ОБУЧЕНИЕ НА РУСИ В XIII —Х V вв.
Nbsp; Реферат на тему: История образования Российской Федерации. История образования Республики Башкортостан Выполнил студент 1 курса Велиев Родион БЖФК 52-11
Содержание
Введение
Обучение в Киевском государстве
Обучение на Руси в XIII —Х V вв.
Просвещение и школы в русском государстве XVI — XVII вв.
Обучение в XIX вв.
История образования РБ
Список литературы
Введение
В истории народа каждый ее период имеет характерные черты, которые делают его неповторимым и особенным. Историчны и специфичны не только события, влияющие на общество в целом, но также и события обыденной, семейной жизни. Печать времени лежит и на воспитании детей. Оно осуществлялось в разные периоды истории по-разному: в нем в те или иные годы наиболее или наименее значимыми были различные факторы: семья, церковь, школа, среда, государство. Но из века в век переходили и его "вечные" истины, приемы, средства.
Особенность рассматриваемого периода (X —XVII вв.) заключалась в том, что специально организованное воспитание в это время еще не доминировало. Школа еще только нарождалась. Чем и кем же определялись тогда особенности воспитания?
В самый ранний период, пожалуй, как никогда позже, духовный мир человека определялся той средой, в которой жили люди. Взаимоотношения окружающей природы и человека, его место в природном мире многое объясняют в психологии людей и помогают увидеть истоки некоторых черт характера даже современного человека.
|
|
В широкое понятие "среда" входили такие более конкретные реалии, как культура, мир народного искусства, особенно устного творчества (фольклор), игравшие в жизни человека исключительную роль, определявшие его нравственные и эстетические идеалы.
Семья — самая важная, самая значимая единица общества, в которой пример родителей, их взгляды на мир, активность самого ребенка служили школой жизни для маленького человека.
Мир большинства людей в старину замыкался местностью, в которой они жили и которую редко покидали. Поэтому так важны были взаимоотношения людей в деревне, они были питательной средой для духовной жизни. Характерной чертой жизни деревни была ее открытость миру. Все, что происходило тут значительного, было известно всем жителям. Постоянное общение соседей и родных, совместные работы, помощь друг другу, празд: ники — всем этим жила любая деревня.
Дети были свидетелями и активными участниками всех дел и событий. Они с самого раннего возраста вместе со взрослыми трудились, помогая домашним и соседям. Ни одна свадьба, ни одни похороны, ни один обряд, обычай не обходился без них. Часто они не только наблюдали, но и сами включались в действо наравне со взрослыми. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они были в общей праздничной массе вместе со своими односельчанами и веселились все вместе — и старшее, и младшее поколение. Все это определенным образом влияло на развитие, воспитание детей, на самоопределение в мире. -
|
|
В те далекие времена, когда образованность почти не касалась огромного большинства народа, существовали все-таки свои понятия и убеждения о воспитании, и довольно сложные. Правда, эти понятия не формулировались, не обобщались, даже чаще всего не осознавались родителями и всеми теми, кто имел дело с детьми. Но они существовали, о чем можно судить как по произведениям народного творчества, так и по поступкам известных личностей, память о которых долго хранилась народом и которые как бы являли собою положительный результат воспитания.
ОБУЧЕНИЕ В КИЕВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
Воспитание и обучение у древних восточных славян. С древнейших времен на территории Поднепровья жили племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством (скифы, сарматы). Археологические раскопки свидетельствуют о значительном развитии материальной культуры у этих племен, о тесной связи племен, как населявших Поднепровье, так и живших на западе и востоке от него, от Карпат до Дона.
|
|
В VI—VII вв. н. э. уже имеются элементы оригинальной восточнославянской антской, или русской, культуры. С этого времени восточные славяне в письменных памятниках называются «антами», а один из сирийских писателей называет их «рос».
Восточное славянство прошло период родового бесклассового строя, сменившегося общинно-сельским строем, иначе говоря, господством сельской общины. В VIII—IX вв. родовой строй сохранился только в пережитках; древнейшие памятники русской письменности свидетельствуют о сложившемся уже к тому времени классовом обществе.
