Инструментальная музыка XVIII века: Хандошкин.



Иван Евстафьевич Хандошкин (1747—1804) — русский скрипач, композитор и педагог. Основоположник русской скрипичной школы. При жизни пользовался популярностью в широких кругах российского общества.

Отец Ивана Остап Лукьянович Хандошкин, портной по профессии, играл в придворном оркестре Петра III на ударных инструментах.

Благодаря содействию мецената Л. А. Нарышкина Хандошкин вероятно ездил в Италию, где занимался у известного Тартини. Достиг в игре такого совершенства, что мог соперничать с знаменитыми в то время скрипачами Виотти, Местрино и Дицом. Впоследствии о нём говорили, как о «русском Паганини», что, в чисто хронологическом смысле, несколько неверно, так как Хандошкин был предшественником знаменитого скрипача.

Вернувшись в Россию, пятнадцатилетний Иван стал придворным камерным музыкантом. В придворном оркестре он проработал до 1785 года, достигнув звания первого камер-музыканта и капельмейстера.

В 1765 году восемнадцатилетний музыкант начал преподавать игру на скрипке в воспитательных классах Академии художеств, открытых лишь за год до его поступления туда на работу.

Несколько лет Иван Евстафьевич состоял также на службе в дирекции императорских театров, от которой, по ходатайству Г. А. Потёмкина, уволен в 1785 году с назначением пенсии за выслугу и назначен преподавателем в Екатеринославскую музыкальную академию. В отсутствие директора академии, профессора Сарти, Иван Евстафьевич исполнял обязанности его заместителя.

В 1789 году Хандошкин вернулся в Санкт-Петербург, где прожил остаток своей жизни.

Хандошкин написал более 100 сочинений для скрипки (преимущественно вариаций на русские песни), приводивших в восторг высшее общество времён Екатерины II. Кроме того, написал три сонаты. Сочинения его издавались в XVIII веке И. Д. Герстенбергом и позднее Ф. Т. Стелловским.

Был первым учителем по скрипке Академии художеств.

Помимо скрипки, свободно владел гитарой и балалайкой.

Русская хоровая культура XVIII века:

Козловский

О́сип Анто́нович Козло́вский (1757, Пропойск (Пропойшаск) Могилевская губерния — 27 февраля (11 марта) 1831, Петербург) — русский композитор, органист.

Родился в белорусской дворянской семье в поместье Козловичи около г. Пропойска. Эти сведения документально подтверждаются в метрической книге, найденной в д. Соколово Славгородского района. В некрологах, опубликованных в российской печати (н-р, газета «Московские ведомости» № 21 от 21 марта 1831 г.) написано: «…Осип Антонович Козловский… происходил из белорусских дворян…» Не дошли до нас имена его первых учителей. Дядя Козловского, Василий Трутовский (известный в свое время гуслист), заметив музыкальные способности своего племянника, отвёз его учиться в Варшаву в костел Святого Яна, где молодой музыкант получил музыкальное образование и прошёл практику как певчий, скрипач и органист. Занимался музыкой с Михаилом Клеофасом Огинским, будущим известным композитором и политическим деятелем.

В годы работы у Огинских вместе со своим воспитанником Михаил Клеофас часто наведывался в г. Слоним, резиденцию Михаила Казимира Огинского, гетмана великого литовского, известного мецената и музыканта-любителя.

В 1786 г. Козловский вступает в формирование русской армии. Участвует в русско-турецкой войне, получает офицерские звания. В 1791 г. завоевывает в Петербурге широкое признание как композитор. В середине 1790-х гг. пишет «Российские песни». В это время Козловскому уже постоянно поручается оформление официальных торжеств. В 1795 г. пишет оперу «Взятие Измаила» на текст Павла Потёмкина по заказу графа Шереметьева. В 1799 г. Козловский назначается «инспектором музыки» императорских театров, а в 1803 г. получает должность «директора музыки» и фактически становится руководителем музыкальной и театральной жизни Петербурга. В 1820 г. Козловский на некоторое время возвращается в Пропойск. Устраивается на работу к графу Муромцеву, который содержал большой хор и оркестр. Наведывается и в другие белорусские места, в частности в Залесье, поместье Михаила Клеофаса Огинского. Быт Залесья оставляет след в творчестве Козловского: в 1821 г. он пишет мелодраму «Жнеи, или Дожинки в Залесье». В конце жизни композитор возвращается в Петербург. «…Целое поколение пело и ныне многие поют песни Козловского, сочиненные им на им слова Нелединского-Мелецкого. Не имея соперников, кроме графа Огинского, в сочинении полонезов народных мелодий, Козловский заслужил одобрение знатоков и высшими композициями. Музыка его сочинения для трагедии «Фингал» и «Requiem» поистине заслуживают уважения…» (Московские ведомости, 1831, № 2).

