Причиной страдания является жажда жизни и желания.



Лекция № 2

Философия Древней Индии и Китая

 

Философия Древней Индии

Философия Древнего Китая

 

 

Философия Древней Индии

    

     Индийская философия представлена ортодоксальными и неортодоксальными учениями (даршана). Первые опираются на авторитет «Вед» – веданта, йога, санкхья, ньяя, вайшешика, миманса (последняя тяготеет к атеистическому плюрализму). Вторые отрицают «Веды» – буддизма, чарвака, джайнизм.

     Веданта. Основные идеи:

     1. Существует истинная реальность – объективный Дух (Брахман). Первичный, вечный, неизменный. «Дни и ночи» Брахмы. (Символ – солнечный диск). Источник покоя, блаженства, счастья. Т.о. счастье и блаженство имеют чисто духовную природу.

Также есть субъективный дух (Атман), тождественный Брахману. Это духовное начало человека – его субъективная способность к самопознанию, или осознанию своего истинного духовного Я.

     2. Материя - вторичная реальность, не-вечная, изменчивая. (В разных направлениях веданты разные акценты: материя как иллюзия, материя как временный союзник Духа).

     В человеке материальное начало - Тело. Источник страданий и неудовлетворенности. Тело никогда нельзя полностью и целиком удовлетворить, только на некоторое время (постоянно чего-то требует: еды, тепла, секса и т.д.). Порождает чувства зависти, ненависти, недоверия, сомнения, беспокойства. Тело – носитель материальных ценностей, а также личного, эгоистического начала.

       3. В душе (джива) человека постоянная борьба Атмана и Тела. Решается вопрос о том, кто же будет хозяином. Материя превращает человека в раба желаний. Атман делает его блаженным.

     4. Цель веданты – полное освобождение духа от материи (самадхи).

5. Учение о карме - законе морального воздаяния. Вера в рейнкарнацию.

     Йога - Путь освобождения (просветления). Разнообразие типов йоги: раджа, джняна, карма, бхакти, хатха и т.д.

Йога предусматривает работу на всех уровнях – позы, дыхание, очищение тела и мыслей. Основной метод йоги – созерцание (западное - медитация).

Признаки медитации: 1) отсутствие мыслей, суждений, оценок; 2) обострение всех органов чувств, наблюдение с предельным вниманием; 3) расслабленность; 4) осознанность.

     Несколько видов медитации: А) концентрация (дхиана). Б) самонаблюдение (випассана). В) осознание себя как Атмана (вичара).

         

Для этого необходим постоянный самоконтроль своих состояний, мыслей и желаний, которые могут исходить либо из Атмана, либо из Тела. При возникновении любой мысли сразу же задать себе вопрос: кто ее источник – Атман или Тело?

Проповедуется идея реинкарнации, которая продолжается до тех пор, пока человек не осознает, что Атман первичен, а Тело - вторично. Полное осознание Атмана является «просветлением», после чего Атман возвращается к Брахме и цепь перевоплощений заканчивается.

Тантра-йога. Брахман порождает материю из Себя, поэтому она священна (шакти). К ней надо относится с уважением. Цель – просветление путем развития своих энергетических центров – чакр, каждая из которых олицетворяет определенный уровень сознания человека.

Первый – (развит уже с момента рождения) основная задача: удовлетворение инстинктов, что необходимо для выживания.

В ауре человека, который живет только на этом уровне, преобладает красный цвет.

Второй – основная задача: не просто удовлетворить инстинкты, но получить при этом удовольствия. В ауре человека преобладает оранжевый цвет.

Третий – основная задача: формирование силы воли, необходимой для того, чтобы стать хозяином себя самого. В ауре человека преобладает желтый цвет.

Четвертый – основная задача: воспитание всеобщей (т.е. абсолютной, необусловленной) любви, о которой учил Христос и др. мудрецы. «Возлюби ближнего как самого себя». В ауре человека, достигшего четвертый уровень, преобладает зеленый цвет.