В древнеславянском роде, а затем при распадении родового бесклассового общества и при начальном формировании классов воспитанию членов рода, а после — семьи, придавалось огромное значение; надо было воспитать сильного и умелого работника, хорошего пахаря, ловкого охотника, человека, отличающегося и военной доблестью, могущего, в случае нужды, с оружием в руках защищать родные поселения. Народная педагогика складывалась в недрах народных масс в результате длительного и настойчивого народного творчества. Так вырабатывались такие памятники народной педагогики, как пословицы, поговорки, сказания. В этих памятниках рассказывалось о героях, которым следует подражать, прибились те или иные моральные требования и нормы поведения.
|
|
Эта народная педагогика воспитывала у молодого поколения такие черты, как трудолюбие (что было необходимо для хозяйствования в те времена природных условиях), отвагу и стойкость в борьбе •о было необходимо для борьбы с кочевниками и для охоты в дрему-чих лесах того времени). Эти черты, взращенные в течение многих столетий, помогли русскому народу стать народом-богатырем, успешно боровшимся с многочисленными сильными врагами. Народна» педагогика требовала уважения к человеку, честности, правдивости, скромности.
Семья, бывшая хозяйственной и в то же время воспитательной ячейкой, была построена на строгих патриархальных началах. Глава семьи вал указания членам семьи, которые обязаны были выполнять «урок» . е. то, что назначено для работы в определенный отрезок времени), процессе труда под руководством старших дети приучались к тому или другому виду хозяйственной деятельности.
Появление письменности и принятие христианства. Письменность у славян появилась еще до принятия христианства. Ряд исторических свидетельств говорит о том, что уже в VIII в. восточные славяне пользовались записью на родном языке; среди славян встречались люди, знающие латинский и греческий языки. Христианство (принятие христианства князем Владимиром в 988 г.) способствовало распространению в Киевской Руси азбуки, усовершенствованной Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита с учетом звуков славянского языка. Появились книги на близком к родному древнеболгарском языке, собственные русские книги. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникли и некоторые элементы более высокой византийской культуры.
Принятие христианской религии в качестве государственной было связано с большими изменениями в жизни киевского общества. Византийское православие было сильным идеологическим оружием в борьбе за утверждение формировавшегося феодального строя и упрочение складывавшейся государственной власти господствующего класса.Усиленно насаждаемое в интересах этого класса среди народных масс христианство своеобразно сочеталось с прежними языческими верованиями этих народных масс.
Первыми духовными лицами на Руси были греки. Это ставило русскую церковь в зависимое положение от Византии. Поэтому русские князья, начиная с «крестившего Русь» Владимира уже очень рано стали заботиться о том, чтобы поставить Русь в возможно более независимое от Византии положение в религиозном отношении, что в тот период имело большое политическое значение. Для этого прежде всего нужно было подготовить свое, русское, духовенство, а для этой подготовки нужны были школы.
Следует отметить, что у западноевропейских народов, воспринявших христианство из Рима, языком письменности был непонятный народным массам латинский язык, а в Киевском государстве языком письменности сделался не греческий, а славянский язык.
С греческого на славянский язык переводились сборники поучений и другие книги. Таковы «Изборник Святослава», Златоуст, Измарагд (Изумруд) и др. Составлялись Патерики, т. е. «Жития святых». Форма и стиль их были заимствованы из Византии, но содержание представляет уже продукт русского творчества. Были переведены с греческого и проникли к нам через Болгарию «Физиолог» и «Шестоднев» — рукописи, в которых, наряду с баснословными, имелось немало ценных сведений по естествознанию.
ОБУЧЕНИЕ НА РУСИ В XIII —Х V вв.
Культура и просвещение на Руси в XIII — XV вв. Развитие культуры, так высоко стоявшей в Киевском государстве, в XIII—XV вв. в ряде княжеств Руси несколько затормозилось, вследствие падения политической роли Киева после взятия его татарами, нараставшей феодальной] раздробленности русских земель и покорения монголо-татарами многих русских княжеств. Горели города и села. Монастыри, служившие культурными центрами, местом переписки и хранения книг, выполняя в то' время роль крепостей, подвергались осаде, пожарам, разрушению. Культурные ценности уничтожались.
