Формирование юридической науки в России



 

Необходимость в освоении и изучении права как общественного явления, придании ему общепринятых форм реально назрела в России более трех столетий тому назад и напрямую связывается с реформаторской деятельностью Петра Великого. Следует, однако, заметить, что начальные попытки создания профессионального юридического сословия, без чего немыслимы реальные правовые реформы и их закрепление в массовом сознании, были сделаны его предшественниками.

По словам одного из первых российских ученых-юристов П.И. Дегая*(6), уже ввод в действие знаменитого Соборного Уложения (1649) свидетельствует о значительной степени образованности русских юристов если не в отношении формы, то, по крайней мере, в обдуманности, точности юридических предметов и ясности их изложения.

А в 1682 г. царь Федор Алексеевич грамотой, данной создаваемой в Москве Элинно-греческой академии (позднее ставшей Славяно-греко-латинской академией), впервые в России устанавливает обязанность преподавать в единственном высшем общеобразовательном заведении страны "учение правосудия духовного и мирского". Но в действительности этого так и не случилось (судя по всему, из-за отсутствия подготовленных к тому преподавателей).

При первом российском императоре были предприняты попытки донести до просвещенных подданных светские идеи европейской юриспруденции, когда в русском переводе по приказанию Петра I были изданы труды Г. Гроция ("О законах брани и мира"), С. Пуфендорфа ("О должности человека и гражданина по закону естественному"). В 1724 г. при императорской Академии наук была создана кафедра правоведения ("кафедра права натуры и публичного купно с политикой и этикой"), однако и в этом случае история не зафиксировала каких-либо практических шагов в обучении праву. Тем не менее сам царь весьма одобрительно высказывался о переведенных трактатах "при собраниях же сенаторов, и в царских своих палатах, и на ассамблеях в домах сенаторских", особенно выделяя С. Пуфендорфа, которого называл "мудрым юриспетом (законодателем)". Петру более других импонировала следующая мысль немецкого правоведа: "Кто на других что налагает, тое и сам ко оным творити должен".

Несколько позднее в Санкт-Петербурге при Академии наук предпринимается также попытка создания юридического факультета с курсом "institutiones juris", который должен был излагать профессор "нравоучительной философии" Х.Ф. Гросс, но и это начинание не имеет успеха ввиду отсутствия желающих слушать лекции немецких преподавателей, не знавших русского языка.

В реальности собственно российские юридические наука и образование начались с основанием императорского Московского университета (1755)*(7). В соответствии с указом императрицы Елизаветы Петровны в нем учреждались три факультета, среди которых - юридический, где предусматривалось введение следующих профессорских должностей: "профессора всей юриспруденции, который учить должен натуральным и народным правам и узаконениям Римской древней и новой империи; профессора юриспруденции Российской, который должен знать законоискусство Отечества; профессора политики". Вначале приоритет отдавался иностранным профессорам. Так, был нанят и с октября 1756 г. в течение десяти лет оставался единственным преподавателем юридических дисциплин Филипп Генрих Дильтей (1723-1781), "доктор обоих прав Венского университета и член Майнцской академии", профессор римского, естественного, государственного, гражданского и уголовного права.

Преемником австрийского юриста стал С.Е. Десницкий (ок. 1740-1789), профессор университета с 1767 г., получивший европейское образование и в том числе ученые степени магистра и доктора права университета Глазго. В России ему было поручено читать московским студентам "Римское право по институциям, с применением к русскому праву отдельных законов". После шести лет успешной преподавательской практики Десницкий возглавил кафедру российского законоведения. Он, по словам своих последователей, и стал "отцом русской юриспруденции" (Н.С. Таганцев), "праотцом русской юридической профессуры" (Н.М. Коркунов), "основателем науки русского правоведения" (Б.И. Сыромятников). Его заслуги и первенство нашли место также и в чтении лекций на русском языке, и в провозглашении необходимости изучать как право римское, так и русское.

Среди изданных С.Е. Десницким трудов выделяются: "Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи" (1768) и "Юридическое рассуждение о пользе знания отечественного законоискусства" (1778). А в программном выступлении перед университетскими коллегами ("Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции", 1766) он призывал учиться законоискусству для "натурального возвышения народов в правлении". Юристу, по мнению первого российского профессора права, совершенно необходимы четыре науки: нравоучительная философия, натуральная (естественно-правовая) юриспруденция, римское право и отечественное право. По сути, именно С.Е. Десницкий воплотил желание Екатерины II, высказанное в 1767 г., о том, "что в университете пристойнее читать лекции на русском языке, особливо юриспруденцию", чему способствовало и введение кафедрального курса "Юриспруденция российская и внутренние государственные права".