Пятый – основная задача: творчество. Люди могут быть либо потребителями либо творцами. В ауре человека преобладает голубой цвет.

Шестой – основная задача: мудрость и развитие интуиции. В ауре человека преобладает синий цвет.

Седьмой – основная задача: связь с высшим миром. В ауре человека преобладает фиолетовый цвет.

Восьмой – основная задача достижение состояния святости (просветления). В ауре человека преобладает золотой цвет.

Перед человеком стоит задача поэтапного развития каждого уровня, с тем, чтобы в результате достичь самого высокого уровня – просветленного. Только при достижении высшего уровня возможно полноценное счастье. Во всех других случаях это счастье иллюзорное, основанное то на чувстве удовлетворения инстинктов, то на очередных скоротечных удовольствиях и т.д.

Важно заметить, что три низшие чакры обеспечивают потребности Тела, а высшие чакры – потребности Атмана.

       Общие выводы:

       Во-первых, необходимо осознать, что материя вторична, после чего исключить все виды привязанностей к материальным объектам (вещам, людям, молодости, здоровью, богатству и т.д.).

       Во-вторых, избавиться от самой основной привязанности – к своему Эго.

       В-третьих, избавиться от всех видов страхов, которые обычно вызываются привязанностями. В основе страха – боязнь потерять объект удовольствия.

       В- четвертых, победить лень.

       В-пятых, работать должны все чакры человека. Но высшие должны доминировать над низшими, выполняя функцию контроля над ними.

       В-шестых, необходим самоконтроль всех мыслей и чувств и осознание их источника – Атман или Тело.

Буддизм.

     В 6-5 вв. до. н.э. в Индии возникло новое философское учение.

     Гаутама – принц, достигший просветления в возрасте 35 лет. После просветления получил имя Будда, т.е. «пробужденный». Священная книга «Трипитака».

     В основе учения Будды: 1) 4 благородные истины. 2) закон всеобщего непостоянства. 3) закон кармы. 4) закон несуществования души.

Четыре благородные истины буддизма :

1. Жизнь есть страдание. (Страдания бывают физические и материальные. Это связано с тем, что человек живет в материальном мире, невечном и обреченном на смерть. Поэтому все, к чему человек привязывается в материальном мире, рано или поздно погибает, а человек страдает от боли, связанной с потерей). Сансара - интенсивное колебание потока дхарм.

В более точном переводе с санскрита: не сама жизнь является страданием, но страдания возникают в результате неудовлетворенности жизнью.

Причиной страдания является жажда жизни и желания.

Основное желание человека – это желание жить. Как следствие он вовлекается в круг постоянных перевоплощений – сансару.

Вместе с тем Будда не против желаний как таковых. Страдания возникают от неконтролируемых, страстных желаний. Учение «золотой середины». («Чем больше у человека желаний, тем больше страданий»).

Первые две истины универсальны, и их можно признать, даже не являясь буддистом. Но следующие две истины очень специфичны - только для тех, кто считает себя буддистом.

     3.  Прекращение страданий возможно. Это состояние нирваны (угасание, успокоение). Чтобы уйти от страданий, необходимо преодолеть саму жажду жизни, страстность, стремление жить и желать. 

     Оно характеризуется угасанием всех желаний, т.е. успокоением потока дхарм. Достигая нирваны, человек переходит сразу с 5 (человеческий) на 31 уровень (Будды).

     4.  «Восьмеричный путь» - путь к прекращению страданий. Путь, состоящий из Восьми этапов. Предусматривает мудрость и медитацию (созерцание).

Буддизм - неортодоксальная даршана. Бунт против веданты. Отрицание постоянной субстанции – духа и материи.

Вводятся новые понятия «сознание» и «состояние сознания».

Будда учил, что весь мир состоит из потока моментов-элементов – дхарм. Дхармы колеблются с разной амплитудой и частотой. Из них состоит сознание.

Два типа сознания – сансара и нирвана.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!