Параллелизм общих признаков культуры права на Западе и у нас 3 страница



Изменить этого состояния розни интересов не мог никакой ученый, так же как никакой немецкий юрист не в состоянии был устранить существовавшей в Германии розни местных юридических норм. Но в своих конструкциях и наш почтенный юрист, и его немецкие учителя умели отыскивать и в законе и в жизни такие элементы общего права, которые одни способны связать разные интересы старого общественного строя, без которых нет гражданского права, невозможно и ненужно цивилистическое образование.

Скажем ли мы, что это все непрактические задачи? Да, они непрактичны в смысле узких, обособленных интересов классов и профессий. Но, как справедливо заметил Ihering в одном из своих ранних трудов, в программе нового журнала (Jahrb. f. d. Dogmatik), "юриспруденция, чтобы стать наукой практической, не должна преследовать узко практических целей". Совсем неудобные для справок по разным ландрехтам немецкие учебники общего права и столь же мало приспособленный к задачам такого же рода учебник Мейера освещали, насколько это есть дело мысли, путь к образованию начал общего права, к развитию общности интересов в сфере цивильных институтов. Кто скажет, что в условиях, в которых работал Мейер, этот путь не был более практическим для юриспруденции, чем служение интересам низшего свойства, разным, противоположным, по различию сословий, местностей, исповеданий, профессий!

Условия розни немецких законодательных территорий ныне изменились; точно так же изменились и основы нашего старого общественного строя. Старые кодификации признаются одна за другой негодными, осуждаются на слом тем же законодательным авторитетом, который некогда их созидал. Работа мысли юристов, значение их построений, когда-то казавшихся слишком удаленными от жизни, все ближе и ближе сходятся с новыми ее требованиями, с требованием единого гражданского права для всего государства, одинаковых норм гражданской правоспособности для всех лиц, резкого различения понятий лица и вещи, которое так сглаживалось в старом представлении населенного имения...

В этом смысле книга Мейера составляет весьма полезное и в наше время руководство для образования русского цивилиста. Мы будем держаться, в общем, того же порядка изложения, того же метода, видоизменяя, конечно, старые учения соответственно успехам последующей литературы и новому течению законодательства.

Другое ценное руководство для русских цивилистов составляет курс гражданского права К. Победоносцева в 3-х частях. Состав руководства иной, чем у Мейера, общей части нет вовсе. В целом это очень обширное сочинение, обнимающее в 3-х больших томах вотчинные права, семейное и наследственное право, договоры и обязательства. Не все части этого капитального сочинения нужны сейчас же и не все одинаково ценны. Наиболее ценную часть составляют Права вотчинные, изд. 4-е. Победоносцев - юрист-практик, принявший на себя временно, в начале шестидесятых годов, преподавание гражданского права в Московском университете. В его курсе, особенно в названной части, вы встретите редкое не только у нас, но и в Германии, сочетание настоящих практических знаний с весьма солидным юридическим и историческим образованием автора. Так как практика старых судов вращалась больше в сфере прав вотчинных, по передаче их сингулярной и универсальной, то и те части курса, кои относятся к системе прав вотчинных и прав наследования, несомненно, выше других, где речь идет о договорах и обязательствах. Курс Победоносцева есть, однако, тоже не комментарий к тексту закона, а руководство систематическое.

Курс профессора Малышева заключает в себе начало предположенного большого труда и может в этом виде служить превосходным пособием для обозрения литературы тех материй, коих касался автор. По обычному праву высокую цену имеют труды Е.И. Якушкина "Обычное право", 2 т. (О новых руководствах на лекциях). "Система" Анненкова не есть система, в чем нет никакого укора автору (система для нашего мало обработанного права - дело трудное и преждевременное) и что не мешает его труду быть практически полезным.

