Чувственное познание и его формы



Чувственное познание является начальным этапом познания. Во-первых, оно первично в историческом плане, и, во-вторых, на его основе осуществляется взаимодействие человека с внешним миром. Оно предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать.

Чувственное познание – активное отражение органами чувств человека предметов и процессов, непосредственно воздействующих на эти органы. Все формы чувственного познания являются формами индивидуального отражения субъектом внешнего мира. Чувственное познание имеет три формы: ощущение, восприятие, представление.

 Ощущение - может рассматриваться как исходный элемент чувственного познания, результат непосредственного воздействия предме­тов внешнего мира на наши органы чувств. Оно дает первую самую элементарную форму образного отражения предмета. Особенность ощущений: в них отражаются отдельные стороны и свойства предметов и явлений матери­ального мира. Особый вид представляют ощущения, которые отражают процессы, происходящие внутри организма. Они связаны с деятельностью анализаторов, находящихся внутри тканей и органов.

Ощущение - это субъективный образ объективного мира. Субъективным оно явля­ется по­тому, что возникает в сознании человека, субъекта и не существует в отрыве от него. Но оно имеет объектив­ное содержание. Это значит, что ощущение адекватно воспроизводит отдельные стороны предмета, что оно их субъективный образ, а не знак или символ. Между ощущением и предметом существует содержательное, а не формальное сходство.

Прямо противоположным образом рассматривают ощущения сторонники так называемой тео­рии иероглифов, или символов. Сторонники этой теории считают, что ощуще­ния - это не образ, не копия, а - иероглиф, символ, представляющий пред­мет.

Повседневная практика убеждает нас в том, что ощущение может возникнуть только при нали­чии, во-первых, объективно существующего процесса, предмета, и, во-вто­рых - субъекта, человека, воспри­нимающего воздейст­вие внеш­него мира. Ощущение вторично по отношению к источнику отражения, как следствие по отношению к при­чине. Материальный мир – источник, причина ощущений.

На том положении, что ощущение единственный источник всех знаний человека, основывается такое направление в гносеологии, как сенсуализм. Сенсуалисты полагают, что новое знание можно получить только на основе чувств, а разум замкнут в сфере уже известного. В умозаключении вывод, основанный на разуме и законах логики, не дает никакого приращения знаний по сравнению с посылками. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.

В зависимости от того, идти ли от вещей к ощущениям или, наоборот, от ощущений к вещам, различают субъективно-идеалистиче­ское и материалистическое решение проблемы сущ­ности ощущений.

Сторонники первого решения (например, Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах) счи­тают, что ощущение может возник­нуть у че­ловека независимо от воздействия внешнего мира на его ор­ганы чувств. Так называемый «внешний мир» является нашему сознанию как всего-на­всего «комбинация ощущений». Мы можем утверждать, что предмет существует только тогда, когда мы его ощущаем. Любой предмет, следо­вательно, существует только как ощуще­ние человека. Д. Беркли: для вещей «быть» всегда означает быть чувственно воспринимаемым. Разделяющие эту точку зрения рассматривают ощущения в качестве границы, стены, отделяющей сознание от того мира, который находится по ту сторону ощущений, если конечно вообще признается его существование.

Сторонники вто­рого решения (например, Дж. Локк, Д. Дидро, Л. Фейербах) считают, что ощущения - это копии, вер­ные отражения явлений объективного мира. Если бы ощущения искажали мир, то мы к нему никогда не могли бы приспособиться. Они считают, что ощущения связывают сознание с миром, что они суть канал, по которому мы получаем информацию о предметах внешнего мира и о процессах в нашем организме.

Материалисты XVIII – XIX веков правильно указывали на тот факт, что ощущения – единственный источник непосредственного познания мира, что познавательная деятель­ность невозможна вне ощущений. Вместе с тем они не придавали важного значения роли мышле­ния в познавательном процессе и потому иногда низводили его до уровня «шестого чувства», утверждая, что мыш­ление способно лишь пассивно восприни­мать чувственные образы или идеи. Роль мышле­ния в познании, с их точки зрения, сводится к оперированию этими образами и ощущениями и их комбиниро­ванию.

 При помощи органов чувств мы ощущаем пространственную форму, цвет, вкус, запах. Но в то же время действует чувственная способность синтезировать ощущения, превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря восприятию вещь дается сознанию именно в своей целостно-предметной форме.

