Платная медицина – рассадник коррупции ?



На уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала .

Законом особо выделяется право пациента на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского персонала. Бестактное и пренебрежительное отношение к больному может послужить поводом к истребованию компенсации морального вреда. При грубом и нетактичном обращении к пациенту со стороны лечащих врачей и обслуживающего персонала любого лечебного учреждения, пациент имеет право на защиту чести и достоинства ссылаясь на 1-ую часть статьи 30 «Основ».
Пациент — не проситель и не иждивенец, а врач — не благодетель из милости. Уважительное отношение к пациенту — это не снисхождение, которое врач может проявлять или не проявлять. Уважительное отношение к пациенту — часть профессиональных обязанностей того человека, который выполняет служебные обязанности врача.

2. На выбор врача , в том числе семейного и лечащего врача , с учетом его согласия , а также выбор лечебно - профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования .
Это право закреплено также в законе «О медицинском страховании граждан в РФ». Данное право является одним из важнейших прав пациента и при его реализации пациент гарантированно может получить качественную медицинскую помощь. У пациента есть возможность выбрать квалифицированного специалиста, возможность выбора лечебного учреждения, оснащенного современной аппаратурой.
Но, к сожалению, данное право реализуется не в полной мере и не везде.
Возможности реализации данного права для сельского жителя и городского совершенно разные. Высокоспециализированную дорогостоящую медицинскую помощь осуществляют в лечебных учреждениях, расположенных в столичных городах, естественно у жителей этих городов есть больше возможностей для выбора.
3. На обследование , лечение и содержание в условиях , соответствующих санитарно - гигиеническим требованиям .
Федеральные законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О радиационной безопасности населения» и иные санитарные нормы и правила регламентируют размещение в палатах, соответствующих к этим требованиям. Если вам в больнице предлагают палату не соответствующую санитарным нормам, вы имеете право отказаться от пребывания в ней, сославшись на этот закон и на «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» ч. 3 ст. 3.
Пациент должен быть обезопасен от различного рода негативных последствий нарушений санитарно-гигиенических требований: таких, как внутрибольничные инфекции, послеоперационные осложнения, вызванные нарушениями гигиены со стороны медперсонала, осложнения после различного рода манипуляций, выполненных с нарушениями требований. Пациент должен знать, что подобного рода случаи являются правонарушениями и что в данном случае лица, нарушившие соответствующие требования, являются виновными. Пациентам необходимо знать, что существует достаточно строгий перечень требований к санитарно-гигиеническому состоянию клиники и контроль за выполнением этих требований. Этот контроль должен осуществляться санитарно-гигиенической службой.

4. На проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов .
Российские пациенты пользуются этим правом редко. В действительности, мало кто из пациентов знает, что не только врач, но и сам пациент может решать, что ему требуется консилиум или консультация специалиста. Но это право имеет и определенные ограничения. Например, если нет возможности созвать консилиум, то пациенту будет отказано в этом праве. Еще более вероятен отказ в консультации специалиста (наиболее вероятно в сельской местности из-за отсутствия специалистов).
Одним из вариантов реализации этого права является использование «второго мнения». В этом случае пациент (представитель) берет с собой соответствующие документы (или их копии) и получает консультацию и заключение от другого специалиста.

5. На облегчение боли , связанной с заболеванием и ( или ) медицинским вмешательством , доступными способами и средствами .
Медицина считает своими первичными целями лечение заболеваний, сохранение и продление жизни. Облегчение страданий остается лишь вторичной, то есть непринципиальной целью.
Заболевания сопровождаются болезненными проявлениями, которые мешают человеку жить полноценной жизнью. Острые боли доставляют человеку массу неприятностей. Поэтому это право пациента предусматривает обязанность медицинского персонала доступными способами и средствами облегчать боль.
Недопустимо применение методов лечения или диагностики без должного обезболивания.
6. На сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью , о состоянии здоровья , диагнозе и иных сведений , полученных при его обследовании и лечении .
С 1993 года в «Основах» появилась статья 61 «Врачебная тайна». На самом деле, речь здесь идет не о врачебной тайне, а о тайне личной жизни гражданина, которая стала известна другому человеку при исполнении им своих обязанностей.
Под врачебной тайной следует понимать все сведения, полученные от больного или выявленные при медицинском обследовании либо лечении, не подлежащие разглашению без согласия больного. Это сам факт обращения в медицинское учреждение, информация о функциональных и физических недостатках организма, наследственных болезнях, вредных привычках, диагнозе, осложнениях, прогнозе, семейной и интимной жизни. Факт усыновления и удочерения, состояния здоровья родственников. Сюда относятся также сведения и немедицинского характера, высказанные врачу или другому медработнику, юристу в присутствии врача, касающиеся его завещания, увлечений, личных взаимоотношений с близкими родственниками, о наличии коллекций или иных ценностей и др.
Передача сведений, составляющих врачебную тайну, допустима только при условии согласия больного либо его законного представителя (до 15 лет это родители, или опекуны). Если больной не назначил доверенное лицо для передачи сведений, составляющих врачебную тайну, то следует узнать у него кому из близких он разрешает ее передать.
В соответствии со ст. 61 «Основ» предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия больного или его законного представителя разглашаются в следующих случаях:
7. На информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство .
В соответствии с действующим законодательством, лечащий врач при оказании медицинской помощи обязан получить от пациента информированное добровольное согласие (ИДС) на медицинское вмешательство.
Добровольное информированное согласие — это осознанное личное согласие пациента или его представителя на медицинское вмешательство, данное им на основе полученной от лечащего врача полной и всесторонней информации. Требует уточнения объем информации, предоставление которой пациенту предполагает осознанность его решения. В соответствии со статьей 31 «Основ», пациенту должны быть предоставлены сведения: о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Таким образом, предоставляемая врачом информация должна содержать сведения о:
— состоянии здоровья пациента;
— результатах проведенного обследования;
— диагнозе заболевания;
— цели медицинского вмешательства;
— продолжительности медицинского вмешательства;
— прогнозе заболевания с лечением и без него;
— последствиях медицинского вмешательства;
— существующих методах лечения данного заболевания;
— риске предстоящего медицинского вмешательства;
— правах пациента и основных способах их защиты.

8. Право на отказ от медицинского вмешательства ( ч . 8 cm, 30 «Основ»)
Можно различить два вида отказа пациента от лечения:
— полный отказ;
— частичный отказ.
Полный отказ означает то, что пациент отказывается госпитализироваться или разрывает отношения с медучреждением (требует выписки).
Частичный отказ от лечения является следствием права на ИДС. При частичном отказе пациент не соглашается с каким-то конкретным предложением врача, но продолжает у него лечиться.
При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.
«Основы» установили право пациента на отказ от медицинского вмешательства, детализировав условия этой процедуры в статье 33, которая гласит:
«Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ».
Статья 34. Оказание медицинской помощи без согласия граждан:
1) страдающим заболеваниями, представляющими опасность
для окружающих,
2) страдающим тяжелыми психическими расстройствами,
3) совершившим общественно опасные деяния.
При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником

9. На получение информации о своих правах и обязанностях .
Как правило, врачи и лечебное учреждение в целом, предоставляют пациенту только информацию о его обязанностях: при поступлении в стационар об этом пациенту рассказывают врачи и медперсонал, кроме того, в каждом отделении для всеобщего обозрения вывешен список обязанностей пациента под названием «Правила внутреннего распорядка». Что касается списка прав пациента, то информация чаще отсутствует.
Список прав пациента должен быть доступен для обозрения, а утаивание информации о правах пациента фактически является правонарушением, противоречит духу и букве современного гражданского законодательства. Список прав может быть распечатан, вывешен в коридоре отделения, находиться под стеклом на столе в ординаторской и т.д.
Доступность списка прав пациента означает, кроме того, что для практического использования эти права должны быть соответствующим образом переформулированы и упрощены.

В силу своих профессиональных обязанностей со своей стороны врач должен быть готов неустанно разъяснять пациенту многие вещи, в том числе и вопросы, касающиеся прав пациента. Это означает, что врачам, точно так же как и пациентам, требуется четко представлять, какие права должны быть обеспечены лицу, получающему медицинскую помощь.

10. На получение информации о своем состоянии здоровья , и выбор лиц , которым эта информация может быть передана в интересах пациента .
Сведения о состоянии здоровья человека представляют, в первую очередь, интерес для него самого. «Основы» установили право беспрепятственного и непосредственного знакомства пациента (представителя) с медицинской документацией, а также право на получение в доступной форме полноценной и подробной информации от врача.
I. Права медицинской организации :
1. Права самостоятельно хозяйствующего субъекта
2. Права субъекта медицинского страхования
3. Права некоммерческой организации в форме учреждения
II. Права медицинского работника ( врача ):
1. Права лица, работающего по найму
2. Права лица, работающего в сфере здравоохранения
3. Права лечащего врача
4. Права члена профессионального сообщества
5. Права экономически самостоятельного субъекта.