Для занятий исторических полнейшим пособием может служить "История российских гражданских законов" Неволина. У него же указаны прежние исторические и систематические сочинения по русск. гражд. праву. "Наука гражданск. права в России". Казань, 1893 г. пр. Шершеневича - поверхностна по обработке, но блистательна, как и его учебник, по изложению. Текст законов и указание кассационной практики хорошо выполняют Боровиковский, Гаугер. Официальные издания X т., ч. I (см. в настоящ. время издание 1900 г., куда внесены узаконения по 30 сент. 1900 г.) и XI т., ч. II (для других частей Свода, особ, для Т. IX, см. изд. 1899 г. и прилож. к нему - Перечень действующих изданий и продолжений Свода Зак.) дают обильные указатели хронологические и сравнительные, а также ссылки на Полн. Собр. Зак. под статьями, крайне ценные для их изучения. Важно и ценно, как пособие, изд. Редакц. комис. по составл. Гражд. улож. под заглавием Сборник гражд. закон., 3 т., составили А. Гожев и И. Цветков; удобно и дешево изд. Свода Зак. Российск. имп. в одной книге А.Ф. Волкова и Ю.Д. Филиппова. 1897 г., с Законодательным Бюллетенем, выходящим по полугодиям для текущего законодательства. Для библиографич. справок издание той же комиссии под заглавием Систематический указатель русск. литературы по гражданскому праву. Составил А. Поворинский (позднейшее изд.). Пособием для справок по цивилистич. литературе может служить План лекций по русск. гражд. пр., ч. I: Общая часть и права вещные, ч. II: Права обязательств., семейн., и наследственные (Ярославль, 1896-1897 гг.) Серг. Никонова. Существуют русские повременные издания не специально цивилистические, но важные и для цивилиста. Приведенные выше библиографические пособия указывают статьи таких повременных изданий за прошлые годы в достаточной степени.

Для французского (польского) права превосходно руководство Zachariae "Handbuch des franzos. Civilrechts", перераб. Crome; переработка на французский язык принадлежит Aubry et Rau. Из нов. учебников удобен Precis de droit francais Beaudry Lacantinerie. Большим успехом пользуется только что появившийся Traite elementaire de droit civil par Marcel Planiol (1900-1901 гг.), 3 тома, и уже потребовавший 2-го изд. учебник названного парижского профессора, который расположил свою работу не в порядке кодекса, по его книгам, титулам и артиклям, а в научной системе, подходящей ближе к немецкой систематике, какой держались до сего лишь немногие французские ученые. Согласование порядка изложения с официальной программой преподавания (см. особ. Т. I, изд. 2-е, с. 685) не прибавляет, натурально, ровно ничего к этой улучшенной против прежнего систематике учебника. Существуют обширные обработки Code'a разн. авторов (Beaudry Lacantinerie, 23 тома; Beudant, 11 томов; не окончены), но они не предназначаются для первоначального ознакомления с системой. Для современного общего германского права Гербер (Gerber, 17-е изд. К. Cosack), Безелер (Beseler), Roth (обширен, хотя и не кончен; особенно ценен появившийся в 1886 г. drifter Theil - Sachenrecht). Stobbe (окончен в 1885 году, 5 т.; ныне начато нов. издание). Названия этих трудов Handbuch (Штоббе), System des deutschen Privatrechts (Гербер) или des gemeinen deutschen Pr. Rechts. Штоббе ценится выше всех других как настоящий знаток колоссальной массы источников. В настоящее время самые большие ожидания в этой области возбуждает Otto Gierke, феноменальной учености и первоклассных дарований, изд. в 1895 г. Deutsches Priv. Recht, т. 1. Очень известен Heusler. Institutionen d. deutsch. Pr. Rechts 1885 и 1886 гг. (Оба последние работают для общего издания Binding'a "Systematisches Handbuch d. deutsch. Rechtswissensch.)". По Burgerliches Gesetzbuch 18 авг. 1896 г. очень ценны работы Endemann'a, Cosack'a, Lehrbuch d. Deutsch. burgerl. Rechts, Carl Crome (в 1900 г. 1-й т.). Разработка немецкого нового кодекса имеет ныне уже очень значительную литературу. По достоинству научной и приноровленной к академич. целям обработки следует поставить впереди всех других: Das burgerl. Recht des deutschen Reichs u. Preussens von d-r Heinrich Dernburg, выходящ. выпусками с 1899 г. и еще не конченное в текущем (1901) году. Вышли т. 1 (10 листов), т. 2 (права обязат.) и т. 3 (права вещные).

