Творчество Васильева и Саврасова.



Федор Александрович Васильев (1850—1873)

В его коротком творчестве (художник скончался от туберкулеза в возрасте двадцати трех лет) впервые в полную силу зазвучала красота русской природы. Объективность, отстраненность, присущие раннему жанру ведуты, сменились пристрастностью, субъективным переживанием изображаемого мотива. Васильев стремился создать именно пейзаж, а не вид и не «съемку местности» или упражнение в построении перспективы. Пейзаж перестает служить фоном. События на полотне происходят или на улицах города, или на фоне пейзажа, или в комнате. Это и называется фоном. Для изображения сюжетных сцен, он становится предметом личного переживания жизненности природы. Однако это переживание еще не было живописным.

Картины:

-"Русский витязь",  1974 г.

-"Бой со Змеем",  1973-1974 гг.

- "На Калиновом мосту",  1974 г.

-"Рождение Дуная" (эскиз 1),  1974 г.

-"Рождение Дуная",  1974 г.

-"Бой Добрыни со Змеем",  1974 г.

-"Василий Буслаев",  1974 г.

- "Илья Муромец освобождает узников",  1974 г.

-"Над Волгой ",  1971 г.

-"Великан",  1975 г.

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)

Так же лиричны, эмоционально тонки, но не живописны пейзажи Алексея Кондратьевича Саврасова, воспитателя многих русских художников-пейзажистов в стенах Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. В его картине «Грачи прилетели», вызвавшей восторг посетителей Первой передвижной выставки в 1871 г., «вид» как объект изображения не играет существенной роли, он намеренно выбран типичным, но незначительным. Изображено ощущение, переживание ранней весны. Это пейзажный жанр в полном смысле слова. Такой «вид» превращает и зрителя в художника, возбуждая в нем художественно-образные представления. Про картину говорили, что в ней русские впервые увидели свою природу; можно сказать и иначе: преображенная художником природа формирует у зрителя национальное восприятие пейзажа. В дальнейшем именно такое, предметное преображение вида местности, а не колористическое, как во французской живописи, станет главной особенностью школы русского пейзажа. Еще одна особенность саврасовских картин заключается в том, что впервые в русской живописи критерием прекрасного оказалось движение, течение времени, изменение состояний природы. В этом обстоятельстве можно ycмотреть и особенное, российское понимание живописности, заключающееся не во взаимном превращении теплых и холодных тонов, а в ощущении изменчивости предмета изображения. В дальнейшем тема смены времен года, движения облаков, течения реки, таяния весеннего снега, шелеста листвы становится главной в русском пейзаже.

Картины:

-"Сельский вид." 1867

-"Рассвет в степи." 1852

-"Ранняя весна". Дали. 1870-е

-"Ранняя весна". 1888

-"Проселок". 1873

-"Просека в сосновом лесу". 1883

-"Просвет""2. 1850-е

-"После грозы". 1870-е

-"В парке". 1858

-"Вечер". 1877

Творчество Репина.

Дата жизни: 1844 - 1930 гг.

Илья Ефимович Репин - художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Преподаватель, был профессором — руководителем мастерской и ректором Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской. Илья Репин родился в семье военного поселенца Ефима Васильевича Репина в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка. С 13 лет обучался живописи в Чугуеве у И. Бунакова. В 1863 году поступил в Академию художеств в Петербурге. В рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником. Был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья». Во время своего путешествия по Волге в 1870 году написал ряд этюдов и эскизов; по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину «Бурлаки на Волге», оконченную в 1873 году. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков. Одной из первых картин Репина, получивших широкое признание, был большой групповой портрет Славянские композиторы. В Париже он пишет «Парижское кафе» и сказочного «Садко». Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности, после этого сразу сделал карандашный эскиз. В 1882 году переезжает в Петербург, где становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок, откуда потом ушёл из-за того что передвижники замыкаются в себе и не принимают новых членов, особенно молодых. На выставках товарищества появляются его картины: «Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1883), «Не ждали» (1884), «Иван Грозный и его сын Иван» (1885). В этот же период созданы картины: «Дуэль», «Поприщин» (1882), портреты Ференца Листа и Михаила Глинки (1887), а также портреты П. А. Стрепетовой, Н. И. Пирогова, П. М. Третьякова, И. Н. Крамского, И. С. Тургенева, В. М. Гаршина, В. В. Самойлова, М. С. Щепкина, баронессы Икскуль и многих других. В 1893 г. Репин стал действительным членом Петербургской Академии художеств. В 1920 году финские художники выбрали Репина почётным членом Общества художников Финляндии. Художник скончался в Куоккале, где и был похоронен в парке своих любимых «Пенат»(усадьба). Сын Репина Юрий также стал художником.

