Что такое благо, как цель и предмет воли?




Благо как цель и предмет воли Владимир Соловьев описал так - всё существующее сведено к человеческой личности. Сама она сведена к практическому началу – к воле, но воля должна иметь безусловный предмет или цель. Эта цель и есть высшее благо. Это благо, цель воли, не есть что-либо внешнее, всё внешнее уже отринуто. Благо должно быть внутренним содержанием человеческого сознания. Человек должен свободно усвоить это содержание. Тем не менее, оно не есть личное, а общее, безусловное и, как общее для всех, оно теряет свою субъективность; как объективное, оно познаваемо. В этом и есть основная сущность и определения Блага.

 

Какой способ исследования идей блага был предложен Сократом и удалось ли ему решить эту задачу?


Способ, которым Сократ считал возможным достигнуть познания идеи блага, соответствовал последнему, как внутреннему содержанию, которое из себя должно быть усвоено человеческой личностью. Это был способ положительной диалектики. В исследовании высшей идеи или вечного блага Сократ предполагал уже общее понятие этого блага. Должно быть, нечто безусловное, – говорил он, – общее, объективное, для всех обязательное. Исследуя все данные в сознании понятия, он доказывал их несоответствие искомому и таким приёмом достигал того, что искомое получало более определённый характер. Но у Сократа мы находим только первые попытки положительной диалектики, без всякого окончательного результата.

 

В чем состоит отличие философского сенсуализма греков от наивного сенсуализма обыденного сознания?


Отличие философского сенсуализма греков т наивного сенсуализма состоит в обыкновенный наивный сенсуализм принимает показания опыта – ощущения за прямое выражение внешней объективной, существующей независимо от субъекта, действительности, за прямых свидетелей реальности. От такого сенсуализма рано освободилась греческая философия. Не говоря об элеатах, мы должны указать на Гераклита, который отнёсся отрицательно к чувственному опыту, назвав глаза и уши плохими свидетелями.
Совсем иное значение имеет сенсуализм Протагора и Аристиппа. Аристипп не только не признаёт ощущений как показателей действительности, он самую внешнюю реальность признаёт совсем непознаваемой. В ощущениях он видит только факты внутреннего сознания. Для него ощущение свидетельствует не о бытии внешних вещей, а о бытии ощущающей личности, о бытии ощущающего субъекта.

 

В чем видит автор особенность постановки цели человеческого существования в учении Аристиппа?


По Аристиппу все содержание существования сводится к ощущению. Но тут Аристипп ставит вопрос: «В чем цель существования?». Так как круг существования очерчен областью ощущений, то цель можно искать только в этой области. И Аристипп определяет эту цель – удовольствие и наслаждение, но не то наслаждение, которое удовлетворяет случайную личную страсть, а удовольствие в гармоничном отношении приятных ощущений. Это такое удовольствие, где ум сохраняет свою свободу, не подавляется чувственностью, а наслаждается ею. В этом соединении двух элементов в учении Аристиппа, соединения наслаждения с силой духа, который управляет наслаждением, ограничивает, направляет его и заключается начало разложения киренейской школы.

 

К каким выводам пришел Гегесий, логически развивая тезис киренаиков « Благо это удовольствие »?


Гегезий поставил вопрос: цель существования есть наслаждение, но достижима ли она? Может ли ум, ставя эту цель как безусловную, ручаться за её осуществление? Так как ответ мог быть только отрицательный, то Гегезий, оставаясь эвдемонистом, пришёл к решительному пессимизму. Принцип наслаждения обратился у него в принцип отчаяния. Он говорил: высшее благо есть наслаждение, но наслаждение когда и достигается, всегда случайно и не постоянно, следовательно, жизнь не имеет никакой цены, и смерть предпочтительнее жизни. Здесь опять безусловная ценность существования переносится на нечто внешнее, случайное для самого человека и переносится настолько безусловно, что сам человек и жизнь его являются лишёнными всякого значения. Именно к таким выводам пришел Гегесий развивая тезис киренаиков «Благо это удовольствие».

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 1490; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!