Для австрийского права J. Unger - общая часть и наследственное право (5-е изд.).

Для прусского - Dernburg "Lehrbuch des Preussisch. Pr. Rechts" (5-е изд.); Дернбург - замечательный знаток и римского права, одновременно издавший свои Pandekten.

Указания по современному римскому праву у г. профессора этой дисциплины; отметим здесь новое, 8-е, издан. Виндшейда, выполн. Kiрр'ом.

Для общих сведений по всем отраслям гражданского права и процесса очень ценная Encyclopadie der Rechtswissenschaft von d-r Franz von Holtzendorff. В настоящее время предпринят русский Словарь юридич. и государств. наук под редакц. Волкова и Филиппова. Вышел 2-й вып. Пожелаем самого широкого распространения этому полезному предприятию. Указанные выше сочин. Захарии, Дернбурга и друг, открывают для изучающих систему путь ко всем материалам и источникам изучения той или другой системы в особенности.

Для текущей литературы "Юридическая библиография", издаваемая проф. И.Е. Андреевским здесь (прекращена), "Юридическая летопись" проф. Сергеевского (прекращена), Журнал Минист. юстиции, Журнал Юрид. общ. при С.-Петербургском университете, Право, Юридическая газета.

 

Выжидательное состояние Германии в предкодификационную эпоху. - Совпадение проблем нашей цивилистики с немецкой этой эпохи. - Кавелин. - Исторический метод в юриспруденции. - Природа права и мысли Савиньи о кодификации. - Переворот 48-го г. - Новые люди. - Программа нового журнала. - Признаки воззрений на право как на придуманный аппарат. - Новые политические веяния. - Появление трактата Der Zweck im Recht. - Право как Zweckapparat. - Реквизит принудительности. - Цели спасения. - Сомнительная новизна конструкции. - Оценка подобных попыток. - Оппортунизм. - Народные взгляды на право в Германии и у нас. - Право и техника юридическая

 

В том разном состоянии юридического быта, коего отдельные черты мы дали выше для территорий по сю сторону Рейна, в противоположность с Францией, лежит очень существенное условие, определявшее особый характер литературной деятельности немцев в текущем столетии.

Передовые люди Германии давно уже и вполне ясно сознали необходимость единого права для единой нации, для общего отечества. Между тем, единого права не было, его не выработала жизнь, его не дала история. Где же найти выход из этой розни идеальных стремлений и тяжелой действительности? Всякое построение, которое отвечало бы этому национальному Sehnsucht'y, находило сочувствие в патриотических немецких кружках и, однако, до самого последнего времени оставалось в непримиренном противоречии с действительностью. Между тем, мыслящий юрист не может ни отказаться от этих стремлений, ни одной личной энергией устранить лежащие на пути к осуществлению этого идеала препятствия.

Франция, после блестящего литературного движения прошлого столетия, достигла ввиду этих успехов мысли, ставших быстро достоянием всего общества, практических результатов в своем едином национальном кодексе гражданского права. Эти вечные проблемы мысли об основах права, о разуме, воле, личности, общественности, интересе, цели в праве далеко не находят нынче у французов такой отзывчивости, какую встречают в немецком обществе. На вопрос - что есть гражданское право и где его предел? - вам укажут Code civil, какого до самого последнего времени нельзя было указать в Германии и до сегодня не укажут у нас. Ни на Landrecht, ни на десятый том указать нельзя, ибо спрашивающий предложит дальнейший вопрос: если гражданское право есть X т., то отчего же из его 2300 правил гражданского права другой гражданский кодекс, тоже действующий в России, допускает 4600 исключений?

