Основные черты права в странах Древнего Востока. (Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай).



Правовая система Древнего Египта: Отсутствие массовых источников. У египтян все связано с памятниками, рисунками, которые связаны с религией. Вместо бумаги египтяне использовали папирус, непрочный материал. Когда он стирался, документ переписывали.

Источник "Книга мертвых" - руководство для умершего о том, как надо вести себя после смерти. По мнению египтян, умерший попадал в такой же мир, в каком они живут. Сначала надо было предстать перед судом. Душа должна была доказать, что в земном мире она не совершала противоправных действий (концепция уголовного права). "

 Древний Вавилон. В 18 веке до н.э. функционировала правовая система, т.к до нас дошел памятник - Базальтовая стела, на которой высечена надпись в 300 статей - законов Хаммурапи.

Текст начинается прологом (восхваление царя). Сам текс законов не структурирован, нормы не объединены по отраслям. Они содержат нормы гражданского, уголовного, материального, семейного, процессуального права. Текст написан сплошь. Только реконструкторы текста разделили его на нормы. Каждая из норм представляет собой определение конкретной гипотезы (предположение). В некоторых нормах есть санкции (описание неблагоприятных обстоятельств при неисполнении гипотезы).

Древнеиндийская государственность сформировалась в 15-14 веке до н.э. Источники: дхарма-шастры. Харма - непрекращающийся путь человека. Дух перерождается. Для ведической религии нет свободы воли человека, все предопределено (наоборот, важнейший принцип христианства - принцип воли).

Законы Ману - сборник религиозно-моральных наставлений в стихотворной форме. Состоят из 12 глав: сведения о мироздании и его Творце; о воспитании правоверного индуса; нормы и требования к семейной жизни; о дхарме царя. Артхашастра - трактат о политике.

Первоначально право Древнего Китая базировалось на нормах обычного права с дополнениями норм, сформированных на основе отдельных судебных решений и постановлений центральной власти.Наибольшее влияние на развитие права Китая оказали конфуцианство и школа легистов. Конфуцианство признавало преобладающее значение морали над правовыми нормами, отождествляли право с уголовным законом. Легисты напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни. Они проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех, выдвигали идею сильного государства.

 

Греческий полис и римская цивитас: основные институты государственной власти.

Греческий полис – «город-государство», форма организации которого была основана на общинных отношениях.

Особенностью полиса являлась собственность на землю всего гражданского коллектива, член которого имел собственный земельный участок, и потому являлся полноправным гражданином полиса.

Характерной чертой полиса были его небольшие размеры. Типичный греческий полис, как правило, имел свою хору (т.е. сельскохозяйственную территорию), достигавшую нескольких десятков, а то и сотен километров. В таком полисе проживало приблизительно 5 - 10 тысяч человек, из которых не более 2000 имели права гражданства.

Были и более крупные полисы: в Афинах проживало до 200 тысяч человек, хотя граждан в нем было не более 35 тысяч человек. Могли существовать и очень мелкие полисы, где проживало всего несколько сотен человек. Но каждый полис был суверенным государством, имевшим свое гражданство, свои законы и свои органы управления.

Центром полиса всегда являлся город, и греческая цивилизация, по сути, была цивилизацией городской. Именно город своими экономическими возможностями, динамичной жизнью формировал более высокий уровень потребностей, чем традиционный деревенский быт.

