Счастливый взрослый вырастает из ребенка, который в детстве успел все эти умения в полной мере освоить.



 

Вся наша книга – именно об этом. О том, что на практике представляют собой эти умения. О том, как помочь ребенку их освоить. О том, как не помешать ему их освоить. И конечно, немножко о том, как самим родителям постараться стать счастливыми людьми, – иначе как им удастся научить всему необходимому собственного ребенка?!

 

 

Глава 2

Что такое детство

 

Что такое здравый смысл?

 

В самом начале второй части этой книги нам кажется совершенно необходимым обсудить с читателями один очень важный вопрос. Вполне возможно, что некоторые из вас ждут от нас конкретных рецептов на все случаи родительской жизни. Наверное, таким читателям больше понравилось бы, если бы мы прямо сейчас перешли к процессу выдачи ценных рекомендаций и не утруждали себя и вас объяснением, почему они именно такие, а не какие‑нибудь другие. Но нам такой вариант разговора кажется не просто бесполезным – он представляется нам чрезвычайно вредным и даже опасным. Во‑первых, предусмотреть абсолютно все возможные в семейной жизни ситуации решительно невозможно. Во‑вторых, нам не хватит самовлюбленности предположить, что родители будут учить нашу книгу наизусть, как армейский устав, чтобы все необходимые рекомендации всегда были под рукой. И что тогда? Не вызубрившие весь текст наизусть родители будут каждый раз бегать к книге, чтобы справиться, как вести себя в том или ином случае? Намного полезнее, на наш взгляд, помочь родителям понять, чего с ребенком делать ни за что нельзя, а что делать необходимо.

Поэтому перед теми самыми конкретными рекомендациями мы попробуем дать наиболее общие представления о том, почему в той или иной ситуации важно то‑то и то‑то делать, а того‑то и того‑то не делать. Когда человек понимает смысл действия, он всегда сможет решить, как его можно осуществить. Как говорят, если ясен дух закона, его буква становится очевидной.

Посему наш вполне практический разговор мы начнем с размышлений о том, что кажется таким ясным и очевидным, а на самом деле таковым вовсе не является. Мы поговорим о том, что происходит с ребенком в первые годы его жизни, чему он учится в это время, зачем он этому учится и что получается, если он этому не учится или учится неправильно. Ведь то, что определяет всю жизнь взрослого человека, формируется в первые несколько лет его существования – так, может, стоит разобраться в том, как именно оно формируется?!

Впрочем, если кому‑то все‑таки категорически неинтересно, что такое детство и зачем оно человеку нужно, то эту часть книги можно просто пропустить и перейти непосредственно к конкретным рекомендациям. Мы, со своей стороны, обещаем тем терпеливым читателям, которые решат‑таки поинтересоваться «устройством» детства, сделать эту часть максимально понятной и местами – будем надеяться – даже увлекательной.

Итак, внимательные читатели вполне могли заметить, что все умения, необходимые человеку для счастливой жизни, основаны на одной очень простой вещи – на здравом смысле. И теперь мы можем дать еще одно определение счастливого человека: счастливый человек – это человек, живущий в согласии со здравым смыслом. Кто‑то, конечно, разочарованно хмыкнет – дескать, это и так понятно! А кто‑то возмутится – не может быть все так просто!

Рискнем и тем, и другим задать один вопрос: а что такое, по‑вашему, здравый смысл? Ну и как, легко ответить? То‑то и оно.

Беда в том, что здравый смысл относится к числу тех понятий, которые «и так всем ясны». Однако признаемся честно – найти хоть сколько‑нибудь устраивающий нас ответ мы пытались целый год. В результате ответов нашлось несколько. Точнее, он был один – но в разных формах. Мы собираемся предложить вам все три – хоть какой‑нибудь да понравится.

Вариант первый. Есть у нас предположение, что весь здравый смысл можно свести к четырем основным принципам, которые позволяют ориентироваться практически в любой жизненной ситуации.

Принцип первый: не все в жизни мы можем проконтролировать и изменить. Речь идет о том, что иногда необходимо уметь подчиниться естественному ходу событий, как бы это ни было неприятно, больно, обидно и т.д. Но одновременно этот принцип – и о том, что стоит перестать тратить силы на попытки контролировать то, что мы проконтролировать в принципе не можем. Кроме того, он напоминает о существовании необратимых ситуаций и соответственно об опасности необратимых действий. В русском языке этот принцип отчетливо выражен в известных всем пословицах и поговорках: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Что в лоб, что по лбу», «На каждый чих не наздравствуешься», «Шапкой моря не вычерпаешь», «Снявши голову, по волосам не плачут», «Дареному коню в зубы не смотрят» и т. п.