          

 

. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.

. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.

8. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 настоящего Федерального закона.

9. При оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана оказать такому пациенту медицинскую помощь без участия обучающихся.

(часть 9 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Проблема Эвтаназии.

Термин эвтаназия происходит от греческих слов eu — «хорошо» и thanatos — «смерть» и означает сознательное действие, приводящее к смерти безнадежно больного и страдающего человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения неизлечимой боли и страданий.

Эвтаназия как новый способ медицинского решения проблемы смерти (прекращения жизни) входит в практику современного здравоохранения под влиянием двух основных факторов. Во-первых, прогресса медицины, в частности, под влиянием развития реаниматологии, позволяющей предотвратить смерть больного, т. е. работающей в режиме управления умиранием . Во-вторых, смены ценностей и моральных приоритетов в современной цивилизации, в центре которых стоит идея «прав человека». Неудивительно, что 51,5% и 44,8% российских врачей в возрасте соответственно 41-50 и 51-65 лет на вопрос социологического опроса (1991-1992 гг.) «считаете ли Вы допустимой эвтаназию?» ответили «никогда об этом не думал (ла)», наряду с вариантами ответов «да» и «нет». Положительный ответ был дан 49% врачей в возрасте 21-30 лет249. Авторы исследования приходят к справедливому выводу о смене ценностных установок профессионального сознания медиков, которые, с одной стороны, сталкиваются с тупиковыми ситуациями на границе между жизнью и смертью, а с другой, являются соучастниками общих цивилизационных социальных процессов.

Эвтаназия — неоднозначное действие. Прежде всего, различают активную и пассивную эвтаназию. Активная эвтаназия — это введение врачом летальной дозы препарата. При пассивной эвтаназии прекращается оказание медицинской помощи с целью ускорения наступления естественной смерти. Западные специалисты, например, Совет по этике и судебным делам Американской Медицинской Ассоциации, вводят понятие «поддерживаемое самоубийство». От активной эвтаназии оно отличается формой участия врача. «Поддерживаемое самоубийство» — это содействие врача наступлению смерти пациента с помощью обеспечения необходимыми для этого средствами или информацией (например, о летальной дозе назначаемого снотворного). Кроме этого, вводится градация «добровольной», «недобровольной» и «непреднамеренной эвтаназии (невольной)».

В первом случае эвтаназия осуществляется по просьбе компетентного пациента. Недобровольная эвтаназия проводится с некомпетентным пациентом на основании решения родственников, опекунов и т. п. Непреднамеренная эвтаназия совершается без согласования с компетентным лицом. При этом под компетентностью понимается способность пациента принимать решение. Совет по этике и судебным делам АМА допускает при этом, что эти решения могут быть не обоснованными. «Люди имеют право принимать решения, которые другие считают неразумными, поскольку их выбор проходит через компетентно обоснованный процесс, и совместим с личными ценностями» 250

Либеральная позиция .Рекомендации и разработки Совета по этике и судебным делам АМА можно рассматривать как пример либеральной позиции по проблеме эвтаназии. Принцип автономии больного и обязательство врача уважать выбор пациента, безусловно, является одним из определяющих пределы этического действия врача. «Мы демонстрируем уважение к человеческому достоинству, когда признаем свободу личности делать выбор в соответствии с ее собственными ценностями» 251. Эвтаназия становится практически работающим принципом, если собственные ценности личности совпадают с такой ценностью современной цивилизации, как право на предельную самодетерминацию личности. С либеральных позиций добровольная эвтаназия основана на фундаментальном человеческом праве — праве умереть, если смерть — единственное избавление от страданий. Основными аргументами в пользу признания добровольной эвтаназии становятся сострадание к другим и признание права человека самому определять время собственной смерти. Позиция, допускающая эвтаназию, по крайней мере, на уровне отмены и отказа на поддерживающее жизнь лечение, имеет в своем арсенале еще ряд аргументов. Любой метод, приводящий к смерти, традиционно оценивается как вредный и, следовательно, недопустимый. Но сторонники эвтаназии полагают, что она является «правильным лечением», направленным на устранение непереносимых болей. Если боль неустранима, помощь больному, просящего легкой смерти, может рассматриваться как гуманная и милосердная. Предложение врачом смерти как медицинского лечения — один из аргументов медицинского уровня.

Следующий аргумент может быть назван «альтруистическим». Это — желание тяжело больного человека не обременять собою близких ему людей. Это желание определяется не столько тем, что человек сам хочет этого, сколько тем, что он должен так сделать, так как забота о близких поглощает его индивидуальную волю к жизни. Этот аргумент тесно связан с принципом «права на достойную смерть», хотя здесь явно доминируют эгоистические мотивы. Принцип «достойной смерти» формируется с позиций достаточно высокого качества жизни, включающего комфорт, определенную благоустроенность, выбор средств «достойной смерти» и т. п. В современной литературе можно встретить и демографический аргумент. Приемлемость эвтаназии связывается с «существенным постарением населения», с ростом числа инвалидов преклонного возраста, содержание, уход и лечение которых влечет ряд экономических и социальных проблем. Логическим завершением признания социальной приемлемости эвтаназии является эвтаназия неполноценных. Особенно остро эта проблема встает относительно новорожденных.


Этические проблемы трансплантации органов и тканей.

Трансплантация (от лат. transplantare – пересаживать) – процесс замены поврежденных или утраченных органов путем пересадки таких же органов, взятых из здоровых организмов того же вида.

Различают три вида трансплантации: аутотрансплантацию – трансплантацию в пределах одного организма, алло - или гомотрансплантацию – трансплантацию в пределах одного вида и гетеро - или ксенотрансплантация – трансплантацию между различными видами.

Операции по пересадке тканей, а затем и органов человеку начали производиться на рубеже 19 – начала 20 веков, были немногочисленными и носили преимущественно экспериментальный характер. К середине 20 в. успешно проводились операции по пересадке кожи, сосудов, костей и других тканей в пределах одного организма. Гетеротрансплантация была еще недоступна в связи с отсутствием научных знаний об иммунологических механизмах отторжения организмом чужеродных для него органов и фармакологических средств для управления этими механизмами. Благодаря разработанным во второй половине 20 в. методам иммуносупрессии стали возможны пересадки органов и тканей от одного человека другому при отсутствии у них близкого родства.

Донорство крови – самая массовая медицинская практика, связанная с трансплантацией. В 1930 г. в Московском институте скорой помощи им. Н.В. Склифософского знаменитый российский хирург С.С. Юдин впервые произвел успешное переливание трупной крови, причем тайна донорства и реципиента была полностью сохранена. В настоящее время практика переливания крови и ее компонентов регулируется законом «О донорстве крови и ее компонентов» (1993 г.).

Началом развития трансплантологии как направления практической медицины считается 1954 г., когда американскими хирургами была произведена первая успешная пересадка почки. В нашей стране такая операция впервые была успешно произведена в 1965 г. академиком А.В. Петровским. В следующем году он успешно провел пересадку почки человеку от трупа. В 1967 г. южно-африканский врач-кардиохирург Кристиан Барнард в Кейптауне осуществил первую в мире успешную операцию трансплантации сердца человеку от погибшей в автомобильной катастрофе молодой женщины. Первый пациент жил 18 дней и умер от обширной пневмонии. Но четыре из его первых десяти пациентов прожили больше года, один жил 13 лет и ещё один – 23 года. В настоящее время медицинские технологии по пересадке сердца достаточно хорошо отработаны. После такой операции качество жизни пациентов в течение 10 лет нередко превосходит таковое у больных после реконструктивных операций на сердце.

Но именно пересадка сердца от человека человеку произвела в общественном сознании своеобразный переворот и поставила перед обществом ряд этико-правовых проблем, а К. Барнард получил мировую известность. Это связано с особым значением, которое придается сердцу как органу человеческого организма. «Сердце болит» не только как орган человеческого организма, но оно болит о ком-то, за кого-то. Оно отзывается ощущением боли на беды, несчастья и «сердце радуется» при успехе, в моменты радостных, приятных событий. Сердце издревле считалось центром, источником телесной жизни человека, но при этом и местом, где обитает душа человека, рождаются его чувства. Поэтому пересадка сердца одного человека другому вызвала вопросы о влиянии этой операции на личность человека, его духовную и психическую жизнь.

К концу 20 века в медицинскую практику прочно вошли операции по пересадке сердца, почек, печени, легких, поджелудочной железы, роговицы и других органов. В 1998 году была проведена пересадка кисти руки, в 2007 году – пересадка нижней части лица, в 2008 – трансплантация обеих рук. В начале 21 века трансплантология начала переходить к новым технологиям - пересадке органо-тканных комплексов, включающих в себя органы и близлежащие сосуды, нервы и т.д., и сочетанных пересадок, при которых реципиенту одновременно пересаживается несколько органов (сердце и легкое, поджелудочная железа и почка и т.д.).

