Сансара – сознание непросветленное.



Для него характерно сильное колебание дхарм. Атрибуты – эгоизм, неудовлетворенность жизнью, жадность, необразованность, агрессивность, страстность и т.д.

Нирвана - сознание просветленное.

Дхармы стремятся к успокоению. Атрибуты – альтруизм, любовь, доброта, сострадание, миролюбие и т.д.

Для того, чтобы понять различие между ними, представим следующий образ. Безграничный Мировой Океан, в котором вода настолько чистая и прозрачная, что сквозь толщу воды видно даже дно. Но в некоторых частях Мирового Океана возникают водовороты с мутной, непрозрачной водой. И чем глубже мы погружаемся в водоворот, тем более мутной становится вода и стремительнее ее поток.

Водоворот символизирует сансарическое состояние сознания. На самом его дне находятся самые худшие представители рода человеческого. Однако постепенно поднимаясь вверх, человек способен усилием воли выйти из водоворота и войти в состояние Нирваны, оказавшись в чистой незамутненной воде.

В буддизме мир изображается как психокосм, т.е. такой мир, который люди переживают в своем сознании.

В космологии буддизма говорится о существовании бесчисленного множества миров, каждый из которых представляет собой самостоятельный универсум.  В каждом универсуме — 31 уровень трех миров: 1) реального мира, где действует закон Кармы, 2) иллюзорного мира, или мира небытия, и 3) мира чистого сознания.

Реальный мир, в свою очередь, разделяется на 4 нижних и 7 вер­хних уровней. Нижние уровни предназначены для существ, контро­лируемых только эмоциями, верхние, начиная с людей, — для тех, у кого эмоции преобладают над разумом. Вот перечень этих уровней.

   Мир реальный

1-й уровень. Существа, которые попали в адские подземелья под горой Меру за свои деяния и обречены на длительные муки.

   2-й уровень. Животные, рыбы, птицы, насекомые.

   3-й уровень. Вечно голодные духи, которые только и делают, что едят, но ни­как не могут насытиться.

   4-й уровень. Демоны, которые стремятся причинить зло людям, чьим жили­щем являются горные пещеры.

   5-й уровень. Сами люди.

   6-й уровень. Четыре божества, которые охраняют вход на небо.

   7-й уровень. Небо 33 божеств, которые следят за жизнью на Земле, располага­ющееся на самой вершине горы Меру.

   8-й уровень. Царство бога Ямы, в котором прекращаются всякие страдания.

   9-й уровень. Небо грядущего Будды.

   10-й уровень. Небо богов, которые пребывают я неге и постоянном удовлетворе­нии.

   11-й уровень. Небо полупрозрачных, эфемерных существ.

   Мир иллюзорный  

12 – 27-й - формы, которые возникают в сознании медиатора, поэтому их содержание в достаточной степени индивидуализировано. Однако, как правило, сферы иллюзорного мира составляют последовательность попыток верующего осмыслить при помощи каждой из четырех истин содержание трех остальных.

Мир чистого сознания

28-й уровень составляет сфера бесконечного пространства;

29-й — сфера безграничного сознания;

30-й — пустота;

31-й уровень вообще не описывается. Это, собственно, и есть уровень нирваны. Будды.

Только человек, одолеваемый страданиями, по мнению Будды, способен понять его учение.

Смысл и цель жизни – изменение сознания, т.к. только оно способно изменить жизнь. «Сознание определяет бытие».

     Основные понятия-категории буддизма:

       «Клеши» - аффекты обуславливающие новое рождение.

           «Сансара» - круговорот рождений, смертей и новых рождений.

           «Духкха» - страдание как безличное претерпевание бытия в этом круговороте.

           «Карма» - неизбежное созревание следствий деятельности.

           «Анитья» - отсутствие чего-либо вечного в этом круговороте.

           «Нирвана» - выход из круговорота бытия.

 

 

Раскол в буддизме  (1-2 вв.н.э.) был обусловлен разным пониманием сущности нирваны и основных путей ее достижения.

1. Тхеравада («учение старейшин»)достичь нирваны можно только путем аскетизма и монашеского отречения.

2.  Махаяна («широкий путь») путь открыт для всех. Надо только понимать, что состояние сознания зависит от каждого. Учение о бодхисаттвах.