Принцип второй: всему – своя мера. Этот принцип регулирует все, что связано с наличием ограничений. Именно он напоминает, что в любой игре есть свои правила, а в любом действии – мера необходимого. Помня об этом принципе, легко понять, что желания даже самых близких людей имеют полное право не совпадать – да мало ли что еще подпадает под действие этого великого принципа! Фольклор об этом говорит так: «Каждому – свое», «Свою голову другому не приставишь», «На вкус и цвет товарищей нет», «Не в свои сани не садись», «Что позволено Юпитеру, не позволено быку», «Лучшее – враг хорошего», «На чужой роток не накинешь платок» и т. п.

Принцип третий: за все надо платить. Речь идет о том, что любое желание человека требует неких затрат энергии, и если он на какое‑то свое желание не готов ее тратить – значит, не очень‑то он этого и хочет. Но этого мало: даже приложив необходимое количество усилий, человек сталкивается с тем, что любое действие предполагает определенные последствия. Иначе говоря, если человек не готов разбираться с последствиями какого‑то своего действия, то лучше его и не совершать. Но этот принцип – еще и о том, что у всякого действия своя цена. Вспомните: «Не давши слова – крепись, а давши – держись», «Плати, да не переплачивай», «Как аукнется, так и откликнется», «Не зная броду, не суйся в воду», «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» и т. п.

Принцип четвертый: не нужно придумывать лишнего. Наверное, в самой ранней своей форме он был представлен в одной из формулировок известного в философии принципа «бритвы Оккама» – «Не нужно множить сущности без надобности». Чуть попозже о том же писал сэр Исаак Ньютон: «Природа проста и не роскошествует излишними причинами». А еще позже – Мишель Монтень: «Знание некоторых закономерностей освобождает от необходимости знания многих фактов». Имеется в виду, что законов, по которым устроено мироздание, не так уж много – зато каждый из них является всеобщим. Вспомните: Солнечная система, атом и любой устойчивый коллектив устроены по одной и той же схеме. Иными словами, этот принцип – о возможности делать много разных полезных выводов из одного и того же события, из одной и той же ошибки, из одних и тех же наблюдений. Наверное, именно об этом придуманы поговорки: «На ошибках учатся», «От добра добра не ищут», «Не пили сук, на котором сидишь», «Решетом воды не вычерпаешь», «Дураки учатся на своих ошибках, умные – на чужих», «Все подобно всему», «Повторение – мать учения» и т. п.

Для тех, кому такое представление о здравом смысле показалось чересчур громоздким, предлагаем другой вариант. Все сказанное выше можно свести к одной великой фразе, которую история приписывает многим мудрейшим людям – от блаженного Августина до того же Монтеня: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, смирения, чтобы принять то, что я не могу изменить, и мудрости, чтобы отличить одно от другого». Обратите внимание: само обращение к Господу и упоминание о смирении – просто иная формулировка нашего первого принципа, тема силы, необходимой для изменения, близка к третьему принципу, различение подвластного и неподвластного весьма напоминает наш второй принцип, а то, что для этого требуется мудрость, явно указывает на принцип четвертый.

И наконец, третий вариант описания того, что представляет собой пресловутый здравый смысл. Все знают, что с точки зрения здравого смысла яблоки всегда падают вниз, за все в жизни приходится платить, все мы смертны и т. д. А теперь смотрите. Яблоки падают вниз, подчиняясь закону всемирного тяготения. Неизбежность платы за любое действие есть проявление физических законов сохранения. Все мы смертны – в соответствии с законом энтропии. Исходя из всего этого (и многого другого), рискнем заявить: все, что происходит в человеческой жизни, подчиняется тем же законам, которые управляют явлениями материального мира. В конце концов живем‑то мы именно в нем! И тогда получается, что здравый смысл – это соответствие происходящего в жизни законам материального мира. Следовательно, человек, обладающий здравым смыслом, – это человек, способный соотносить свои действия с законами реальности. И тогда, чтобы суметь грамотно сориентироваться в любой ситуации, человеку оказывается достаточно найти ее аналог в материальном мире – и решать свою проблему на уровне такой своеобразной практической метафоры.

Честно говоря, нам не хотелось бы оставлять все сказанное на уровне общетеоретических рассуждений. Поэтому мы постараемся, чтобы все последующие главы были выстроены в строгом соответствии с тем, что мы считаем здравым смыслом. Авось все прояснится, и нам даже удастся убедить вас в собственной правоте.

