Русская музыкальная культура до XVII века: характеристика светской музыкальной культуры, особенности и формы ее бытования. Искусство скоморохов.



Музыкальная культура Киевской Руси: особенности формирования, взаимодействие народного и церковного искусства.

Образный диапазон свадебных песен значителен: лирические и печальные, посвященные прощанию молодой с семьей, беззаботной юностью, или торжественные застольные, в которых возвеличивали молодых, веселые танцевальные. Тематика медленных и наспевных колыбельных включает в себя фантастические и сказочные сюжеты. Эмоционально напряженные речитативные плачи и причитания принадлежат к глубинной архаике.

Народ относился к искусству «голосильщиц» с глубоким уважением. Эти музыкально-поэтические фольклорные образцы не записывали, а варьируя, устно столетиями передавали из поколения в поколение. Поэтому в измененном виде традиции народных обрядовых песенных жанров дошли до наших дней. Вместе с тем жанровые разновидности фольклора на территории Руси сохранились в неодинаковой мере. Так, в Карпатах наиболее распространены обрядовые народные песни, особенно коломыйки; на Приднепровье - исторические и лирические, песни, а на Левобережье - лиро-эпические.

Государственное укрепление, установление культурных связей с соседними странами, введение христианства - вот определяющие факторы, которые оказывали содействие расцвету музыкальной культуры Киевской Руси. Музыка играла важное значение в жизни простого люда, быту княжества, в церковных обрядах. В княжеские времена происходит постепенное обособление народной и профессиональной культуры - т.е. культуры низов и княжества (властной верхушки).

Наряду со старинными обрядовыми песнями возникает новый фольклорный жанр - былины. Эта разновидность героического эпоса становится ведущей в народном творчестве времен Киевского Государства, но в дальнейшем исчезает из обихода. Былины воспевают исторические события, героизм защитников родной земли: князей, бояр, дружинников. Но самым популярным был образ воина-богатыря из народа - Ильи Муромца. Торжественная, декламационно-речитативная манера пения легендарного Бояна под аккомпанемент игры на гуслях описана в «Слове о полку Игореве»: «Боян же, братие, не 10 соколовъ на стадо лебедей пущаше, но своя вещиа персты на живая струны воскладаше; они же сами князем славу рокотаху». К казне музыкальной культуры Киевского Государства относились и танцы, о чем ярко свидетельствует чаша из Чернигова (ХІІ ст.). На ней изображена танцовщица, которая двигается под музыку гусляра. С введением христианства церковнослужители стремились искоренить прадавние языческие верования, но сделать это против воли народа было тяжело. Постепенно старые и новые обряды соединились, образовался своеобразный религиозный дуализм. Так, совпадают во времени:

- старинный обычай встречать весну - с Пасхой (Пасхой);

- русальные обряды - с христианским праздником Троицы;

- праздник Купала - с днем Ивана Крестителя;

- Коляда - с Рождеством Христовым;

- Щедрый вечер - с иорданскими праздниками, Водокрещением.

Высокий уровень музыки при княжеском дворе, выступления византийских и местных исполнителей подтверждают произведения древнерусской литературы, сюжеты книжных миниатюр, фресок. В походах князей звучала так называемая «ратная» музыка, военные оркестры использовали разные духовые инструменты - сурьмы, рога, свирели, окарины, кувычки, волынки, жалейки, а также ударные - бубны, накры, тулумбас, тарелки, колокольчики. Военные музыканты прославляли князей, воздавали честь послам иностранных государств на официальных приемах. Музыка звучала на праздничных трапезах и во время веселых развлечений при княжеском дворе. В оформлении церковных богослужений, как и в фольклоре, некоторое время сосуществовали языческие и христианские обряды. Заимствованные из Византии церковные песнеспевы внедрялись благодаря приглашенным в Киев греческим и болгарским певцам. Главной ячейкой культивирования церковных пений стала Киево-Печерская лавра. Постепенно, под влиянием местных народных традиций, они изменялись, ведь местные певцы усваивали мелодии «с голоса», воссоздавая их из памяти. Особое развитие на Руси приобрела музыка звонов, которая колоритным перекликанием сопровождала христианские праздники, созывала народ на вече.

Таким образом, музыкальная культура Киевского Государства за короткий исторический промежуток достигла высокого уровня, она развивалась под влиянием европейской музыкальной культуры, вместе с тем лелея собственную самобытность. В период развития музыкальной культуры польско-литовской эпохи византийские художественные ориентации изменялись на ренессансные, ведь в те времена на территории волной покатились идеи западноевропейского Возрождения, отдельные вспышки которого были ощутимы в церковной музыке.