Картины:

- « Афанасий Фет »

- « Император Николай II »

- « Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника »

- « Портрет Льва Толстого », 1887

- « Садко в Подводном царстве », 1876,

- « Вечеринка », 1883

- « Осенний букет », 1892,

- « Запорожцы », 1880—1891,

- « Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года »,

 

Творчество Сурикова.

Дата жизни: 1848 - 1916 гг.

Василий Иванович Суриков - великий русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. Василий Суриков родился в Красноярске, в казачьей семье. Василий Иванович начал рисовать в раннем детстве. Первым учителем рисования для Сурикова стал Николай Васильевич Гребнёв — учитель рисования Красноярского уездного училища. Наиболее ранним датированным произведением Сурикова считается акварель «Плоты на Енисее» 1862 года. После завершения обучения в уездном училище Суриков устраивается работать писцом в губернское управление — у семьи не было денег на продолжение образования в гимназии. Во время работы в губернском управлении рисунки Сурикова увидел губернатор Енисейской губернии П. Н. Замятнин. Губернатор нашёл мецената — красноярского золотопромышленника П. И. Кузнецова. Пётр Иванович оплатил обучение Васи Сурикова в Академии художеств. Учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художеств. Осенью 1869 года Василий Иванович сдал экзамены, стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником. Во время учёбы Суриков за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор». 4 ноября 1875 года Василий Иванович закончил Академию в звании классного художника первой степени. В 1881 году Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. Игру «Взятие снежного городка» Суриков впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери Торгошино. Идею картины художнику подал его младший брат Александр. «Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль. Во время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др. В 1891 году началась работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Этюды для картины Суриков писал на реке Обь. С 1893 года Суриков — действительный член петербургской Академии художеств. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. В 1907 году Суриков стал членом Союза русских художников, покинув ряды Товарищества передвижников. Остался неосуществлённым замысел картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». В 1915 году Василий Иванович уезжает на лечение в Крым. Суриков скончался в Москве от склероза сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.

Главные произведения:

-"Утро стрелецкой казни" (1881)

-"Меншиков в Березове" (1883)

-"Боярыня Морозова" (1887)

-"Покорение Сибири Ермаком "(1895)

-"Переход Суворова через Альпы" (1899)

-"Степан Разин" (переписана в 1910 )

-"Женский портрет." 1903.

-"Автопортрет." 1876

-"Боярская дочь." 1884-1887

-"Княгиня Урусова." 1884-1887

-"С гитарой" (Портрет С.А.Кропоткиной). 1882

-"Зубовский бульвар зимою."

-"Покорение Сибири Ермаком." 1895

Творчество Серова.

Дата жизни: 1865 -1911 гг.

Серов Валентин Александрович - русский живописец и график, мастер портрета. Валентин Серов родился в Санкт-Петербурге, в семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Серовой. С 1878 по 1879 год в Москве брал уроки рисунка и живописи у И. Е. Репина, в семье которого жил в 1879 году. В 1880 году поступил в Императорскую Академию Художеств. Получив от Академии малую серебряную медаль за этюд с натуры, оставил это заведение в 1884 году и с того времени начал работать самостоятельно, всё более и более совершенствуясь в живописи, преимущественно портретной. В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений — портрет Л. А. Мамонтовой("Девочка с персиками"). С 1894 года Серов состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок. С 1897 года преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Пастельный портроет Клеопатри Обнинской считается одним из лучших лирических портретов в графике художника. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лег в основу картины "Зал старого дома". Скончался Серов в Москве. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Работы Серова:

- "Портрет Государя Императора"

- "Портрет А. Н. Серова"

- "Портрет великого князя Павла Александровича"

- "Портрет императора Александра III"

- "Портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова"

- "Портрет Е. И. Рерих "(1909)

- "Портрет И. И. Левитана"

- "Портрет Н. С. Лескова"

- "Портрет К. А. Коровина"

- "Девочка с персиками "(1887)

- "Девушка, освещенная солнцем" (1888)

- "Дети" (1899)

- "Мика Морозов "(1901, ГТГ)

- "Портрет М. Н. Ермоловой "(1905, ГТГ)

- "Портрет Ф. И. Шаляпина "(уголь, 1905, ГТГ)

- "Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту" (1900)

- "Портрет Иды Рубинштейн "(1910, Русский музей)

Творчество Нестерова.

Дата жизни: 1862 -1942 гг.