 

На что похоже детство?

 

А теперь, наконец, мы начнем потихоньку сводить воедино все, о чем уже написали. Итак, мы уже договорились до того, что ребенку, чтобы вырасти в счастливого взрослого, в детстве необходимо освоить несколько основных умений. Теперь наша задача – на уровне здравого смысла показать, что же это за умения, как они осваиваются ребенком (при условии что его детство протекает так, как предусмотрено природой) и каким образом ему можно помочь в этом нелегком труде, а каким – помешать. Но обо всем по порядку.

Как мы и писали в предыдущей главе, попробуем найти для выяснения того, как устроено детство, подходящий аналог в окружающем нас материальном мире. На самом деле это не так сложно. Мы все привыкли слышать, что каждый человек – это целый мир или целая вселенная. Так, может быть, нам и стоит провести аналогию с тем, как появилась наша Вселенная? Как вам, наверное, известно, этот вопрос многие годы будоражил умы ученых. Строились математические модели, анализировались результаты астрономических наблюдений, совершалось еще много всяких действий – и в итоге родилась теория, которая сейчас широко известна под названием теории Большого взрыва. Видимо, в мире осталось не так много специалистов, полностью отвергающих идею возникновения Вселенной в результате Большого взрыва, поэтому мы позволим себе использовать для наших целей именно ее.

Не бойтесь, мы не собираемся загружать вас сложнейшими логическими построениями – и уж тем более формулами и цифрами. Мы все‑таки по образованию психологи, физику знаем в школьном объеме, посему, прочитав немалое количество книг о Большом взрыве, постарались изложить ее для себя – а значит, и для вас – максимально просто, внятно и при этом достаточно близко к научному оригиналу. Еще великий Альберт Эйнштейн говорил, что если какую‑то научную теорию нельзя за 5 минут объяснить пятилетней девочке, то эта теория ничего не стоит. Про Большой взрыв рассказать понятно можно. Поэтому мы рискнем.

Если цитировать современный учебник астрономии или, еще лучше, космологии, то до появления Вселенной не было совсем ничего. Это «совсем ничего» называется вакуумом, поскольку c точки зрения физики вакуум – это еще не пространство. Пространство начало существовать не ранее, чем появилась Вселенная.

До момента своего зарождения вся материя, которая потом и стала нашей Вселенной, была сосредоточена в одной‑единственной точке. Плотность ее в этот момент была практически бесконечной (или стремилась к таковой) и представляла собой нечто невообразимое – в отличие от точки. Строго говоря, про то, что такое точка, тоже толком ничего не известно, но ее мы хотя бы представить себе способны – пусть схематическую, геометрическую, а не теоретическую.

Такое состояние материи – когда вся материя, существующая во Вселенной, каким‑то образом была втиснута в своего рода точку – называется сингулярностью, что по‑латыни означает «отдельность, особенность». Уже начинают прорисовываться контуры нашей будущей аналогии с рождением ребенка? Все уникальное, неповторимое и прекрасное, что впоследствии наполнит личность человека, в момент его рождения сосредоточено в его сингулярности – то есть его отдельности и особенности. Понятно, что какие‑то характеристики и особенности в этот момент будут уже генетически предопределены, другим же еще только предстоит определиться в будущем. Но самое интересное и важное – в том, что в этот самый момент рождения в человеке содержатся не только те возможности, которые он изберет для себя в будущем, но весь возможный спектр того, что с ним в принципе может произойти. Представляете себе, какое великое чудо – это самое состояние «детской сингулярности»?!

И вот в какой‑то момент времени (если, конечно, считать, что время может существовать тогда, когда еще не существует пространства) началось светопреставление. Точнее говоря, светопреобразование. По каким‑то одной ей ведомым причинам точка в этот – Начальный – момент стала расширяться одновременно во все стороны. Это событие и было названо учеными Большим взрывом. Скорость этого расширения одновременно во все стороны была столь же беспредельно велика, сколь невообразимы были вначале плотность и объем всей будущей Вселенной. (Мы, честно говоря, не очень надеемся, что вам по нашему рассказу удается построить для себя живой и убедительный образ происходившего тогда. Но ведь недаром в нашем языке существуют слова для определения событий и явлений, которые неподвластны нашему воображению, – «бесконечность», «невообразимость» и т. д., правда?)