В ее недрах на протяжении Х-ХVІ ст. развивался музыкальный профессионализм. В истории украинской церковной музыки условно можно выделить два периода и соответствующие им стили выполнения: монодичный (одноголосый) и партесный (многоголосый). Некоторое время, на протяжении перехода от одного голоса к многоголосию, эти стили сосуществовали. Основное отличие восточнохристианского - православного - музыкального ритуала от западнохристианского - католического - состоит в использовании лишь вокальной музыки, хорового пения без аккомпанемента (а капелла). В противоположность западноевропейскому церковному обряду, органное сопровождение не использовалось.

 Еще со времен Киевской Руси воцарился знаменательный распев - одноголосое унисонное пение с ограниченным диапазоном и строгим возвышенным слогом. Мелодии, заимствованные из Византии, изменялись под влиянием местных народнопесенных традиций. Их записывали специальными знаками - крюками (от старослав. «крюк», «знамя» - знак). При отсутствии линеек для записи высоту и продолжительность звуков фиксировали лишь ориентировочно. По месту происхождения распевы разделяют на киевский, лаврский, волынский (почаевский), русский (галичский), прикарпатский (василиянский), черниговский, греческий, болгарский, сербский и т.п. Стремление к большей выразительности церковной музыки оказывало содействие возникновению партесного пения (от лат. - партии, голоса).

Происходит четкое размежевание четырех голосов хора по высоте и тембру на бас, тенор, альт и дискант. Тексты записывают близким народу славяно-русским языком, мелодии - уже не крюками, а новым «киевским знаменем», т.е. квадратными нотами на линейках (со второй половины ХVІ ст.). Яркое и пышное партесное пение распространялось благодаря деятельности братских школ - Острожской, Львовской, Киевской, Луцкой и других, где церковное пение и музыкальная грамота принадлежали к обязательным учебным предметам. Сохранился нотный реестр библиотеки Луцкого братства, в который вошло около 300 партесных произведений более чем десяти авторов, что является свидетельством высокого развития хоровой культуры Руси польско-литовской эпохи.

Русская музыкальная культура до XVII века: характеристика светской музыкальной культуры, особенности и формы ее бытования. Искусство скоморохов.

Русская музыка — это своеобразная летопись многовековой истории нашей страны. Ее истоки находятся в глубокой древности и тесно связаны с художественным творчеством восточных славян — песнями, сказками, легендами. Народное искусство всегда было неотделимо как от верований и обрядов (сначала языческих, а позже христианских), так и от земледельческого труда, который составлял основу жизни. Русский народ всегда славился своей музыкальностью, и песня сопровождала человека от рождения до смерти. Этим объясняется и большое разнообразие ее жанров, среди которых есть былины, колыбельные, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни. Уже в древние времена была широко распространена и инструментальная музыка.

Она исполнялась на различных струнных, духовых и ударных инструментах, среди которых одним из самых любимых были гусли. Постепенно в народных песнях, танцах, наигрышах складывались тип мелодики, особенности лада, ритма, многоголосия, то есть формиро-вались особенности национального музыкального стиля, ко-торый позже и определил неповторимое своеобразие русской профессиональной музыки. Зарождение профессиональной музыки в России проис-ходило в эпоху создания первого древнерусского государства — Киевской Руси (IX—XIII века). Введение христианства в качестве государственной религии (988 год) и укрепление связей с Византией имели огромное значение для его последующего политического и культурного развития. Киевская Русь во время своего расцвета (первая половина XI века) заняла важное место среди стран средневековой Европы.

Велика ее роль в истории русской культуры, о чем свидетельствуют дошедшие до нас шедевры — архитектура и фрески киевского Софийского собора и знаменитое произ-ведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Первыми формами профессиональной музыки стало устное светское искусство сказителей и скоморохов и письменное музыкальное творчество, связанное с церковным пением. Музыка занимала важное место в жизни Киевской Руси. Она звучала во время церемоний, военных походов, пиров, на охоте, а также в повседневной жизни. Скоморохи — любимцы князей и простого народа — были талантливыми артистами — певцами и танцорами, «лицедеями» и фокусниками, акробатами и дрессировщиками. Свои выступления они сопровождали игрой на различных народных инструментах — дудках, волынках, гуслях, гудках, трубах, бубнах, свирелях. Певцы-сказители воспевали боевые подвиги князей и дружин; образ такого песнетворца воссоздан в «Слове о полку Игореве», автор которого вспоминает прославленного Баяна, жившего в XI веке. С принятием христианства начинает развиваться духов-ная музыка, которая сначала испытывала сильное византийское влияние.