Пользовался большой славой в России. Козловский — автор праздничного полонеза «Гром победы, раздавайся», который стал гимном Российской империи (1791—1816). Автор многочисленных песен, инструментальных, хоровых и симфонических произведений. Вокальная лирика Козловского представлена многочисленными песнями на французские, итальянские, польские и русские тексты, самые известные из которых — тридцать «Российских песен». Среди произведений концертно-театральных жанров две комические оперы «Новорожденный» (на французский текст) и «Оленька» (конец 18 ст.). Первое музыкально-театральное произведение композитора, дошедшее до нашего времени — трагедия «Эдип в Афинах» (1804, драматург В.Озеров). Новым шагом стали мелодрама «Фингал», музыка к трагедии Княжнина «Владислав» (1809), трагедии «Дебора, или Триумф веры» (1810), «Царь Эдип» (1811), мелодрамы «Эсфирь» (1816), «Жнеи, или Дожинки в Залесье» (1821, музыка последней, к сожалению, пока не найдена). Среди произведений кантатно-ораториального жанра выделяется праздничная кантата «Te Deum Laudamus» («Слава тебе, Боже», 1814—1815) в честь победы в войне с Наполеоном (впервые прозвучала во время коронации Николая I). Автор католических месс, из которых две написаны для похорон короля Станислава-Августа.

Осип Козловский — один из самых значительных и талантливых восточноевропейских композиторов рубежа XVIII—XIX вв.

Дмитрий Бортнянский

В 17 лет его за государственный счет (особая стипендия типа пансиона) отправляют в Италию – получать дальнейшее образование.

Максим Березовский выбрал Болонью – и стал академиком Болонской Академии почти одновременно с Моцартом. Бортнянский выбрал Венецию – и не случайно: это был город его учителя – венецианца Бальтассара Галуппи.

Итальянцы в России

Эта тема больших научных трудов. Много итальянцев работало в России (особенно в области архитектуры и скульптуры), было и целое неоднозначное явление под названием «итальянщина». По-другому в то время и быть не могло. В музыке – тоже небезынтересно.

Огромный успех имела опера – первое либретто на русском языке (текст Сумарокова) – музыку к ней написал итальянец Франческо Арайя (1700 – 1767). Первая опера, исполненная на русском языке российскими певчими. А первым иностранцем, написавшим музыку на текст православного богослужения, стал Бальтассаре Галуппи (1706 – 1785), во время службы его при российском дворе. Так что «сотрудничество» было плодотворным. А легкие перекосы в сторону «итальянщины» были тогда (и позже) во всех странах.Бортнянский у итальянцевИтальянский период композитора длился около 10 лет. Был он весьма плодотворный – обучение в Венеции и Болонье – где учится у падре Мартини, как и М. Березовский. Совершает поездки в Рим, Неаполь, Флоренцию, Милан. В общей сложности в Италии композитором были сочинены три оперы, сонаты и кантаты. И в этой музыке сквозь обязательную «итальянскую технику» слышны отголоски украинской и русской И снова – Санкт-Петербург

В российской столице Бортнянский становится во главе той самой Придворной певческой капеллы, где сам пел мальчиком. Кроме этого, он обучает музыке царских детей – в том числе, будущих императоров. Он продолжает писать музыку – это и духовная музыка, и светская.

Кроме гимна, ставшего на время гимном Российской империи, им был написан гимн «Певец в стане русских воинов» (слова Жуковского), посвященный событиям войны 1812 года. А также еще несколько опер, инструментальных концертов, более сотни хоровых концертов. Кантаты и оратории писались на слова Г. Державина, Вяземского, А. Востокова.