Идея Большого взрыва предполагает, что вначале расширение Вселенной происходило одинаково, с одной и той же – немыслимо высокой – скоростью и во все стороны. Затем в этом равномерном расширении по многим причинам начались некоторые изменения. Достаточно быстро стали возникать различные сгустки и разрежения среды, которые миллионы лет спустя определили устройство современного мира. Иначе говоря, в одних местах расширяющейся Вселенной по каким‑то причинам плотность материи резко увеличивалась, в других – уменьшалась… Для облегчения попытаемся сравнить все это с процессами, происходящими в киселе при его загустевании. Если хозяйка не будет постоянно и равномерно помешивать нагревающийся кисель, то в нем неизбежно образуются комки. Весь он в результате окажется неоднородным – в нем будет и собственно кисель, и комки, и скорее всего на дне более жидкая субстанция, для загустевания которой крахмала уже не хватило, поскольку он ушел на образование малоаппетитных сгустков. Примерно то же произошло и с Вселенной – но с одним отличием: мы существуем на нашей прекрасной планете только благодаря происшедшему в свое время образованию тех самых «кисельных комков».

Что касается будущего нашей Вселенной, то в настоящее время существует две различные гипотезы о ее дальнейшем развитии. Согласно одной из них, Вселенной суждено расширяться вечно. Другая же предполагает, что в конце концов она начнет сжиматься.

Вас удивляет такой долгий и глубокий экскурс в физику? А на самом деле его связь с нашим вопросом «Как устроено детство?» самая прямая. Мы очень надеемся на то, что в приведенном выше описании вы уже усмотрели аналогию с процессом развития человека. Мы уже говорили о том, что до своего рождения ребенок пребывает в некоем состоянии, аналогичном сингулярности, – то есть в состоянии, когда невероятное количество всего, что с ним произойдет в будущем, уже внутри него заложено, но еще никак не проявилось. Какие‑то его внешние и внутренние характеристики к этому моменту уже определены совершенно точно – физическая конституция и некоторые особенности внешности, свойства нервной системы, возможно, то, что мы называем талантом или одаренностью (коль скоро все равно никто не знает, откуда они берутся), и все прочее в том же роде. Кроме того, можно сказать, что в этой «сингулярности» (помните – отдельность, особенность?) уже содержится потенциальная возможность совершить все то, что человек в принципе может совершить в своей жизни. Конечно, не все из этого «потенциального» реализуется в жизни – но оно есть!

Продолжим сравнение жизни ребенка с существованием нашей Вселенной. С момента появления на свет действия ребенка тем более предсказуемы и неотвратимы, чем ближе они по времени к секунде его рождения. Можно почти не сомневаться, что при нормальном физиологическом развитии в определенный момент времени ребенок начнет держать головку, перекатываться с боку на бок, пытаться сесть, а затем пойти.

Те из наших читателей, кто уже имел опыт общения с новорожденными, наверняка обратили внимание, что момент, когда ребенок начнет держать головку, определен намного точнее, чем момент начала попыток перекатывания, и куда более точно, чем момент начала самостоятельного хождения. Это как раз и является точным продолжением аналогии с возникновением Вселенной – ведь при Большом взрыве тоже все изменения в ее структуре начали появляться со временем, причем чем дальше от момента Большого взрыва, тем больше возникало различных вариантов «кисельных комков».

Попробуем представить себе, что происходило с Вселенной в первые секунды (да что там секунды – какие‑то невообразимо крохотные промежутки времени, для которых даже нет подходящего названия!) ее существования. Если мы будем наполнять воздушный шарик водой – до предела, а потом осторожно проткнем его иголкой, то вода брызнет оттуда очень сильной струйкой, которая будет постепенно ослабевать. Примерно то же происходило и с Вселенной. Сначала она расширялась с такой немыслимой силой и скоростью, что ей было не до разнообразия, – расширение шло во все стороны одинаково.

Точно так же можно сказать, что чем ближе ребенок находится к моменту своего рождения, тем более мощной и непреодолимой является его тяга к стремительному расширению своего жизненного пространства. Она так сильна, что практически не оставляет ребенку вариантов развития – слишком уж велика энергия расширения. Вы же помните, что поначалу ребенок растет так быстро, что за первый год жизни его рост увеличивается почти вдвое, а в дальнейшем «скорость роста» неуклонно снижается.

Время шло, и энергия расширения Вселенной постоянно снижалась – ведь даже трудно вообразить, сколько ее было потрачено в первые секунды! Можно сказать, что Вселенная получила возможность фантазировать и творить. Тут‑то и начали появляться всякие завихрения и сгустки – свои в каждой точке пространства.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!