Михаил Васильевич Нестеров - русский и советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат Сталинской премии первой степени. Родился в Уфе в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. По призванию он не был купцом, торговля не очень его увлекала, больше интересовался историей и литературой, любил читать книги. К художественному таланту своего сына проявлял живой тёплый интерес, пристальное внимание и ободряющее участие, за что Нестеров был ему глубоко признателен до конца своей жизни. В 1877 году по совету Воскресенского поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился под руководством П. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и В. Г. Перова, который был его любимым преподавателем и который оказал сильное влияние на раннее творчество художника. С 1879 г. Нестеров начал принимать участие в организованных в Училище ученических выставках. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Все они написаны в традициях русского передвижничества. В Училище Нестеров пробыл три года. В 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг. Образ любимой жены прослеживался во многих последующих работах художника. В 1887 году им были созданы три варианта «Царевны», а потом картина «Христова невеста» — на всех этих работах запечатлены черты лица покойной. Работой, раскрывающей душевную красоту и глубокую безысходную скорбь русской женщины, стала картина «За приворотным зельем»(1888). В основе её лежит тема неразделённой любви — на полотне изображена молодая девушка, пришедшая к старому колдуну-мельнику в надежде приворожить «зельем» любимого и нелюбящего или разлюбившего её человека. Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник». На картине изображён старец-монах, ушедший от мирской суеты и нашедший счастье в уединении и светлой тишине угасающей осенней природы. Поразительна глубокая внутренняя гармония, связывающая человека и природу в его картинах. Природа и искусство европейских стран производили на юного художника сильнейшее впечатление. Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала. Картина стала первым из цикла работ, посвящённых Сергию Радонежскому, чей образ не переставал волновать художника на протяжении всей его жизни. С 1889 году художник участвовал в деятельности Товарищества передвижников, в 1896 года стал членом товарищества. Церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. Необычным для фресковой живописи того времени было изображение святых на фоне природы. Вслед за Владимирским собором последовали работы в других храмах. В Дворцовой церкви Нестеров в течение 5-6 лет оформил лично более 50 композиций на стенах и иконостасе. Менее сурово он оценивал свою работу в московской Марфо-Мариинской обители, которой увлёкся несравненно больше, чем росписью в Киеве и Абастумане. Последней церковной работой Нестерова стала роспись собора в Сумах. Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «святой Руси». В 1895 году была создана картина «Под благовест»("Монахи"). Детали одной фигуры буквально во всём противопоставлены другой. В 1905 году Нестеров вступил в Союз русского народа. После этого последовал цикл картин, главной темой которых является горестная судьба русской женщины. Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896). За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (1897−1898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры». Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой любви. Эта картина — «Два лада» (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией. На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии. Одной из последних важнейших предреволюционных работ Нестерова было полотно «Душа народа». На картине изображён собирательный образ русского народа — идущее вдоль берега Волги шествие ищущих Бога и правды людей. Лица героев всех его картин написаны с конкретных людей. Первым произведением в новом жанре - портрете, которым художник остался по-настоящему довольным, был портрет его жены Е. П. Нестеровой. Неоднократно Нестеров писал также самого себя — в целом художник создал около десяти графических и живописных автопортретов. Однако главное направление его творчества в послереволюционное время — это портретная живопись. В 1938 году М. В. Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Нестеров скончался в Москве на Новодевичьем кладбище.

Наиболее известные произведения:

* « Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой. » 1885

* « За приворотным зельем », 1888

* « Пустынник », 1888-89

* « Видение отроку Варфоломею », 1889-90

* « Дмитрий, царевич убиенный », 1889

* « Под благовест », 1895

* « На горах », 1896

* « Великий постриг », 1897-98

* « Думы », 1906

* « Святая Русь », 1901-06

* « Молчание », 1903

* « Е. П. Нестерова », 1905

* « О. М. Нестерова », 1906

* « Осенний пейзаж », 1906

* « Портрет Л. Н. Толстого », 1907

* « Лисичка », 1914

* « На Руси. Душа народа », 1916

* « Философы ». Портрет П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова 1917

* « Путник », 1921

* « Мыслитель », 1921—1922

* « На озере », 1922

* « Монашенки », 1922

* « Странник », 1922

* « Старец », 1923

* « Девушка у пруда. Портрет Н. М. Нестеровой », 1923

* « У монастырских стен » (1925),

* « Христос, благословляющий отрока », 1926,

* « Гонец », 1930- е годы

* « Сергий и спящий монах », 1932

* « Всадники. Эпизод из истории осады Троице-Сергиевой лавры », 1932

* « Страстная Седмица », 1933

* « Отцы-пустынники и жены непорочны », 1933

* « Портрет скульптора Веры Мухиной », 1940

* « Осень в деревне », 1942

Творчество Врубеля.

Дата жизни: 1856 - 1910 гг.