О хорах Бортнянского интересно отозвался выдающийся французский композитор Г. Берлиоз: «Эти произведения отмечены редким мастерством в обращении с хоровыми массами, дивным сочетанием оттенков, полнозвучностью гармоний и – что совершенно удивительно – необычайно свободным расположением голосов, великолепным презрением ко всем правилам, перед которыми преклонялись как предшественники, так и современники Бортнянского и в особенности итальянцы, чьим учеником он считался».

Херувимская песнь

«Паки, паки… иже херувимы!.. Языками не владею, ваше благородие». Эта шутка из комедии «Иван Васильевич меняет профессию» одновременно и смешная, и грустная. Языками мы не вполне владеем – теми, которые могли бы естественным путем сплести воедино все наше непростое прошлое.

«Иже херувимы» – так начинается Херувимская песнь, одно из самых важных священнодействий в православной церкви. Многие композиторы писали на древний текст свою музыку. Одна из самых известных принадлежит Бортянскому – это «Херувимская песнь» № 7.

Умер Дмитрий Бортнянский 28 сентября 1825 года в Петербурге у себя дома, сидя в кресле, под звуки своего концерта «Вскую прискорбна еси душе моя». (Хотя, возможно, обстоятельства смерти и легенда. Встречала и другую дату смерти с отличием в один день). Жизнь Бортнянского можно назвать удачной или, как сейчас принято говорить, успешной. Даже творческому наследию была уготована судьба более счастливая: хотя многое утрачено, все же эти потери были не столь масштабны, как в случае с Максимом Березовским. Через несколько десятков лет вышло полное собрание его сочинений (под редакцией П. Чайковского). Сейчас в разных странах периодически находят рукописи композитора.

Березовский.

акси́м Созо́нтович Березо́вский (1745—1777) — русский композитор украинского происхождения, работавший также в Италии.

Родился 16 (27) октября 1745 года в Глухове Левобережной Украины (ныне Сумская область Украины) в казацкой семье, по национальности украинец[1]. В Глухове воспитывались музыканты для работы при дворе российских императоров[источник не указан 436 дней].

Высшее образование получил в Киево-Могилянской академии, где начал писать собственные произведения. В 1758 году за исключительные вокальные данные послан в Петербург, где стал солистом в Придворной певческой капелле князя Петра Фёдоровича.

Выступал как певец-солист (итальянская опера в Ораниенбауме). В 1765—1774 жил в Италии, куда был направлен для совершенствования[2]. Учился у падре Мартини. Выдержал экзамен в Болонской филармонической академии[3] на звание академика-композитора (1771) — в тот же день экзаменовали чешского композитора Йозефа Мысливечека, а за год до этого юного Вольфганга Амадея Моцарта, который также стал академиком. Написал оперу «Демофонт» (либретто П. Метастазио), поставлена в 1773 в Ливорно), и, вследствие этого, стал первым в Российской империи оперным композитором.

Согласно легенде, в Италии был связан с княжной Таракановой[2]. После ареста последней был возвращён в Россию и зачислен на скромную должность в Придворную капеллу. Постоянная нужда, невозможность найти применение своим творческим силам привели Березовского к душевному кризису. Оскорбленный, униженный, терпя бедность, нужду и всяческие неудачи, Березовский в марте 1777 года заболел горячкой и скончался 22 марта (2 апреля) 1777 года. Есть версия, что композитор покончил с собой, в одном из припадков тяжкой болезни перерезав себе горло (о самоубийстве сообщал современник Березовского, директор Придворных театров И. П. Елагин)[2]. Биограф композитора М. Т. Рыцарева отрицает версию о такой кончине, считая что рассказ о ней впервые появился в книгах Евгения Болховитинова только во втором десятилетии девятнадцатого века.

Березовский — автор духовных концертов, являющихся выдающимися образцами мирового хорового искусства XVIII века. Особенно широко известен его концерт «Не отвержи мене во время старости».

Большинство произведений Березовского сохранилась в рукописях. Были изданы только отдельные композиции, которые, собственно, и принесли ему мировую славу.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 587; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!