Вы проводите мероприятие, и вам нужна группа поддержки? Не забудьте пригласить на праздник профессиональный шоу-балет. Популярнейшие представители черлидинга в Москве сделают ваш праздник незабываемым.

Церковное пение было одноголосным, без инструментального сопровождения и записывалось при помощи особых условных знаков, происходивших от системы невменного письма. ( Невмы (от греч. «дыхание») — знаки нотного письма, которые применялись в церковном пении в средневековой Европе; помещались над словесным текстом и напоминали певцам лишь о направлении мелодии, то есть служили своеобразной «подсказкой» при пении). Эти знаки могли обозначать как один звук, так и группу звуков, целую характерную попевку, но не указывали их точную высоту. Такой способ записи" музыки получил название знаменного письма (от славянского слова «знамя» — «знак»). Его называли также крюковым письмом (по наименованию одного из главных знаков — «крюк»). Мелодии знаменного пения (рас-пева) обычно строились на плавном поступенном движении в диапазоне кварты или квинты, повторении нескольких попевок (мелодических формул) и их вариантном развитии: После распада Киевской Руси, связанного с междоусобицами князей и нашествием монголо-татарских орд (в 1240 году Киев был взят ханом Батыем), основным хранителем древнерусской культуры становится Новгород — политически независимый («вольный»), богатый торговый город.

Новгородские былины донесли до нас описание его шумной яркой жизни, непременными участниками которой были скоморохи, а самым знаменитым среди них — певец и гус-ляр Садко. Новгород становится своеобразным центром русского скоморошества. В городе и вокруг него возникли целые скоморошьи поселения. В них жили многочисленные семьи артистов, оттуда они разъезжались по всей Руси. Своим искусством славились новгородские церковные певчие и мастера колокольного звона. Эффектная и разнообразная «колокольная музыка» стала еще одним неповторимым видом древнерусского искусства. С конца XIV века начинается объединение русских земель вокруг Москвы и создание единого государства. В 1380 году русское войско под руководством московского князя Дмитрия Донского разбило татарского хана Мамая в битве на Куликовом поле, а в конце XV века при князе Иване III Русь была полностью освобождена от монголо-та-тарского ига. Иван III первым из московских князей именует себя «государем всея Руси». В XVI веке его внук Иван IV Грозный расширяет границы государства, присоединяя новые земли. Москва становится столицей Русской державы, символом ее величия и славы.

Эпоха Московской Руси — новый этап в развитии национальной культуры и искусства. Создают свои шедевры великие художники — Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий, возникают новый архитектурный ансамбль Московского Кремля(К работе над созданием Кремля были привлечены итальянские мастера, в том числе архитектор А. Фиораванти и инженер П. Солари), многочисленные монастыри и соборы. К середине XVI века относится и появление первых печатных книг: в 1564 году И. Федоровым и П. Мстиславцем была напечатана богослужебная книга «Апостол». В песенном фольклоре этого времени рождается новый эпический жанр — историческая песня, которая приходит на смену былинам: в ней, в отличие от былин, рассказывалось о реальных событиях и героях. Тогда же появляется и лирическая песня с ее глубокими эмоциональными образами и импровизационным характером напевов, о чем свидетельствует существование множества вариантов песен. С этим жанром связано и развитие особого вида многоголосия — русской хоровой подголосочной полифонии.

При московском дворе продолжало развиваться светское искусство. Несмотря на постоянные преследования скоморохов со стороны церкви как «нечестивцев», творивших «богомерзкие дела», московские цари любили скоморошьи «забавы» и содержали для них целый штат артистов. Постепенно в придворном быту появляются и европейские музыкальные развлечения — слушание «заморской» музыки, исполняемой на органе и клавикордах. В Москве постоянно заботились и о состоянии церковного пения: была проведена большая работа по исправлению ошибок в старинных знаменных распевах и систематизированы духовные песнопения, что привело к созданию в XV веке «Обихода» — певческой книги русской православной церкви. В конце XV века при дворе Ивана III учреждается хор государевых певчих дьяков. В него входили 30—35 певцов, которые постоянно сопровождали царя и пели как в соборах, так и во время различных дворцовых церемоний (В XVIII веке хор был переведен в Петербург и преобразован в Придворную певческую капеллу).