3.  Ваджраяна («алмазный путь»)– самый мистический путь для посвященных. Путь алхимической трансмутации сознания.

Образ алмаза и угля: Всем понятна степень контраста между ними, но оба состоят из одного и того же химического элемента – углерода. Это символически указывает на фундаментальное единство всех веществ и внутренне присущую им способность к трансформации.

 

Философия Древнего Китая

     В 6-5 вв. до н.э. сформировалось два философских направления – даосизм и конфуцианство.

     Основными идеями даосизма являются следующие:

1. Существует Единое вечное Дао. Мать Мира.

 

2. Дао породило мир двойственности, состоящий из противоположностей ИНЬ – ЯН, в котором все несовершенно, подвержено смерти и разрушению. Т.о. существуют два мира: абсолютный и земной, несовершенный.

 

 

3. Противоположности дополняют друг друга и присутствуют друг в друге. Это ритм Дао, в котором живет материальный мир. Противоположности нельзя противопоставлять, но необходимо стремиться к их гармоничному сосуществованию.

4. Мудрец тот, кто смог в себе соединить все противоположности и слиться с Единым Дао. Дао мудреца – возвращение в мир недвойственного идеального бытия. Достижение этого осуществляется с помощью внешней и внутренней алхимии.

5. Внешняя алхимия – овладение потоками материальной энергии.

Мир пронизан круговоротом энергии ЦИ, которая также имеет два потока – Инь и Ян. Эти силы обуславливают сущность пяти элементов природы (металл, дерево, огонь, земля, вода); пяти естественных состояний (влаги, ветра, тепла, сухости, холода); пяти основных человеческих функций (мимики, речи, зрения, слуха, мышления) и пяти основных аффектов (заботы, страха, гнева, радости, созерцательности).

Даосская алхимия заложила основы китайской медицины, которая стремится использовать естественные способы влияния на человеческий организм – диета, массаж, дыхание, иглоукалывание, лекарственные силы природы

 

 

6. Внутренняя алхимия предполагает принцип у-вэй (не-деяние): не делание лишних действий, чувствование ситуации и людей, не нарушение естественных ритмов, развитие интуиции.

7. У каждого человека свое личное Дао – свой индивидуальный путь в жизни, своя судьба. Вместе с тем «малое Дао» (человеческое) не должно противоречить «Великому Дао» - Пути всего мира. Иначе человек вступает в конфликт с законами бытия, что приводит к его гибели

8.   Даже в делах общественного управления Лао-цзы рекомендовал не-деяние. Он отвергал принцип, который господствовал в прошлом – «управление на основе правил поведения». Но его не удовлетворял также принцип «управления на основе закона»: «Когда растут законы и приказы, увеличивается число врагов и разбойников». «Совершенномудрый» правитель предоставляет всему идти своим естественным путем. Он ни во что не вмешивается, не мешает Дао. Поэтому «лучший правитель тот, о котором знают лишь то, что он существует»

9.        Интуитивизм. Правополушарная ориентация. Истинное Дао невыразимо словами.

Кон фуцианство

Основные идеи: учение о человеке, государстве и семье.

     1. Два типа людей – «благородный человек» (цзюнь-цзы) и «низкий человек» (сяо-жэнь).

     Качества цзюнь-цзы: гуманность (человеколюбие), следование законам Неба, чувство долга, почтение к предкам и старшим, образованность, критичность к себе самому.

     Основополагающий принцип: «Не делай другому того, чего себе не пожелаешь».

     Четыре правила: не вдаваться в пустые разговоры, не быть категоричным в суждениях, не проявлять упрямство, не думать о себе лично.

     Качества сяо-жэнь противоположны качествам цзюнь-цзы, что формирует личность с эгоистической сущностью.

     2. Благополучие общества зависит от того: во-первых, какие люди его составляют, во-вторых, кто обществом руководит. Естественно, что преобладание цзюнь-цзы делает общественную жизнь стабильной и процветающей. Очень многое зависит от правящей элиты. Император является сыном Неба, главой государства и примером для своих граждан.

     Важно также, чтобы в обществе каждый занимался своим делом в меру развития своих знаний.

     3. Семья – маленькое государство в государстве. Должна строиться по принципам цзюнь-цзы. Именно в семье начинается воспитание человека, и от нее во многом зависит, кем он станет.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!