В этой разнице положения нашего и немецкого в течение всего истекающего столетия, с одной стороны, и современного состояния Франции, с другой, лежит кардинальное условие очень различных направлений юридической литературы здесь и там. Исследования и труды юристов там направлены преимущественно к изучению того, что есть в кодексе и что есть в жизни. Исследования и труды у немцев и у нас направляются к тому, что есть в жизни и чего часто нет ни в каком из многочисленных кодексов. Возможно ли осуждать это свойство научных взысканий немецких юристов, эту работу Пенелопы, начинающей все опять сызнова? Полагаем, нет, ибо оно не зависит от воли юристов и служит лишь выражением выжидательного, неудовлетворенного состояния мысли. В 1864 году скончавшийся 15 лет назад почтенный русский профессор К.Д. Кавелин написал свою очень известную брошюру "Что есть гражданское право и где его пределы?". В этой постановке вопроса и в способе, коему следует Кавелин к его разрешению, с поразительной яркостью выразилось все состояние мысли русского юриста. Время, когда появилась брошюра, бросает на нее особенный свет. Дело идет, очевидно, не о том, что есть гражданское право, а о том, собственно, каким ему быть надлежит*(21).

Мы увидим позже, что содержит в себе эта брошюра, и уйдем далеко от образа мыслей автора. Но нельзя не отдать должного этому великому дарованию в двух словах, в постановке вопроса выразить весь дух времени. Это искание того, чего нет, что должно быть, что имеет настать, и давало толчок умственному движению немецкой юриспруденции и отражалось невольно на наших юристах. Общее обозрение направлений и школ, в которых группируется нынешняя юридическая, преимущественно немецкая, литература, вы имеете в курсе энциклопедии права. Из недавних работ историко-литературного характера вышедшие покуда тома (всего предположено 6) сочинения профессора Бирлинга (Bierling) "Zur Revision der juristischen Grandbegriffe" помогут вам в подробности ознакомиться с современным состоянием контроверзных учений. Простое обозрение контроверзных пунктов по вопросу "Was ist das Recht?" и по целому ряду Grand- и End-fragen, где цель? где основа? где сущность права?, которые занимают немцев, вы найдете в небольшой брошюре Отгона Гирке (О. Gierke), (Naturrecht und deutsches Recht. 1883. с. 3-7). Гирке не думает сам пускаться в критику этих абстракций и ограничивает свою задачу определением характера права германского, он хочет сказать: Was ist das deutsche Recht?

В задачах такого рода, однако, нельзя совершенно уйти от вопросов методологического свойства, и ввиду несомненных влияний немецких учений на нашу юриспруденцию далеко не будет излишним, хотя бы в самом коротком очерке, определить здесь наше отношение к виднейшим направлениям мыслей в кругах немецких цивилистов. Вы встретите имена и мысли вам знакомые из других дисциплин, и я постараюсь здесь лишь приблизить эти знакомые вам из общих философских очерков учения к задачам и целям нашей дисциплины. Это тем удобнее сделать, что оба писателя, о коих мы будем беседовать, суть именитейшие цивилисты, с трудами которых, не по общим только вопросам, вы будете постоянно встречаться в целом ряде учений гражданского права. Философствующая братия, никогда не испытывавшая своих сил ни на одной из трудностей цивилистики, не представляет для нас здесь первостепенного интереса.

Составив себе европейское имя классической работой по одному из очень трудных учений гражданского права (Владение, о чем позже, в курсе), Савиньи в 1814 г. выступил навстречу идеям Тибо о необходимости единого цивильного кодекса для Германии со своей знаменитой брошюрой: Vom Beraf imserer Zeit fur Gesetzgebung und Rechtswissenschaft (последи, изд. 1893 г.), и, как в этой брошюре, так и в ряде журнальных статей, в дальнейших своих трудах по истории и системе права, установил свое воззрение на природу права, на задачи юриспруденции, на призвание своего времени к правоведению и законодательству. С именем Савиньи соединяется с тех пор представление об историческом направлении правоведения. Это не значит, натурально, чтоб Савиньи был родоначальником исторического метода в изучении социальных явлений вообще и права в особенности. Генезис этого метода и отношение Савиньи к ближайшим предшественникам может составить очень любопытную страницу в историографии нового времени*(22); но для нас здесь не может быть сомнения, что ничье влияние на изучение права, в особенности гражданского, в наш век не было до такой степени продолжительным, обширным и решающим, как именно влияние этого писателя.