Применение различных технологий трансплантации органов и тканей имеет определенные ограничения, как медицинского, так и этико-правового характера.

К медицинским факторам относятся проблемы иммунологического подбора донора, показатели здоровья реципиента, некоторые из которых становятся противопоказаниями для трансплантации, проведение послеоперационной иммуносупрессивной терапии, а также научно-медицинские проблемы разработки и применения технологий трансплантации органов и тканей. Наибольшие трудности возникают при решении этических и правовых проблем трансплантации органов человеку.

В области трансплантологии существует ряд этико-правовых проблем: проблемы, связанные с ключевыми этапами технологии трансплантации - констатацией смерти человека, изъятием (забор) органов и/ или тканей, распределением органов и/ или тканей между реципиентами, коммерциализацией трансплантологии.

Проблема забора органов и ( или ) тканей у донора рассматривается в зависимости от того, является ли донор живым или мертвым человеком.

Пересадка органа от живого донора сопряжена с причинением вреда его здоровью. В трансплантологии соблюдение этического принципа «не навреди» в случаях, когда донором является живой человек, оказывается практически невозможным. Врач оказывается перед противоречием между моральными принципами «не навреди» и «твори благо». С одной стороны, пересадка органа (например, почки) – это спасение жизни человеку (реципиенту), т.е. является благом для него. С другой стороны, здоровью живого донора данного органа причиняется значительный вред, т.е. нарушается принцип «не навреди», причиняется зло. Поэтому, в случаях живого донорства речь всегда идет о степени получаемой пользы и степени причиняемого вреда, и всегда действует правило: получаемая польза должна превышать причиняемый вред.

По российскому законодательству в качестве живого донора может выступать только родственник реципиента и обязательным условием, как для донора, так и для реципиента является добровольное информированное согласие на проведение трансплантации.

Самый распространенный в настоящее время вид донорства – это изъятие органов и (или) тканей у мертвого человека. Данный вид донорства связан с рядом этико-правовых и религиозных проблем, среди которых наиболее важными являются: проблема констатации смерти человека, проблема добровольного волеизъявления о пожертвовании собственных органов после смерти для трансплантации, допустимость использования тела человека в качестве источника органов и тканей для трансплантации с позиций религии. Решения этих проблем отражены в ряде этико-правовых документов международного, национального и конфессионального уровня.

Девиз современной трансплантологии: «Уходя из этой жизни, не забирай с собой органы. Они нужны нам здесь». Однако, при жизни люди редко оставляют распоряжения об использовании своих органов для трансплантации после своей смерти. Это связано, с одной стороны, с действующими в конкретной стране правовыми нормами забора донорских органов, с другой стороны – с субъективными причинами этического, религиозного, морально-психологического характера.

В настоящее время в мире в области донорства органов и тканей человека действуют три основных вида забора органов у трупа: рутинное изъятие, изъятие в соответствии с принципом презумпции согласия и изъятие в соответствии с принципом презумпции несогласия человека на изъятие органов из его тела после его смерти.

Рутинный забор органов основан на признании тела после смерти человека собственностью государства и поэтому оно может использоваться в научно-исследовательских целях, для забора органов и тканей и других целях в соответствии с потребностями государства. Такой тип отношения к телу человека и вид забора органов и тканей для последующей трансплантации имел место в нашей стране до 1992 года. В настоящее время в мире изъятие органов у трупа осуществляется в соответствии с принципами презумпции согласия или презумпции несогласия.

Принцип презумпции согласия – это признание изначального согласия человека на какие-либо действия. Если человек не согласен на совершение предполагаемых действий, то он должен в установленной форме выразить свое несогласие.

Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту. Таким образом, данный принцип допускает взятие тканей и органов у трупа, если умерший человек, или его родственники, не выразили на это своего несогласия.

Принцип презумпции несогласия – это признание изначального несогласия человека на какие-либо действия. Если человек согласен на совершение предполагаемых действий, то он должен в установленной форме выразить свое согласие.

В ряде стран мира, в частности, в США документ о согласии на забор органов для последующей их трансплантации человек оформляет при жизни. Юридическая форма прижизненного согласия быть донором в случае смерти («донор-карта») существует в США. Во всех штатах действует закон «О едином акте анатомического дара», который определяет правила дарения всего или части человеческого тела после смерти для специальных целей. Практика оформления прижизненного согласия на изъятие органов человека после его смерти внедряется в Бразилии, Китае, Польше.

Получение согласия человека или его родственников на использование его органов для трансплантации связано с рядом этико-психологических проблем. Получение согласия у человека, находящегося в терминальном состоянии практически невозможно и по этическим причинам, и по медицинским, т.к. человек, как правило, физически находится в таком состоянии, когда не может принимать добровольных, ответственных решений на основе полной и достоверной информации, предоставленной ему в доступной форме. Общение с родственниками умирающего или только что умершего человека также чрезвычайно сложная и ответственная этико-психологическая задача.

Время для забора тех или иных органов различно, что связано как со спецификой самих тканей человека, так и с современными технологиями их консервации и транспортировки, позволяющими их сохранить пригодными для трансплантации пациенту. Для каждого органа свой «лимит» времени. Например, сердце, почки, печень, поджелудочная железа – 15-20 минут, кровь, плазма – 6-8 часов. Поэтому при заборе донорских органов у трупа возникает в первую очередь проблема установления момента возможного забора органа. «На бьющемся сердце» или после установления всех установленных критериев биологической смерти человека?

Проблема констатации смерти человека в конце 20 в. перешла из разряда чисто медицинских проблем в категорию биоэтических в связи с развитием реанимационных, трансплантологических и других технологий медицины. В зависимости от того, какое состояние человеческого организма признается моментом его смерти как человека, появляется возможность для прекращения поддерживающей терапии, проведения мероприятий по изъятию органов и тканей для их дальнейшей трансплантации и т.д.

В подавляющем большинстве стран мира главным критерием смерти человека признана смерть мозга. Концепция смерти мозга была разработана в неврологии после описания состояния запредельной комы французскими невропатологами П. Моларом и М. Гулоном. Данная концепция основана на понимании смерти человека как состоянии необратимой деструкции и/или дисфункции критических систем организма, т.е. систем, незаменимых (ни сейчас, ни в будущем) искусственными, биологическими, химическими или электронно-техническими системами, а такой системой является только мозг человека. В настоящее время понятие «смерть мозга» означает гибель всего мозга, включая его ствол, с необратимым бессознательным состоянием, прекращением самостоятельного дыхания и исчезновением всех стволовых рефлексов.

В 1968 г. были разработаны Гарвардские критерии смерти мозга, которые в этом же году были признаны в несколько уточненном виде мировым медицинским сообществом (Сиднейская декларация ВМА). В последующие годы во многих странах мира были приняты законодательные акты, в которых главным критерием смерти человека утверждалась смерть мозга.

В нашей стране факт смерти человека устанавливается по ряду признаков в соответствии с Приказом МЗ РФ №73 от 4.03.2003 и инструкцией МЗ РФ по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга. В приказе сказано: «Смерть мозга проявляется развитием необратимых изменений в головном мозге, а в других органах и тканях частично или полностью, биологическая смерть выражается посмертными изменениями во всех органах и системах, которые носят постоянный, необратимый, трупный характер» В инструкции определено: «Смерть мозга есть полное и необратимое прекращение всех функций головного мозга, регистрируемое при работающем сердце и искусственной вентиляции легких. Смерть мозга эквивалентна смерти человека» (п. 1). Диагноз «смерть мозга» устанавливается на основе целого комплекса признаков (клинических тестов), указанных в этой инструкции.

В историю отечественной трансплантологии уже вошло «дело врачей-трансплантологов», которое до настоящего времени вызывает дискуссии, не имеет окончательного решения (судебные решения неоднократно пересматривались) и в связи с этим оказывает негативное влияние на практику пересадки органов. Ситуация, ставшая «делом» достаточно типичная для практики здравоохранения: в больницу по «скорой помощи» поступает пациент с диагнозом «черепно-мозговая травма» и его состояние характеризуется как несовместимое с жизнью. В условиях больницы у пациента трижды наступает остановка сердца. После третьей остановки сердца реанимационные мероприятия оказываются неэффективны, и принимается решение об изъятии у него почки для трансплантации. Действия медицинских работников были прерваны представителями правоохранительных органов, пациент умер.

Анализ данной ситуации с позиций биомедицинской этики показывает, прежде всего, моральную уязвимость критерия «смерти мозга» как смерти человека и необходимость очень ответственного отношения к исполнению каждого пункта любой инструкции, каким бы незначительным, «бюрократическим» он ни казался.