Рамки и предмет настоящего курса не позволяют подробнее изложить исторические и философско-методологические предпосылки формирования оригинальной отечественной юридической теории как науки и учебной дисциплины. Назовем лишь имена наиболее известных ее представителей:

- В.Т. Золотницкого, первым среди российских ученых-юристов сделавшего попытку самостоятельного изложения теории естественного права в книге "Сокращение естественного права, выбранное из разных авторов для пользы Российского общества" (1764);

- З.А. Горюшкина (1748-1821), профессора Московского университета в 1786-1811 гг., автора первого обобщения российского законодательства и его истории ("Руководство к познанию российского законоискусства", 1811-1816 гг.);

- А.П. Куницына (1783-1840), профессора Петербургского университета, обращавшегося к законам внутренней свободы, основанным на нравственности, в двухтомном сочинении "Право естественное" (1818));

- М.М. Сперанского (1772-1839), объективного идеалиста в познании государства и права, обосновывавшего необходимость построения правления на законах (в частности, в "Записке об основных законах" (1802) и во "Введении к Уложению государственных законов" (1809));

- К.А. Неволина (1806-1855), профессора Киевского университета, решавшего методологические задачи в своей "Энциклопедии законоведения" (1838) и признававшегося основателем российской философии права.

Существенный вклад непосредственно в развитие теории государства и права в дореволюционной России внесли:

- Б.Н. Чичерин (1828-1904), виднейший представитель русского либерализма, утверждавший его идеи в отечественном правоведении ("Философия права", 1900);

- Н.М. Коркунов (1853-1904), стремившийся к раскрытию социальных аспектов права ("Лекции по общей теории права", 1894);

- С.А. Муромцев (1850-1910), развивавший идеи социологического изучения права ("Определение и основное разделение права", 1879);

- Г.Ф. Шершеневич (1863-1912), видный представитель российского юридического позитивизма ("Общая теория права", 1910);

- В.М. Гессен (1868-1920), отстаивавший необходимость реформ в России на основе идей конституционности ("Теория конституционного государства", 1914);

- Б.А. Кистяковский (1868-1920), проводивший идеи о правовом государстве как высшей форме государственного бытия ("Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права", 1916);

- Е.Н. Трубецкой (1863-1920), сторонник религиозно-нравственных основ всего правового ("Лекции по энциклопедии права", 1907);

- П.И. Новгородцев (1866-1924), утверждавший нравственный идеализм в праве ("О задачах современной философии права", 1902);

- Л.И. Петражицкий (1867-1931), основатель научной теории правосознания в России и психологии права в целом ("Теория права и государства в связи с теорией нравственности", 1909); и многие другие.

За ними стояли юридические школы и самостоятельные учения о праве и государстве. Ряд идей, выдвинутых ими в области философии права, юридического государствоведения, социологии и психологии права, переросли национальные границы и стали достоянием мировой юридической цивилизации.

В российских университетах с введением Общего устава 1835 г. одним из обязательных предметов для всех факультетов становится действующее русское право*(8). Вводится курс "Энциклопедия законоведения и российские государственные законы", который, по сути, отражает постепенно складывающуюся тенденцию к соединению правового материала с изложением норм о государственном строе. Согласно уставу энциклопедия законоведения как учебная дисциплина включала также как самостоятельные части энциклопедию юридических и политических наук и историю философии права. А в соответствии с программой, общей для всех российских университетов, предлагались такие темы для обучения студентов: понятие нормы права и ее элементы, соотношение морали и права, определение права и его источников, теории естественного права, происхождение права, право в объективном понимании, субъективное право, юридические факты, частное право, право как общественный порядок, определение государства, власть и право, применение права, толкование права и т.д.

Во второй половине XIX в. в российском юридическом образовании заметно стремление отойти от простого пересказа содержания юридических актов к теории вопроса, историческому и философскому осмыслению излагаемого законодательства, что вело к закреплению в учебных планах более общих предметов. Так, выдвижение энциклопедии права до уровня самостоятельной науки произошло, по словам Н.М. Коркунова, "в силу сознания неудовлетворительности обыденного ее понимания". Данный процесс определялся потребностью в особом курсе, вводящем в изучение права и устраняющем необходимость начинать прямо с частей неизвестного целого.

