядов церкви, говорит о су­ровой дисциплине, советуя подвергать детей телесным наказаниям. В «Домострое» приводятся ветхозаветные тексты: «Любяй сына своего, сокруши ему ребро» и т. д. Однако не следует понимать эти тексты бук­вально. Телесные наказания детей (розга) в тот период, конечно, применя­лись как в Русском государстве, так и в Западной Европе, но не нужно думать, что они были часты и жестоки. Библейские слова «учащай рана­ми» детей, «сокруши ребро» сыну и т. п. — это больше образные выраже­ния, нежели действительность. «Жезл» как средство наказания в воспита­нии детей того времени больше играл роль символа и угрозы, нежели применялся на деле.Наряду с требованием строгости и суровости по отношению к де­тям, «Домострой» неоднократно говорит о любви к детям и заботе о них. БРАТСКИЕ ШКОЛЫ, АКАДЕМИИ. Вопрос о хорошо организованной школе рано или поздно Должен был возникнуть на Руси.С этим вопросом первая встретилась юго-западная Русь, которая, войдя в состав Литовского государства, в 1386 г. соединившегося с Польшей, встала лицом к лицу с западной культурой и школой.Возникла острая и напряженная борьба между просвещенными хорошо вышколенными представителями католицизма и грамотными православными пастырями. Волей-неволей приходилось подумать о просвещении, хороших, благоустроенных школах. За дело взялись западные православные братства2. Они учреждались при церквах или монастырях и от них получали свое название. Членами братств были люди разного звания, чина и положения: митрополиты, епископы, иноки, князья, паны, мещане; иногда вступали целыми приходами. От них требова­лась лишь дружная деятельность на пользу православной веры. Средствами они владели значительными. Самые старые брат­ства — львовское, виленское, киевское, могилевское, луцкое, пинское, оршанское. Братства активно взялись за обновление школьного дела. Школы должны были служить интересам православной веры и церкви; поэтому в них основательно изучались церковный устав, церковное чтение, пение, Священное писание, учение о добродете­лях и о праздниках. Все обучение велось в строгом православ­ном духе, а догматы веры служили основным предметом изуче­ния, составляли основу вместо учебного курса. В братские школы принимались дети всякого звания. Перед учителем все дети — богатые и бедные — были равны. Сидеть каждый ученик должен был на определенном месте, назначенном ему по успехам. Кто больше будет знать, будет выше и сидеть, хоть он и беден, а кто меньше знает — сидит на низшем месте. Дети делились на три группы: на обуча­ющихся распознавать буквы и складывать; на читающих и выучивающих наизусть разные уроки; на умеющих объяснить прочитанное, рассуждать и понимать. Утром, сразу после молитвы, [каждый учащийся пересказывал учителю свой вчерашний урок, [показывая написанное дома; потом начиналось изучение Псалтыри или обучение грамматике с разборами, другим наукам по  усмотрению учителя. После обеда каждый ученик списывал на |таблицу свои уроки, заданные на дом (для малолетних - сам учитель). Выученные трудные слова ученики должны были проверять друг у друга, идя из школы или в нее. Дома, выучив урок, должны были прочитать его своим родителям или хозяину квартиры. По субботам повторяли то, что учили в течение недели. Так как школы содержались на средства братств (т. е. были общественными), братства и были в них хозяевами. Школа находилась под надзором двух избранных братством депутатов, кото­рые должны были устранять всякие беспорядки. Хотя каждая школа жила по своему уставу, они имели много общего.В связи с этим было два класса: богословский и философ­ский. Богословы сочиняли проповеди и произносили их на па­мять по субботам в своем классе присутствии философов, а философы в своем классе произносили составленные ими ла­тинские и русские речи. Учитель читал с учениками речи Цице­рона, преподавал всеобщую историю на латинском языке. Учитель по этике преподавал риторику и науку о составлении стихов, латинских и русских, читал с учениками Овидия и Вергилия. Там же изучались география с помощью карт и глобуса, синтак­сис, грамматика. Сверх этого ученики учили катехизис, славян­скую грамматику, греческий, еврейский, французский и немецкий языки и медицину. Математика была поставлена слабо, естество­ведения совсем не было.Московская академия послужила рассадником образования; долгое время она была в России единственным более или менее организованным учебным заведением среднеобразовательного характера. Там, где была нужда в образованных людях, сейчас же вспоминали о Московской академии и ее выпускниках, они тре­бовались всюду.