 

Стремительное развитие медицины, появление новых технологий, расширение возможностей воздействия на человеческую жизнь, целостность организма и личности, привели к разработке медицинскими сообществами новых этических принципов и правил поведения, отвечающих на этот вызов времени. Постоянный Этический комитет ВПА в последние годы также активизировал свою деятельность, уделяя большое внимание разработке Этического кодекса для психиатров. Эти усилия находят горячий отклик в национальных психиатрических обществах. Опрос 1996 г. показал, что 60 % обществ-членов ВПА имеют свой Этический кодекс, еще 5 % находились в стадии подготовки Этического кодекса для психиатров, а остальные 35 % национальных психиатрических обществ следовали более широкому Кодексу врачебной этики, принятому медицинскими обществами этих стран. В 1996 году на Х Конгрессе ВПА была принята Мадридская декларация, которая наметила этические ориентиры в новых ситуациях, ставших актуальными со времени принятия Гавайской декларации в 1977 г. Мадридская декларация это важнейший итог деятельности Этического комитета ВПА за последние шесть лет. Она была подготовлена в результате совместной работы Этического комитета, Совета и Исполкома, а также обществ - членов ВПА. Мадридская декларация представляет собой этические принципы, которым должны следовать общества-члены ВПА, и включает рекомендации по поведению психиатров и отношению к эвтаназии, пыткам, смертной казни, смене пола и трансплантации органов.

Согласно опросу обществ-членов ВПА, проведенному Генеральным секретарем ВПА проф. Меззичем в 1997 г., 86 членов-обществ (что составляет 78,9% от общего числа членов) одобрили Мадридскую декларацию, 8 обществ (7,3%) не одобрили и 15 (13,8%) не ответили на поставленный вопрос. К 1998 г. Мадридская декларация была переведена на 15 языков и продолжает привлекать к себе внимание психиатров всего мира.

После Всемирного конгресса 1996 г. Этический комитет ВПА приступил к разработке новых этических рекомендаций, учитывая пожелания национальных психиатрических обществ и Исполкома Всемирной психиатрической ассоциации. Так были подготовлены проекты этических рекомендаций в отношении психотерапии, генетических исследований, этнической дискриминации, регулируемой психиатрической помощи, отношений с фармакоиндустрией и со средствами массовой информации. После обсуждения этих проектов с членами Исполкома и обществами-ч ленами ВПА этические рекомендации по вопросам генетических исследований и генетического консультирования психически больных, этнической дискриминации и отношений психиатров со средствами массовой информации были представлены на обсуждение Генеральной ассамблеи ВПА на XI Всемирном конгрессе по психиатрии в Гамбурге в августе 1999 г. Эти этические принципы были одобрены Генеральной ассамблеей и, соответственно, рекомендованы национальным психиатрическим обществам. Работу над этическими рекомендациями по отношениям с фармакоиндустрией, по регулируемой психиатрической помощи и психотерапии решено продолжить. Предлагаем всем участвовать в этом процессе обсуждения, так как это отвечает нашим общим интересам.

Между тем Этический комитет ВПА продолжает готовить проекты новых этических рекомендаций в отношении особых ситуаций, которые ставит сама жизнь. Например, Исполком ВПА предложил Комитету обратиться к вопросу злоупотребления психиатрией третьей стороной (например, как психиатр может быть использован системой регулируемой медицинской помощи, имея в виду качество и справедливость услуг). Этот вопрос, вероятно, станет первым в повестке дня следующего заседания Этического комитета.

Этический комитет Всемирной психиатрической ассоциации стремится работать в тесном контакте с национальными психиатрическими ассоциациями и постоянно инициирует издание новых серьезных публикаций по проблемам этики. В мае 1999 г. во время проведения ежегодного съезда Американской психиатрической ассоциации в Вашингтоне Этический комитет ВПА совместно с Этическим Комитетом АПА организовал президентский форум, на котором обсуждались наиболее актуальные этические проблемы со-временной психиатрии. Симпозиум по этике был организован на XI Всемирном конгрессе в Гамбурге. Рукопись книги "Этика, культура и психиатрия" под редакцией А. Окаши (Председатель Этического Комитета ВПА), Дж. Арболеда-Флореза (член Этического Комитета) и Н. Сарториуса (быв-ший президент ВПА) была принята к публикации издательством American Psychiatric Press. Авторами статей в книге являются представители двенадцати различных культур: арабской, европейской, латиноамериканской, западно-средиземноморской, скандинавской, американской (США), индийской, африканской, китайской, германской и канадской. Проф. Ахмед Окаша и д-р Дж. Арболеда-Флорез готовят к печати книгу "История этических вопросов в ВПА".

Проанализировав результаты опроса обществ-членов, проведенного в 1998 г., Этический комитет сформулировал следующие предложения по продвижению этических стандартов, принятых ВПА:

1) принять Мадридскую декларацию и учредить национальные этические комитеты (сегодня постоянные этические комитеты существуют лишь в 63 членах-обществах, что составляет 57,8% от всех членов ВПА);

2) регулярно проводить опросы обществ-членов по этическим вопросам и обсуждать полученную информацию;

3) расширять деятельность, соответствующую высоким этическим стандартам, с помощью программ ВПА;

4) распространять больше информации и переводов по этическим рекомендациям в особых ситуациях, вводить этические стандарты в соответствии с развитием новых медицинских технологии и прогрессом медицины;

5) стремиться к сотрудничеству в отношении этических вопросов с международными организациями и правительствами отдельных стран;

6) продолжать рассмотрение особых ситуаций и вопросов, связанных с культурой;

7) разъяснять этические стандарты, принятые ВПА, и строить свою деятельность на их основе.

Проект этических принципов ВПА по особым вопросам

Если регулируемая психиатрическая помощь не является компонентом общей политики здравохранения, основанной на равенстве прав и общей доступности медицинских услуг, она становится препятствием на пути использования пациентами соответствующих возможностей лечения. Из-за разнообразия и сложности болезней, а также из-за имеющейся душевной болезни, в рамках частной системы страхования психиатрические пациенты могут страдать от дискриминации. При этом лечение душевного заболевания может проходить в худших условиях страхования, чем лечение другого расстройства. В психиатрии лечащие врачи должны ставить благополучие своих пациентов выше заботы о расходах. В соответствии с резолюцией ООН 46 119, озаглавленной "Принципы защиты лиц с душевными заболеваниями и улучшения психиатрической помощи" психиатры должны понимать, что некоторые установки в области психического здоровья и системы лечения являются дискриминационными по отношению к душевнобольным. Они должны отвергать подходы, оправдывающие неравенство пособий и других выплат разным группам больных, и всеми средствами отказываться от работы в условиях дискриминации какой-либо группы пациентов. Сотрудничество психиатра с какой- либо психиатрической службой, которая игнорирует существующие рекомендации в отношении стандартов качества лечения и соблюдения этических принципов при лечении душевных расстройств, является неэтичным.

С этической точки зрения недопустимо применять лечебные процедуры, в отношении которых не существует специальных показаний и доказательств их эффективности и безопасности. Это общее правило относится и к психотерапии. Психотерапия представляет собой важный способ лечения душевных заболеваний, и как компонент всякого медицинского вмешательства, и как специфический вид терапии при некоторых расстройствах. По крайней мере, в последнем случае необходима специальная подготовка в области практических навыков, установок и владения психотерапевтическими техниками.

Эффективность и безопасность психотерапии должна оцениваться точно так же как и эффективность и безопасность любого другого лечения в медицине, т.е. должны существовать критерии показаний, эффективности, безопасности и контроля качества. Учитывая сложность и интимность психотерапевтической работы, необходимо рассмотреть целый спектр оценок результатов психотерапии, включая позитивное влияние лечения на здоровье.

На применение психотерапии должно быть получено информированное согласие, особенно в тех случаях, когда пациент полностью понимает выгоду и возможный риск лечения. Информирование пациента должно быть частью начальной стадии процесса терапии. Всякий раз, когда есть медицинские показания для комбинирования психо- и фармакотерапии, следует объяснить это пациенту и предложить именно такое лечение. Ни в коем случае нельзя ограничиваться одной психотерапией, когда для лечения пациента необходима и фармактерапия.

Необходимо уважать конфиденциальность. Пациенты, проходящие курс психотерапии, имеют право знать о возможностях раскрытия информации, полученной в ходе психотерапии, третьим сторонам, например, в целях исследования, страхования или семейной терапии.

Только те психиатры могут использовать психотерапию, которые прошли специальное обучение по применению психотерапевтических техник. Необходимо понимать опасность нарушения границ в отношениях с пациентами с целью получения личной, сексуальной, финансовой, академической или профессиональной выгоды.

Путь любой науки сложен, а медицины – особенно. Ведь она, как ни одна другая область знаний, не затрагивает саму жизнь людей. Зачастую медицинские открытия не только успешно излечивают конкретных больных, но и влияют на мировоззрение общества в целом.