 Вершиной греческой цивилизации классической эпохи являлся, несомненно, автономный полис. Ему посвящались произведения поэтов, он восславлялся в сочинениях крупнейших философов. В самой Греции полис начал клониться к закату уже в четвертом веке до н. э., однако многие греки все еще полагали, что полис является единственной формой политического устройства, приемлемой для свободных людей. Греческие иммигранты на Востоке стремились продолжить славную традицию полиса, чтобы не раствориться в массе деревень и городов, в которых отсутствовали традиции политической автономии.
Цари династии Селевкидов охотно откликнулись на это требование переселенцев, которое вполне соответствовало их собственным политическим стремлениям; система полиса была весьма удобным средством для эффективного управления их огромным государством. Птолемеи, властители Египта, воздержались от внедрения на своей территории полисов. Основное население их страны было сосредоточено на узкой полосе земли вдоль берегов Нила, и их подданные издавна привыкли к нейтралистскому правлению, таким образом можно видеть, что два важнейших эллинистических государства Востока - Сирия Селевкидов и Египет Птолемеев - управлялись по-разному. В Сирии процветали десятки полисов в различных районах страны, в то время, как в Египте существовало лишь три полиса, одним из которых была столица Александрия. Большинство греческих переселенцев в Египте были вынуждены, таким образом, искать для себя иные способы политической организации, однако они не отказались от своих традиционных форм общественной жизни, которая сосредотачивалась вокруг гимнасия. Гимнасий стал своего рода символом греческого образа жизни. С течением времени во многих городах гимназионное воспитание превратилось в непременное условия получения прав гражданства.
Города, в которых практиковался режим полиса, считались союзниками царя. Основным органом власти в них по традиции являлось народное собрание, которое самостоятельно принимало важнейшие решения, избирало городских служащих и городские советы ("булы"), отвечавшие за ведение текущих дел города. Следует иметь в виду. что в эллинистических государствах Востока полисы являлись чуждым и ненавистным местному населению меньшинством. В связи с этим их положение всегда было довольно небезопасным.
Безопасность полисов зависела прежде всего от военной поддержки, которую предоставлял им монарх. Это. разумеется, в определенной степени подрывало их независимость. Для обеспечения своего влияния в полисе цари оказывали воздействие на процесс избрания важнейших городских служащих, а в некоторых случаях даже навязывали полисам выгодную им городскую конституцию. В каждом из городов постоянно присутствовал особый царский наместник, точка зрения которого являлась решающей. В некоторых случаях вмешательство монарха в дела города носило "священный" характер, так как в описываемую эпоху было принято обожествление царей. Этот феномен являлся следствием определенных воззрений, бытовавших среди греков и ранее, однако решающее влияние в его формировании оказала атмосфера Востока, где издавна было принято видеть в царе бога.
Несмотря на все вышеописанные ограничения, внедрение полисов вызвало колоссальные перемены в жизни народов Востока.

 

Civitas (цивитас) – гражданская община Рима с античной формой собственности. В этом она идентична греческому полису, но имеет некоторые особенности, так как практически не употребляется в значении «город» . Полис - государство, а цивитас - город.
Сходство в том что оба полиса возникли из общины, и основаны на принципах общинной демократии.

В 1864 г. вышла его книга «Cité antique», в русском переводе 1867 г. «Античная гражданская община» . В ней показана идентичность греч. полиса и римской цивитас, а также возникших на италийской почве муниципиев и колоний разного ранга.

Разница в том что в греческом полисе основной ценностью была идея отстаивания свободы и независимости полиса, а в Риме основной ценностью была идея величия Рима. Еще - среди учёных бытует мнение о том, что в результате Союзнической войны 90-88 гг. до н. э. история римского полиса заканчивается, он как бы растекается по Италии, превращаясь в известной мере в фикцию, потому что италийские жители перестают пользоваться одним из важнейших политических прав римского гражданина, правом голосовать на римском форуме (ius suffragii). При этом основной специфической чертой civitas была всё-таки античная форма собственности, определяющая общество, а не только полисное самоуправление.
И ГЛАВНОЕ: Важное отличие цивитас, достигнутое в результате развития, заключается в утрате замкнутости, характерной для полиса и ранней цивитас.
^ ЦИВИТАС, ПРАВО ГРАЖДАНСТВА, Civitas. До Сервия Туллия собственно гражданами были только патриции (см. Servius Tullius под словом Servii), а со времени этого царя — и плебеи. Права гражданина были: 1) в общественной жизни: a) ius suffragii, право голоса в комициях; b) ius honorum, право занимать все государственные должности; этого права плебеи в продолжение борьбы сословий достигали мало-помалу, а с 337 г. до Р. Х. овладели им совершенно; c) со времени издания lex Valeria, с 509 г. до Р. Х., и ius provocationis, право апеллировать к народу против смертных приговоров властей; право это впоследствии распространено было и на денежные пени, налагаемые властями; d) со времени издания leges Porciae (между 2-й и 3-й Пуническими войнами) свобода от всех позорящих честь наказаний, как-то: наказание розгами, кнутом и распятием на кресте; 2) в частной жизни: a) connubium, право вступать в законный брак по гражданскому праву; b) commercium, право приобретать римскую собственность. Ц. приобреталась рождением от римских родителей, отпущением на волю (см. Libertinus) и пожалованием, вследствие особого закона, lex, или народного решения, plebiscitum. Пожалование права гражданства принадлежало первоначально римским царям, а впоследствии комициям и центуриям (comitia centuriata), а затем комициям по трибам (comitia tributa). Ц. давалась весьма осмотрительно и первоначально только тем, которые переселялись в Рим, впоследствии же это право даровалось целым городам и народам (см. Municipium и Caerites).
Император Каракалла распространил право римского гражданства на всех живших в Римской империи свободных людей, и это он сделал единственно в видах обогащения государственной казны. Право гражданства терялось вследствие capitis deminutio maxima, в известных случаях вследствие изгнания, далее, продажи в рабство и добровольного выселения. Об ограниченном праве гражданства см. Municipium и Latium, 6 слл.

 

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 881; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!