Однако даже в этих тяжелых условиях русская культура продолжала развиваться, в особенности в тех княжествах, которые или вовсе не подвергались татарскому нашествию или были разорены сравнительно не очень сильно. Такой прежде всего была обширная и богатая Новгородская земля. Сравнительно мало были разорены Тверское и Владимирское княжества и начавшее постепенно крепнуть и возвышаться Московское княжество.
В этих княжествах татарское иго очень рано вызвало отпор народных масс, отразившийся и в народном творчестве. Народ сложил целый ряд рассказов и повестей о разорении русских земель. Эти произведения призывали к объединению земель для борьбы со страшным врагом.
Особой популярностью пользовалось написанное в начале XIV в. на основе устного творчества замечательное по силе патриотического чувства «Житие Александра Невского», прославлявшее героическую борьбу русского народа со всеми теми, кто хотел посягнуть на Русскую землю.
На устном народном творчестве, на летописях и книгах, содержащих это творчество, воспитывались те люди, которые бились затем за низвержение монголо-татарского ига на Куликовом поле и в других местах страны.
Новгород был экономически сильным и политически самостоятельным торговым городом-государством. В этом северном русском центре
торговли и просвещения письменное дело было широко развито. В городе
насчитывалось большое количество «книжных писцов». Это были не толь
ко представители духовенства, но и светские люди, которых, например,
в половине XIV в. новгородский архиепископ нанимал для переписывания книг.
Профессия «книжников» была зарегистрирована в писцовых книгах
как одна из многочисленных профессий новгородских ремесленников.
Профессиональную подготовку эти «книжники» получали, как правило,
в своих семьях. Обучали их отцы — профессиональные писцы; изредка
в такую семью «на ученье» допускались за плату и посторонние. Книги,
переписанные писцами, находили себе сбыт не только в богатых боярских
домах, но и у простого люда, в селах и деревнях Новгородской земли.
Это говорит о широком распространении, грамотности. Новгородские и
псковские писцы любили делать всяческие приписки от себя к тексту.
Эти приписки и свидетельствуют о том, что писцы XIV в. были хорошо
знакомы с былинами Киевского цикла, знали «Слово о полку Игореве».
Многочисленные бытовые сцены новгородских и псковских памятников
живописи говорят о том, что книга была распространена в быту. Многие
ремесленники ставили свои подписи на тех предметах, которые они изготовляли в своих мастерских.
В училищах, которые рекомендовал открывать архиепископ Геннадий, нужно было, по его мнению, сначала обучить азбуке-границе (так называлось нравоучительное стихотворение, каждый стих которого начинался с очередной буквы славянской азбуки), затем чтению «подтительных слов» (т. е. слов, написанных сокращенно, со значком, указывающим на сокращение некоторых букв в середине слова); далее следовало чтение псалтыри (собрания псалмов). Только после этого, по мнения Геннадия, можно было переходить к чтению других книг. Сам Геннадий при своем архиепископском доме организовал школу.
Московское княжество постепенно укреплялось в хозяйственном
политическом и культурном отношениях. Уже в XIV в. оно сплотило во -
круг себя настолько значительные силы, что смогло разгромить на Куликовом поле татарские полчища.
Центрами культуры в этот период были как старые, так и вновь открываемые монастыри. Они становились средоточием грамотных людей, в некоторых из них велись летописи, переписывались книги, подготовлялись опытные переписчики, учились грамоте дети. Таким местом распространения книг и просвещения явился основанный в XIV в. Троице-Сергиевский монастырь (в 65 километрах от Москвы). На северо-востоке нашей страны организовались церковные и монастырские библиотеки. Так, в конце XV в. славилась соловецкая библиотека, возникли крупные библиотеки — Троице-Сергиевская, Кирилло-Белозерская, Ростовская и др.