 


На взаимоотношения медицины и общества существуют две противоположные точки зрения. Сторонники первой считают, что косное общественное мнение тормозит прогресс медицины. Поборники второй убеждены, что развитие медицины нарушает гармоничное единство природы и человека, является основной причиной ослабления человечества в целом и даже может привести его к вырождению. В самом деле, с одной стороны, люди стали здоровее – увеличилась продолжительность жизни, современный человек по сравнению с древними предками крупнее, крепче. А с другой – лекарства и вакцины «отучили» организм самостоятельно бороться с болезнями.

Однако медицина и общество не противостоят друг другу, находясь в сложном взаимодействии. Медицина вольно или невольно влияет на общество, изменяя его. От соблюдения медицинских норм в разных сферах деятельности людей зависят жизнь и здоровье каждого, и общество заинтересованно их учитывать.

Нужно сказать и о гуманизирующем влиянии медицины. Достаточно вспомнить, сколько усилий понадобилось приложить врачам, чтобы объяснить обществу, казалось бы, очевидные вещи: ВИЧ-инфицированные люди не должны быть изгоями, психические расстройства – болезни, а не пороки, и они требуют лечения, а не наказания.

Однако и общество диктует медицине свои требования. Они тормозят ее развитие, но в разумных пределах – ведь результат любого процесса, если он протекает бесконтрольно, непредсказуем, а порой трагичен. Развитие гинекологии поставило задачу ограничения абортов. Успехи реаниматологии поставили перед обществом и врачами вопрос, до каких пор нужно продолжать оживление уже неспособного к жизни организма. Достижения генетической медицины вызвали споры о той грани, которую не должны переступать ученые в экспериментах с клонированием. Под давлением общественности врачи уже в XX в. начали с особой строгостью подходить к внедрению в лечебную практику новых лекарственных препаратов. В результате появились законы «медицины доказательств», которым теперь следуют медики всего мира. Повышение ценности человеческой жизни повлияло на современную медицинскую этику, привело к законодательному закреплению прав пациента.

Клятва Гиппократа .

« Клянусь Аполлоном-врачем, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делится с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; … наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство… В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного.

Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

На протяжении двух с половиной тысячелетий этот документ остается квинтэссенцией этики врача. Его авторитет основывается на имени древнегреческого врача Гиппократа – «отца» медицины и медицинской этики. Гиппократ провозгласил вечные принципы врачебного искусства: цель медицины – лечение больного; врачеванию можно научиться только у постели больного; опыт – истинный учитель врача. Он обосновал индивидуальный подход к каждому пациенту. Впрочем, если сам Гиппократ во врачевании видел, прежде всего, искусство, то позже один из последователей Гиппократа, древнеримский врач Гален, подходил к медицине как к науке, и как к тяжелой работе. В средние века Авиценна дал прекрасную поэтическую характеристику личности врача. Он говорил, что врач должен иметь глаза сокола, руки девушки, обладать мудростью змея и сердцем льва.

Однако имел ли Гиппократ к медицинским клятвам какое-либо отношение, доподлинно неизвестно. В его эпоху медицина в Греции перестала быть чисто семейным делом, когда профессия передавалась от отца к сыну. Врачи брали учеников и со стороны. Медики уже образовали корпорацию со своим внутренним кодексом. (Отсюда запрет сообщать медицинские знания посторонним лицам и требование вести себя так, чтобы не бросать тень на коллег).

В обществе распространенно мнение, что окончив институт и принеся каноническую Клятву Гиппократа, молодые медики юридически считаются врачами. На самом деле клясться языческими богами было уже нельзя в эпоху Средневековья. Тексты, которые произносили выпускники медицинских факультетов той поры, сильно отличались от традиционной Клятвы Гиппократа. В XIX в. наступила эра научной медицины, текст заменили полностью. Тем не менее, основные принципы (неразглашение врачебной тайны, «не навреди», уважение к учителям) были сохранены.

В России вплоть до революции 1917г. врачи давали «Факультетское обещание», под которым ставили подпись. В нем кратко и четко давалось понятие долга врача перед больным, медицинским миром и обществом. «Обещание» вводило некоторые новые принципы врачебной этики, отличные и от Клятвы Гиппократа, и от последующих официальных присяг советских и российских присяг. Корпоративность не ставилась превыше всего. В «Обещаниях» были, в частности, такие слова: «Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицеприятия».

В советский период выпускники медвузов давали «Торжественное обещание врача Советского Союза». Основной упор в этом документе делался на обязанностях медика – строителя коммунизма. Присяга врача Советского Союза: «Получая высокое звание врача к врачебной деятельности, я торжественно клянусь: все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, добросовестно трудится там, где этого требуют интересы общества; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относится к больному, хранить врачебную тайну; постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики; обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по профессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи; беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принцами коммунистической морали; сознавая опасность, которую представляет собой ядерное оружие для человечества, неустанно бороться за мир, за предотвращение ядерной войны; всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед народом и Советским государством. Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь». После распада СССР несколько лет эта церемония была упразднена. Начиная с 1999г. выпускники высших медицинских учебных заведений России дают следующую клятву:

«Честно исполнять свой врачебный долг , посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний , сохранению и укреплению здоровья человека ; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь , хранить врачебную тайну , внимательно и заботливо относиться к больному , действовать исключительно в его интересах независимо от пола , расы , национальности , языка , происхождения , имущественного и должностного положения , места жительства , отношения к религии , убеждений , принадлежности к общественным объединениям , а также других обстоятельств ; проявлять высочайшее уважение к жизни человека , никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии ; хранить благодарность и уважение к своим учителям , быть требовательным и справедливым к своим ученикам , способствовать их профессиональному росту ; доброжелательно относится к коллегам , обращаться к ним за помощью и советом , если этого требуют интересы больного , и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете ; постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство , беречь и развивать благородные традиции медицины» .

Клятва Гиппократа и аналогичные ей присяги и обещания – дань традициям конкретной страны или учебного заведения. Например, в США выпускники 27 из 98 медицинских факультетов вообще не дают никакой клятвы, и в Канаде ни одно высшее учебное медицинское заведение не требует от своих выпускников никаких обещаний. Там, где принято давать клятву врача, она не является юридическим документом. Но при ее нарушении срабатывают соответствующие законы государства и ведомственные инструкции.

Этикет в медицине .

Основополагающее требование медицинского этикета таково: облик врача должен убедить больного, что перед ним профессионал, которому не страшно вверить здоровье и жизнь. Никто не захочет стать пациентом человека легкомысленного, неаккуратного, с безразличием, а то и с неприязнью относящегося к больным. Внешний вид иногда выдает приверженность к вредным привычкам. Врач должен быть собранным, сдержанным, доброжелательным и, конечно, здоровым и подтянутым человеком (или как минимум производить такое впечатление).

Согласно медицинскому этикету, облик врача очень важен. На работу предпочтительно надевать костюм и галстук, а не майку и джинсы. Врачу не пристало блистать ультрамодными нарядами и дорогими украшениями, поражать коллег и больных необычными прическами. Для медиков обязательны хорошие манеры, вежливость, доброжелательность. Повышать голос, грубить больным и их родственникам недопустимо, даже сталкиваясь с их неадекватной реакцией, врачу следует вести себя твердо, но корректно. Если пациент и его близкие вызывают явную антипатию у медицинского работника (что случается не так уж редко), негативные чувства не должны проявляться ни в словах, ни в жестах и, естественно, не должны отражаться на лечении – это уже требование не этикета, а деонтологии.

Медицинский этикет также требует корректности в отношениях между всеми членами коллектива, невзирая на чины и звания. Почтительное обращение к коллегам, так же как и белый цвет медицинского халата, подчеркивает чистоту и высокий смысл профессии. Особенно строго этого принципа следует придерживаться, если общение происходит в присутствии больного. Панибратство, пренебрежение со стороны начальства и заискивание подчиненных вредят авторитету медиков. Крайне неэтичной считается ситуация, когда врач ставит под сомнение в глазах пациента профессионализм коллеги.

Еще один из важнейших элементов этики – наставничество, передача опыта и знаний начинающим врачам. У каждого хорошего доктора, ученого, в начале пути был свой Учитель, огромное уважение и признательность которому сохраняется на всю жизнь. В медицине, как в никакой другой профессии, принято оказывать знаки уважения заслуженным врачам, профессорам, академикам. За плечами этих людей главное достояние медика – опыт, которого не заменят никакие способности и образование.

Если факты доказывают врачебную ошибку (например, неправильно интерпретированы результаты обследования, поставлен неверный диагноз, лечение проведено неправильно), врач должен думать прежде всего, как оказать больному помощь, а не обвинять во всем своего предшественника. Однако корпоративная солидарность не означает, что на ошибки нужно закрывать глаза. Прежде всего, необходимо обсудить ситуацию с коллегой – очно и наедине.

Критика должна быть обоснованной, корректной и по существу дела, не переходящей на личные качества сослуживца. В сложных случаях, когда нельзя сразу однозначно установить, допущена ли ошибка и как действовать дальше, можно совместно обратиться к более опытному коллеге или к консилиуму из нескольких врачей.

