Тема семинара относится к разделу программы « История философии ».



Цель семинара: изучить особенности западноевропейской философии эпохи средневековья и Нового времени на примере учений Ф. Аквинского, Б. Паскаля, французских просветителей; показать их значение для мировой философии.

Методические рекомендации

Каждая эпоха истории ставит определенные задачи перед человеком, делает ему такие вызовы, которые определяют облик, как самого человека, так и общества в целом.

Эпоха средневековья (V - XVI вв.) имела качественно новую направленность по сравнению с эпохой античности, что определило особенности ее философии. На место космоцентризма («Космос в центре») приходит теоцентризм («Бог в центре»), на место религиозного многобожия приходит христианский религиозный монотеизм (от лат. «один бог»). Отныне Бог считается Творцом мира и человека. Важное значение приобретает идея креационизма (от лат. «творение»). Христианский Бог существенно отличается от богов античности. Во-первых, он единственный, а, во-вторых, трансцендентный (от лат. «лежащий за пределами опыта»). Вместе с тем философия средних веков допускала возможность познания Бога с помощью мистики (от греч. «тайна»), которая подразумевала интуитивное переживание Бога сердцем и разумом. Именно мистика делала Бога имманентным человеку (от лат. «близкий»).

Однако средневековая философия не была однородной. Она представлена философией Византии (восточнохристианской, православной) и философией западноевропейской (католической). Философия Западной Европы известна как схоластическая (от лат. «школьная»). В отличие от философии Византии, которая имела мистико-иррационалистическую направленность, схоластика опиралась на разум и поэтому имела рационалистический характер. Выдающимся представителем западноевропейской схоластики является Фома Аквинский, учение которого известно под названием «томизм» и признано Ватиканом основой католического вероучения.  

Фома осуществил фундаментальный синтез идей христианства с философией Аристотеля, став систематизатором схоластики. Необходимо обратить внимание на то, как Аквинский решил проблему соотношения теологии, философии и науки, то есть веры и разума. Рассмотреть знаменитые пять доказательств существования Бога, а также изучить основные идеи Аквинского о бытии, о материи и форме, о человеке и его душе.

Эпоха Нового времени (XVII – XIX вв.) ознаменовалась новым переворотом в мировоззрении человечества. Был совершен переход от теоцентризма к антропоцентризму («человек в центре»), что сделало проблемы человеческого бытия самыми важными для философии. Начавшаяся научно-техническая революция выдвинула на первое место естественные, физико-математические науки. Особенностью нового мировоззрения является механицизм, который рассматривает мир и человека как сложную машину.

Проблема познания становится центральной в философских размышлениях Нового времени. Не было ни одного философа, который бы не рассуждал на тему, что первично – разум или чувства, разум или вера? Рационализм становится ведущим направлением в гносеологии (наука о познании), сделав науку и разум самыми важными инструментами познания и оттеснив веру и мистическую интуицию на второй план. Своей вершины рационализм достигает в философии Рене Декарта, говорившего «Я мыслю, следовательно, я существую». Рекомендуется обратить внимание на дуализм Декарта, концепцию «врожденных идей » и особенности метода дедукции.

Противоположную позицию в философии Нового времени занял философ-ученый Блез Паскаль, известный всему миру своими достижениями в области физики и математики. Уникальность его философии заключается в эволюции философских взглядов от научных до религиозно-мистических. На фоне эйфории вокруг рационализма очень необычно звучали критические замечания Паскаля относительно возможностей человеческого разума и науки в целом. Мысли философа нашли отражение в знаменитых парадоксах Паскаля.  

XVIII век вошел в историю под названием эпохи Просвещения. В это время наряду с проблемами гносеологии важную роль стала играть социальная философия. Впервые в истории человечества было заявлено, что именно человек является творцом истории. Вера в могущество разума делает философию важным фактором преобразования общества. Западноевропейское общество оказалось перед лицом необходимости реформирования и во многом почву для этого подготовили философы-просветители.

Предлагается рассмотреть особенности философии эпохи Просвещения на примере учений знаменитых французских мыслителей - Вольтера, Д. Дидро, Ж-Ж. Руссо. Каждый из них внес свой вклад в подготовку Французской буржуазной революции. В учении Вольтера первоочередное значение приобретают следующие вопросы: критика церкви, суеверий и предрассудков; критика атеизма; критика социального неравенства и сословного деления общества; идея утверждения естественных прав гражданина – свободы, собственности, равенства. Дидро известен как создатель первой энциклопедии. Для него большое значение имели вопросы теории искусства, прежде всего, театрального и изобразительного. Общей для Вольтера и Дидро была вера в существование Божества, которое сотворило мир, но далее устранилось от участия в нем – деизм. Оба философа считали, что просвещенный абсолютизм является идеальным политическим строем. Ж-Ж. Руссо известен как критик культуры и цивилизации, которые отлучают человека от природы и естественного образа жизни. Впервые в философии он сделал попытку объяснить причины социального неравенства и стал его самым беспощадным критиком.

В завершении необходимо сделать выводы о том, какое значение идеи Ф. Аквинского, Б. Паскаля, французских просветителей имеют для современного человека.

Вопросы для самоподготовки:

· Как Фома Аквинский решил проблему соотношения теологии, философии и науки, веры и разума?

· Раскройте содержание пяти доказательств существования Бога по Фоме Аквинскому.

· Какие аргументы Декарт выдвигал в защиту разума и рационализма?

· В чем заключается противоположность философской позиции Декарта и Паскаля?

· Как можно объяснить следующие парадоксы Паскаля: «человек –мыслящий тростник», «человек – слава и отброс мироздания»?

· В чем выражается деизм Вольтера и Дидро?

· Раскройте содержание учения Вольтера о просвещенном абсолютизме.

·  Почему французских просветителей называли энциклопедистами?

·  В чем, по мнению Дидро, заключается предназначение искусства?

·  Почему Руссо критиковал цивилизацию и советовал вернуться к природе?

·  Каковы, по мнению Руссо, причины возникновения социального неравенства?


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!