 

Обучение в XIX вв.

 

К середине 50-х годов ХIХ в. в России произошли огромные политические преобразования, существенно повлиявшие на нравственный климат общества.

Крестьянская реформа 19 февраля 1861 года по выражению М.Е. Салтыкова-Щедрина устранила "безнравственное и бесправное" отношение человека к человеку. Передовые общественные деятели того времени рассматривали отмену крепостного права как важнейшее условие для нравственного развития народа и страны, необходимую предпосылку для борьбы за дальнейший прогресс. С падением крепостного права в сознание русского человека стала внедряться мысль о единстве и равноправии всех людей, о достоинстве всякой человеческой личности, о необходимости внимательного и гуманного отношения к ее нуждам и запросам. Освобождение личности от сословных, бытовых, семейных, религиозных пут становилось главной задачей поколения интеллигенции 60-х годов.

Реформы этого периода вызвали чрезвычайно широкое демократическое движение, мощный духовный подъем русского общества, стремление передовых деятелей того времени активно участвовать в обновлении российской действительности, на править ее развитие в соответствии со своими представлениями и идеалами, породили надежду на скорую и полную гибель "прошлых времен". В то время Россия в буквальном смысле слова, изнемогала под бременем усиленных надежд, возбужденных крестьянской реформой и теми преобразованиями, которые ожидались вслед за нею. Все ждали, все говорили: золотой век не позади нас, а впереди писал М.Е.Салтыков-Щедрин. Важнейшим средством освобождения и развития личности признавалось просвещение. Вера в силу просвещения была свойственна всем, жаждавшим обновления русского общества. Широко распространилась идея о необходимости отстаивать интересы народных масс, прежде всего крестьян, о выполнении "долга" перед народом. Этот "долг" мог быть уплачен прежде всего в форме распространения образования и культуры в народных массах. С этим связано участие широких кругов интеллигенции в культурно-просветительской работе, создание воскресных школ, возникновение специальных издательств, развитие педагогической журналистики и т.п.

Развитие культурно-просветительной и научной жизни.

В 60-е годы ХIХ в. в русской истории появились учреждения и организации, деятельность которых была направлена на распространение знаний среди народных масс. По инициативе передовой интеллигенции, главным образом студенческой молодежи, в середине ХIХ в. возникли воскресные школы - образовательные школы для взрослых крестьян, ремесленников и т.п.; были созданы первые народные библиотеки и читальни - общедоступные бесплатные библиотеки для трудящихся; стали проводиться народные чтения, являвшиеся одной из наиболее распространенных форм популяризации общеобразовательных, профессиональных и прикладных знаний.

Важную роль в распространении просвещения сыграли комитеты и общества грамотности - общественные просветительные организации. Они занимались изданием лучших произведений русских и зарубежных писателей, составлением каталогов лучших книг для народа, организацией народных чтений, летних педагогических курсов, созданием народных школ и библиотек, сбором статистических данных в области народного образования и т.п.

Реформы 60-х годов внесли коренные изменения в ход развития научной жизни.

В конце 50-х - начала 60-х годов положение русской науки было весьма незавидным. Главными носителями науки были университеты, где наиболее авторитетными признавались ученые, приглашенные из-за границы. Некоторые учебные курсы читались на иностранных ( в основном на немецком) языках, так как профессора не владели русским языком. Русских научных изданий почти не было, иностранные книги приходили редко и нерегулярно. По множеству специальностей не было никаких руководств на русском языке. Даже элементарные пособия зачастую были переводными.

В 1863 г. был принят новый университетский устав, согласно которому университеты рассматривались не только как высшие учебные заведения, но и как носители науки и просвещения, как посредники между наукой и обществом. Университетам была возвращена автономия. Расширился объем университетского образования, появилась научная специализация, вводились новые научные дисциплины. Так, на медицинских факультетах впервые были созданы кафедры эмбриологии, гистологии, сравнительной анатомии, врачебной диагностики, нервных болезней (Щетинина Г.И. 1976. - С,41). В 1863 г. в университетах были восстановлены кафедры философии, расширена специализация по психологии. Университетская реформа создала благоприятные условия для развития университетов, а тем самым и для развития науки. Следствием этого явилась организация научных обществ, оказавших огромное влияние на развитие русской науки. Сначала правом организации научных обществ пользовались физико-математические факультеты, создавшие общества естествоиспытателей. Первым было Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, открытое в 1863 г. В конце 60-х годов общества естествоиспытателей были созданы при Петербургском, Киевском, Харьковском, Казанском и Новороссийском университетах. Члены этих обществ провели множество научных исследований, собрали многочисленные экспонаты для университетских музеев и кабинетов. Организовывались экспедиции по изучению природы России, включая самые отдаленные и неизведанные края. Эта деятельность чрезвычайно способствовала широкому и плодотворному развитию естественных наук.