Подчеркнуто уважительно врачи относятся к среднему и младшему медицинскому персоналу. Современная медсестра – высококвалифицированный работник, знающий и умеющий очень много. Она первый помощник врача, без которого лечебный процесс невозможен. Важнейшее требование этики медсестры – уважение к врачу – должно соблюдаться неукоснительно. К сожалению, медсестры нередко бывают невежливы, неисполнительны (особенно, если указания исходят от молодого врача). Воспринимать врачей как работников с более высоким статусом медсестрам мешает и маленькая разница в оплате труда врача и медсестры (хотя по подготовке и сложности выполняемой работы эти категории медицинского персонала несравнимы). Вместе с тем опытная, квалифицированная медсестра действительно подчас знает о течении конкретной болезни гораздо больше начинающего врача, и ей очевидны его промахи. Уже поэтому для врача недопустимы проявления снобизма, желание «указать место». Уважительные доброжелательные отношения с медсестрами позволяют молодому специалисту многому научиться и избежать массы ошибок.

Со времен Гиппократа в медицине сложились единые этические принципы. Вот главные из них:

· Все действия врача должны быть направлены только на благо больного, а не во вред (если врач может предвидеть его заранее).

· Следует избегать действий, способных причинить страдания больному и его родственникам.

· Действия, предпринимаемые врачом, не должны наносить ущерб другим людям, в том числе и больным.

· Решения врача основываются на положениях современной науки.

· Врач не имеет права смотреть на больного как на источник обогащения.

· Врач обязан хранить в тайне сведения, касающиеся здоровья пациента и обстоятельств его жизни, которые стали известны в ходе лечения.

Эти принципы направлены на защиту интересов больного, и их гуманность, казалось бы, очевидна. Но в реальной жизни бывают ситуации, в которых невозможно выполнить один постулат, не нарушив других. И тогда врач, принимая решение, вынужден, становится на довольно скользкий путь причинения «наименьшего зла».

Примеров подобных ситуаций можно привести немало. Так, важным моментом в военно-полевой хирургии и медицины чрезвычайных ситуаций является сортировка раненых. Их делят на три группы: легкораненых перевязывают и стараются поскорее отправить в тыл, тяжелораненым оказывают максимально возможную помощь на месте и затем эвакуируют, безнадежным медики облегчают страдания, но в тыл не переводят. На самом деле некоторых «безнадежных» можно спасти, если такими больными займется бригада высококвалифицированных врачей, снабженная самым современным оборудованием, или их со всеми предосторожностями и в сопровождении медиков срочно отправят в высококлассную больницу. Но тогда без необходимой помощи останутся тяжелораненые, состояние которых будет ухудшаться, и возникнет угроза для жизни, а также легкораненые, у них могут развиться осложнения. Оставить человека фактически без надежды на спасение нельзя – это противоречит этике. Спасать одного, забыв об остальных, тоже невозможно. Этически безупречного выхода здесь нет, и потому ставится задача практическая: сохранить жизнь и здоровье как можно большему количеству людей.

По сути, противоречит этике, и практика обучения студентов у постели больного. Этот метод обучения, провозглашенный Гиппократом, за прошедшие века неоднократно одобряли самые выдающиеся врачи-гуманисты. Но разве не причиняют больному вреда, когда его без крайней необходимости неумело, а значит, иногда причиняя боль, обследует студент? Однако отказаться от этой практики нельзя, так как по-другому готовить будущих врачей просто невозможно. Никакие муляжи и практика работы на трупах не подготовят молодого специалиста полностью к операциям на живом, трепещущем, дышащем теле. Обозначенная проблема тоже в определенном смысле неразрешима. Каждому ясно, что хирург должен когда-то вырезать свой первый аппендицит, а стоматолог запломбировать свой первый зуб, но мало кто согласится подставить для «опыта» собственное тело.

Еще пример неоднозначной с этической точки зрения ситуации. По данным проведенных в США опросов, 68% доноров и 87% добровольцев, согласившихся на клинический эксперимент, находились на тот момент в стесненных финансовых обстоятельствах. Этично ли пользоваться трудностями людей? Кроме того, частая сдача крови и эксперименты далеко не всегда так уж безобидны для здоровья, но без них не были бы найдены современные методы лечения.

Однако добровольцы сами принимают решение об участии в эксперименте. А вот у лабораторных животных такого выбора нет. Успехи народной медицины оплачиваются множеством жизней: страданиями и смертью тысяч собак, обезьян, миллионов мышей, крыс, кроликов и других животных. Стремясь найти лекарство, например, от рака, врач-исследователь в ходе своей работы прививает рак совершенно здоровым мышам и обезьянам. Без подобных экспериментов никто не позволит опробовать новую методику на людях. Мучения и гибель лабораторных животных тоже серьезная этическая проблема медицины.

Клинический эксперимент – важнейший источник новых знаний. В настоящее время его проведение регламентируют многочисленные юридические и этические нормы, защищающие жизнь, здоровье и права добровольцев. Принудительные клинические опыты повсеместно признаны противозаконными и безнравственными (см. главу «Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН»). Однако в истории так было не всегда.

Законы Птолемеев и врачебная этика двухтысячелетней давности позволяли медикам древней Александрии использовать для опытов преступников, осужденных на смерть. Самый яркий и страшный пример врачебных преступлений – эксперименты врачей-нацистов. Материалом для их опытов были заключенные концентрационных лагерей и пациенты немецких больниц. Эти примеры показывают, какие преступления способен совершить врач, отвергший


Врачебная тайна

Враче́бная та́йна — медицинское, правовое, социально-этическое понятие, представляющее собой запрет медицинскому работнику сообщать третьим лицам информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, результатах обследования, самом факте обращения за медицинской помощью и сведений о личной жизни, полученных при обследовании и лечении. Запрет распространяется также на всех лиц, которым эта информация стала известна в случаях, предусмотренных законодательством.

Врачебная тайна как составная и обязательная часть медицинской деятельности является одним из важнейших принципов в деонтологии и профессиональной медицинской этике Этические нормы общества предполагают, что каждый человек должен сохранять тайну, доверенную ему другим лицом. Однако особое значение понятие «тайны» имеет в области медицины, где тесно соприкасаются и переплетаются сведения о больном, его настоящем состоянии здоровья и перспективах, а зачастую и о будущем человека (сможет ли он остаться на своём рабочем месте по окончании заболевания, станет ли инвалидом и т. д.). Многие факты личной жизни в процессе лечения передаются пациентом врачу как необходимые для лечебно-диагностического процесса, поэтому взаимоотношения между людьми в обществе существенно отличаются от отношений по линии «врач и больной».

Есть сведения, что понятие «врачебной тайны» зародилось в Древней Индии, где в доверительных отношениях лекаря и пациента действовал афоризм: «Можно страшиться брата, матери, друга, но врача — никогда!». Начиная с древних времён врач клялся хранить тайну и соблюдать это обещание. Врачебная тайна относится и к основным постулатам клятвы Гиппократа:

Информацию о здоровье ребенка младше 15 лет сообщают его родителям или попечителю. Они также дают согласие на сообщение другим лицам сведений о состоянии здоровья ребенка (в тех случаях, когда такое согласие необходимо). Подростки, достигшие 15 лет, вправе самостоятельно получать от медработников сведения о состоянии своего здоровья; родителям подростка врачебная тайна раскрывается только с его согласия.

Закон разрешает информировать супруга или одного из близких родственников больного о состоянии его здоровья, но только при соблюдении ряда условий:

· имеется неблагоприятный прогноз в отношении исхода заболевания;

· сведения должны быть сообщены в деликатной форме;

· больной прямо не запретил сообщать информацию своим родственникам.

Соответственно, когда прогноз относительно излечения благоприятный, врач может информировать родственников пациента только по его просьбе (с его согласия).

Еще один случай, когда родственники получают доступ к сведениям, составляющим медицинскую тайну, — летальный исход. В этом случае супругу или близкому родственнику выдается заключение, в котором отражены диагноз и причина смерти. Если у умершего не имелось близких родственников, этот документ выдается другим родственникам.

Наиболее важная мера, направленная на сохранение в тайне сведений о пациенте, — это возложение на определенных лиц обязанности не раскрывать такую информацию. Сохранять врачебную тайну должны лица, которым она стала известна при выполнении служебных обязанностей, в частности:

· врачи;

· средний медперсонал;

· санитарки;

· сотрудники регистратуры;

· фармацевтические работники;

· студенты (при прохождении практики в больнице);

· лица, получившие информацию из медучреждения (например, следователь, раскрывающий дело о нанесении телесных повреждений).

За разглашение конфиденциальных сведений перечисленные лица могут быть привлечены к следующим видам ответственности:

1. Дисциплинарной — заключающейся в объявлении замечания или выговора по месту работы. В наиболее серьезных случаях виновный сотрудник может быть уволен.

