Послание Владимира Мономаха Олегу Святославичу после гибели Изяслава Владимировича в 1196 году в сражении под Муромом



 

О, я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою.

Ибо кто молвит: «Бога люблю, а брата своего не люблю», – ложь это. И еще: «Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит отец ваш небесный». Пророк говорит: «Не соревнуйся лукавствующим, не завидуй творящим беззаконие». «Что лучше и прекраснее, чем жить братьям вместе!». Но все наущение дьявола! Были ведь войны при умных дедах наших, при добрых и при блаженных отцах наших. Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому. Это я тебе написал, потому что понудил меня сын мой, крещенный тобою, что сидит близко от тебя; прислал он ко мне мужа своего и грамоту, говоря в ней так: «Договоримся и помиримся, а брату моему Божий суд пришел. А мы не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут перед Богом; а Русскую землю не погубим». И я видел смирение сына моего, сжалился и, Бога устрашившись, сказал: «Он по молодости своей и неразумию так смиряется, на Бога возлагает; я же – человек, грешнее всех людей».

Послушал я сына своего, написал тебе грамоту: примешь ли ты ее по-доброму или с поруганием, то и другое увижу из твоей грамоты. Этими ведь словами я предупредил тебя, чего я ждал от тебя, смирением и покаянием желая от Бога отпущения прошлых своих грехов. Господь наш не человек, но Бог всей вселенной, – что захочет, во мгновение ока все сотворит, – и все же сам претерпел хулу, и оплевание, и удары и на смерть отдал себя, владея жизнью и смертью. А мы что такое, люди грешные и худые? – сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты, – другие собранное нами разделят.

Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня. Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы, мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!»

Надо было бы сказать тебе словами Давида: «Знаю, грех мой всегда передо мною». Не из-за пролития крови, а, свершив прелюбодеяние, помазанник Божий Давид посыпал главу свою и плакал горько, – в тот час отпустил ему согрешенья его Бог. Богу бы тебе покаяться, а ко мне написать грамоту утешительную да сноху мою послать ко мне, – ибо нет в ней ни зла, ни добра, – чтобы я, обняв ее, оплакал мужа ее и ту свадьбу их, вместо песен: ибо не видел я их первой радости, ни венчания их, за грехи мои. Ради Бога, пусти ее ко мне поскорее с первым послом, чтобы, поплакав с нею, поселил у себя, и села бы она, как горлица на сухом дереве, горюя, а сам бы я утешился в Боге.

Тем ведь путем шли деды и отцы наши: суд от Бога пришел ему, а не от тебя. Если бы тогда ты свою волю сотворил и Муром добыл, а Ростова бы не занимал и послал бы ко мне, то мы бы отсюда и уладились. Но сам рассуди, мне ли было достойно послать к тебе или тебе ко мне? Если бы ты велел сыну моему: «Сошлись с отцом», десять раз я бы послал.

Дивно ли, если муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших. Но не следовало ему искать чужого и меня в позор и в печаль вводить. Подучили ведь его слуги, чтобы себе что-нибудь добыть, а для него добыли зла. И если начнешь каяться Богу и ко мне будешь добр сердцем, послав посла своего или епископа, то напиши грамоту с правдою, тогда и волость получишь добром, и наше сердце обратишь к себе, и лучше будем, чем прежде: ни враг я тебе, ни мститель. Не хотел ведь я видеть крови твоей у Стародуба; но не дай мне Бог видеть кровь ни от руки твоей, ни от повеления твоего, ни от кого-либо из братьев. Если же я лгу, то Бог мне судья и крест честной! Если же в том состоит грех мой, что на тебя пошел к Чернигову из-за язычников, я в том каюсь, о том я не раз братии своей говорил и еще им поведал, потому что я человек.

Если тебе хорошо, то… если тебе плохо, то вот сидит подле тебя сын твой крестный с малым братом своим и хлеб едят дедовский, а ты сидишь на своем хлебе, об этом и рядись; если же хочешь их убить, то вот они у тебя оба. Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле. А что ты хочешь добыть насильем, то мы, заботясь о тебе, давали тебе и в Стародубе отчину твою. Бог свидетель, что мы с братом твоим рядились, если он не сможет рядиться без тебя. И мы не сделали ничего дурного, не сказали: пересылайся с братом до тех пор, пока не уладимся. Если же кто из вас не хочет добра и мира христианам, тому от Бога не видать мира душе своей на том свете!

Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной Богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего.

На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Архипова Е.И. О месте погребения Ярослава Мудрого (проблема княжеской усыпальницы) // Российская археология. 2001. № 1. С. 37–45.

2. Горский А.А. Русь в конце Х – начале XII века: территориально-политическая структура («земли» и «волости») // Отечественная история. 1992. № 4. С. 154–161.

3. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.

4. Данилевский И.Н. Замысел и название «Повести временных лет» // Отечественная история. 1995. № 5. С. 101–110.

5. Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв. М., 1976.

6. Егоров В.А. Русь и ее южные соседи в Х–XIII веках. // Отечественная история. 1994. № 6. С. 184–203.

7. Карпов А.Ю. Об эсхатологических ожиданиях в Киевской Руси в конце ХI – начале XII века. // Отечественная история. 2002. № 2. С. 3–14.

8. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб., 2000.

9. Лукин П.В. События 1015 г. в Новгороде. К оценке достоверности летописных сообщений // Отечественная история. 2007. № 4. С. 3–20.

10. Колобовников В.Н. Исторический аспект становления и развития института правового поощрения // Материалы научно-практической конференции юридического факультета ЕГУ имени И.А. Бунина. Елец, 2005. Вып. 6. С. 15 21.

11. Кутафин О.Е. Судебная власть в России: Российская федерация. В 6-ти томах. Т.VI. М., 2003.

12. Ляпин Д.А. Апокрифические сказания и ПВЛ // Вопросы истории. 2008. № 9. С. 159–58.

13. Ляпин Д.А. Эсхатологический мотив «Повести временных лет» // Мир Православия. Вып. 8. Волгоград, 2012. С. 91–109.

14. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. М., 2001.

15. Назаренко А.В. О династических связях сыновей Ярослава Мудрого // Отечественная история. 1994. № 4–5. С. 181–195.

16. Полное собрание русских летописей. Т. 1, 2, 3.

17. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основы политического строя // Вопросы истории. 2007. № 3. С. 50–69.

18. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М., 1966.

19. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в XII–XIII вв. М., 1982.

20. Рыбаков Б.А. Начальные века русской истории. Мир истории. М., 1987.

21. Соболев К.А. Культ святых Бориса и Глеба во властных отношениях Древней Руси XI – начала XII вв. // Вопросы истории. 2000. № 5. С. 14–33.

22. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1975.

23. Тихомиров М.Н. Исследование о Русской Правде. М.; Л., 1941.

24. Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953.

25. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV в. / Сост. М.Н. Тихомиров. М., 1960.

26. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. / Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова. М., 1987.

27. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г. / Сост. А.Г. Кузьмин и др. М., 2004.

28. Янин В.Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. Домонгольский период. М., 1956.

 

 

 


[1] Геродот. История. М., 2002. Пер. и прим. Г.А. Стратоновского. С. 235–302.

 

[2] Иордан. О происхождении и деяниях гетов / вступительная статья, перевод, комментарий Е.Ч. Скржинской. М., 1969. С.115.

 

[3] Прокопий из Кесари. Война с готами / Пер. с греч. С.П. Кондратьева. М., 1950. С. 297–298.

 

[4] Мишулин А.В. Древние славяне в отрывках Греко-римских и византийских писателей по VII в. н. э. //Вестник Древней истории. 1941. № 1. С. 253–257.

 

[5] Иордан. Гетика. М., 1960.

 

[6] Летопись по Лаврентьевскому списку. / Издание Археографической комиссии. СПб, 1872.

 

[7] ПСРЛ. Т. II. М., 1998.

 

[8] Новгородская первая летопись старшего и младшего извода. М.-Л., 1950.

 

[9] ПСРЛ. Т. 7. СПб., 1856.

 

[10] Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. СПб, 1885.

 

[11] Татищев В.Н. История Российская. Т. 1., гл. 4. Т. М.-Л., 1962.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 294; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!