Восприятие есть конкретно-чувственный наглядный образ предметов и явлений действительности, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства и признаки предметов, восприятие есть целостный их образ. Восприятие как целостный образ возникает благодаря тому, что сам предмет, который отражается в восприятии, представляет собой единство различных сторон, признаков. Но восприятие не является ме­ханическим «суммированием» ощущений. Оно возникает и фор­мируется в человеческом сознании на основе активного практического взаимодействия чело­века с внешним миром. Оно существует как форма активного синтеза разнообразных проявлений предмета, который неразрывно связан с другими актами познавательной и практической деятельности, предшествовавшей данному конкретному наблюдению. Именно поэтому процесс восприятия – процесс активный и по-своему творческий.

Спецификой вос­приятия является то, что, в отличие от ощущения, оно носит избирательный характер: предмет, сила и глубина восприятия определяются, прежде всего, его значением для человека, отношением предмета к интересам и потребностям индивида. У человека восприятие всегда в той или иной степени осмысленно, включается в определенную систему понятий и представлений, т.е., как и ощущение, выражается в языковых формах.

Содержание восприятия предмета во многом зависит от того, какое значение имеет данный предмет в практике человека. Свойства и признаки предмета, имеющие для нас важное значение, воспринимаются ярко и отчетливо, другие же, размываются. Восприятие внешнего мира зависит от содержания и глубины наших знаний, на него оказывает влияние отношение человека к воспринимаемому явлению, его желания, потребности, интересы, переживания.

Благодаря работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не воздействует на наши органы чувств. В этом случае функционирует еще более сложная форма чувств познания - представление.

Представление – наглядный чувственно-конкретный образ наблюдаемых человеком предметов, явлений, событий, складывающийся на основе ощущений и восприятий, полученных в прошлом опыте. Для представления характерно, пре­жде всего, то, что предмет в данный момент не воспринимается челове­ком непосредст­венно. Этим представление отличается от ощущения и восприятия. Представление дает возможность сознанию выйти за границы непосредственно данного. В представ­лении мы мыс­ленно вос­производим предмет, явление, вызываем его в нашем воображении. Оно, следова­тельно, есть воспроизведение в сознании ранее пережитых ощущений и восприятий. В этом большую роль играет память. Она и восстанавливает признаки, присущие ранее воспринимавшемуся предмету. Пред­ставление не дает та­кого яркого и красочного чувственного образа, как восприятие и ощущение; в нем отбрасываются менее важные для нас стороны, свойства предмета, а значимые для нас выдвигается на первый план. Для представления, следовательно, характерна новая черта – обобщение. На основе представления можно формировать не только образы того, что есть, но и того, что не существует в действительно­сти. Оно дает возможность не только отразить настоящее, но и проникнуть в прошлое и за­глянуть в буду­щее. Без представлений не возможны воображение и фантазия, и, следовательно, всякая творческая деятельность. Представление связывает чувственную и рациональную ступени позна­ния. Но, имея чувственно-наглядный характер, оно тем самым отличается от рациональных форм позна­ния.

Последовательное рассмотрение форм чувственного отражения не означает, что в реальном про­цессе познания они существуют обособленно или «следуют» друг за другом. Чувственное познание есть сложное синтетическое единство рассмотренных форм, которые к тому же неразрывно связаны с мыслительной деятельностью.   

Поскольку в ощущениях, восприятиях и представлениях предметы отражаются в чувственно-наглядных образах, чувственная ступень познания имеет самостоятель­ную ценность. Только через ощущения, восприятия и представления человеку становятся известны объективные свойства вещей. Все формы чувственного познания дают субъекту исходный материал для рационального познания, абстрактного мышления, вырастающего на их основе.

Чувственные формы познания отражают внешние свойства предметов. Сущность, поскольку она дана в явлении, в ее внешнем выражении, отражается, но не отделенной от явления, она ос­тается скрытой за ним. Но эта особенность чувственного познания ни в коем случае не сви­детельствует об ограниченности «природы» человека. 

Чувственное познание имеет социально-исторический характер. Конечно, в нем человек непосредственно взаимодействует с предметами. Однако мы не можем обнаружить в реальной познавательной деятельности субъекта чувственного познания в совершенно обособленном, так сказать чистом виде - вне общения с другими. Людьми, вне влияния того мира культуры, в который включен человек.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 4115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!