2. Гражданско-правовой — заключающейся в денежной компенсации материального и морального вреда, причиненного пациенту.

3. Административной — установленной ст. 13.14 КОАП РФ и предусматривающей наложение штрафных санкций в размере до 1 тыс. руб. На должностное лицо (например, руководителя медицинской организации) может быть наложен штраф и до 5 тыс. руб.

4. Уголовной — установленной ч. 2 ст. 137 УК РФ (за распространение сведений о лице, которые составляют его личную либо семейную тайну, с использованием служебного положения). Максимально возможное наказание — лишение свободы сроком до 5 лет.

Кроме того, законом установлены определенные правила, помогающие сохранить в тайне сведения о пациенте:

1. Медучреждения при оформлении документов должны использовать печати и штампы, в которых не указывается профиль учреждения. Например, вместо наименования «Смоленский областной психиатрический диспансер № 3» печать должна содержать наименование «Смоленский областной диспансер № 3».

2. При оформлении больничного листка в нем отражается лишь общая причина нетрудоспособности (травма, заболевание и т. п.), а не конкретный диагноз. Хотя по заявлению самого пациента в листке нетрудоспособности реальный диагноз может быть и указан.

 

Коррупция в здравоохранении . Сеть поликлиник " Семейный доктор ".

Словом «коррупция» в нашей стране давно уже никого не удивить. Многочисленные сообщения о том, что коррупция проникла во все сферы общественной жизни, политику, экономику, а особенно – на государственную службу - стали обыденными и привычными для россиян. И только с одним страшно и тяжело смириться – понятие «коррупция» стало привычным и для медицины.

Коррупционная зараза проникла практически во все отрасли медицины – это признано на высшем государственном уровне. Комитет Государственной Думы по безопасности, проанализировав материалы Генпрокуратуры, МВД, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения пришел к неутешительным выводам - коррупция растет и в количественном, и в денежном выражении.

Неуклонно растет число возбужденных уголовных дел. Если в 1999 году, по данным МВД, было выявлено 5538 преступлений, в 2000 году - 6348, в 2002-м - 7537, а в 2004-м - 6429 преступлений, то уже в 2008 году - уже более 12000 преступлений. Растет и сумма причиненного материального ущерба. В 2003 году ущерб составлял более 180 млн. рублей, в 2004 году - 174 млн. рублей, а за 6 месяцев 2008 года - почти 820 млн. рублей.

Но это только цифры. А за ними стоят тысячи человеческих жизней. Обогащение за счет здоровья пациентов, поддельные справки, растрата бюджетных средств, выделенных на закупку лекарств нуждающимся, лучшие места в больнице для «блатных», особое отношение к «платным пациентам» и скотское – к «простым смертным», частные клиники, удобно расположившиеся на базе государственных больниц – все это коррупция на крови, самая безбожная из всех видов коррупции.

В некоторых случаях коррупция стала единственной возможностью получить номинально бесплатные услуги, которые государство обязано предоставлять своим гражданам. Коррупция в медицине не только способствует формированию негативной морально-этической ситуации в обществе. Она углубляет дискриминацию граждан по их социальному статусу, деструктивно воздействует на систему государственного у правления и снижает возможности экономического роста страны. Говоря юридическим языком, коррупция в здравоохранении приводит к массовому нарушению конституционных прав и свобод граждан.

Страшнее взятки

Факты мошенничества и обогащения за счет государственных средств в области здравоохранения, несомненно, самым серьезным образом влияют на качество медицинских услуг, но есть и более страшные вещи. Препараты, содержащие наркотические вещества. В небольших дозах они незаменимы при лечении ряда заболеваний. Но из-за коррумпированности лиц, отвечающих за безопасность хранения и распространения таких препаратов, они большими партиями попадают на наркорынок. С каждым годом правоохранительными органами фиксируется все больше случаев хищения сильнодействующих психотропных и наркотических препаратов работниками медицинских учреждений, людьми, призванными спасать жизни и возвращать здоровье. Из этого можно сделать единственный неутешительный вывод – коррупция в медицине, а именно ситуация, связанная с наркотическими, психотропными и другими сильнодействующими препаратами угрожает здоровью нации. Допустимы ли подобные факты? Кто должен нести ответственность за отсутствие контроля за соблюдением правил, подбором персонала и хранением бланков рецептов?

Немедицинское потребление наркотических и психотропных средств неуклонно растет, что влечет за собой рост и развитие структур наркорынка, преступлений, совершаемых на этой почве и вовлечение в преступную деятельность молодежи. Прервать подобное развитие событий может только совершенствование всей системы правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, установление жесткого контроля, а также серьезные наказания за нарушение установленных законом правил.

И все же взятки

Ниже приведены наиболее распространенные виды взяток:

- За получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

- За качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов.

- За подтверждение либо сокрытие тех либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений)

- За выписку «нужного» рецепта.

- За искажение истинной причины смерти (это заключение дает врач-патологоанатом). Размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений.

- За досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, — за продление нахождения пациента в больнице.

- За выдачу «нужных» справок о психическом состоянии пациента.

Продается Ваше здоровье

В некоторых крупных столичных больницах руководящие должности, оказывается, могут продаваться. Есть случаи, когда должности продаются людям малограмотным и просто не имеющим медицинского образования. Ни это ли одно из самых страшных проявлений коррупции? Псевдо руководители полностью разваливают целые разделы медицины и медицинскую помощь в целом.

Платная медицина – рассадник коррупции ?

В последнее время люди стали все больше обращаться в частные клиники, с надеждой на то, что там работаю специалисты, которые действительно смогут им помочь. Ведь за эту помощь они платят деньги, и, причем, не малые. А что на самом деле? Деньги-то мы платим, а обслуживание получаем такое же, как и в обычных поликлиниках, а может и хуже. А почему так происходит? Во-первых, оценить качество предоставляемой в данном случае услуги компетентно, Вы не в состоянии (ведь Вы же не врач, посему не можете судить). Поэтому и бытует мнение в народе, дескать «Вы, конечно, можете и не платить, если результат лечения и состояние Вашего здоровья Вас не волнует». Именно поэтому, оценив навскидку уровень платежеспособности пациента, врач уже примерно прикидывает смету, на которую сможет его «выдоить», и как говорится, слава Богу, если в итоге проведения всевозможных ненужных анализов и обследований, будет выявлено действительное заболевание и назначено соответствующее лечение. Во-вторых - все дело в том, что частные клиники находятся под защитой и покровительством тех, кто призван отзывать у них лицензии. Платная медицина – это настоящий бизнес, на котором зарабатываются огромные деньги. И тем, кто эти деньги зарабатывает не жалко дать чиновнику в министерстве здравоохранения «на лапу», чтобы он не посылал в его больницу проверки. Поэтому-то и закрывают глаза на нарушения всех правил все те, кому положено наказывать непрофессионалов. Получается, что, приходя в частную больницу и отдавая деньги за услуги, мы рискуем не только не вылечиться, но и пострадать еще сильнее. И после этого мы не сможем доказать, что мы пострадали, так как все эксперты, даже самые независимые, будут в один голос утверждать, что все хорошо. Именно поэтому, когда ведется речь о коррупции, в частности в медицине, сложно ограничиться однобокими решениями – прекратить давать врачам взятки (благодарить), искоренить частную (платную) медицину и прочими подобными мерами, так как это всего лишь следствие. К данной проблеме стоит подходить более глобально, то есть принимать самые кардинальные меры, выражаясь медицинским термином – использовать исключительно «оперативное вмешательство», так как компрессы и горчичники в данном случае неэффективны. Ведь здравоохранение – это одна из самых важных сфер и коррупция, которая поглотила и полностью вжилась в систему, должна быть полностью искоренена самым радикальным способом.

 



Этические проблемы оказания психиатрической помощи.

Этимология слова «психиатрия» адекватно отражает главную цель профессиональной деятельности психиатра – врачевание психических расстройств, компетентную и умелую помощь прежде всего душевнобольным людям, но и также всякому человеку, нуждающемуся в такой помощи. Из всех медицинских дисциплин психиатрия в наибольшей степени имеет дело с человеком в целом, с учетом его биологической, психической, социальной и духовной составляющей. Соответственно, этические вопросы, возникающие в практике врача психиатра, весьма многообразны и подчас чрезвычайно трудны.

1. Патернализм и антипатернализм в истории психиатрии .

Традиция осмысления дилемм в психиатрии во многом предвосхищает современную биоэтику. Утверждение патерналистских взаимоотношений было связано, во-первых, с формированием психиатрии как самостоятельной медицинской дисциплины, во-вторых, формированием отношения общества к «помешанным» как к больным людям. До этого в западноевропейских странах отношение к таким людям носило преимущественно полицейский характер.