Вслед за естествоиспытателями научные общества стали организовываться в области гуманитарных наук. Одним из первых в этой области было Санкт-Петербургское педагогическое общество (1869 г.). Оно объединяло широкий круг ученых, деятелей в области народного образования, ставивших своей задачей содействие научной разработке педагогических проблем. Среди активных участников общества были К.Д.Ушинский, Н.Х.Вессель, П.Ф.Каптерев и другие видные педагоги. Члены общества организовывали филиалы в других городах, руководили педагогическими курсами, выступали с лекциями в различных аудиториях. В 1871 г. было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Результатом его деятельности стали курсы по подготовке воспитательниц в семьях и детских садах, лекции по дошкольному воспитанию и т.п. Петербургское общество положило начало распространению подобных обществ (называвшихся Фребелевскими по имени их создателя Ф.Фребеля) в других городах. Фребелевские общества сыграли важную роль в разработке теории и практики воспитания ребенка дошкольного возраста, в формировании основ русской детской психологии.

Важное значение для развития русской науки имели съезды ученых. Первым был съезд естествоиспытателей, состоявшийся в 1867 г. в Петербурге. С этого времени съезды ученых различных специальностей стали мощным двигателем научного прогресса. Психологических и научно-педагогических съездов в эти годы в России не было. Но психологи и педагоги принимали участие в съездах ученых других специальностей, в частности, были непременными участниками съездов естествоиспытателей. Особую роль в развитии педагогической мысли, в совершенствовании методов воспитания и обучения играли учительские съезды. Первый учительский съезд состоялся в 1867 г. в Александровском уезде Екатеринославской губернии. В 1870 г. проходил съезд учителей в Симферополе; в его работе принимал участие К.Д.Ушинский. Съезд при Всероссийской политехнической выставке в 1872 году собрал около 700 участников, перед которыми выступили видные педагоги и методисты.

В пореформенный период больше внимания стало уделяться и педагогическому образованию. Получили распространение 4-6-недельные педагогические курсы повышения квалификации учителей начальной школы. К.Д.Ушинский разработал план подготовки учителей начальной школы. По этому плану строили работу все земские учительские семинарии и школы. Он же высказал идею создания в университетах педагогических факультетов. Все это стимулировало внимание к улучшению педагогического образования. В 1867 г. в Петербурге и в 1875 г. в Нежине были открыты историко-филологические институты для подготовки учителей средней школы. За четыре года обучения они давали основательную педагогическую и методическую подготовку. Учителей для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ стали также готовить открывшиеся в 60-70-е годы высшие женские курсы.

Развитие научной мысли.

Европейская научная мысль середины ХIХ в. (прежде всего философия и естествознание) характеризуется распространением принципа развития. Сформулировав основные положения диалектического метода познания, принципа развития и принципа историзма в подходе к изучаемым явлениям, Г.Гегель распространил свое учение и на психологию. Он показал, что психику необходимо исследовать не как скопление отдельных фактов и явлений психической жизни, а как целостный процесс формирования и развития, подчиненный определенным закономерностям. Изучение психического развития с позиций диалектического метода впервые потребовало учета качественного своеобразия психики на разных возрастных этапах, в частности, качественного отличия психики ребенка от психики взрослого человека. Такой подход открыл простор для разностороннего изучения различных ступеней развития человеческой психики, начиная с детства.

Со всей остротой был поставлен вопрос кому и как разрабатывать психологию, быть ли ей философской или естественнонаучной дисциплиной. Особое внимание ученых привлекало изучение детства. Познавая ребенка, они надеялись решить ряд принципиально важных вопросов.

