Глава 6. Государство: общая характеристика



 

Государственность как достижение человеческой цивилизации

 

Государство и иная производная от основного понятия терминология (государственность, государственно-организованное общество, государственная власть, государственный аппарат, государственный закон, государственное принуждение - лишь малая толика необъятного списка) используются повсеместно как символы политико-правового объединения людей в современном мире, и уже в силу этого данное явление требует к себе особого внимания и специального изучения.

Мировое сообщество, достигшее к 10-м годам III тысячелетия численности 6,8 млрд. человек (в 1900 г. - 1,6 млрд.), разделяется (хотя вполне приемлемо и иное выражение - объединяется) на десятки государств. Среди них есть страны-гиганты, выделяемые по численности населения (Китай - 1300 млн. чел., Индия - 1100 млн., США - 310 млн. человек), по занимаемой территории (Россия - 17 млн. (1/8 всей суши), Канада - почти 10 млн. , Китай - 9,6 млн. ).

Отличаются государства по экономическому весу и степени политического влияния в мире, по числу наций и народностей, проживающих на их территории (одно- и многонациональные). Есть государства, расположенные в двух частях света (Россия, Турция, Египет), государства-карлики (города-государства), острова-государства, государства-архипелаги, государства-анклавы (страны, со всех сторон окруженные территорией других государств и не имеющие морского побережья) и государства-эксклавы, выходящие узкой полосой к морю (Молдавия, Босния и Герцеговина).

Помимо независимых стран в мире еще остаются более 40 территориальных владений, зависимых или "самоуправляющихся" территорий, большинство из которых настаивают на предоставлении им странами-метрополиями государственного статуса. К реалиям современного мира относятся ситуации, при которых ряд образований с элементами государственности, оспаривающих свою принадлежность к "материнским странам" (т.е. тем, в состав которых они формально-юридически входят или входили) претендует на создание собственного государства (Приднестровье, Северное Сомали, Кашмир и др.).

Экскурс в государственно-политическую географию современности свидетельствует о том, что системообразующие процессы становления, закрепления и развития государственности, начавшиеся тысячи лет тому в недрах родового общества, далеки от завершения. Что же представляет собой государство, почему человеческие общности стремились и по-прежнему стремятся к объединению в рамках единой и всеохватывающей организации?

В течение длительного периода в советской юридической науке (да и не только в отечественной юриспруденции) доминировал классовый подход во взглядах на государство, рассматривавших его как организацию экономически господствующего класса, создаваемую в качестве механизма подавления недовольства эксплуатируемых и принуждения к поведению, совместимому с политикой "власть предержащих". Человеческое общество тем не менее всегда было и является многопорядковым, разделенным по бесчисленным признакам на весьма разнородные группы, слои, категории, общности и т.п. В современных условиях в обществе нет четко разграниченных между собой классов, но существует сложная и разветвленная социальная структура, а социальные противоречия не рассматриваются как непримиримо антагонистические. Все это дает основания с большой степенью исторической достоверности ассоциировать государство с организацией, чья генеральная задача - обеспечение всеобщих интересов на основе правопорядка и возможностей обязывать следовать правилам, установленным данным порядком.

Ранее обращалось внимание (см. гл. 3) на универсальность государства, поскольку появление и развитие государственно-организованных обществ - это не столько разрозненные факты и результаты специфического развития людских общностей в отдельно взятых регионах мира, сколько закономерность, вызванная объективными процессами общественной жизни. "Всякая форма человеческого общества, - подчеркивал видный русский мыслитель Е.Н. Трубецкой, - предполагает непременно существование такой общественной цели, которая не может быть осуществлена разрозненными усилиями отдельных лиц; общество всегда преследует такую цель, для достижения которой люди должны соединиться, образовать кооперацию". Подобная цель предполагается не переходящей, мимолетной, как, например, соединение людей, чтобы выполнить сообща какую-нибудь работу или устроить охоту. Необходима цель постоянная, длящаяся, которая объединяет людей, заинтересованных в упорядочении их жизни, защите общих и личных благ.

В контексте рассуждений о ценности государства для человеческой цивилизации согласимся с итальянским историком и юристом Франческо Казулой, что "нас не интересует, существовало ли всегда государство или же оно появилось в один определенный исторический период жизни общества; нас интересует, однако, как рождается государство, или когда народ, проживающий на определенной территории, связывает себя обязательствами - волей-неволей - иметь собственную высшую власть, изменяясь из половинчатой в государственно-организационную"*(29). В цитируемой книге приведена дата образования современного итальянского государства, вычисленная до мелочей: оно "родилось в Сардинии, а именно 19 июня 1324 года, во вторник, в осажденном лагере на холме Бонатия вблизи Кальяти, утром", когда жители Тоскании, Сардинии и Сицилии, проживающие на одной территории (хотя и без смежных границ), связали себя одними юридическими обязательствами. Временные и пространственные рамки конкретного государства действительно важны, особенно для историко-правовых наук, но не менее принципиальным представляется выделить то общее, что свойственно процессу развития государственности.

Прежде всего, следует согласиться с признанием в рамках осмысления сути государственно-организованного общества взаимосвязанность ценностей истории, цивилизации и государственности (Л.С. Мамут, И.Ф. Ракитская и др.). С позиции современных политико-правовых ценностей государственность связывается с обретением человеком признаков цивилизованности, под которыми понимают качества саморегулируемой системы. И процесс формирования государственности представляет собой важную составляющую общего поступательного естественно-исторического развития человеческой цивилизации. Человек признает свою необходимость жить в обществе, организованном на государственно-правовых началах, что само по себе воспринимается как одна из самых существенных цивилизационных ценностей. Поскольку наряду с многообразием индивидуальных и групповых интересов и влечений в обществе всегда существуют ценности как общепринятые представления о желательном поведении и обществе в целом. И среди них те, которые ассоциируются с общими представлениями о государстве, обладающем особой властью в обществе:

- поддержание властно закрепленного порядка на определенной территории и обеспечение безопасности для населения;

- соблюдение установленных правил взаимодействия и общежития;

- противостояние разрушительному воздействию, как стихийному, так и социальному;

- принимаемое и возможное в конкретных условиях разрешение социальных противоречий;

- улучшение условий жизни человека либо хотя бы приведение их в соответствие с требованиями человеческого достоинства и естества.

Конечно же, государство является сложным и многомерным организмом и вполне допустимы "антиценности в сфере бытия государства, в самом государстве" (Л.С. Мамут). Однако такие дефектные социальные проявления встречаются не в формально-юридическом государстве (т.е. государстве вообще), а в исторически-конкретных государственных типах и формах.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!