«Мастера грамоты». В XIII—XV вв. при монастырях и некоторых церквах существовали школы грамоты (так, сохранилась даже миниатюра, изображающая ,школу в Троице-Сергиевском монастыре), но ни государственная власть, ни церковь не открывали достаточного количества школ, не удовлетворяли нараставшей потребности в подготовке грамотных людей, и русский народ сам проявил инициативу для удовлетворения этой потребности.
Уже в Киевском государстве в XII в. появились «мастера грамоты" которые за плату у себя «в жилье» или «на стороне» в домах родителей обучали детей чтению, письму, молитвам.
В XIII—XV вв. обучение у «мастеров грамоты» стало в связи с недостатком школ более частым, очень заметным явлением. Группы обучающихся у одного «мастера грамоты» мальчиков стали более многочисленными, доходя иногда до 8—12 человек, т. е. составляя уже целую школу. Ряд исторических источников подтверждает факт обучения многих будущих церковных деятелей у таких «мастеров грамоты» везде — и под Москвой и у Белого моря.
«Мастерами грамоты» были дьячки и «мирские» люди, занимавшиеся обучением детей в качестве дополнительной (например, к какому-либо ремеслу) или даже основной профессии. У некоторых «мастеров грамоты» профессией было, как сказано в одном «житии», — «книги писати и учити ученики грамотные хитрости».
Такие «мастера грамоты» многому научить не могли, но во всяком случае читать и писать они обучали. Они восполняли пробел общественной жизни — недостаток школ. Государство и церковь не открывали необходимых народу школ, и народ сам, по своей инициативе обучал грамоте некоторое количество детей в частном порядке, при посредстве «мастеров грамоты». Было небольшое количество «мастеров грамоты», так оказать, повышенного типа, обучавших отдельных учеников (вероятно, из более зажиточных семей) не только чтению и письму, но и грамматике. Детей как в школах, так и у «мастеров грамоты» начинали учить с семилетнего возраста, но не было редкостью, что к учителю ходили заниматься не только дети, но и юноши, а иногда и взрослые.
Содержание и методика обучения грамоте в XIV—XV вв. Учитель в школе или «мастер грамоты» занимался с каждым учеником отдельно (хотя ученики в школе или группе сидели вместе), так как уроков как коллективных занятий учителя с целым классом или группой учащихся не было: каждый ученик, продвигаясь своим темпом, учил свое: один не усвоил еще букв, другой учил слоги, третий уже читал Часослов и т. д.
Вызванный ученик кланялся учителю в ноги и, стоя, отвечал свой урок. Занятия продолжались до полудня. Затем наступал перерыв на два часа для обеда и отдыха, после чего занятия продолжались еще два часа.
Определенного срока обучения не было. Каждый ученик приобретал навык чтения в зависимости от способностей и прилежания.
Обучение велось по рукописным книгам. Сначала заучивали азбуку со славянскими названиями букв: аз, буки, веди, глагол и т. д.; затем заучивались «двоеписьмении» слоги: буки-аз — ба, буки-есть — бе, веди-аз — ва, веди-есть — ве и так далее до конца азбуки — сочетание каждой согласной со всеми гласными, кончая слогом «щу». После этого заучивались «троеписьмении» слоги (буки-веди-аз — бва, буки-веди-асть — бве и т. д.), состоящие из двух согласных и одной гласной. После усвоения слогов учились «по складам» читать отдельные слова, называя каждую букву, слог и все слово; далее читались сразу слова без называния отдельных букв и слогов — это называлось чтением «по верхам». После этого учились читать «подтительные» слова, т. е. сокращенное написание слов, наиболее часто встречающихся в книгах того времени, большей частью религиозных, вверху которых ставился знак сокращения («титло»), например гдь (господь), бгь (бог) и т. п. Далее переходили к чтению молитв. Этим заканчивался первый этап обучения грамоте. Затем ученик читал богослужебную книгу Часослов (или часовник), — второй этап обучения; заканчивалось обучение третьим этапом — чтением псалтыря (собрания религиозных ветхозаветных песен — псалмов). После каждого этапа родители подносили учителю горшок каши и гривну денег.
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!