Установление патернализма в психиатрии начинает почти одновременно во Франции и в Англии в самом конце 18 века. И главная заслуга в том что «сумасшедшие были подняты до достоинства больных» принадлежит французскому врачу Филиппу Пинелю, который в 1793 г. буквально снял цепи с душевнобольных в парижской государственной больнице Бисетр. Патернализм Пинеля это не только этическая позиция, но и суть его терапевтического метода, т.н. «нравственного лечения». Он прямо сравнивает своих больных с детьми, а созданный им тип больницы – с семьей. Своих пациентов Пинель «учит свободе» и даже «принуждает к свободе». Однако Пинель допускает некоторые формы стеснения (те, кто «одержим слепой яростью»), разумными мерами при помощи «камзола» (смирительной рубашки) и временной изоляцией.

Спустя 50 лет английский врач Джон Конолли углубляет этический аспект врачебного метода Ф. Пинеля и предлагает вообще исключить любые меры стеснения. Спор вокруг предложенной Конолли системы «никакого стеснения» стал общеевропейским, однако основы доктрины врачебного патернализма затронуты не были, и патерналистская модель психиатрической помощи преобладала во всем мире вплоть до середины 20 века, когда наметился кризис врачебного патернализма в психиатрии.

Предвестником таких событий в западных странах стал кризис психиатрических больниц. В 1955 г. комитет экспертов ВОЗ высказался за необходимость расширения лечения психически больных без изоляции от общества. В 60-70 г.г. в США активно проводится новая политика – отказ от принудительного содержания душевнобольных в стационаре. Основная причина нововведения заключалась в широком применении к тому времени психотропных средств, в результате чего в больницах стали скапливаться больные, которые в силу сложившейся традиции не выписывали, но которые, по сути дела, уже не нуждались в стационарной помощи. Также подвергались критике старые психиатрические больницы за их огромные размеры, за удаленность от мест проживания большинства больных, но в особенности за общую направленность деятельности, ориентированной больше на презрение и опеку, чем на лечение и реабилитацию. Эти события историками медицины были названы как «антигоспитальное движение».

Однако антигоспитальное движение имело и другую сторону. В США широкомасштабное, в рамках всей страны, движение за психиатрию «без больничной койки» привело к массовому закрытию государственных психиатрических больниц, это породило немало негативных последствий – за счет душевнобольных пациентов резко возросло число бездомных и бродяг. Общество еще не было готово принять в свои ряды такой контингент людей. Т.к. эти люди лишившись работы, друзей да и иной раз семьи сами оказались «выброшенными на произвол судьбы», это в свою очередь привело к росту случаев регоспитализации («парад одних и тех же лиц»).

Основное негативное следствие новой политики заключалось в том, что новая система оказалась не способной обеспечить квалифицированной медицинской помощью наиболее тяжелый контингент больных. Как следствие в США получили развитие различные формы психиатрической помощи – частичная госпитализация, психиатрическое обслуживание в больницах общего типа и т.д. В контексте этой эволюции некоторый возврат к идее больничной психиатрии представляется показательным, и тем самым патерналистская этическая доктрина в психиатрии в определенном смысле устояла.

Одновременно в 60-е годы в Европе, а затем и в Америке вокруг психиатрии разворачивались еще более драматические события. Речь идет о движении антипсихиатров, утверждавших, что «психических болезней не существует, а имеет место микросоциальные кризисные ситуации», что психиатрический диагноз – это «социальный ярлык», что психически больных нет, а есть лишь «анормальные индивиды», которых общество изолирует при помощи психиатрии, психиатрия – не наука, что психиатры не врачи, а «полицейские в белых халатах».

В практической программе антипсихиатров акцент ставился на устранение любых «иерархически-репрессивных» черт жизни больниц, обучение персонала «новым ролям». Реальные антипсихиатрические эксперименты (в Великобритании, ФРГ и др. странах) прежде всего, разрушали стационарный порядок психиатрических больниц, отменяли использование психотропных и седативных средств. Некоторые не считали необходимым препятствовать человеку даже в его стремлении к самоубийству.

Идеологи антипсихиатрии называли инициированное ими движение «третьей революцией в психиатрии», считая первой движение против «процессов ведьм» в 16-17 в.в., а второй – «реформу Пинеля». Антигоспитальное и антипсихиатрическое движение стали началом действительно радикальных изменений в психиатрии 70-80 годы, когда социальный контекст оказания психиатрической помощи стал в основном определяться идеей защиты гражданских прав душевнобольных. В нашей стране эти изменения, прежде всего нашли отражение, во-первых, в Федеральном Законе «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1993 г.), и, во-вторых, в «Кодексе профессиональной этики психиатров» (принят Российским обществом психиатров в 1994 г.).

1. Недобровольная госпитализация психически больных

Вплоть до середины 20 в. недобровольная госпитализация подавляющей части душевнобольных считалась общепринятой социальной нормой. Как писал в 19 в. английский психиатр Т. Модели: «Помешанные общим голосом общества исключаются из среды человечества».

Современный подход к недобровольному лечению психически больных был обозначен в 1954 г., когда комитет экспертов ВОЗ по психическому здоровью определил госпитализацию социально опасных лиц с психическими расстройствами через суд как унизительную для них и их родственников. Дело в том, что существовавшее тогда во многих странах законодательство, регламентировавшее недобровольное лечение, копировало модель уголовного судопроизводство. В 1959 г. в Англии был принят закон о психиатрическом здоровье, в котором, по сути дела, вводился в полном объеме современный принцип добровольности оказания психиатрической помощи, и отменялись юридические процедуры перед стационированием. Согласно этому закону, принцип госпитализации в психиатрии должен быть таким же, как и в других областях медицины. Недобровольная госпитализация – всего лишь «особый случай» в медицине.

К 1987 г. в большинстве европейских стран, США и Канаде более 90 % помещений в психиатрический стационар осуществлялось на добровольной основе.

Получение согласия компетентных больных в каждом случае является краеугольным камнем всей системы оказания помощи душевнобольным, что выделяет эту дисциплину из ряда других клинических дисциплин. Согласие на лечение должно быть оформлено письменно, и основные этические требования, кстати, закрепленные в законе, гласят: «Врач обязан предоставить лицу, страдающему психическим расстройством, в доступной для него форме и с учетом его психического состояния информацию о характере психического расстройства, целях, методах, включая альтернативные, и продолжительности рекомендуемого лечения, а также болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах». Далее в законе говорится, что согласие за некомпетентных больных дают их законные представители. Если говорить только о компетентных больных то следует подчеркнуть своего рода аксиому: наличие каких - то психических расстройств у больного совсем не противоречит его способности дать добровольное , осознанное согласие на лечение .

Учитывая возможность возникновения некоторых коллизий при информировании, специалисты рекомендуют непременно учитывать и психотерапевтический момент. Они считаю, что доказывать больному, что он «сошел с ума», безусловно, недопустимо, при получении согласия врачу предпочтительнее использовать нейтральную лексику: «нервное расстройство», «навязчивые идеи», «обманы восприятия» и т.д. Особый вопрос – сообщение больному информации о диагнозе. Закон не обязывает врача-психиатра при получении согласия непременно сообщать больному его диагноз. Если диагноз не вызывает у больного категорической неприязни или выраженных отрицательных эмоций, то врач вполне может обсудить с больным этот вопрос. Обсуждая другой вопрос – о продолжительности лечения, врач должен быть правдивы, однако избегать излишней категоричности.

Особый вопрос - право больного на отказ от медицинского вмешательства (ст. 12 Закона РФ «О психиатрической помощи…»). В литературе ведутся дискуссии по поводу «специфического ограничения» правоспособности некоторых душевнобольных на отказ от лечения, но сохранившие другие гражданские права. Здесь речь идет о феномене анозогнозии, когда у некоторых больных может быть нарушена способность суждения о болезни.

В ст. 29 Закона РФ «О психиатрической помощи» определяются необходимые и достаточные условия, допускающие госпитализацию определенных категорий душевнобольных без их добровольного согласия: 1) это психопатологические состояния, которые закон определяет как «тяжелые психические расстройства», 2) предусмотрены случаи, когда обследование и лечение возможно только в стационарных условиях (т.е. амбулаторное лечение исключено), 3) состояние больного должно иметь хотя бы одну из следующих характеристик:

а) больной представляет непосредственную опасность для себя или(и) окружающих;

б) больной беспомощен, т.е. неспособен самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности;

в) психическое состояние больного таково, что оставление его без психиатрической помощи нанесет существенный вред его здоровью.

В строгом смысле понятие «недобровольная госпитализация» отличается от понятия «принудительные меры медицинского характера». Последнее тоже отражает применение лечения без согласия больного, однако, речь при этом идет о душевнобольных, совершивших общественно опасные деяния. Согласно российскому законодательству, принудительное лечение назначается и проводится по решению суда (ст. 58 УК РФ, ст. 13 Закона РФ «О психиатрической помощи»).


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!