Необходимость разностороннего познания ребенка диктовалась также потребностями педагогической практики, неудовлетворительным состоянием как общественного, так и семейного воспитания и обучения. Ученые пришли к убеждению, что улучшить тему воспитания невозможно без знания закономерностей детского развития.

 

История образования РБ

 

Определить документально точное время возникновения му­сульманских школ в Башкирии трудно. Сохранившиеся письмен­ные источники указывают на вторую половину XVII века. Но, ви­димо, более правильным будет вести историю исламских учебных заведений на Южном Урале с XVI века, на что указывал еще Р. Фахретдинов – крупнейший исследователь культуры Востока.

Возникающие школы в общем копировали традиционную ре­лигиозную школу ислама – медресе (от арабского Мадраса - ме­сто, где учат). Основной целью медресе было религиозно-нравст­венное воспитание детей и подготовка духовных наставников.

В учебном курсе преобладали богословские дисциплины. В за­висимости от подготовленности учителей шакирды (учащиеся) получали также некоторые сведения по математике, астрономии, классической арабской литературе, истории. Языком обучения в младших группах был тюрки – региональный литературно-пись­менный язык. В средних и старших классах преподавание велось на арабском и частично персидском языках.

Медресе открывались при мечетях и находились в ведении му­сульманского духовенства. Муллы составляли костяк учитель­ского персонала. Кроме местных кадров к преподаванию привле­кались научно-педагогические силы из Поволжья, Дагестана, Крыма, Хорезма, Бухары, Самары, Турции.

Мусульманская школа была сельской. В большинстве городов Башкортостана, возникших как административные центры Рус­ского государства, не было ни мектебов (начальных школ), ни медресе. К отмене крепостного права только в Стерлитамаке, Оренбурге и Троицке имелись более или менее влиятельные школы. Мектебы и медресе материально содержались исключи­тельно за счет местного населения и в этом смысле являлись под­линно народными учебными заведениями башкир и татар. Они приобрели значительное влияние в крае. Заметна была их роль и в политической жизни. Большие медресе часто становились местом распространения антиколониальных идей, а их руководители не­редко превращались в духовных вождей башкирских восстаний XVIII века. Поэтому царское правительство приняло ряд мер, направленных против расширения сети и усиления мектебов и медресе. В ходе подавления восстаний школы разрушались, му­сульманские духовные лица (ахуны, муллы), заведующие медресе (мударрисы), учителя (мугаллимы), влиятельные образованные лица (абызы), то есть вся интеллектуальная часть башкирского и татарского народа подвергались жестоким преследованиям.

С конца XVIII в. сеть мектебов и медресе в Башкирии стала бы­стро расширяться. Этому способствовали умиротворение края по­сле передачи башкир в военное управление, постепенный переход местного населения к оседлому землевладению, усиление притока в регион казанских татар, то есть общий рост мусульманского на­селения края. Увеличению численности школ благоприятствовала также организация Духовного собрания. Государственное призна­ние ислама, широкое строительство мечетей, рост спроса на кадры культовых служителей, подъем религиозного самосознания му­сульман вели к открытию все новых учебных заведений, упорядо­чению всего учебного дела. Укреплению местной системы образо­вания послужило и начало книгопечатания на восточных языках. Львиную долю книжной продукции казанских типографий состав­ляли учебные книги для традиционного образования башкир и та­тар. Это создавало основу для более широкого, чем раньше рас­пространения книжных знаний в массах.

В первой половине XIX в. Башкирия превратилась в один из центров мусульманского образования на российском Востоке. Здесь работали крупные медресе – подлинные очаги книжности и религиозной учености. Слава некоторых из них вышла за пределы страны. Особенно знаменитыми были медресе в деревне Стерли-баш (Стерлитамакский уезд), Сеитовом посаде (Оренбургский уезд), Троицке (Троицкий уезд).