Мы приведем здесь близко к подлиннику ту page memorable, qui contient sa confession de foi scientifique*(23), где Савиньи в сжатой и точной форме дает понять, что он разумеет под историей и историческим методом в праве.

Речь идет об издании журнала. Это программа журнала*(24).

Он издает журнал, чтобы немецкие юристы постигли, наконец, к какой каждый из них принадлежит партии, что чаще всего для них самих остается скрытым... Итак, есть две школы, и одна из них достаточно определенно обозначается наименованием исторической. Другую Савиньи затрудняется назвать определенным именем, потому что там сходятся и последователи так называемого естественного права, и просто люди здравого смысла, и, наконец, философы. За отсутствием единого положительного признака Савиньи именует такую школу неисторической. Ей дает единство только противоположение с первой. Этого противоположения школ нельзя, впрочем, основательно разобрать, пока речь идет исключительно о научных вопросах, так как оно имеет скорее общий характер и обнаруживается больше или меньше во всех людских делах, а в особенности в деле устройства и управления государств.

Вопрос, однако, общий есть такого рода: в каком отношении находится прошлое к настоящему, возникающее к сущему (das Werden zum Sein?), и на этот счет одни учат, что каждая эпоха сама создает себе свое бытие, свой мир, удачно или нет, по мере сил своих и своего разумения. В этих заботах может оказаться неизлишней и оглядка в прошлое, ибо оттуда возможно извлечь поучение о том, как дела обстояли у предков. История станет, таким образом, сборником морально-политических примеров. Но такие оглядки в прошлое составляют лишь одно из вспомогательных средств, и для гения, напр., они вовсе и не обязательны.

По учению других, наоборот, нет вовсе одинокого и обособленного существования, и все то, что могло быть рассматриваемо как единственное, с другой точки зрения является частью некоторого высшего целого. Таким образом, нам надлежит мыслить отдельного человека необходимо как члена семьи, народа, государства; всякую эпоху в жизни народа как продолжение и развитие предшествующих эпох. Иной взгляд - односторонность, ошибка, ошибка вредная... Раз это так, тогда всякая эпоха не приносит с собой, произвольно и для себя, весь свой мир... Тогда новое время должно признать нечто данное; это будет нечто необходимое, ибо оно не зависит от настоящего, и нечто свободное, ибо оно не исходит от произвола другого (как приказ господина его рабу). Его источник лежит в высшей природе народа, как постоянно образующегося, постоянно развивающегося целого.

Мы имеем, таким образом, в истории права процесс развития индивидуума, поставленный в теснейшую связь с процессом развития народа*(25).

Этот процесс исторического развития, эти явления эволюции обнимают собой все право, и только правильное разумение их способно избавить людей от ошибок, в которые они так склонны впадать, почитая свои идеи за чисто разумные потому только, что они не знают их происхождения*(26).

Переходя от этих общих научных построений к ближайшим интересам дня, которые вызвали эти размышления, Савиньи выражает свое сомнение, чтобы немецкие юристы того времени способны были, могли бы создать общегерманское гражданское уложение. Когда нет, говорит Савиньи, налицо хорошей книжки, хорошей работы по этой материи, - тогда что ж будет собой представлять предположенный кодекс? Законодателю придется освятить своим авторитетом фальшивые мнения и очевидные ошибки юристов. Дальше времен Теодориха Остготского мы уйдем разве в том только смысле, что тогда не было юристов-писателей, а теперь их очень много. Единственный результат, которого легко достигнуть, будет заключаться в том, что мы разобщим наше право с его прошлым, обратим его таким образом в мертвую букву.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!