Но, с другой стороны, столь же заметно стала проявляться критика пригодности энциклопедии права для сведения огромного материала юридических наук к чисто внешнему единству и его краткого изложения для предварительного ознакомления и ориентирования. Получить краткое понятие о частях - не значит еще получить понятие о целом. "Из знания отдельных частей, - подчеркивал в этой связи И.В. Михайловский, ученик Б.Н. Чичерина, считавший, что перед энциклопедией права должны быть закрыты университетские двери, - вовсе не вытекает знание целого, как единого организма". А краткое, конспективное обозрение всех частей правоведения как учебного предмета "может принести скорее вред, чем пользу", поскольку юридическая наука, требующая для своего изучения большой работы, будет представляться чрезвычайно легкой, поверхностной (даже "еще менее способной ввести начинающего в изучение права, чем специальное изучение одной какой-нибудь отрасли")*(9).

Однако и философия права также оказалась неспособной дать целостное знание о праве, поскольку оставалась универсальной наукой о юридическом мышлении и абсолютных началах права. В данном рассмотрении она должна была занимать в юридической науке права такое же место, какое в каждой специальной науке занимает ее общая часть (следует оговориться, что подобный взгляд на место и роль философии права не был преобладающим, как, впрочем, и в современной юридической науке).

Каков же выход? Он виделся в создании обобщающей области знаний, соединяющей воедино две подготовительные стадии - философию права и энциклопедию права. Ею обоснованно становилась общая теория права, которая и должна была стать краеугольным камнем системы правоведения, связывая отдельные дисциплины и их содержание в одно целое. Среди тех, кто поддержал подобные идеи, был М.Н. Капустин (первый том его "Теории права" под названием "Общая догматика" был издан в Москве в 1868 г.). Несколько позднее, на рубеже столетий, в это целое органически вплелось и юридическое государствоведение, придав данной науке и учебному предмету соответствующее звучание в качестве "теории права и государства" (по Уставу императорских Российских университетов 1884 года). Именно в такой последовательности - (а) право; (б) государство - данный курс первоначально и был определен как в специальной литературе, так и в официальных программах университетского образования в России*(10).

Грань XIX-XX столетий в стране на фоне существенного развития науки, культуры и искусства проявилась и в раздумьях о способах управления обществом в новых условиях, о правовых механизмах осуществления государственной власти. Создаваемые учеными-юристами концепции права отразили их живой интерес к судьбам России, ее культуре, роли личности в истории и государстве, проблемам построения государства и права на принципиально новой нравственной основе. Недаром подмечено, что одной из загадок, подаренной миру русской философией, была склонность именно юристов к прояснению тайн русской души, а изучение ими права было неотделимо от исследований человеческой природы и проблем человеческого общества*(11).

Тем не менее итогом деятельности российских ученых на ниве отечественной юриспруденции может послужить следующее признание Н.М. Коркунова, сделанное им в самом конце XIX в.: в "какие-нибудь полтораста лет мы почти успели наверстать отделявшую нас от западных юристов разницу в шесть с лишним столетий", хотя приходилось начинать с усвоения плодов чужой работы. Русские юристы могли пожаловаться "разве только на малое число людей, посвятивших себя научному изучению права, но никак не на их качество"*(12).

Советская юридическая наука в XX столетии старалась прилежно соответствовать официальной государственно-правовой политике и практике, следовала за ними, не пытаясь опережать, а тем более предлагать радикальные образцы для ориентирования и эксперимента. В основе такого сервильного прилежания стояли жесткая идеологизированность общественной жизни и огосударствленность права, что, в свою очередь, не могло не сказаться на всячески внедрявшемся приоритете всего классово-государственного, в том числе и в правоведении.

Уже в самом начале государственно-правового строительства в Советской России было заявлено (в постановлении Наркомюста РСФСР от 12 декабря 1919 г. о руководящих началах уголовной политики), что "право - это система (порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая организованной его силой". Такой подход на основе ленинских принципов о социальной и классовой природе и назначении социалистического права обосновывался в общетеоретической юридической литературе, где существенную роль играли Д.И. Курский (1874-1932), П.Л. Стучка (1865-1932), Н.В. Крыленко (1885-1938), Е.Б. Пашуканис (1891-1937).

В марте 1919 г. постановлением Наркомпроса РСФСР были упразднены юридические факультеты в университетах и вместо них созданы факультеты общественных наук, где собственно юристов готовило юридически-политическое отделение. Восстановлению юридических факультетов (под названием факультетов советского права) в 1925 г. предшествовало полное изменение программ правового обучения в сторону его идеологизации, что не могло не коснуться заданности и советской юридической науки. В 1931 г. на I Всесоюзном съезде марксистов-государственников и правовиков отмечено, что "основной и совершенно бесспорной предпосылкой для теоретической работы в области советского права является признание особого качества советского права, вытекающего из его классового существа".