Время Московской Руси стало эпохой наивысшего расцвета хоровой культуры знаменного пения. XVII век стал рубежом в истории России: закончилось Средневековье и наступил новый важный этап в развитии государства, в течение которого произошли серьезные изме-нения во всех сферах жизни. Тревожное начало века, сложная политическая и социальная обстановка внутри страны были связаны со многими причинами: это «смутное» время междуцарствия с его борьбой за трон, завершившейся при-ходом к власти в 1613 году династии Романовых, стихийные бедствия и крестьянские бунты, борьба против польской и шведской интервенции. Лишь к середине века укрепляется государственный строй России, восстанавливается ее экономика. Важным событием для дальнейшего развития государства, сближения и тесного взаимодействия культуры славянских народов стало объединение России и Украины в 1654 году.

Вместе с тем рост государственных налогов и закрепощение крестьянства приводят во второй половине XVII века к новым социальным потрясениям, среди которых самым значительным стала крестьянская война под предводительством Степана Разина. А церковные реформы патриарха Никона вызвали движение протеста (раскол) среди крестьянского и городского населения и многочисленные выступления в защиту «старой веры». Несмотря на все потрясения, XVII век явился переломным в области просвещения, культуры и искусства. Усиление международного авторитета России, рост внешней торговли способствуют укреплению ее культурных связей со странами Западной Европы, развитию науки и образования. Успешно развивается книгопечатание, причем издается не только религиозная литература, но и научные и технические книги. В дворянском обществе усиливается тяга к образованию и просвещению: организуются первые школы, дающие среднее образование, а в 1687 году в Москве открывается первая высшая Славяно-греко-латинская академия. В литературном творчестве возникают новые светские жанры — бытовые, исторические, сатирические повести.

Большие перемены происходят в живописи. Одной из центральных фигур в искусстве XVII века был художник, ученый, педагог и богослов Симон Ушаков; уже в иконописи он стремился воссоздать живое человеческое лицо («как в жизни бывает»). Такое новое понимание основной задачи искусства как отражения реальной действительности приводит к рождению парсунного письма, то есть жанра светского портрета («Парсуна» — искаженное латинское слово «персона», что означает «лицо», «личность».). Серьезные изменения произошли в этом столетии и в музыке. Еще в XVI веке возникли такие ранние формы цер-ковного многоголосия, как двух- и трехголосное пение. Но настоящее утверждение многоголосия в русской духовной музыке происходит во второй половине XVII века, когда в Москве закрепляется пришедший с Украины новый хоровой стиль — партесное пение («Партес» (лат.) — «голоса»; партесное пение — пение по голосам, по хоровым партиям).

Обычно это были песнопения для четырех, шести, восьми, двенадцати и большего количества голосов. Их запись делалась уже с помощью пятилинейной нотации, которая называлась «киевское письмо» и имела ноты квадратной формы. Наиболее развитой формой партесного многоголосия стали духовные концерты. Они исполнялись во время праздничного богослужения, отличались большой роскошью музыкального письма, а количество голосов могло достигать 24-х. Характерными чертами партесного концерта были полнота и насыщенность звучания, красочные динамические контрасты при чередовании хоровых и ансамблевых эпизодов. Параллельно с утверждением в богослужении партесного пения в быту возникает жанр многоголосной песни, которая исполнялась дома в часы досуга. Это были канты, также пришедшие с Украины. Сначала содержание канта было религиозным, но постепенно становилось чисто светским — торжественно-хвалебным, патриотическим, любовно-лирическим и даже шуточным.

По форме кант представлял собой куплетную песню, имел трехголосное изложение, в котором два верхних голоса двигались параллельными терциями, а бас давал гармоническую основу: Кант впоследствии положил начало жанру русского романса. В XVII веке начинают постепенно исчезать старинные обычаи и традиции: так, в 1648 году под влиянием церкви был издан царский указ, запрещавший участие скоморохов в празднествах и повелевавший уничтожать их маски и музыкальные инструменты. В то же время при дворе и в кругу просвещенного боярства растет увлечение европейской инструментальной музыкой, а у знатных вельмож появляются домашние хоры и оркестры. Важным событием стало создание в царствование Алексея Михайловича первого русского придворного театра. В его репертуаре преобладали представления на библейские сюжеты, причем большую роль в них играла музыка, для исполнения которой музыканты выписывались из-за границы.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 1410; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!