В медресе с. Стерлибашево приезжали учиться со всего Урало-Поволжья, из киргизских, туркменских и казахских степей. Оно было основано в 1720 году. Одним из его лучших учеников, а за­тем и последователей был Хуснутдин бин Шамсутдин бин Йагфар (1767 – 1869), основатель и преподаватель знаменитого Балыклы-кульского медресе. В течение шестидесяти лет, отмечает М. Умет-баев, многочисленных шакирдов со всей округи обучал поэг и сэсэн Хуснутдин. В Стерлибашевском медресе работал известный ученый Нигматулла Биктимеров, который активно проводил в жизнь наставления Г. Курсави. Он старался у своих подопечных пробуждать интерес к познанию, воспитывать любовь и уважение к разуму человека независимо от его социального положения, ут­верждать демократические идеалы. Нигматулла развернул актив­ную собирательскую деятельность, в результате чего начала фор­мироваться богатейшая библиотека Стерлибашевского медресе. Им самим было написано много комментариев, учебных пособий для курса медресе. Особенно Сгерлибашевское медресе прославил Харис Биктимеров, сменивший в 1844 г. отца в должности муда-риса Стерлибашевского медресе. Харис развернул гуманитарную деятельность: на его личные средства был открыт дом благотворительности, построены новые здания медресе, реставрирована и расширена мечеть. Много сделал для Башкортостана его сын Ша-кир Тукаев, который дважды был избран депутатом от Уфимской губернии в Государственную Думу.

Были введены новшества и в учебный процесс в медресе, больше внимания стало уделяться методической организации учебы, воспитанию интереса к знаниям. Было введено преподава­ние русского языка, выписывались газеты, в том числе литера­турно-политическая газета «Голос», издававшаяся в Петербурге Такая атмосфера медресе привлекала многих шакирдов, стремив­шихся к получению настоящих знаний. В 80-е годы в это медресе перешел из со своими учениками поэт Шамсетдин, перед этим по­ступил в медресе и затем работал здесь поэт Гали Сокрой. У них учился некоторое время будущий знаменитый поэт-просветитель Мифтахетдин Акмулла.

Исключительная популярность притягивала в Стерлибашевское медресе молодежь со всего Российского Востока. По сведениям одного из инспекторов народных училищ Уфимской губернии, среди обучающихся там шакирдов иногда встречались даже жи­тели самой Бухары. После посещения в начале XX в. этого учеб­ного заведения академик В. В. Бартольд назван его «одним из жи­вых центров мусульманской науки в России».

Русскоязычные учебные заведения в Башкирии появились в XVIII веке. Они организовывались по линии правительства, пре­следующего в первую очередь утилитарные цели – подготовку нужных для местных властей специалистов, государственная школа, как правило, носила светский характер.

Особенно заметную роль в проявлении общественно-политиче­ской активности башкир и других нерусских народов края и в их просвещении в первой половине XIX в. сыграло Неплюевское во­енное училище, открытое в Оренбурге 2 января 1825 г. (с 1844 г. -Неплюевский кадетский корпус) с целью «способствовать сближе­нию азиатцев с русскими, доставлять этому отдаленному краю просвещенных чиновников». Корпус состоял из европейского и азиатских отделений. В них наряду с христианским и мусульман­ским богословием и военными дисциплинами, преподавались ис­тория, география, ботаника, минералогия, математика, давались определённые знания по архитектуре, каллиграфии и изящному искусству. В европейском отделении, кроме русского изучались и западноевропейские языки, в азиатском – арабский, персидский и родные языки слушателей, а также предметы, связанные с земле­делием и лесным хозяйством. На учебу в корпус, кроме детей рус­ских чиновников и офицеров, принимали детей башкир, казаков и мишарей.

Дореформенный Неплюевский кадетский корпус оставил яркий след в культурной жизни края. Несомненная его заслуга в подго­товке светской национальной интеллигенции. В 1852-1860 годах здесь обучался М. И. Уметбаев – крупный башкирский поэт-про­светитель, ученый-энциклопедист.

В 1832 г. при Неплюевском училище открылось женское отде­ление для воспитания и обучения «наукам и рукоделию» дочерей военных и гражданских чиновников

 