В советской правовой литературе обосновывалось, что марксизм-ленинизм создал диалектико-материалистическую теорию государства и права и тем самым совершил революцию в юридической науке. Ее важнейшей особенностью и признавались установление и признание классовой природы государства и права. Большую часть ушедшего века юридическая теория на советском правовом пространстве подчеркивала на деле свою обусловленность "принципами социализма, социалистической революции, социалистического государства и общественного строя", как к тому призывал официозный идеолог социалистического права А.Я. Вышинский (1883-1954) с трибуны Всесоюзного совещания по вопросам науки советского права и государства в 1938 г.*(13)

По инерции в первые десятилетия XX столетия право в академической связке с государством продолжало оставаться в названии учебной дисциплины на первом месте. Однако затем реальное соотношение государства и права при социализме было восстановлено и формально, что было закреплено в правовой доктрине и в учебных курсах по юридическим дисциплинам, начиная с первого советского официального учебника по теории государства и права*(14).

Развитие базовой правовой науки на основе материалистического толкования государства и права шло с привлечением к общетеоретическим исследованиям таких видных советских ученых-юристов, как:

- Н.Г. Александров (1909-1974), под редакцией которого издан целый ряд учебников по общей теории государства и права в 1960-1970-е годы;

- А.М. Васильев (1923-1988), разрабатывавший понятийно-категориальный аппарат правоведения ("Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права", 1976);

- А.И. Денисов (1907-1984), написавший первый авторский учебный курс ("Теория государства и права", 1948);

- В.П. Казимирчук (1922-1999), обращавшийся к проблемам социального действия права ("Право и методы его изучения", 1965);

- П.Е. Недбайло (1907-1974), исследовавший теоретические проблемы права и его реализации ("Применение советских правовых норм", 1960);

- В.С. Нерсесянц (1938-2005), отстаивавший первичность права в соотношении с законодательством ("Право и закон", 1983),

- А.С. Пиголкин (1931-2004), разрабатывавший интерпретационные проблемы права ("Толкование нормативных актов", 1962);

- P.O. Халфина (1909-1998), среди широкого круга интересов которой были и актуальные вопросы права ("Общее учение о правоотношении", 1974);

- А.Ф. Шебанов (1923-1977), рассматривавший проблемы правотворчества и совершенствования законодательства ("Форма советского права", 1966), и др.*(15)

Своеобразным отражением юридической мысли советской эпохи стал четырехтомный курс "Марксистско-ленинская общая теория государства и права", вышедший в 1970-1973 гг. и ставивший задачей "обобщение всего, что сделано марксистско-ленинской наукой в области изучения общей теории государства и права", а также осмысление современной государственно-правовой действительности, что давало возможность "сделать выводы, способствующие дальнейшему развитию этой науки"*(16).

Творческая растерянность, охватившая теорию государства и права в конце 1980-х - начале 1990-х годов, вполне объяснима. Господствовавшая система, уходя в небытие, неизбежно тянула за собой и обслуживавшие ее институты, лишая их идеологических подпорок и подпиток. Проще всего оказалось сбросить внешнее проявление мировоззрения, не меняя своей внутренней сути. В юридических терминах и определениях исчезли до тех пор обязательные упоминания и увязки с марксизмом-ленинизмом, "развитым" социализмом или социалистической демократией. Российский юридический язык вновь приобрел цивилизованное звучание, что помимо всего избавило его носителей от необходимости прибегать к всевозможным ухищрениям в попытках объяснить, в частности, своим зарубежным коллегам "коренное" различие между "социалистическим правовым государством" и просто "правовым государством", между "социалистическим правовым порядком" и "правопорядком" как таковым.

Последующие шаги в правовой теории должны еще стать предметом специальных изучений, а пока они не столь явно прослеживаются, поскольку юридическая наука страны не может не зависеть от общего состояния, в котором находится правовая система государства в целом, представляя собой конкретно-историческую совокупность права, правосознания общества, юридической практики и правовой идеологии общества. В условиях практического воплощения конституционного принципа идеологического многообразия отсутствует жестко установленная, официальная правовая идеология как система единственно правильных (с точки зрения правящей элиты) взглядов на право и государство. Их формирует процесс реального осуществления правовых идей и проведения юридических норм в жизнь, который объективно отражается и в общетеоретической юридической науке. Ее современные положения находим в работах С.С. Алексеева, В.М. Баранова, В.Н. Карташова, В.В. Лазарева, Е.А. Лукашевой, А.В. Малько, В.П. Малахова, Т.В. Мальцева, М.Н. Марченко, Т.Н. Радько, Ю.А. Тихомирова, В.А. Туманова, В.Е. Чиркина и других российских юристов, основные позиции которых представлены и в настоящем издании.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 915; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!