Михаил Александрович Врубель - русский художник рубежа XIX—XX веков, мастер универсальных возможностей, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций. Родился в Омске, в семье строевого офицера, участника Крымской кампании, который впоследствии стал военным юристом. В 1874 году окончил Ришельевскую классическую гимназию в Одессе. Врубель во многом был новатором для своего времени . Художник рвёт с академическими принципами изобразительного искусства XIX века: непременное изображение движения и присутствие интриги. Идея смерти замечена в «Гадалке» (1895). Русская тема у Врубеля нашла ёмкое отображение в таких работах, как «Богатырь» (1898), «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь» (1890), «Микула Селянинович» (1895—1896) и хрестоматийной «Царевна-Лебедь» (1900).Он всерьёз увлекался философией Канта, влюблялся в оперных актрис, спорил об искусстве, всегда оставаясь при этом сторонником так называемого «чистого искусства», и много рисовал. Он посещал в Академии художеств вечерний класс П. П. Чистякова. В 1879 году в возрасте 23 лет Михаил окончил университет с золотой медалью. После этого отбыл воинскую повинность, получив чин бомбардира запаса. Недолго работал в главном военно-судном управлении.Осенью 1880 года Михаил был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, где занимался опять же в классе Павла Чистякова. Он сразу начал выделяться среди прочих студентов необычностью стиля и оригинальным взглядом на классические сюжеты (импрессионизм) — достаточно посмотреть на его первые акварели — «Введение во храм» и «Пирующие римляне». Из рассеянного и легкомысленного студента он превратился в фанатика своей работы. Михаил работал над реставрацией Кирилловской церкви,в которой написал иконы «Афанасий», «Богоматерь», «Христос» и «Кирилл». Кроме того он создал стенные росписи. Также реставрировал росписи в куполе собора Св. Софии. Были выполнены эскизы росписи для Владимирского собора, однако их не позволили осуществить по причине «нерелигиозности». Во время поездки в Киеве Врубель написал картину «Девочка на фоне персидского ковра». На портрете изображена дочь владельца ссудной кассы в Киеве. Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства — создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891), а для ворот дома Мамонтова в Москве — декоративную скульптуру «Маска льва». В 1895 году стал членом Московского товарищества художников и участвовал в 3-й выставке объединения. Участвовал в оформлении спектаклей Русской частной оперы. Врубель познакомился с группой художников будущего объединения «Мир искусства». Его пригласили участвовать в выставке «Русские и финляндские художники», которая состоялась в начале года в Музее центрального училища техники рисования барона А. Л. Штиглица. В начале 1902 года у художника появились признаки психического, или как говорили в то время, душевного расстройства. В 1905 году болезнь обострилась. При этом продолжал работать над картинами «Азраил» и «Видение пророка Иезекииля», «После концерта», графическим автопортретом. В ноябре 1905 года Врубель был удостоен звания академика. В конце февраля 1906 года художник полностью потерял зрение. В клинике доктора Бари Врубель скончался. В Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества в тот день была совершена панихида по скончавшемуся художнику.

Известные работы:

# « Богатырь ». Декоративное панно. 1898

# « Богоматерь с младенцем ». 1884—1885

# « Венеция ». 1893

# « Воскресение ». 1887

# « Гадалка ». 1895

# « Гамлет и Офелия ». 1883

# « Голова Демона на фоне гор ». 1890

# « Дворик зимой » 1903—1904

# « Девочка на фоне персидского ковра ». 1886

# « Демон летящий ». 1899

# « Демон поверженный ». 1902

# « Демон сидящий ». 1890

# Египтянка

# « Жемчужина ». 1904

# « Испания ». 1894

# « Италия ». 1891

# « К ночи » 1887

# « Лебедь ». 1901

# « Море ». 1903

# « Морская царевна ». 1897—1900

# « Морской царь ». 1899—1900

# « Муза ». 1900

# « Надгробный плач ». 1887

# « Натурщица в обстановке Ренессанса ». 1883

# « Неаполитанская ночь ». 1891

# « Одиллия ». 1894

# « Орхидея ». 1886—1887

# « Пан ». 1899

# « Пирующие римляне ». 1883

# « Портрет В. Я. Брюсова ». 1906

# « Портрет доктора Ф. А. Усольцева ».

# « Портрет на фоне березок ». 1904

# « Портрет Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир ». 1898

# « Портрет П. П. Кончаловского ».

# « Портрет Саввы Мамонтова ». 1897

# « Портрет К. Д. Арцыбушева ». 1897

# « Портрет сына ». 1902

# « Принцесса Греза ». 1896

# « Раковина ». 1904

# « Роберт и монахини ». 1896

# « Ромео и Джульетта ». 1895—1896

# « Роза ».

# « Садко ». 1899—1900

# « Сирень ». 1900, 1901

# « Сошествие Св. Духа ». 1885

# « Суд Париса », триптих. 1893

# « Тамара в гробу ». 1890—1891

# « Тамара и Демон ». 1890—1891

# « Тени лагун ». 1905

# « Тридцать три богатыря ». 1901

# « Фантастический пейзаж ».

# « Христос в Гефсиманском саду ». 1887

# « Царевна Волхова ». 1898

# « Царевна-Лебедь ». 1900

# « Шестикрылый Серафим ». 1904


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!