Новый метод обучения начинает развиваться к началу 1860-х гг. в деятельности Х. Фаизханова с его проектом школьной реформы и Ш. Марджани с идеей татарской нации-миллета. Родоначальником джадидизма стал И. Гаспринский, который в 1883 г. приезжает в Казань, делится с Ш. Марджани планами реформ и в 1884 г. создает в Бахчисарае первое новометодное мектебе. В число его предметов вошли чистописание, письмо, чтение на тюркском и арабском, счет в пределах четырех действий арифметики, тюркская морфология, а также основы вероучения. До 1905 г. джадидизм встречал в целом благожелательное отношение властей, которое изменилось, прежде всего, вследствии поддержки его лидерами либеральной оппозиции в России во время революции 1905–1907 гг. Джадидизм носил преимущественно светский характер, возглавлялся интеллигенцией, а не улемами, поэтому неправомерно его отождествление с европейской реформацией. Теологически уже Ш. Марджани обосновал возможность реформ в сфере общественного развития. Одной из таких реформ была реформа образования – «усул джадид». Фактически всю реформаторскую деятельность мусульман России можно определить в нескольких основных аспектах: реформа образования, политическая реформа в России, создание конституционного правового государства и реформа ряда норм исламского права. При этом трудно говорить о разделении кадимистов и джадидов, особенно среди духовенства, по всем этим проблемам. Крайние позиции во всех областях занимали как реформаторы, так и консерваторы. Крайними радикалами были М. Биги и З. Камали, выступавшие за реформу во всех трех сферах. Такие деятели, как Г. Апанай, Г. Баруди и Р. Фахретдин, не были сторонниками реформ шариата, но активно участвовали в политической деятельности и выступали в защиту политических прав женщин, т.е. социальные реформы. Коммунистический террор 30-х годов унес жизни практически всех реформаторов и многие из их трудов были сожжены.

В 1937 году количество зарегистрированных мечетей во всей Российской Федерации не превышало сотни, в 1986 — 189. На 1 января 1990 года среди зарегистрированных служителей культа в Советском Союзе было только 55 мулл и 12 муэдзинов, причем, высшее духовное образование имел только один, а духовное среднее — восемь человек, Однако после падения марксистской идеологии российский ислам переживает бурное возрождение.

Сейчас в Башкирии около 900 мечетей, государство всячески поддерживает строительство культовых сооружений и с каждым годом растет их число. Есть большие достижения, но в месте с этим есть и определенные проблемы, которые нельзя не отметить.

Кризис традиционного общества привел к пониманию того, что религиозные деятели фактически оказались не готовыми противостоять реакционным идеям из за рубежа и давать интерпретации шариатским наукам. К сожалению, многие остаются неспособными сделать это до сих пор. В большинстве случаев из за религиозной безграмотности светские ученые также начинают опираться на нетрадиционные религиозные убеждения чуждые мусульманам Урало–Поволжья, являющиеся Ахлясунна уа-лджамаа (суннитами). В сельской местности не во всех мечетях проводятся религиозные обряды. Существует проблема исполнения этих обрядов в частности и системы образования в целом. Мусульмане из-за своей безграмотности или под влиянием псевдоисламских групп начинают по своему трактовать те или иные религиозные вопросы. Есть среди активной мусульманской молодежи ребята, которые уезжают за рубеж для обучения исламским наукам, в частности Ал Азхар, но там нередко попадают в экстремистские секты, но даже в случае получения правоверных (сунитских) знаний приезжая к себе на родину теряют жизненные реалии. из-за чего возникают разного рода конфликты с местным населением. А все из-за того, что, уезжая за рубеж, ребята не знают основы Ислама, деятельность авторитетных ученых Урало-Поволжья, известных далеко за рубежом. Можно отметить таких как: Зайнулла Расули, Мурад Рамзи Ал Минзелави и т.д. Для предотвращения разногласий в основных религиозных вопросах нужна единая система средне специального духовного образования. Основанная на признанных мусульманских книгах авторитетных ученых и традиционно изучаемые на территории Урало-Поволжья, в частности Башкирии. Где мусульманская молодежь, как местные, так и приезжие не только в медресе, но и во всех мечетях смогут получать фундаментальные, единые для всех исламские знания. Особое внимание нужно уделить таким предметам как акаид (вероубеждение) и фикх (исламское право).

Главной причиной религиозного фанатизма является отсутствие традиционных знаний о целях и сути религии. Если полное отсутствие религиозных понятий и практики приводит к такому виду экстремизма, как аморальность и эгоизм, то половинчатые, отрывочные знания приводят к агрессивному радикализму.
Список литературы:

 

1.Д.И. Латышина История педагогики// «ФОРУМ» 1998г.

 

2.История педагогики /по ред. Н.А. Константинова,

Е.Н. Медынского, М. Ф. Шабаевой// М. 1955г.

 

3.Б.Д. Греков Киевская Русь ,Госполитиздат, л. 1953г.

 

4. Каптерев П. Ф. История русской педагогики.

5. http://www.bashculture.ru/archives/62


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!